Речевое развитие детей раннего возраста



Дата02.06.2016
Размер88.8 Kb.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№13»

Речевое развитие

детей раннего возраста

в условиях ФГОС

Магомедова П.С.





г.Избербаш.



Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем активнее
осуществляется его психическое и речевое развитие.
В.А. Сухомлинский

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Установлено что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культуройдетской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[ФГОС ДО].

Выделелены три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов. Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами- кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, в сад, на спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность. Практические методы: дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы;игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов,заучивание наизусть. Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, способствует освоению грамматического строя речи: "котенька", "коток", "котик", "котя".На радость ребёнку - заклички – детские песенки - обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

-Весна красна! На чём пришла? - На овсяном снопочку,

-На ржаном колосочку - На сошечке, на бороночке,

Спокойная мелодия колыбельной успокаивает ребенка, веселая потешка его радует:

- У нас доченька в дому, Баю, баю, баиньки,

- Что оладышек в меду. Купим сыну валенки,

-Что оладышек в меду, Наденем на ноженьки,

- Сладко яблочко в саду… Пустим по дороженьке

К.Д.Ушинский писал : Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться ,но свяжите двадцать таких слов с картинками ,и он усвоит на лету».На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание,воображение и речь. Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок , таким образом мы зарисовываем схемами весь текст.Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Сначала в работе использовали готовые схемы других педагогов , адаптируя и изменяя их, и увидели эффективность этой технологии. Включили в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили , что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать.Немного позже начали использовать мнемодорожки(несколько схематичных рисунков, расположенных линейно .

Например, стихотворение про весну А Н Плещеева.

Травка зеленеет ласточка с весноюhttp://www.coollady.ru/puc/1/fon/b/9.jpgкартинка 13 из 122230http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=226534609-71-72картинка 44 из 26401



http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=127380149-45-72

солнышко блестит: в сени к нам летит



По мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети учились составлять небольшие тематические рассказы. Помимо организованной образовательной деятельности мнемодорожки помогают нам в режимных моментах : это например, схема одевания на прогулку в приёмной, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнате.При использовании мнемотехники у группы детей занимающихся по данной технологии словарный запас выходит на более высокий уровень, появляется интересс к заучиванию стихотворений, дети преодолевают робость, застенчивость.

Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Гуси-гуси… “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Ай,лады,лады… ”, “Чики – чики - чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, «Три медведя».

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.Педагоги в работе с малышами используют упражнения на развитие речевого дыхания: « Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», « Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию. Мы используем нетрадиционную отрибутику в работе с малышами ,которая формирует правильное дыхание и укрепляет мышцы гортани. Вдох через нос и выдох через рот в трубочку.

dsc02188dsc02169

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. .

dsc02201

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Зайка и ушки», « Встали пальчики», « Кольцо» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук. Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Детям раннего возраста необходимо подобрать ЛЕГО крупного размера. Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания оздоровления организма в целом

dsc01366

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста необходимый фактор .Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики. Игровые упражнения, проводимые с использыванием картинок,разнообразны.С их помощью дети учатся согласовывать слова в предложениях,правильно подбирать прилагательные к существительным;узнавать предметы,правильно называть их.dsc_0768



Определять их цвет, размер, группировать предметы по определенным признакам (назовите предметы красного цвета»; «покажите и назовите то, что можно съесть»; «назовите тех, кто бегает(лает)»и т.п.);разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой) крупного формата. Рассматривание сюжетных картин обогащает и уточняет представления детей об окружающем мире, способствуют образному восприятию ,обогащают словарь за счет точных емких характеристик предметов и явлений. Сюжеты картин должны быть для младших дошкольников понятны и просты. Восприятию картин детей надо учить .С помощью специально продуманных вопросов педагоги обучают детей сосредоточенности, развивать способность к правильному суждению,речевому оформлению.В работе с детьми используем пособие В.В.Гербовой «Развити
Каталог: storage -> files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Основная образовательная программа основного общего образования
files -> Переход на новые образовательные стандарты моу сош №12 г. Дербента рд
files -> Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» 1 класса разработана по государственной программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. Г. Головановой, утверждённой мо РФ
files -> Учебно-методическое пособие для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
files -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
files -> Основная образовательная


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница