Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях введения фгос общего образования



Дата30.03.2021
Размер42 Kb.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


КИРАСИРОВА Н. А., ЛИТВИН Л. Ю.

г. Челябинск, МАОУ СОШ № 78

Развиваются общество, человек – меняется и воспитание. На современном этапе изменяется, прежде всего, представление о самом человеке как носителе духовности, его возможностях, интересах, потребностях. Рождается новый тип человека: свободного, самодостаточного, творчески ориентированного, открытого, гуманного, способного к социокультурной интеграции. По-прежнему школа для ребенка является той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой и обусловит его ценностные ориентации. Именно поэтому, решая задачи воспитания, школа должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

МАОУ СОШ № 78 города Челябинска в течение ряда лет работает над проблемой духовно-нравственного воспитания обучающихся. С 2006 года учреждение осуществляло свою деятельность в статусе городской экспериментальной площадки по разработке Модели педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности в условиях общеобразовательного учреждения. С 2011 года по настоящее время школа совместно с ГБОУ ДПО ЧИППКРО реализует научно-прикладной проект «Механизмы реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном учреждении».

В ходе экспериментальной деятельности были разработаны и реализуются: модель педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности в условиях ОУ; программа управленческой деятельности по реализации модели; программа мониторинга эффективности реализации данной модели; программа духовно-нравственного воспитания обучающихся МАОУ СОШ № 78.

В настоящее время педагогический коллектив МАОУ СОШ № 78 осмысливая собственный опыт в деле духовно-нравственного воспитания обучающихся, опираясь на новые государственные нормативные документы, а так же требования ФГОС, разработал Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, которая направлена на создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы. Развитие социального партнерства с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, учреждениями профилактической направленности, досуговой направленности и т. д. создает условия для построения широкого образовательного пространства через реализацию совместных образовательных и воспитательных программ и проектов.

Содержание воспитания в учреждении по мере развития детей насыщается их опытом и жизненными событиями. Для более успешного решения этой задачи в воспитательной системе школы выделен приоритетный и системообразующий вид совместной деятельности педагогов и воспитанников – духовно-нравственное развитие ребенка посредством коллективно-творческой деятельности и активной, социально преобразующей деятельности.

Разработанная в МАОУ СОШ № 78 программа духовно-нравственного воспитания состоит из двух подпрограмм для каждой ступени обучения.



1 ступень – начальная школа 1–4 классы «Азбука духовной культуры» (знакомство и расширение представлений о нормах культурной жизни, приобщение воспитанников к нормам культурной жизни).

2 ступень – 5–11 классы «Мастерская культуры» (развитие интересов и способностей воспитанников к различным видам деятельности; поиск своего решения, взгляда на проблему; подготовка к созданию своего творческого стиля жизни, своей духовной лаборатории).

Воспитательные подпрограммы для каждой ступени обучения состоят из нескольких структурных элементов – проектов, которые меняются в соответствии с возрастом обучающихся и реализуется через конкретные виды деятельности, направленные на формирование культуры человека. Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего урочную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных ценностей, моральных приори­тетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. В начальной школе проекты: «Школа познания», «Школа здоровья», «Школа природы», «Школа искусства», «Школа человечности», «Школа дела». Для обучающихся 5–11 классов проекты: «Эра интеллекта», «Жизнь», «ГармониЯ», «Я – человек», «Я – гражданин», «Свой мир творим сами».Данные проекты наполнены конкретным содержанием тех или иных видов деятельности детей и взрослых, в процессе которой приобретаются знания, умения, а на основе последних рождаются отношения, определяющие действия, поступки, поведение человека.

В проектах определено содержание, формы воспитывающей деятельности детей и взрослых, механизмы взаимодействия образовательного учреждения и других субъектов. Каждый из проектов логически завершен, имеет достаточную степень свободы, что позволяет педагогу использовать их в индивидуализированной форме с учетом интересов детей. Данные проекты направлены на стимулирование процессов самопознания, желание и стремление ребенка к саморазвитию, к самовоспитанию.

В воспитательной системе школы сложился календарь традиционных творческих дел, что позволяет максимизировать эффект воспитательного воздействия технологии КТД. При этом, несмотря на традиционность мероприятий (каждое из которых проводится ежегодно), каждое дело становится всегда ярким и незабываемым событием в жизни школы. Этому способствует творческий подход к его подготовке и организации, а также участие разных подростков в составе творческих групп. Обучающиеся принимают участие в планировании воспитательных дел и событий, проходящих в школе. В начале года проходит традиционное дело «Аукцион идей» на котором предлагаются разные варианты дел и классы получают гранты на его проведение.



В школе активно ведется воспитательная работа по развитию социальной активности школьников. При этом социальная активность рассматривается педагогическим коллективом как позитивная, созидающая активность ребенка, направленная на качественное преобразование в лучшую сторону окружающей действительности. Конкретным выражением этой деятельности является его участие в социальных проектах, таких как: помощь МДОУ «Сделай лето интересней», развитие школьного музея «Виртуальный музей», организацию досуговой деятельности в микрорайоне «Праздничное настроение», проект «Исторический троллейбус», посвященный 70-летию организации «Молодая гвардия». Результативность работы воспитанников в направлении социального проектирования подтверждена успешным участием в конкурсе социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я – Гражданин России» на уровне города и области. Технология социального проектирования успешно применяется на всех ступенях обучения. Поддержка активности и инициативы воспитанников является непременным условием работы педагогического коллектива. В практике образовательного учреждения сложилась и стабильно функционирует система ученического самоуправления в виде совмещенной административно-игровой модели «Республика Мальчишек и Девчонок». На 1 ступени обучения реализуется система самоуправления – Солнечный город.

Потенциал, накопленный за годы работы по становлению и развитию воспитательной системы школы, позволяют педагогическому коллективу МОУ СОШ № 78 выстраивать дальнейшие перспективы развития образовательного учреждения в условиях внедрения ФГОС общего образования. Наш педагогический коллектив сумел значи­тельно повысить результативность своей деятельности, а именно:

  • повысилась эффективность педагогического содействия развитию личности обучающихся, формированию их нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетиче­ского и физического потенциалов;

  • ежегодно растет удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы – важным показателем улучшения нравственно-психологического климата в учебном заведении, достаточно высокий рейтинг школы в районе.

  • значительно обогатился теоретический и технологический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, личностно ориентированной;

  • формируется индивидуальность школы и привлекательными и неповторимыми чертами.

Ценностные основания деятельности педагогического коллектива МАОУ СОШ № 78 г. Челябинска по-прежнему определяют в качестве главного приоритета – духовно-нравственное воспитание и развитие личности обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения.
Каталог: upload -> iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница