«Реализация национального регионального компонента как основа гражданско-патриотического воспитания дошкольников»



Дата01.06.2016
Размер54 Kb.
Педагогический совет

январь, 2015 г.

по теме:

«Реализация национального регионального компонента как основа гражданско-патриотического воспитания дошкольников»

Ставрополь, 2015
Цель:

Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско- патриотического воспитания.

Закрепить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной страны, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей в условиях перехода к ФГОС ДО.

Форма проведения: «круглый стол».

Подготовка к педсовету.


  1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.

  2. Проведение оперативного контроля «Анализ средовых условий группы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

  3. Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Гражданско-патриотическое воспитание» (литература, опыт, методические разработки, пособия).

  4. Проведение консультации для воспитателей: «Патриотическое воспитание дошкольников».

  5. Проведение смотра-конкурса по теме «Герб моей семьи» в подготовительных группах.

  6. Проведение анкетирования родителей по теме «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка».

  7. Проведение анкетирования воспитателей «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

  8. Проведение тематической проверки «Анализ работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Повестка дня:

  1. Во исполнение: реализация решения ноябрьского педсовета.

  2. Актуальность темы педсовета. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО и преемственности с начальной школой.

  3. Нормативно-правовая база по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

  4. Патриотическое воспитание дошкольников через инреграцию образовательных областей. Из опыта работы воспитателей разных возрастных групп. Выступление воспитателей.

  5. Обсуждение проектов по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Традиции и культура народов Северного Кавказа».

6. Обзор программ, методических разработок, литературы по данной теме.

7. Анализ анкет и результаты тематической проверки. Итоги смотра-конкурса «Центр по гражданско-патриотическому воспитанию».

8. Итог и решение педсовета.

Ход педсовета

Во исполнения ноябрьского педсовета: Полунина И.Л.

1. Гражданско-патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием. Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.

2. Чтобы правильно строить работу по гражданско-патриотическому воспитанию, за основу необ­ходимо изучить следующие документы:

- Конституция Российской Федерации.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

- Федеральный закон «Об увековечении Победы совет­ского народа в Великой Отечественной вой­не 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.



  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 оды»

  • ФГОС ДО.

3. По третьему вопросу выступила Курбакова И.А. В своем выступлении она затронула вопрос: «Что такое патриотическое воспитание?» и показала презентацию «Растим патриотов России». Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система гражданско-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- взаимодействие с родителями;



  • взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

  • Презентации.

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

О воспитательно - образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста рассказала воспитатель Бондаренко С.В., среднего возраста – Леотньева О.Т. старшего возраста – Курбакова И.А детей подготовительной группы – Магомедова И.А. О патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе рассказала Руденко С.В.

4. По четвертому вопросу прошло активное обсуждение проектов по нравственно-патриотическому воспитанию на темы: «Ставрополь город Креста», «История Пятигорского Провала», «Традиции и культура народов Северного Кавказа». Прошло обсуждение того, что должно быть сделано в рамках этого проекта, а также была назначена примерная дата защиты проектов.

5. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.



  • Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»

  • Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

  • Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

  • Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»

  • «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.

  • Новицкая М.Ю. «Наследие»

6. Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка», а также была проведена тематическая проверка и оценка работы воспитателей старших и подготовительных групп.

Родителям предлагалось анонимно ответить на такие вопросы, как:



  • Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

  • Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  • Что, по Вашему мнению, означает выражение «быть патриотом»?

  • Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?

  • Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами?

  • Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

  • Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?

Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. 18% ответивших на анкеты родителей, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.

При ответе на вопрос о возможности патриотического воспитания в детском саду, лишь 12 человек ответили отрицательно, а остальные родители считают, что не только возможно, но и нужно обязательное знакомство с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны.

Быть патриотом, по мнению родителей, это значит любить свою Родину, несмотря на все трудности, жить в своей стране. 80% ответивших, считают, что быть патриотом – это преданность и верность своей стране, своему народу, а также гордость за свою страну, свою нацию.

50% ответивших родителей считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей должна нести семья, 15% – что семье должна помогать школа, и еще 40% - что ответственность за патриотическое воспитание дошкольников должны нести и семья, и школа и детский сад.

Всего лишь 17 человека, из 112 опрошенных, отрицательно ответили на вопрос о том, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами.

На вопрос об ознакомлении с родословной семьи, родители отметили не только актуальность этой темы, но и необходимость изучения истории своей семьи, как части общества, возникновения своей фамилии. И всего лишь 1 человек ответил, что эта тема неактуальна.

На вопрос о семейных традициях, 35% родителей затруднились ответить или ответили отрицательно. А остальные отметили, что семейные традиции, в основном, это семейные праздники, дни рождения, проведение совместного отдыха, прогулки всей семьей по выходным.

Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Воспитателям старшей и подготовительных групп раздавались анкеты «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников», в которых они ответили на следующие вопросы:


  • Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

  • Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

  • Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

  • Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

  • Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

  • Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

  • Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

  • Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

  • Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

  • Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

  • Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

  • Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Анализ анкет и результаты проверки показали: почти все воспитатели отметили, что они владеют методиками и технологиями по вопросам патриотического воспитания, но не имеют достаточных знаний о русской народной культуре и традициях, о Москве. По вопросу о создании в группе соответствующей предметно-развивающей среды, только один педагог считает, что такая среда в его группе организована не достаточно хорошо.

Итоги смотра-конкурса центров по гражданско-патриотическому воспитанию.

В конце октября 2014г. был проведен смотр-конкурс центров по патриотическому воспитанию детей в старших и подготовительных группах.

Все центры были оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО, методическая и художественная литература соответствовала возрасту детей.



  1. место заняла группа №…

  2. место - группа №…

  3. место поделили между собой группы №… и …. С чем мы их и поздравляем.

7. Решение педсовета:

  1. Провести анализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

  2. Воспитателям групп подготовить презентации «Ставрополь-край родной» май 2015.

  3. Провести мастер-класс по проектам на тему: «Традиции и культура народов мира». Отв. Литвинова Е.

  4. Провести консультации для родителей: «Экскурсия выходного дня», «Исторические места города Ставрополя».

  5. Провести конкурс в старших и подготовительных группах «Родословная семьи». Условия конкурса: небольшие рассказы и фотографии детей и их родителей. Древо семьи. История семейных вещей. Март, 2015




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница