Проект
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2015−2020 годы
1. Общие положения
-
Концепция развития педагогического образования на 2015 2020 годы (далее – Концепция) определяет приоритетные направления совершенствования системы в современных социально-экономических условиях и прогнозирует возможности повышения ее социальной эффективности.
1.2. Нормативно-правовую базу настоящей Концепции составляют: Конституция Республики Беларусь; Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года; Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2011 № 669); Программа совершенствования научной сферы Республики Беларусь (постановление Национальной академии наук Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24.12.2013 № 5/25); протокол поручений Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко (подпункт 3.2 пункта 3), данных 19 апреля 2013 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 10.06.2013 № 11, в аспекте совершенствования системы педагогического образования и повышения квалификации педагогических работников.
1.3. Концепция разработана с учётом отраслевых нормативно-правовых актов: Кодекса Республики Беларусь об образовании (от 13.01.2011 № 243-З); Комплекса мероприятий по обновлению и совершенствованию системы педагогического образования и повышения квалификации педагогических работников (от 10.06.2013 № 11); Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.04.2000 № 527); Программы реализации концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь (от 08.11.2000 № 8/4352); Программы развития общего среднего образования на 2007–2016 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 № 725, изменения и дополнения: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.10. 2008 № 1532).
1.4. Концепция учитывает международные обязательства Республики Беларусь, закреплённые в международных соглашениях, в частности, цели Евразийской экономической интеграции: тенденции глобализации и их воздействие на национальные системы высшего образования: усиление взаимозависимости и сближения систем; конкуренции и сотрудничества между институтами высшего образования.
Реализация Концепции рассчитана на среднесрочный период 2015−2020 гг.
2. Состояние национальной системы непрерывного педагогического образования
Современная система непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, ступенчатость, многоуровневость и многофункциональность. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях.
Национальная система педагогического образования обеспечивает квалифицированными кадрами различные типы учреждений образования. В стране функционирует более 8 тысяч учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в которых свыше 200 тыс. педагогов обеспечивают обучение и воспитание около 2 млн. воспитанников, учащихся и студентов. Почти половина педагогических кадров страны задействована в системе общего среднего образования.
В единой структуре специальностей экономики Республики Беларусь специальности с педагогическими квалификациями и должностями составляют свыше 20 процентов.
В настоящее время система непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь включает:
- профильное (предпрофессиональное) педагогическое образование на третьей ступени общего среднего образования;
- среднее специальное педагогическое образование;
- высшее педагогическое образование;
- послевузовское образование;
- дополнительное образование взрослых.
Профильное педагогическое образование на третьей ступени общего среднего образования
В структуру непрерывного педагогического образования с 2014 года включена третья профильная ступень общего среднего образования (10-11 классы). В целях привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования возрождается практика работы профильных педагогических классов. Педагогические классы открыты в 11 школах г. Минска и Минской области. В них обучается около 250 человек. В Гродненской области действует 123 класса / группы (767 учащихся) педагогической направленности, в которых реализуется программа факультативных занятий для учащихся 10-х классов «Профессия педагог».
Созданию системы отбора лучших и мотивированных учащихся на педагогические специальности способствовало открытие на базе БГПУ в 2014 году очно-заочной педагогической гимназии для учащихся 10-11 классов, в которой обучаются около 200 учащихся из г. Минска и Минской области.
Суть допрофессиональной подготовки заключается в углубленном изучении обучающимися определенных учебных предметов (математики, физики, истории и др.) с включением психолого-педагогических дисциплин, которые воспитывают ценностное отношение к педагогической деятельности и педагогической профессии, помогают учащимся самоопределиться в её выборе.
Среднее специальное педагогическое образование
В структуре непрерывной подготовки педагогических кадров предусмотрена возможность получения среднего специального педагогического образования на базе колледжей (3-4 года обучения). Обучение в педагогическом колледже отличается практикоориентированностью приобретаемых знаний и умений, достаточной общепедагогической подготовкой. Выпускники педагогических колледжей могут работать в учреждениях дошкольного и общего среднего образования и имеют возможность получить высшее образование в сокращённые сроки.
Подготовку педагогических кадров со средним специальным образованием осуществляют 20 колледжей по 9 специальностям. Численность обучающихся в колледжах в 2013/2014 учебном году составляла 7,04 тыс. человек. Подготовка по специальности «Дошкольное образование» ведется в 14 колледжах; «Начальное образование» – в 9 колледжах; «Иностранный язык» – в 7 колледжах; по специальности «Физическая культура и спорт» – в 4 колледжах.
Специальности педагогических колледжей и учреждений высшего образования (далее УВО) взаимосвязаны и интегрированы. В республике реализуются программы сокращенной подготовки выпускников педагогических колледжей в УВО. В рамках развития ступенчатости непрерывного педагогического образования проводится работа по включению колледжей в структуру университетов, что позволяет рассматривать педагогические колледжи как начальную ступень высшего педагогического образования.
Высшее педагогическое образование
Подготовка педагогических кадров с высшим образованием ведется по 31 специальности в 15 учреждениях высшего образования республики: в 4 профильных (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина, Минский государственный лингвистический университет, Белорусский государственный университет физической культуры); 9 классических (Белорусский государственный университет, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова, Гродненский государственный университет имени Я. Купалы, Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Полоцкий государственный университет, Барановичский государственный университет, Полесский государственный университет); а также Белорусский национальный технический университет и Минский государственный высший радиотехнический колледж.
В настоящее время на уровне высшего педагогического образования реализуется двухступенчатая система подготовки педагогических кадров: специалистов и магистров. Первая ступень (4-5 лет обучения) обеспечивает подготовку специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками в соответствии с профилями подготовки, которые могут работать в учреждениях образования всех уровней. Вторая ступень высшего образования – магистратура (1-2 года) – обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Окончание магистратуры даёт право на последующее обучение в аспирантуре и (или) на трудоустройство с учетом профиля и квалификации специалиста. На второй ступени магистерские специальности педагогической направленности классифицируются по видам профессиональной деятельности с ориентацией на научные специальности, по которым присуждаются ученые степени кандидатов и докторов наук. Особенностью в подготовке специалистов образования на второй ступени стало открытие практико-ориентированной управленческой магистратуры, выпускники которой могут работать менеджерами в учреждениях образования.
Численность студентов учреждений высшего образования по профилям «Педагогика» и «Педагогика. Профессиональное образование» в 2013/2014 учебном году составляла 40,7 тыс. человек. Ежегодно в магистратуре педагогического профиля обучается около 2,5 тыс. человек, выпускается около 600 человек.
Послевузовское образование
Подготовка научных работников высшей квалификации в университетах республики осуществляется через аспирантуру, докторантуру и систему соискательства. Целью послевузовского образования является своевременное и качественное воспроизводство высококвалифицированных преподавательских и научных кадров для высших учебных заведений, а также научных работников высшей квалификации для научно-исследовательских организаций и учреждений Республики Беларусь и иностранных государств.
Педагогическая отрасль наук охватывает 6 специальностей. Подавляющая часть аспирантов и соискателей обучается по 2 специальностям — «Общая педагогика, история педагогики и образования» и «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)».
Послевузовское образование является средством углубления теоретической и специальной подготовки научно-педагогических кадров, овладения ими современными методами и средствами научных исследований, умением самостоятельно на высоком уровне вести научную, педагогическую и воспитательную работу.
Дополнительное образование взрослых
Повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров в республике осуществляют 17 учреждений образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых. В настоящее время наблюдается тенденция отраслевой кооперации в повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров. В этом направлении успешно работают государственные учреждения образования: Республиканский институт высшей школы, Республиканский институт профессионального образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минский государственный лингвистический университет, Академия последипломного образования, Минский городской институт развития образования, областные институты развития образования и др. Ежегодно в данных учреждениях образования проходят повышение квалификации около 40 тыс. педагогических работников.
С 2000 по 2013 гг. основными документами, определяющими стратегию и основные направления развития системы педагогического образования, являлись Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь (одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2000 г. № 527) и Программа ее реализации (утверждена Министерством образования Республики Беларусь, постановление № 47 от 25.10.2000).
Анализ хода выполнения Программы показал, что по основным направлениям развития системы педагогического образования достигнуты определенные позитивные результаты.
Происходило уточнение классификатора педагогических специальностей, обновлялось содержание педагогического образования, совершенствовалась информационно-образовательная среда и научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов образования. Образовательные стандарты третьего поколения гармонизированы с российскими и украинскими стандартами и по ряду концептуальных подходов соотносятся с европейскими измерениями.
Для повышения качества организации образовательного процесса в стандартах предусмотрено увеличение доли управляемой самостоятельной работы студентов; использование современных информационных и инновационных педагогических технологий; усиление проблемно-исследовательской и практико-ориентированной направленности подготовки будущих специалистов.
Усиливается взаимодействие системы подготовки педагогических кадров и учреждений образования разных типов и уровней. На базе учреждений дошкольного, общего среднего образования, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др. действуют филиалы кафедр учреждений высшего образования.
Интеграции национальной системы педагогического образования в мировое образовательное пространство способствует расширение международного сотрудничества. Оно осуществляется через установление и развитие эффективных взаимовыгодных партнерских связей с ведущими учебными и научными заведениями мира, участие в международных проектах и программах, развитие академической мобильности.
Однако в решении приоритетных задач развития системы непрерывного педагогического образования наряду с достижениями существуют и недостатки. Ряд положений Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000) остались декларативными, а значительная часть мероприятий Программы реализации Концепции выполнена не в полной мере или совсем не выполнена (подготовка научно обоснованного прогноза потребности в педагогических кадрах; создание единой информационной системы и базы данных о педагогических кадрах; осуществление мониторинга функционирования и развития всех звеньев системы образования; разработка программы поддержки работников образования с учётом демографической ситуации; разработка рекомендаций по рационализации труда преподавателей и научных работников; разработка государственной программы социальной поддержки молодых специалистов и др.).
Причины этого обусловлены не только сложностью поставленных задач, ограниченностью материальных ресурсов, но и отсутствием четко сформулированных результатов реализации Концепции, показателей ее социально-экономической эффективности, а также слабой координацией соисполнителей Программы.
Фактором, затруднившим выполнение Программы, явилась и реформа образования 2008 г., в ходе которой был осуществлён переход к 11-летней общеобразовательной школе, ликвидированы профильные и лицейские классы, сокращено время на изучение отдельных учебных дисциплин (Декрет Президента Республики Беларусь от 17.07.2008 № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования»).
Данные меры привели к унификации школьных образовательных программ, затруднили работу по отбору и привлечению лучших абитуриентов на педагогические специальности. В результате в системе педагогического образования обострились проблемы, связанные с необходимостью обновления содержания подготовки педагогических кадров с учётом изменившихся требований, усиления её практикоориентированности, преемственности и непрерывности, повышения привлекательности педагогической профессии и ряд других.
Кроме того, на процесс развития непрерывного педагогического образования продолжают оказывать негативное влияние такие факторы, как демографический спад, низкий престиж педагогической профессии, физический и моральный износ основных средств образовательной системы и ограниченность финансовых ресурсов для их обновления, отток научных работников высшей квалификации в более оплачиваемые сферы экономики, сокращение объема научно-исследовательских работ в области образования, старение преподавательского состава и др.
С целью устранения имеющихся недостатков и придания педагогическому образованию опережающего характера необходимо также преодолеть ряд несоответствий между:
-
необходимостью интеграции учебно-научно-инновационного потенциала образовательных и научно-методических учреждений для повышения качества непрерывного педагогического образования и недостаточной реализацией социального партнерства в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов образования;
-
новыми требованиями к профессиональной компетентности специалистов образования и традиционным содержанием педагогического образования;
-
необходимостью создания развивающей информационно-коммуникационной среды и реализуемыми традиционными методами, формами и средствами образовательного процесса, направленными преимущественно на освоение «готовых» знаний;
-
необходимостью обеспечения преемственности в подготовке научных работников высшей квалификации для решения актуальных проблем психолого-педагогической науки и образовательной практики и нереализованностью непрерывной подготовки высококвалифицированных научных кадров;
-
высокой социальной значимостью педагогической профессии и недостаточным уровнем ресурсного обеспечения профессиональной подготовки педагогических кадров.
Преодоление этих и других несоответствий требует обновления цели и конкретизации задач дальнейшего развития системы непрерывного педагогического образования Республики Беларусь.
3. Цель, задачи и принципы развития национальной системы непрерывного педагогического образования
Цель развития системы непрерывного педагогического образования повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов образования на основе социального партнёрства, достижений психолого-педагогической науки и инновационной образовательной практики.
Задачи развития системы непрерывного педагогического образования:
1. Переход национальной системы непрерывного педагогического образования на кластерную модель развития.
2. Обновление целей и содержания непрерывного педагогического образования с учетом социально- и экономически обусловленных требований к профессиональной компетентности специалистов образования.
3. Модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса на основе стратегий проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения.
4. Совершенствование подготовки научных работников высшей квалификации с учетом актуальных проблем современной психолого-педагогической науки и образовательной практики, принципов непрерывности и преемственности.
5. Совершенствование ресурсного обеспечения системы непрерывного педагогического образования в условиях информационного общества и повышение престижа педагогической профессии.
Принципы развития системы непрерывного педагогического образования:
-
соответствие основным направлениям государственной образовательной политики Республики Беларусь;
-
социокультурная направленность (реализация непрерывного педагогического образования как ресурса устойчивого развития общества);
-
кластерная организация (интеграция потенциалов образования, психолого-педагогической науки и инновационной образовательной практики для перевода системы непрерывного педагогического образования на качественно новый уровень);
-
социальное партнёрство нанимателей, различных учреждений образования, органов государственного управления и общественных организаций;
-
конкурентоспособность (обеспечение в единстве фундаментальной и практической подготовленности выпускников к эффективной профессиональной деятельности в современных условиях);
-
оптимизация (перепроектирование всех процессов в системе непрерывного педагогического образования с целью повышения их эффективности при сокращении финансовых расходов);
-
взаимодополнение традиций и инноваций (проектирование изменений в системе непрерывного педагогического образования на основе достижений педагогической науки и практики);
-
непрерывность педагогического образования (формирование системы согласованных и дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, обеспечивающих профессиональное развитие на протяжении всей профессиональной карьеры);
-
преемственность общего среднего, предпрофессионального, среднего специального, высшего педагогического образования, послевузовского и дополнительного образования взрослых (опора на единую систему психолого-педагогических принципов, последовательность и поэтапность в освоении образовательных программ, единое информационно-образовательное пространство).
4. Стратегические направления развития национальной системы непрерывного педагогического образования
4.1 Переход национальной системы непрерывного педагогического образования на кластерную модель развития
Высокая социокультурная значимость педагогического образования для устойчивого развития общества и наличие в данной системе недостатков, разобщенность учреждений общего среднего, среднего специального и высшего педагогического образования, учреждений дополнительного образования взрослых и научно-методических учреждений в решении данных проблем актуализируют необходимость перехода на кластерную модель развития системы непрерывного педагогического образования.
Кластерная модель развития педагогического образования концептуальный подход, предполагающий использование кластеров в качестве системообразующих элементов развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Под кластером понимается совокупность территориально локализованных учреждений и организаций, взаимодействующих на основе соглашений и заинтересованных в инновационном развитии системы непрерывного педагогического образования.
Кластеры могут быть разных уровней организации (республиканский, региональный), видов (научный, образовательный, научно-методический, учебно-научно-инновационный и др.) и рассматриваются не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие.
Республиканский кластер непрерывного педагогического образования призван выработать общие стратегические ориентиры, методологические подходы к развитию педагогического образования, сформулировать проблемные поля, тематику приоритетных психолого-педагогических исследований, координировать научно-исследовательскую деятельность всех субъектов по их выполнению. Региональные кластеры могут иметь аналогичную структуру, ориентироваться на потребности региона, строиться с учетом его специфики и возможностей.
В Концепции в качестве республиканского позиционируется учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования.
Учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования совокупность учреждений высшего образования, комплексов «профильный педагогический класс (педагогическая гимназия, педагогический лицей) педагогический колледж» как сферы трансфера инноваций, научно-исследовательской базы и базы непрерывной педагогической практики, учреждений дополнительного образования взрослых и научно-методических учреждений, совместная распределенная деятельность которых позволит интегрировать потенциалы образования, психолого-педагогической науки и эффективной образовательной практики для перевода профессиональной подготовки педагогических кадров на качественно новый уровень функционирования.
Основной целью создания кластера является объединение учебно-научно-инновационного потенциала образовательных и научно-методических учреждений, органов государственного управления и общественных организаций для обеспечения потребности системы образования Республики Беларусь в педагогических кадрах, отличающихся не только высоким уровнем гражданственности, культуры и профессиональной компетентности, но и конкурентоспособностью, готовностью к восприятию инноваций, способностью к проектированию и реализации новых образовательных программ и технологий.
Основными участниками республиканского учебно-научно-инновационного кластера будут являться:
БГПУ ведущий университет в отрасли профессиональной подготовки специалистов образования как центр кластерного развития, определяющий стратегию его развития, содействующий разработке и реализации кластерных инициатив и проектов. Для этого уже имеются необходимые платформы: опыт организации и координации учебно-методического взаимодействия университетов в рамках учебно-методического объединения по педагогическому образованию; опыт организации и координации научно-исследовательской деятельности, построенной по кластерному принципу, в рамках выполнения государственных программ фундаментальных и прикладных исследований в области педагогического образования;
управления образования облисполкомов, Минского горисполкома, участвующие в формировании прогнозов потребности в педагогических кадрах разного образовательного уровня;
университеты республики, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов образования, с максимальным использованием потенциала имеющихся научных школ и инновационного регионального опыта образовательной практики, реализующие возможности регионального компонента педагогического образования, его культурологической составляющей;
комплексы «профильный педагогический класс (педагогическая гимназия, педагогический лицей) педагогический колледж», которые могут создаваться при университетах в качестве учебной и опытно-экспериментальной базы, на которой студенты, магистранты и аспиранты будут проходить непрерывную педагогическую практику, осуществлять учебную, научно-исследовательскую и проектную деятельность;
научно-методические учреждения, лаборатории, центры и институты, которые совместно с университетами кластера будут заниматься научно-исследовательской деятельностью и инициировать ее, осуществлять трансфер инноваций на опытно-экспериментальную базу в виде новых образовательных стандартов, учебных программ и учебно-методического обеспечения, новых форм стимулирования учебно-исследовательской активности обучающихся, согласованных на уровнях дошкольного, общего среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования взрослых;
учреждения системы дополнительного образования взрослых, призванные осуществлять переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального образования, дополнительного образования детей и молодёжи, высшего педагогического образования в соответствии с нововведениями на разных уровнях системы образования;
научные и педагогические сообщества, общественные инициативы, объединения и организации, которые будут создавать духовно-эвристическое пространство кластера и расширять его социальное влияние и значимость.
Учебно-научно-инновационный кластер это сообщество самостоятельных, равноправно сотрудничающих субъектов, обладающих широкими возможностями выбора путей и средств реализации общих для кластера целевых ориентиров. Основой сотрудничества в кластере являются добровольные соглашения и договоренности.
В управлении кластером предусматриваются два уровня. Первый обеспечит его функционирование как целостности в рамках общих программно-целевых ориентиров. Этот уровень может быть представлен созданным на базе БГПУ Координационным советом как постоянно действующим совещательным и экспертно-консультативным органом общественного самоуправления. Координационный совет объединит руководителей университетов и других учреждений и организаций, входящих в кластер, для реализации направлений кластерной политики.
Второй уровень будет представлен системами управления учреждений и организаций, входящих в кластер, и обеспечивать реализацию целевых ориентиров, программ и планов.
Основным механизмом формирования и развития кластера является совершенствование (модернизация) содержания и организационных форм реализации многообразных связей между субъектами, входящими в кластер.
Вертикальные связи охватывают учреждения профильного (допрофессионального) общего среднего (педагогический класс, педагогическая гимназия, педагогический лицей), среднего специального, высшего и дополнительного педагогического образования, и предусматривают осуществление учебно-научно-инновационной деятельности на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования на основе преемственности.
Горизонтальные связи в республиканском учебно-научно-инновационном кластере обеспечиваются взаимодействием и сотрудничеством университетов, учреждений дополнительного образования взрослых, научно-методических учреждений с опорой на потенциал имеющихся научных школ, инновационный опыт образовательной практики, ресурсное обеспечение.
Для развития вертикальных и горизонтальных связей в кластере необходимо:
уточнить государственный классификатор специальностей педагогического профиля в соответствии с современными запросами национального образования и социума;
подготовить научно обоснованный прогноз потребности в педагогических кадрах разного образовательного уровня с учётом региональных потребностей;
создать действенную систему непрерывного педагогического образования, включающую: педагогические классы, гимназии, среднее специальное педагогическое образование, высшее педагогическое образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку специалистов образования;
расширить практику создания при университетах, а также при отдельных учреждениях дополнительного образования взрослых комплексов «профильный педагогический класс (педагогическая гимназия, педагогический лицей) педагогический колледж» как базы педагогической практики, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационно-методической работы (выполнение курсовых, дипломных работ, написание магистерских, кандидатских и докторских диссертаций);
разработать концепцию магистерской подготовки педагогических кадров; расширить возможности практико-ориентированной магистратуры; определить статус выпускника магистратуры по педагогическим специальностям;
усовершенствовать основные образовательные программы подготовки аспирантов, усилить академическую составляющую этих программ;
создать сводную информационную базу данных об имеющихся в республике научных школах в области педагогического образования и инновационном опыте образовательной практики;
организовать систематическое проведение методологических и научно-методических семинаров по актуальной тематике, совместных конференций для создания общего научно-интеллектуального пространства;
создать сводную информационную базу выполняемых в республике кандидатских и докторских диссертационных исследований в области психолого-педагогических наук;
сформулировать тематику приоритетных для кластера психолого-педагогических исследований, которые будут отвечать на современные вызовы образования и общества.
Практика кластерного развития педагогического образования должна быть поставлена на научную основу. Для научного обоснования кластерного развития необходимо решение следующих задач:
разработка концептуальных, содержательных, технологических и организационно-управленческих аспектов моделирования, апробации и внедрения учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования (обобщение международного опыта по данному вопросу; обоснование сущности, структуры и функций учебно-научно-инновационного кластера; выявление, разработка и систематизация механизмов, методов и технологий взаимодействия в нем; разработка организационного, деятельностного, кадрового, инвестиционного и др. аспектов его деятельности; осуществление опытно-экспериментальной апробации модели кластера с анализом полученных результатов, определением проблемных зон и точек дальнейшего роста и др.);
разработка актуальных для развития системы непрерывного педагогического образования и учебно-научно-инновационного кластера проблем, связанных с: реализацией адаптивно-рефлексивной стратегии модернизации непрерывного педагогического образования в условиях вхождения в мировое образовательное пространство; созданием профессионального стандарта педагога; уточнением целеценностных ориентиров педагогического образования; совершенствованием содержания, форм и методов, информационно-образовательной среды профессиональной подготовки педагогических кадров с учетом актуальных и перспективных потребностей общества и системы образования; модернизацией содержания и организационных форм непрерывной педагогической практики; преодолением в педагогическом образовании ряда несоответствий, снижающих его практико-ориентированность; совершенствованием системы оценки его качества;
разработка стратегии и тактики управления непрерывным педагогическим образованием, путей и способов совершенствования экономических механизмов его развития, расширение социального партнёрства, контактов с бизнесом, увеличение общественных и частных инициатив и инвестиций в образовательную сферу; разработка механизмов и способов повышения престижа педагогической профессии, привлечения в профессию лучших выпускников и закрепления их в профессиональной сфере.
Учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования позволит создать принципиально новое, единое образовательное пространство профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, в котором:
интеллектуальные ресурсы интегрированы вокруг ключевых проблем развития непрерывного педагогического образования;
организовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективного научно-педагогического опыта;
реализуется социальное партнёрство в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров, востребованных на региональных рынках труда;
обеспечена эффективная преемственность в отборе и подготовке высококвалифицированных педагогических кадров в системе «профильная школа (педагогическая гимназия, педагогический лицей) педагогический колледж педагогический университет последипломное педагогическое образование дополнительное образование взрослых» с преодолением дефицита абитуриентов на педагогические специальности и мотивированием на педагогическую профессию лучших учащихся;
усилена практикоориентированность профессиональной подготовки педагогических кадров с оперативной обратной связью о степени удовлетворенности заинтересованных субъектов (самих выпускников и работодателей);
будущий педагог включен в интерактивную информационно-коммуникационную среду опережающего профессионально-педагогического развития на базах практик, имеющих инновационный опыт, на стажировочных площадках, через ресурсы удаленного доступа;
время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста образования и период его профессиональной адаптации, будут сокращаться.
4.2 Обновление целей и содержания непрерывного педагогического образования с учётом социально- и экономически обусловленных требований к профессиональной компетентности специалистов образования
Высокая социально-культурная миссия педагогической профессии и необходимость компетентно решать профессиональные задачи в условиях современной педагогической реальности обусловливают необходимость единства мировоззренческого, духовно-нравственного и деятельностного аспектов в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов образования.
В образовательных стандартах 2013 года это единство обеспечивается формированием у будущего специалиста образования трёх групп компетенций: академических, включающих знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться; социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им; профессиональных, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
Современный конкурентоспособный специалист образования это профессионал, органично сочетающий в себе фундаментальную и практическую подготовку, компетентное владение традиционными и новыми профессиональными функциями.
Традиционные функции выступают инвариантом в профессиональной подготовке и связаны с миссией педагогической профессии, которая является исторически непреходящей и заключается в передаче культурно-исторического опыта. Каждый выпускник педагогических специальностей должен овладеть профессиональной деятельностью как антропологической практикой, т.е. практикой социального созидания человека, который эффективно адаптируется в социуме, вносит свой вклад в общественное развитие путём реализации своего индивидуально-творческого потенциала. Для достижения этой цели требуется обновление и углубление содержания психолого-педагогических и социально-гуманитарных дисциплин и повышение методической компетентности профессорско-преподавательского состава.
Вместе с тем, тенденции развития современной экономической и социально-культурной ситуации, динамика происходящих в обществе и мировом сообществе процессов, ускорение темпов обновления знаний, техники и технологий, снятие границ межкультурной коммуникации и др. актуализируют необходимость владения педагогами новыми компетенциями, которые позволят специалистам образования адекватно реагировать на вызовы и риски современного информационного общества, быть конкурентоспособными.
Выпускнику педагогических специальностей учреждения высшего образования необходимо обладать информационно-коммуникационными компетенциями: владеть методологией поиска нового (информации, идей и т.п.), методикой анализа и адаптации знаний к своим профессиональным потребностям; уметь преобразовывать информацию в специальные знания; формировать информационную культуру обучающихся и др.
Для современного педагога возрастает значимость проектных компетенций, которые позволяют ему осознанно и самостоятельно планировать профессиональную деятельность, осмысленно строить профессиональную карьеру, находить оптимальные решения инновационного характера, быть способными воплотить свои замыслы в инновационный проект и реализовать его, системно совершенствовать образовательный процесс, формировать у обучающихся способность к построению собственной образовательной траектории и др.
Современному педагогу необходимо уметь работать с разными категориями детей и их родителями: детьми с особыми образовательными потребностями; одаренными детьми; детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей; с детьми-инвалидами и детьми с особенностями психофизического развития; детьми, оказавшимися в социально опасных условиях; склонными к употреблению алкоголя, наркотических, психотропных веществ; с отклоняющимся (девиантным) поведением; с киберзависимостью; детьми, затронутыми проблемой ВИЧ и др., а также с их семьями, в том числе неблагополучными; уверенно действовать в условиях инклюзивного образования; владеть технологиями педагогической поддержки, медиации, тьюторства.
На современного педагога возлагается особая миссия по сохранению национально-культурных традиций и консолидации общества на их основе. Поэтому реализовывать свой потенциал педагог должен не только в образовательной деятельности, но и в воспитательной работе. В сфере воспитания важными компетенциями становятся: готовность к духовно-нравственному воспитанию детей; умение организовывать социально-значимые инициативы (волонтерское движение, благотворительные акции и др.); опыт популяризации среди школьников идей здоровья, развития установок на здоровый образ жизни, профилактики вредных привычек, агрессии и др.
Подготовка специалистов образования должна обеспечивать достижение интегрированного конечного результата, в качестве которого рассматривается сформированность у обучающихся всего комплекса компетенций как единства обобщённых знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению задач личностного, социального и профессионального характера.
Уточнение современных целей непрерывного педагогического образования требует разработки профессионального стандарта педагога как детерминанты образовательного стандарта. В профессиональном стандарте необходимо предусмотреть наличие инвариантной и вариативной составляющих. Инвариантная составляющая должна включать требования к общепрофессиональной подготовке, вариативная к специальной подготовке в соответствии с уровнями образования и профилями будущей педагогической деятельности. Такой стандарт позволит создать компетентностные модели выпускников среднего специального и высшего и дополнительного педагогического образования, явится основанием для отбора и конструирования обновлённого содержания непрерывного педагогического образования.
В структуре образовательных программ профессиональной подготовки в обязательном порядке должны быть представлены три компонента: ценностно-ориентационный, теоретико-методологический, технологический.
Ценностно-ориентационный компонент призван обеспечить введение студентов в педагогическую профессию и их включение в освоение ценностно-гносеологических оснований педагогики, обогащение мотивами и навыками личностно-профессионального саморазвития.
Теоретико-методологический компонент должен обеспечить овладение знаниями и умениями в области методологии, теории и практики педагогической и социально-педагогической деятельности, развитие у студентов социально-педагогического мышления, его рефлексивной, креативной направленности.
Технологический компонент должен обеспечить готовность студентов к проектированию и реализации профессионально-педагогической деятельности на основе эффективных образовательных технологий, к решению педагогических проблем, конструктивному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса.
Обновление содержания педагогического образования должно осуществляться с учётом единых для европейского образовательного пространства принципов формирования и совершенствования содержания педагогического образования:
фундаментальности (включение в содержание элементов, сущностно отражающих профессионально-педагогическую культуру);
контекстности (направленность на функциональное обеспечение будущей профессиональной деятельности);
актуальности (своевременность изучения данного содержания, нацеленность на решение злободневных педагогических проблем);
верифицируемости (оценка содержания на предмет его высокой научной и практической значимости);
дифференциации (определение объёма и глубины подготовки педагогов с учётом её уровней);
гуманизации (учёт потребностей студентов, расширение свободы выбора, поддержка творческих начал личности).
С позиции этих принципов важными задачами совершенствования содержания непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь являются:
разработка профессионального стандарта педагога и на его основе обновленного образовательного стандарта непрерывного педагогического образования;
пересмотр перечня и обновление содержания психолого-педагогических дисциплин с учётом реалий современной системы образования и востребованных новых видов педагогической практики;
конструирование содержания учебных дисциплин с ориентацией на проблемно-деятельностный подход.
При определении содержания педагогического образования необходимо большее значение придавать его воспитывающей функции, ориентации на формирование у педагога научного мировоззрения, духовных и нравственных качеств личности, культуры педагогического мышления, здоровьесбережения, личностного и профессионального самосовершенствования.
Современное содержание педагогического образования должно: быть открытым и развивающимся; создавать позитивную мотивацию у будущих педагогов к осуществлению эффективной педагогической деятельности; стимулировать интерес к самовоспитанию и самообразованию; включать инвариантные и вариативные компоненты; отражать прошлое, настоящее и будущее педагогической системы и деятельности; ориентироваться на перспективные потребности личности и общества; отражать междисциплинарный характер человековедческих знаний; реализовываться в контексте непрерывного образования педагога.
Поделитесь с Вашими друзьями: |