«Реализация технологии музейной педагогики в условиях образовательного учреждения»



Дата20.05.2016
Размер95.1 Kb.
ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И. Панферова»



ОБУЧАЮЩАЯ ПЛОЩАДКА

Тема: «Реализация технологии музейной педагогики в условиях образовательного учреждения»

Цель: показать возможности использования технологии музейной педагогики в практике работы образовательного учреждения.

Задачи:

1.Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике.

2. Внедрение новых подходов к организации музейного пространства.

3.Гармонизация развития творческой личности.



Время: 45 мин.

Место: каб.№№32 (Музей творчества)-33

Участники: педагоги и студенты колледжа, воспитатели, учителя начальной школы

Оборудование: мультимедийный комплект, презентация, раздаточный материал, буклеты, игрушки глиняные, игрушки-свистки для росписи, кисти, краски.

Содержание обучающей площадки

I. Технология музейной педагогики в системе образования.

II. Разработка модели современного музея в условиях образовательного учреждения.

III. Фрагмент музейного занятия «Ознакомление с народным праздником «Свистунья»»
Ход
I. Технология музейной педагогики в системе образования.

II. Разработка модели современного музея в условиях образовательного учреждения.

Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества

 При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики администрации  учебных общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов встречаются с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем  модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования.

Итак,  в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:

цель,

задачи,


направления,

принципы,

музейные педагогические технологии.

По данному алгоритму можно составить такую модель  и апробировать её результативность.



Цель музейной педагогики– создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

- Воспитание любви к родному краю  и людям, заботящимся о его процветании;

- Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;

- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

- Освоение нового типа  занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

- Формирование у дошкольников представления о музее.

-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

- Развитие речи и расширения словарного запаса.

- Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

Воспитание культуры поведения.



Направления деятельности музея:

- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.

Одним из основных принципов  любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт  возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники.

Создание экспозиции – сложный  процесс, проходящий несколько этапов:



А.Разработка концепции будущей экспозиции, т.е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

Б,Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции.

После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.



- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии  является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

 Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.   К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:

Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;

Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым  строится текст экскурсии,  и её проведение.



- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы  музея является  разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями  науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

Комплексность – включение всех типов восприятия;

Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

-  занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое  посещение  музея – это  занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе  занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

III. Фрагмент музейного занятия «Ознакомление с народным праздником «Свистунья»»

Вя́тская свисту́ньяСвистопля́ска — самобытный вятский народный праздник.По всей вероятности, Свистунья в далекие годы была праздником, когда вятичи по весне встречали бога солнца Ярилу пением глиняных дудок.

Первые документированные упоминания о Свистунье и её описания относятся к началу XIX века. В 1811 году генерал-майор Николай Захарович Хитрово, между прочим зять прославленного полководца Михаила Илларионовича Кутузова, всегда состоявший «при особе государя», был вдруг внезапно «удален на Вятку» (то есть сослан, но, так сказать, сослан неофициально). В Вятке впавшему в немилость генералу довелось стать свидетелем удивительного народного праздника, называвшегося тогда Свистопляской, а теперь - Свистуньей. Свистопляска произвела на Хитрово очень сильное впечатление. Он даже написал о ней. Из этого описания мы можем узнать, что в 1811 году праздник еще разделялся на две не похожие друг на друга части. С утра в ветхой часовенке у городских валов поминали предков. А «остальная часть сего достопамятного дня» посвящалась увеселениям: «народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улице». Это и есть праздник Свистунья. С давних времен славился город Вятка этим праздником. Ну и здорово же здесь свистят... Вот идет Ванька Ашихмин, пиджак новый надет для праздника, а во рту бараний хвост: и глиняный баран поет так тонко... А старухи на скамейке сидят да говорят: - В прежние то времена свистели еще здоровее. В прежние времена свистели и старики - к седой бороде приставит барана, ходит и свистит черт старый..» - так вспоминал об этом празднике в своих «Вятских записках» Всеволод Лебедев, очень талантливый, русский писатель. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевые свистульки. Затем разворачивалось буйное веселье, которое распространялось и в окрестные городские кварталы: люди шумели, горланили песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои и завязывали потасовки, угощались разными лакомствами, пили вино Тут надо добавить, что не только острым свистом заполнялся этот жизнерадостный праздник. На нем и поводыри ходили с учеными медведями, и Петрушка, любимец детей, пронзительно пищал из балагана, и крутилась под визг девчонок пестрая, нарядная карусель. И чего-чего только не было. А главными героями конечно выступали дымковские глиняные расписные игрушки.

Бока крутые,

Рога завитые,

Копыта с оборкой,

На спине – Егорка.

Вятские свистульки после праздников выставлялись между рамами и служили украшением окон.

Индя, индя, индючек,

Ты похож на сундучек,

Сундучек не простой,

Красный, синий, золотой..

Между прочим, именно с этого праздника и начинается слава дымковской игрушки.

Свистульки изготавливали не только вятские мастера, делали их и селе Филимоново, и в городе Калинине и в селе Абашево и в Саратовской губернии есть свои свистки, но об этом я вам расскажу в другой раз.

А сейчас я всем предлагаю стать мастерицами расписывающими свистульки. Присаживайтесь, выберите одну из игрушек и постарайтесь расписать ее по картинкам.





Каталог: files -> main -> documents -> 2016
2016 -> Методическая разработка «Тренинг эффективной самопрезентации студентов»
2016 -> -
2016 -> Исследовательская работа «Профилактика и раннее выявление сколиоза у детей»
2016 -> «Обучение нормам ударения и произношения на уроках русского языка и культуры речи как способ формирования языковой компетенции студентов профессиональных образовательных организаций»
2016 -> Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 39. 02. 01. «Социальная работа», заочной формы обучения, базовой подготовки
2016 -> Программа по социализации детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
2016 -> Программа «психолого-педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов к новым условиям обучения»
2016 -> Методическая разработка практического занятия для студента для специальности: Сестринское дело
2016 -> Тесты по педагогике в сети Интернет для использования на уроках педагогики и во внеурочной деятельности со студентами дневного и заочного отделений


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница