Развития воспитания



Скачать 459.57 Kb.
страница1/3
Дата21.05.2016
Размер459.57 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3



КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Южно-Сахалинск, 2013

Одобрено

коллегией министерства

образования Сахалинской

области от 16.05.2013 г.



Содержание

I.

Введение…………………………………………………………………

4

1.1.

Современное состояние воспитания в Сахалинской области: аналитический обзор…………………………………………………………..

4

1.2.

Цель и задачи Концепции……………………………………………….

6

II.

Содержание воспитания………………………………………………

7

2.1.

Ценности воспитания……………………………………………………

7

2.2.

Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации……………………………………………………………….

7

2.3.

Направления и ценностные основания духовно-нравственного развития, воспитания и социализации…………………………………….

8

2.4.

Содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации………………………………………………………...................

10

2.5.

Принципы организации духовно-нравственного развития, воспитания и социализации ……………………………………………………..

12

III.

Направления реализации Концепции……………………………….

15

3.1.

Развитие воспитательного потенциала семьи на основе повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)…...

15

3.2.

Совершенствование алгоритма управления воспитательной деятельностью в региональной системе образования…………………….

16

3.3.

Взаимодействие государственных и негосударственных субъектов воспитания и социализации детей……………………………………...

17

3.4.

Поиск и внедрение современных моделей социализации детей, подростков и молодежи……………………………………………………..

18

IV.

Ожидаемые результаты реализации Концепции …………………

23

V.

Глоссарий ……………………………………………………………….

23


I. Введение
Данная региональная Концепция представляют собой исходную базу, гипотезу о потенциальном состоянии воспитательного пространства и форму прогноза и политики развития воспитания в системе образования Сахалинской области.

Концепция развивает основные положения государственной политики в области образования, определенные Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Указом Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей Российской Федерации на 2012-2017 годы», Региональной стратегией действий в интересах детей Сахалинской области, Примерной программой воспитания и социализации обучающихся на ступени начального и основного общего образования.


1.1. Современное состояние воспитания в Сахалинской области:

аналитический обзор
Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности организаций образования является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых условий и факторов, обеспечивающих эффективность этой работы.

Анализ нормативно-правовой базы организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях показал широкое использование понятий «развитие личности», «права человека», «интересы личности» и других. Данные формулировки предполагают демократизацию, прежде всего, на первичном уровне организаций образования. Как приоритетные ценности выделяются индивидуальное саморазвитие, успешная самореализация и самоопределение.

Современная модель образования носит деятельностный характер, направлена на формирование стремления к самостоятельному непрерывному образованию и развитие творческих способностей. На ее основе строится система воспитания детей и молодежи, охватывающая различные уровни образования: дошкольное, общее, дополнительное, профессиональное.

В системе образования области воспитательный процесс обеспечивают 4269 педагогических работника, в том числе 166 заместителей директоров по воспитательной работе, 2652 классных руководителя, 76 педагогов-психологов, 279 воспитателей, 103 педагога-организатора и вожатых, 917 педагогов дополнительного образования, 76 социальных педагогов.

Министерством образования, Институтом развития образования Сахалинской области, Областным центром внешкольной воспитательной работы осуществляется координация, научно-методическое и практическое сопровождение воспитательной деятельности в системе образования по следующим направлениям:

- духовно-нравственное воспитание;

- летний отдых, оздоровление и занятость детей и подростков;

- патриотическое воспитание подрастающего поколения;

- профилактика противоправного поведения обучающихся и воспитанников;

- профилактика злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, воспитание потребности ведения здорового образа жизни;

- воспитание активной гражданской позиции, максимальное вовлечение обучающихся в социально-полезную деятельность;

- организация и проведение областных массовых мероприятий, обеспечение участия в мероприятиях межрегионального, всероссийского уровней.

Во многих образовательных учреждениях Сахалинской области созданы и успешно функционируют воспитательные системы, ориентированные на потребности учащихся, педагогов и родителей, учитывающие конкретные социально - педагогические условия, что позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность. Вместе с тем, в регионе еще существуют проблемы в деле воспитания.

1. Слабая активность образовательных учреждений в вопросах организации просветительской работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей. Как показал опрос родителей только 43% опрошенных родителей посещают родительские собрания. В 39% случаев родителей вызывают в школу по поводу проблем ребенка в обучении, в 21% случаев в связи с выставлением четвертных оценок, в 12% случаев в связи с нарушением ребенком дисциплины.

Как следствие, современных родителей волнуют только проблемы успеваемости ребенка (72%), поведения ребенка в школе (28%), отношений ребенка с одноклассниками (24%). А в семьях с детьми подросткового возраста (5-9 классы) половину родителей волнует проблема отсутствия взаимопонимания с ними. Это признает каждая третья мать (33%) и каждый второй отец (50%). К сожалению, 50% опрошенных родителей считают, что школа чаще всего нуждается в них, как в источнике материальной помощи.

2. Необходимость дальнейшего повышения уровня организации деятельности по подготовке к самостоятельной жизни выпускников из числа учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях профессионального образования.

3. Недостаточная роль управленческого аппарата на муниципальном уровне и в образовательных учреждениях по вопросам реализации управленческих функций: анализу, планированию, организации, контролю воспитательной деятельности. Так, проведенный нами анализ планов воспитательной работы в учреждениях, подведомственных министерству образования Сахалинской области, позволил выявить следующие проблемы в планировании и анализе воспитательной работы образовательных учреждений:

- формализм (отсутствие системного подхода и соответствия потребностям воспитанников, анализ количества вместо качества, боязнь высвечивать недостатки и проблемы в работе, отсутствие выводов по результатам анализа;

- отсутствие продуктивного целеполагания (расхождение целей и задач, их глобализация, бесцельное и инертное (по привычке, традиционное) планирование мероприятий и др.)

- перегруженность планов мероприятиями, невыполнимость.

Отсутствие продуктивного педагогического анализа ведет к искажению истинных целей и задач воспитания, что, в свою очередь, не позволяет продуктивно планировать воспитательную работу образовательного учреждения.

4. Недостаточная работа управленческого аппарата на муниципальном уровне и в образовательных учреждениях по вопросам внедрения инновационных технологий, форм и методов изучения состояния и эффективности воспитательной деятельности, в том числе в учебном процессе.

5. Низкий уровень мотивации педагогов к занятию воспитательной деятельностью.

Современная наука определяет следующие факторы низкой мотивации педагогов к занятию воспитательной деятельностью:

- воспитательная деятельность личностно и профессионально не значима для педагога;

- приоритет в образовательном процессе знаний, умений и навыков над личностным развитием ребенка;

- отсутствие оценки результатов воспитательной деятельности на уровне учреждения и муниципального образования;

- значительная отсроченность результатов воспитательной деятельности во времени по сравнению с результатами обучения.

Следствием такой мотивации является формальный подход педагогов к организации воспитательной деятельности, в профилактической работе среди несовершеннолетних, в проведении индивидуальной профилактической работы с родителями несовершеннолетних, в выявлении учащихся, находящихся в социально опасном положении.

Исходя из вышеобозначенных проблем, следует рассматривать воспитание подрастающего поколения Сахалинской области как одну из основных стратегических и приоритетных задач, составляющую фундаментальную основу региональной образовательной политики.


1.2. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции – формирование единого подхода к воспитанию подрастающего поколения, согласование действий и обеспечение преемственности всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания детей и молодежи в Сахалинской области.

Задачи Концепции:

- актуализировать социальную значимость и перспективность воспитания подрастающего поколения для Сахалинской области;

- сосредоточить интеллектуальные, организационно-педагогические, кадровые, экономические, методические и другие ресурсы на реализации задач воспитания подрастающего поколения;

- формировать инновационное педагогическое мышление всех участников организации воспитания на основе обновления содержания, технологий, методик и форм организации воспитательного процесса.


II. Содержание воспитания
2.1. Ценности воспитания
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм любовь к России, к своему народу, к сво­ей малой родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность свобода личная и националь­ная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность служение Отечеству, правовое го­сударство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли­культурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолже­нии рода;

  • труд и творчество уважение к труду, творчество и со­зидание, целеустремлённость и настойчивость;

  • наука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудни­чество.


2.2. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и

социализации
Важнейшей целью современного отечественного образо­вания и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития:



- готовность и способность к нравственному самосовершен­ствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собствен­ные намерения, мысли и поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию от­ветственности за их результаты, целеустремленность и настой­чивость в достижении результата;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, спо­собность к преодолению трудностей;

- осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственно­му здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

В сфере семейных отношений:

- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, за­бота о младших и старших, ответственность за другого;

- бережное отношение к жизни человека, забота о продол­жении рода.

В сфере общественных отношений:

- осознание себя гражданином России на основе приня­тия общих национальных духовных и нравственных цен­ностей;

- вера в Россию, чувство личной ответственности за Оте­чество перед будущими поколениями;

- адекватное восприятие ценностей общества: прав чело­века, правового государства, ценностей семьи, честности су­дов и ответственности власти, гражданского общества;

- готовность солидарно противостоять глобальным вызо­вам современной эпохи;

- развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности;

- способность к сознательному личностному, профессио­нальному, гражданскому и иному самоопределению и разви­тию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

- забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
2.3. Направления и ценностные основания духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в системе образования
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.



2.4. Содержание духовно-нравственного развития, воспитания и

социализации
Общие задачи по каждому из основных направлений воспитательной деятельности.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

умение отвечать за свои поступки;

отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.



Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

почтительное отношение к родителям;

уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.



Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.



Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

представления о душевной и физической красоте человека;

умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


Каталог: data -> documents
documents -> Акмеология. №3. 2015 (юбилейный выпуск). Колонка главного редактора
documents -> Экологический проект «Юные огородники»
documents -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нижний Тагил
documents -> Дюсш г. Пыть Ях Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении
documents -> «Особенности оборонительных действий в мини-футболе»
documents -> Инновационный образовательный проект


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница