Ребенок с ограниченными возможностями в семье: медико-социальная реабилитация 14. 00. 52 социология медицины



страница1/4
Дата20.05.2016
Размер0,68 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи

Ермолаева Юлия Николаевна



РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В СЕМЬЕ: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

14.00.52 – социология медицины


АВТОРЕФЕРАТ



диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук


Волгоград - 2008

Работа выполнена в Волгоградском научном центре РАМН и Администрации Волгоградской области




Официальные оппоненты

Ведущая организация



доктор медицинских наук, профессор

ЛЕДЯЕВ Михаил Яковлевич

доктор медицинских наук, доцент ЭРТЕЛЬ Людмила Александровна

доктор социологических наук, профессор КЕСАЕВА Рита Эльбрусовна,

Пермская государственная медицинская академия

Защита состоится 1 марта 2008 года в 12.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 208.008.04 при Волгоградском государственном медицинском университете по адресу: 400131, Волгоград, пл. Павших борцов, 1, ауд. 4-07.


С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета.
Автореферат разослан _________________________2008 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

доцент Л.М. Медведева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия институциональная структура россий­ского общества находятся на стадии трансформации, которая непосредственно затрагивает ценностно-нормативную систему общества. В наибольшей степени эти преобразования отражаются на социально уязвимых категориях населения - на пенсионерах, инвалидах, си­ротах, малообеспеченных, многодетных и неполных семьях с детьми.

Проблема инвалидности является одной из самых острых проблем со­циальной сферы российского общества. Состояние здоровья населения РФ, уровень инвалидизации, качество и уровень жизни россиян, особенно лиц с ограниченными возможностями здоровья, свидетельствуют о неэффективно­сти социальной политики в отношении инвалидов, являющихся в структуре современного общества специфической медико-социальной группой (О.П.Голева, 2001; Л.П.Гришина, Т.И.Анчеева, 2002; Л.П.Гришина, В.В.Кудрявцев, С.Н.Лузин, 2002; Д.И.Зелинская, 1995, 1997, 2001; Д.И.Зелинская, Б.А.Кобринский, 2000; Ю.П.Лисицын, 1987, 1998; А.И.Осадчих, С.Н.Лузин, Д.И.Лаврова и др., 2002; С.Л.Лузин, Н.Ф.Дементьева, 2002, Д.А.Алешин, 2005; И.В.Хайрутдинова, 2006; Ю.А. Короткова, 2006; И.Б.Кантемирова, 2006; Д.С.Василькова, 2007; Д.Л.Джураева, 2007 и др.).

Особую тре­вогу вызывает состояние детской, подростковой и юношеской инвалидности. Актуальность данной темы подтверждается динамикой численности людей с ограниченными возможностями здоровья в российском обществе. Последние данные государственной статистики свидетельствуют о том, что к настоящему времени в Российской Фе­дерации число инвалидов уже достигло 12 миллионов человек, из них около 700 тыс. - дети-инвалиды.

В настоящее время забота о здоровье матери и ребенка является одним из государственных приоритетов. В результате принятых мер удалось стабилизировать показатели перинатальной и материнской смертности. Между тем общее здоровье новорожденных продолжает ухудшаться: заболеваемость новорожденных возросла в 2,8 раза, в том числе болезнями с высоким риском летальности, повысился процент рождения недоношенных детей с критической массой тела при рождении.

Недоношенные дети составляют группу высокого риска: данные, накопленные зарубежной статистикой, свидетельствуют о том, что менее 30% детей этой категории будут с нормальным интеллектуальным и психическим развитием. В этих случаях наиболее важное значение приобретает ранняя и правильная диагностика, дифференцированное лечение и своевременная коррекционная работа.

Накопленный опыт работы с детьми раннего возраста позволяет говорить, что реализация ранней диагностики детей первых лет жизни особенно актуальна, ибо она связана с ярко выраженным сензитивным периодом в развитии ребенка. В силу этого можно говорить о правомерности выделения в данной работе этапа "ранней коррекции". При этом огромное значение придается мероприятиям, способным комплексно решать как проблемы медико-социальной реа­билитации, так и последующей социальной интеграции этих инвалидов в обще­ство.

В последние годы заметно повысилось научное внимание к проблемам семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Пристальный интерес к проблемам семьи связан с пониманием значения, которое имеет данный социальный институт для развития общества. В ходе функционирования семьи происходит социализация подрастающего поколения, подготовка новых членов общества. Образ жизни семьи, особенности функционирования семейной системы являются той воспитательной средой, которая обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не может стать человеком и личностью. Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Для данной категории детей семья часто оказывается единственным институтом воспитания. Именно на членах семьи лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка, имеющего психофизический дефект. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и то, что приобретается в семье, он использует для дальнейшей социализации и интеграции в общество. Большинство специалистов (И.В..Журавлева, 2002; С.Д.Забрамная, 2000; Е.М.Мастюкова, 2003 и др.) солидарны во мнении, что квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии существенно дополняет комплекс медицинских и образовательных мероприятий. В связи с этим, взаимодействие семьи и медицины как социальных институтов, ответственных за реабилитацию детей-инвалидов, является приоритетным для социологии медицины.

Анализ научных работ, представленных в отечественной и зарубежной литературе, показал настоятельную потребность в научно обоснованных и апробированных программах адаптации семьи к заболеванию ребенка с целью ее дальнейшего включения в медико-социальный реабилитационный процесс (С.Д.Забрамная, 2000; Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, 2000; Д.Н.Исаев, 1996; Л.М. Мастюкова, А.Г. Московина, 2003; А.С. Спиваковская, 2000; В.В. Ткачева, 2000; О.Б. Чарова, 2003; Е.А. Савина, 1999; Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий , 2000).

Это требует внесения значительных корректив в работу системы медико-социальной реаби­литации (О.П.Голева, 2001; Л.П.Гришина, Т.И.Анчеева, 2002; Л.П.Гри­шина, В.В.Кудрявцев, С.Н.Пузин, 2002; Д.И.Зелинская, 1995, 1997, 2001; Д.И.Зелинская, Б.А.Кобринский, 2000; Ю.П.Лисицын, 1998; А.И.Осадчих, С.Н.Пузин, Д.И.Лаврова и др., 2002; С.Н.Пузин, В.В.Линник, Л.Н.Чикинова и др., 2002 и др.) и диктует необходимость организации соответствующих реабилитаци­онных структур (Б.А.Сырникова, 2001, Н.Ф.Дементьева, 2002, А.К.Николаева, 2002, О.С.Андреева, 2000, О.В.Киселева, 2001, М.Р.Гальперин, 2001, К.А.Семенова, 2002 и др.).

Все изложенное определило цель и задачи настоящего исследования.



Цель диссертационного исследования научно обосновать и разработать концепцию медико-социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в семье на основе комплексного социологического исследования основных проблем детской инвалидности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:



  • изучить и систематизировать опыт медико-социальных
    исследований по проблемам семьи, воспитывающей ребенка с
    ограниченными возможностями;

  • разработать программу и методики, которые позволят изучить медико-социальные характеристики, потребности и интеграционный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;

  • провести анализ специальных законодательных и иных правовых актов социальной направленности по вопросам конституционных прав на жизнь и здоровье, в сфере социальной защиты, интеграции, обеспечения медико-социальной помощью детей с особыми нуждами и их семьей, с точки зрения соответствия международным стандартам обеспечения равенства возможностей;

  • изучить распространенность инвалидности среди детей по обусловившему заболеванию, главному нарушению и ведущему ограничению жизнедеятельности;

  • составить социальный портрет семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, изучить потребности данных семей в основных видах медицинской и социальной помощи, дать оценку интеграционного потенциала семей при медико-социальном обслуживании, выявить основные группы риска и разработать прогностические таблицы вероятности формирования инвалидизирующей патологии у детей;

  • провести анализ отношения здоровых лиц к детям с ограниченными возможностями;

  • разработать и научно обосновать концепцию медико-социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в семье на территориальном уровне.

Объект исследования: дети и подростки с ограниченными возможностями (0-17 лет) Астраханской области; семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями (0-7 лет); агенты социализации ребенка с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: медико-социальные потребности и интеграционный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями; социальное отношение к проблеме интегрированного образования.

Гипотеза исследования. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями, масштабность проблемы в медицинском и социальном плане диктует необходимость постоянного социально-гигиенического мониторинга за факторами медико-демографического, наследственно-семейного и социального характера, влияющими на инвалидизацию детей, а также за потребностями семей, имеющих ребенка-инвалида, в основных видах медицинской и социальной помощи. Предполагается, что проведенное комплексное медико-социальное исследование проблемы с учетом уровневой структуры социальной интеграции ребенка с психофизическим дефектом, которая включает институт семьи, здравоохранения и образования, будет способствовать более эффективному внедрению систем медико-социального обеспечения, направленных на прогнозирование инвалидности, предупреждение вторичных нарушений у детей, страдающих инвалидизирующими заболеваниями, наиболее полного использования реабилитационного потенциала детей и успешной интеграции их в социум.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на материалах конкретного региона РФ представлена концепция медико-социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в семье. Диссертант впервые систематизировалпроблемы семьи с ребенком-инвалидом по критерию медико-социальной помощи, дал качественную оценку степени социальной защищенности декретированных семей на основе проработки законодательных актов; рассмотрел конкретные проблемы и потребности семей с детьми-инвалидами в основных видах медицинской и социальной помощи; представил классификацию факторов риска вероятности формирования инвалидизирующей патологии: медико-демографического, наследственно-семейного и социального характера, выяснил оценку отношения здоровых лиц к детям с ограниченными возможностями.

Каталог: science
science -> Вопросы для вступительного испытания по направлению подготовки «Образование и педагогические науки»
science -> Курс лекций для бакалавриата по направлению «Документоведение и архивоведение»
science -> Демина Диана Сергеевна психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков
science -> Управление инновационной деятельностью вузов: теория, методология, практика
science -> Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 медицинская психология
science -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
science -> Интегративно-дифференцированный подход в системе непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница