Реализация концепции современного урока физики в рамках введения фгос ООО



Скачать 73.94 Kb.
Дата20.04.2016
Размер73.94 Kb.
Реализация концепции современного урока физики в рамках введения ФГОС ООО

Зибарева Е.К., учитель физики 1 категории МОАУ СОШ №6 г. Орска

26 августа 2014г.


  1. Слайд 1. Реализация концепции современного урока физики в рамках введения ФГОС ООО

  2. Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от наших детей умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

  3. Если традиционно считалось, что основной задачей школы являлось образование, то теперь педагоги должны быть направляющей силой для развития природного потенциала обучаемых, самоопределения и самореализации личности, свободной адаптации в современной жизни. Переход на ФГОС в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявление и развитие творческих способностей обучающихся, на инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность и мобильность будущих выпускников.

  4. Главная задача школы - создать необходимые условия для обучающихся и обеспечить учебный процесс в соответствии с требованиями нового стандарта. Педагогу - учитывать и создавать такие условия на уроке, которые могли бы способствовать реализации творческого потенциала обучаемых, которые должны уметь придумывать, находить необходимые решения известных проблем, анализировать, работать с различными источниками информации. Учителя физики, обычно заинтересованы, прежде всего, в усвоении учениками учебного материала по предмету в соответствии с образовательным стандартом. На уроке часто катастрофически не хватает времени, а наша авторитарная позиция сковывает и убивает какую-либо инициативу и самооценку обучающихся, снижая тем самым уровень их развития и креативности. Все это чаще всего приводит к пассивности учеников.

  5. В результате традиционного обучения дети выходят из стен школы с «кучей-кашей знаний», и при этом они теряются и понимают, что их не научили главному: как эффективно общаться, самостоятельно решать проблемы, справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, сказать «нет», уметь отказывать, быть успешными в учебе и работе, в жизни. Из-за несформированности этих жизненно-важных навыков многие выпускники в будущем будут иметь низкую самооценку, неуверенность в себе, не смогут найти себя в социуме.

  6. Начиная с 2011 года, в школах стали внедрять ФГОС НОО в первых классах, близок год, когда будут вводиться Стандарты и при изучении предмета физика. Становиться актуален вопрос об уроке как основной формы реализации требований ФГОС, так как урок современного типа должен строиться на основе принципа системно - деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся.

  7. Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных. Современное естественнонаучное образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью физики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

  8. ФГОС выдвигает три группы требований: 1. Требования к результатам ООП ООО. Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов: личностных, метапредметных. 2. Требования к структуре ООП ООО. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, которая должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. 3. Требования к условиям реализации ООП ООО.

  9. Отличительная особенность нового стандарта: новые требования к ожидаемым результатам общего образования: если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь подлежит нормированию совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов; стандарте расширено количество субъектов, отвечающих за образовательные результаты. Стандарт вводится как общественный договор, в рамках которого необходимо согласовывать требования личности, общества, государства, семьи и школы к образовательным результатам, учиться определять и выполнять взаимные обязательства и права; структура и содержание основной образовательной программы школы - создается для каждого уровня образования и включает примерные программы по отдельным предметам. Необходимо перейти от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?». Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности обучающихся и их родителей, уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков.

  10. Школа должна формировать: чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

  11. В соответствии с ФГОС ООО физика входит в предметную область «Естественно-научные предметы». Изучение физики должно обеспечить: 1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  12. 2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; 

  13. 3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

  14. 4) понимание физических основ и принципов действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

  15. 5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; 

  16. 6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека;

  17. 7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  18. 8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

  19. В результате освоения предметного содержания курса физики у обучающихся формируются общеучебные умения и способы познавательной деятельности, обучающиеся развивают логическое и естественнонаучное мышление, получают представление о физических моделях; овладевают естественнонаучными рассуждениями; учатся применять физические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают интуицию.

  20. Согласно Программе развития УУД, о формировании которых так много говорится в ФГОС ООО, к формированию которых учитель и должен стремиться на каждом из уроков, речь идет о четырёх видах: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  21. Картинка – круговая диаграмма. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «УУД» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Личностный результат обучения физике - это убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, проявление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры. На этой стадии понимания ученик начинает рассматривать, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира. Регулятивные УУД по физике можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

  22. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса.   

  23. Для реализации этой цели можно использовать разнообразные проблемные и игровые задания, в ходе решения которых обучающиеся творчески применяют свои знания и определяют, каких навыков им не хватает. С целью формирования мышления можно использовать различные формы познавательных заданий: 1) вопросы; 2) упражнения; 3) расчетные и экспериментальные физические задачи; 4) дидактические игры; 5) загадки; 6) пословицы; 7) физические диктанты; 8) тесты разного типа.

  24. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС, урок должен стать новым, современным! Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Кондакова А.М. «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

  25. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю - это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика, создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта; это учитель, применяющий  развивающие технологии; современный учитель обладает информационной компетентностью.

  26. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта. Учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть ученик становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

  27. Современный урок – это прежде всего урок, направленный на формирование и развитие УУД. Выделяют два наиболее важных аспекта такого урока. 1. Мотивационно – целеполагающий аспект. Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  обучающихся: способность к действию; способность применять знания; реализовывать собственные проекты; способность социального действия. Такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К  новым образовательным целям урока относятся цели, которые обучающиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя. Деятельностный аспект. Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. обучающиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом. Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

  28. Учителю необходимо на уроке вместе с обучающимися на равных вести работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. Ученику не дается готовый материал, а создается такая ситуация на уроке, где ребёнок должен Сам: сам задать и ответить на вопрос: «Зачем ему это надо?»; сам, сталкиваясь с проблемой, находить пути её решения и средства, с помощью чего он их достигнет. Учитель на уроке выступает уже в роли помощника, наталкивая на ту или иную деятельность. Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

  29.  Структура  современного  урока физики, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности. Учитель физики, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  

  30. Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: • уметь самостоятельно приобретать знания; • применять их на практике для решения разнообразных проблем; • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

  31. Сравнительная таблица… Эта задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Урок - управляемый, ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой. Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований.

  32. При анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Слова Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

  33.  В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку. Рациональную структуру урока обеспечивают: комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; выделение в содержании урока и темы главного, существенного; определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения; дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

  34. При подготовке к современному уроку прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом. 1. Изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. 2. Изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). 3. Изучение материала конкретного урока в учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. 4. Изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. У Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента. 5. Разработка плана урока.

  35. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. В плане урока указывают: тему и номер урока в теме; базовый учебник; Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм. задачи урок; Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр. тип урока; формы работы учащихся перечень и место учебных демонстраций; время на каждый этап урока; необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия; структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся.

  36. Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  37. План-конспект: организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока. Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний. Сообщение нового материала. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. Закрепление изученного материала. Обобщение и систематизация знаний. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

  38. Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

  39. Структура технологической карты: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты; метапредметные связи и организация пространства; основные понятия темы; технология изучения указанной темы; контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

  40. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

  41. 2-я Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

  42. Технологическая карта позволяет: увидеть учебный материал целостно и  системно; проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса; гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке; согласовывать действия учителя и учащихся; организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

  43. Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС; определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт; обеспечить повышение качества образования.

  44. Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

  45. В основе современного урока лежит развивающее обучение. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности. Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить.

  46. (Фото) Например: интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих детей.



  1. Этапы конструирования современного урока. Определение темы учебного материала. Тип дидактической цели темы. Тип дидактической цели урока. Определение типа урока. Продумывание структуры урока. Обеспеченность урока. Отбор содержания учебного материала. Выбор методов обучения. Выбор форм организации педагогической деятельности. Оценка ЗУН. Рефлексия урока.

  2. В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход.

  3. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
    Главная методическая цель достигается следующими путями: Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

  4. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: Уроки «открытия» нового знания. Уроки отработки умений и рефлексии. Уроки общеметодологической направленности. Уроки развивающего контроля.

  5. Урок» открытия» нового знания. Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Алгоритм конструирования урока открытия нового знания: 1. Выделить и сформулировать новое знание. 2. Смоделировать способ открытия нового знания. 3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов. 6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления. 10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 11. Провести анализ урока по конспекту. 12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

  6. Планирование урока ОНЗ. Тема урока: Тип урока: ОНЗ. Цель урока: сформировать представление о…; сформировать понятие…; сформировать умение…; сформировать способность к…; повторить…, тренировать…, закрепить… Демонстрационные материалы: Раздаточные материалы: Учебное содержание, необходимое для изучения нового материала: Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования.

  7. Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»); создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); определить содержательные рамки урока («могу»). Организация учебного процесса на этапе 1: действия и вопросы учителя, возможные ответы учеников (в том числе и неправильные); контрпримеры по коррекции возможных неправильных ответов. 2 Актуализация и пробное учебное действие. Цель: актуализировать учебное содержание, мыслительные операции; зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов; самостоятельно осуществить пробное действие; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. Организация учебного процесса на этапе 2: задания и образцы представления их решений; действия и вопросы учителя; возможные ответы учеников (в том числе и неправильные); контрпримеры и способы исправления ожидаемых ошибок. 3. Постановка проблемы. Цель: восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, операцию, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать причину затруднения. Организация учебного процесса на этапе 3: вопросы учителя, направленные на выявление места затруднения и возможные ответы учеников; вопросы учителя, направленные на выявление и фиксирование причины затруднения , и возможные ответы учеников; контрпримеры по коррекции возможных неправильных ответов. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: согласовать и зафиксировать цель и тему урока; выбрать способ реализации цели; построить план и определить средства достижения цели. Организация учебного процесса на этапе 4: формулировка и способ фиксирования цели и темы урока; способ, план и средства реализации цели; действия и вопросы учителя, возможные ответы учеников (в том числе и неправильные); контрпримеры и способы исправления ожидаемых ошибок. 5. Реализация построенного проекта. Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новый способ действий в речи, знаках, схеме. Организация учебного процесса на этапе 5: вопросы учителя, возможные ответы учеников; контрпримеры и способы исправления ожидаемых ошибок, образцы эталонов и методы работы с ними. 6. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 6: задания для первичного закрепления и их правильные решения; текст проговаривания выполненного задания; формы и способы организации учебной деятельности; возможные затруднения и способы коррекции. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. Организация учебного процесса на этапе 7: задания самостоятельной работы и эталоны для самопроверки; способ представления и самоконтроля выполненных заданий; возможные ошибки и способы их коррекции; способ и формы фиксации самооценки выполненной работы. 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: определить границы применимости нового знания; тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы); повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках. Организация учебного процесса на этапе 8: задания и образцы их правильного решения; способ представления заданий; возможные ответы учеников; контрпримеры по коррекции возможных неправильных ответов и способы исправления ожидаемых ошибок. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 9: действия и вопросы учителя; ожидаемые ответы учеников; способы самооценки собственной деятельности; фиксирование неразрешенных затруднений; домашнее задание и способы его представления. Оформление доски.

  8. Структура урока умений и рефлексии: 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Основной целью мотивации к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»), исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»). 2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д. активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа, организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. 3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили ошибки: на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднения выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки, - причину затруднений. В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки. 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий , выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать. 5. Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки, в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки, далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий , в которых были допущены ошибки, решить эти задания . Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для реализации этой цели: организуется обсуждение типовых затруднений, проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки, проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу. 8. Этап включения в систему знаний и повторения. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой, выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. 9. Этап рефлексии деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

  9. Урок общеметодологической направленности. Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

  10. Структура урока общеметодологической направленности 1. Этап мотивации. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Закрепление с проговариванием во внешней речи. 4. Включение изученного в систему знаний. 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

  11. Урок развивающего контроля. Структура урока развивающего контроля. 1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание. 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. На уроках развивающего контроля, при проведении контрольной работы, акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля. Поскольку данные уроки подводят итог изучения значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1–2 дней). В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль. Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев. При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок. Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок. На уроках развивающего контроля, при проведении контрольной работы, акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

  12. Формы организации уроков развивающего контроля. В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль. Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев. При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок. Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

  13. Этапы урока развивающего контроля. 1. Мотивация. 2. Актуализация и подготовка мышления учащихся. 3. Целеполагание контроля. 4. Контрольная работа. 5. Самоконтроль (взаимоконтроль). 6. Самооценка. 7. Рефлексия. 8. Согласование оценок.

  14. Таблица этапов урока развивающего контроля.

  15. В концепции модернизации российского образования предусмотрено обновление структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности системы образования России в современном мире, в подготовке выпускников школы и самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в условиях рыночной экономики, в результате чего выпускник современной школы должен: -гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; -самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; -грамотно работать с информацией; -быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; -уметь выходить из различных конфликтных ситуаций; -самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

  16. Выпускник должен уметь думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть применять полученные знания; обладать творческим мышлением. Для избежания психических и физических перегрузок обучаемый должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана. Технология Развития Критического Мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

  17. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода: необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

  18. Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт. « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи.

  19. Спасибо за внимание!


Каталог: media -> files -> GMO
files -> Основные направления
files -> Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних
files -> Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №208 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников «Самоцветик» г. Орска»
files -> Порудоминский В. И. — Брюллов. Серия «Жизнь Замечательных людей»
files -> Инновационная концепция социального управления малым предпринимательством в регионе
files -> Творчество М. Шишкина принадлежит к двум литературным направлениям. Первый роман 1993 года «Всех ожидает одна ночь» содержит в себе черты модернистского направления в литературе
files -> Бизнес-образование в системе управленческой деятельности производственно-научно-образовательной корпорации
GMO -> 2 октября 2014 Цель: формирование ориентации на духовно- нравственные ценности культуры. Задачи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница