Реализация принципа наглядности при обучении устной речи на уроке ия



Скачать 31,15 Kb.
страница1/2
Дата13.12.2022
Размер31,15 Kb.
#196671
ТипУрок
  1   2
Связанные:
6 стр при обучении устной речи на уроке ИЯ


Реализация принципа наглядности при обучении устной речи на уроке ИЯ
Обучение иностранным языкам - процесс весьма специфичный. При целевой установке - добиться практического овладения иностранным языком - главное заключается в формировании и дальнейшем развитии умений и навыков пользоваться иностранным языком как средством общения.
Преподавание иностранного языка в школе приобретает с каждым годом все большее значение, так как при приеме на работу знание иностранного языка играет немалую роль. Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в средней школе, состоит в том, чтобы научить учащихся грамотным иноязычным высказываниям, которые должны быть аргументированы, логичны и разноструктурны.
Формировать устную речь учащихся не просто по многим причинам: это и ограниченный объем программного материала, и ограниченные временные возможности общения на иностранном языке, личностные особенности учеников и учителя, их лингвистический опыт на родном языке.
В связи с активным использованием различных средств обучения в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о наглядности. Одной из основных целей использования наглядности является выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах, и только при использовании наглядности существенное выделяется в плане восприятия.
Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядного пособия, применять наглядные средства обучения. И каждый учитель тратит много времени и сил на подбор и изготовление наглядных пособий. Стены классных комнат, кабинетов школ увешаны разного рода таблицами, схемами, картами, картинками; шкафы кабинетов тоже заполнены главным образом наглядными пособиями.
Принцип наглядности – один старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки и многое другое. [14].
Необходимо также отметить функции наглядности, которые она выполняет:

  • служит средством развития языковой наблюдательности у учащихся и увеличении объема их знаний в процессе сопоставления родного и иностранного языков;

  • способствует научению устной и письменной речи в соответствии с типичными моделями речевых поступков (вербальных ситуаций);

  • развивает память путем ее опоры на различные органы ощущения и впечатлительность;

  • приучает к познанию единичного, к образованию о нем представления;

  • обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;

  • развивает образную речь и через образную речь (художественную) вызывает у учащихся активность их творческого воображения, наглядные образы которых могут репрезентировать законы языка.

Принцип наглядности обучения реализуется с помощью наглядного метода с применением множества средств наглядности.


Принцип наглядности требует от педагога четкого определения дидактической цели использования наглядности; порядка и методики показа; выбора целесообразного количества наглядности и последовательности демонстраций; сочетания отдельных видов наглядности; включения учащихся в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов; соблюдения требований культуры показа; а также вывода преподавателя.
Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Проблема использования средств наглядности при обучении иностранному языку стоит достаточно остро. Многие школьные учебники, а их становиться год от года все больше, перегружены различными фотоиллюстрациями, графическими изображениями, таблицами и схемами, которые, подчас, не помогают учащимся, а, наоборот, отвлекают их от сути изложенного материала. Уместно, в этой связи, вспомнить слова Николая Пирогова: “Ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо … ничего путного не сделают”.


Применение наглядных методов обучения обусловлено дидактическим принципом наглядности, который обосновал в “Великой дидактике” Я.А.Коменский. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и считал, что обучение следует начинать “не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними”. Я.А.Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “…Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности. Существует мнение, что наглядность обязательно должна присутствовать на уроке, так как стимулирует интерес к обучению у учащихся. Но не стоит забывать, что чрезмерное употребление средств наглядности может привести к обратному эффекту, то есть не во благо. Большое количество наглядности отвлекает, что приводит к рассеянному вниманию.


Рассматривая наглядность, как принцип, можно сделать вывод, что это «золотое правило дидактики», которое впервые открыл в ХVI веке чешский педагог Ян Амос Коменский. Это правило гласит « …Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Для успешного обучения педагогу важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те исходные положения или принципы, которыми нужно руководствоваться. Умелая реализация принципов в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности. Одним из наиболее важных из них является принцип наглядности обучения.


Наглядные средства при обучении иностранному языку используются для иллюстрации страноведческого материала, для создания наглядной опоры при презентации какой-либо ситуации, стимулирующей общение. Нет сомнения, что “страноведческая” наглядность необходима, она позволяет дать учащимся красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, как необходимы и иллюстрации, облегчающие понимание иноязычных выражений. Однако нельзя сводить роль наглядности только к этому.
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Использование наглядных средств необходимо не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей.
Используя любой вид наглядности, можно добиться хороших результатов, но при этом нужно учитывать, в какой части урока и в какой степени наиболее удачно использовать наглядность.

Скачать 31,15 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница