Развития национального образования



страница1/4
Дата10.02.2016
Размер0.67 Mb.
  1   2   3   4


Приложение
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Рабочая группа

Проект

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2015-2030 ГОДЫ

Казань - 2015

Содержание
1. Основные положения………………………………………….……………………………...3

2. Современное состояние и проблемы развития национального образования в Республике Татарстан……………………………………………………………………………….……….. 5

3. Цель, задачи и принципы развития национального образования в Республике Татарстан на 2015-2030 годы……………………………………………………………………..………. 14

4. Основные направления развития национального образования (обучение, воспитание и социализация обучающихся) в Республике Татарстан на 2015-2030 годы……………………………………………………………………………………….……..17

4.1. Семейное воспитание…………………………………………………...………………....18

4.2. Развитие национального образования в дошкольных образовательных организациях, включая дополнительное образование детей/воспитанников………………………………19

4.3. Развитие национального образования в общеобразовательных организациях, включая дополнительное образование учащихся………………………………………………………21

4.4. Развитие национального образования в системе профессионального образования……………………………………………………………………………….....….25

5. Ресурсное обеспечение развития национального образования в Республике Татарстан на 2015-2030 годы…………………………………………………………...………………….….28

5.1. Кадровые условия развития национального образования……………………………...28

5.2. Научно-мотивационное и программно-методическое обеспечение…………….…..….30

5.3.Информационно-методические условия развития национального образования……………………………………………...……………………………………...31

5.4.Психолого-педагогические условия развития национального образования…………………………………………………...…………………………….…..32

5.5. Управление системой национального образования…………………….………….... 33

6. Региональное и международное сотрудничество………………………………………....34

7. Условия реализации Концепции…………………………………………………………...35

8. Основные приоритетные направления развития национального образования в Республике Татарстан и меры по их реализации на 2015-2030 годы…………………………………………………………………………………...…………35

9. Механизмы/инструменты реализации Концепции………………….……………………..40

10. Ожидаемый социальный эффект………………………………………………...……...…41

Глоссарий…………………………………………………………………......…………………42
1.Основные положения

Концепция развития национального образования в Республике Татарстан на 2015-2030 годы (далее – Концепция) является документом стратегического значения в области региональной государственной национальной образовательной политики. Она определяет общий вектор, принципы и приоритетные направления развития национального образования в полиэтнической республике как значимого социально-педагогического проекта, служащего удовлетворению этнокультурных, языковых образовательных потребностей обучающихся различных национальностей. Концепция ориентирована на актуализацию, наращивание обучающего, воспитательного и развивающего потенциала национального образования как органической части регионального, российского образовательного пространства.

Национальное образование – это интегрированная на равных правах в единое российское образовательное пространство целостная система принципов и направлений организации образовательного процесса, моделей образовательных организаций с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы с этнокультурным региональным компонентом.

Структурными элементами системы национального образования являются:

методологические основы, принципы построения, содержание, технологии и методики обучения, воспитания и социализации обучающихся;

система научно-методического сопровождения, базирующаяся на использовании научного потенциала, а также на эффективной реализации инновационных педагогических технологий;

система государственно-общественного управления национальным образованием;

педагогические и управленческие кадры системы национального образования;

образовательные организации, деятельность которых направлена на реализацию социального заказа на обучение и воспитание личности на родном языке, формирование гражданина России, обладающего обширными компетенциями и национальным самосознанием;

основные и дополнительные образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Татарстан.

Основной целью национального образования является сохранение и трансляция духовного и культурно-исторического наследия народов, проживающих на территории Республики Татарстан, подготовка конкурентоспособной личности, способной реализовать себя в современных условиях и обеспечение наиболее полного удовлетворения этнокультурных, языковых, образовательных потребностей и интересов обучающихся различных национальностей.

Концепция разработана с учетом результатов анализа современного состояния и тенденций развития национального образования в Республике Татарстан. Концепция построена на основе федеральной и республиканской нормативно-правовых составляющих.

Федеральная составляющая включает в себя:

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807-1 (с изменениями от 12 марта 2014 г.);

• Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;



  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;

• Федеральную целевую программу развития образования на 2015 - 2020 годы;

• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р.

Республиканская составляющая вбирает в себя:

• Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»;

• Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992года №1560 – XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» (с учетом новой редакции Закона Республики Татарстан от 12 июня 2014 г. № 53 – 3 РТ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан»);


  • Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года";

• Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 года №1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк» - «Будущее»;

  • Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.06.2015 № 443 «Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы»;

• Государственную программу «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»;

  • Государственную программу «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы».

• Государственную программу «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»;

Концепция в основных чертах раскрывает:

• особенности, современное состояние и проблемы развития национального образования в Республике Татарстан;

• цель, задачи и принципы развития национального образования в Республике Татарстан;

• основные направления развития национального образования в Республике Татарстан с учетом уровней образования;

• особенности ресурсного обеспечения развития национального образования в Республике Татарстан на 2015-2030 годы;

• механизмы/инструменты реализации Концепции;

• ожидаемый социальный эффект от реализации Концепции.

Данный проект служит основанием для разработки плана мероприятий по реализации Концепции развития национального образования в Республике Татарстан (дорожной карты по реализации мероприятий).


  1. Современное состояние и проблемы развития системы национального образования в Республике Татарстан

Образование на родном языке в Татарстане имеет давнюю историю и традиции. На протяжении нескольких веков система национального образования претерпевала различные изменения. Начиная с 90-х годов XX века в Республике Татарстан активно решается задача возрождения и развития национальной школы, построенной на лучших исторических и культурных традициях татарского и других народов, проживающих на территории нашей республики.

Современный Татарстан представляет собой полиэтнический, многонациональный и поликонфессиональный социум. Особенностью национального состава жителей является проживание на территории республики татар, русских, чуваш, марийцев, башкир, представителей других национальностей, общее число которых составляет более 170. Все они стремятся сохранить свое этнокультурное своеобразие для поддержания этнической самоидентификации.

Республика Татарстан обладает природно-географическим, социально-экономическим, политико-правовым, историко-культурным своеобразием. Сформированы благоприятные условия для вовлечения обучающихся в процесс освоения сложившегося в регионе социокультурного потенциала - языкового, этнического, историко-культурного, коммуникативного, духовно-нравственного.

Объективно сложившаяся этническая структура населения, исторически сформировавшийся в республике значительный и одновременно позитивный этносоциальный опыт создают уникальные предпосылки для защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов, в целом - национального самосознания.

Важнейшим социальным институтом, напрямую способствующим этому, является система национального образования в Республике Татарстан, опирающаяся в процессе обучения, воспитания и социализации на накопленный в регионе этнокультурный опыт, исторические, языковые, социокультурные достижения. Как показывает практика, национальное образование активно способствует процессу обеспечения полноты и непрерывности обучения, воспитания и развития конкретного человека, проживающего на территории многонационального региона, посредством удовлетворения, прежде всего, этнокультурных, языковых образовательных потребностей, создавая основу для продуктивного межэтнического взаимодействия и взаимопонимания, дружбы и сотрудничества.

Важным вопросом является нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение национального образования на федеральном уровне. Право на изучение родных языков и на образование на родном языке законодательно закреплено. Между тем есть положения нормативных документов, которые сдерживают развитие национальных языков, например, невозможность проходить государственную итоговую аттестацию на уровне среднего общего образования на родном языке. Уровень организационного и научно-методического сопровождение национального образования в федеральных органах исполнительной власти недостаточно высок. Несмотря на это, за последние годы с федеральной властью выстроено определенное взаимодействие по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей образовательной системы Республики Татарстан.

Ядром национального образования выступают родной язык и литература, региональная история, этнопедагогическое воспитание (воспитание на принципах этнопедагогики) и социализация.

В Республике Татарстан предоставлена возможность для обучения на родном языке, изучения родного языка в школах и дошкольных образовательных организациях. В настоящее время в республике функционируют: 980 общеобразовательных организаций с родным языком обучения, в том числе 827 – с татарским языком обучения и преподаванием ряда предметов естественно-математического цикла на русском языке;

95 – с чувашским языком обучения (начальные классы) и изучением чувашского языка; 34 – с удмуртским языком обучения (начальные классы) и изучением удмуртского языка;

18 – с марийским языком обучения (начальные классы) и изучением марийского языка; 4 – с изучением мордовского языка; 1 – с изучением иврита; 1 - с изучением башкирского языка.

Также в республике широко распространяется модель билингвального дошкольного детского сада, в которых созданы возможности обучения татарских, чувашских, марийских, удмуртских, мордовских детей на родном языке.

В целом в системе образования республики на уровне общего образования сложилась модель, при которой в зависимости от потребностей, компактности расселения этнических групп, родные языки изучаются либо как предмет, либо национальное обучение вводится на разных уровнях (начальном, основном, среднем). Кроме того, в РТ работают воскресные школы, в которых изучаются языки живущих на территории республики народов: украинский, азербайджанский, армянский, польский, немецкий, еврейский, грузинский, башкирский и другие.

Положительно зарекомендовал себя опыт объединения общеобразовательной школы, дошкольной образовательной организации, организаций дополнительного образования (музыкальная школа, школа национальной борьбы и т.п.) в единый комплексный центр национального образования, обеспечивающий непрерывный и преемственный процесс обучения, воспитания и социализации на основе объединения ресурсов и сетевого взаимодействия с реализацией возможностей государственно-общественного управления.

В системе среднего профессионального образования изучение профессиональных предметов на родном языке на данный момент осуществляется лишь в педагогических учебных заведениях, в то время как в образовательных организациях иного профиля такие условия не созданы. Изучение родного языка осуществляется в рамках вариативной части ФГОС СПО с уменьшением возможности получения дополнительных профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального и российского рынка труда.

В республике проводится целенаправленная работа по применению успешно апробированных эффективных коммуникативных технологий:

• анализируются состояние и результаты использования школами республики эффективных коммуникативных технологий изучения родных языков, татарского языка как неродного;

• проводится мониторинг динамики учебных достижений учащихся, практико-ориентированные обучающие семинары, курсы, мастер-классы в целях формирования готовности учителей родных языков и литератур к использованию в своей деятельности инновационных образовательных технологий;

• продолжается апробация новых учебно-методических комплектов для изучения татарского языка и литературы в начальной школе в условиях перехода на ФГОС ОО.

Министерством образования и науки РТ в рамках соглашений о сотрудничестве с другими российскими регионами проводится работа по сохранению и развитию татарского языка за пределами Республики Татарстан, осуществляется поддержка национальных (татарских) школ с этнокультурной составляющей.

Большое значение для развития национального образования имеет содержательная составляющая, связанная с историко-культурным наследием народов Татарстана. Эта составляющая реализуется, прежде всего, через учебные предметы (курсы, модули) основной и старшей школы «История татарского народа и Татарстана», «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан» и др.

Разработан и реализуется проект «Ана теле», созданный в целях сохранения и развития татарского языка как основы национальной культуры, как полноценного средства общения и консолидации татарского народа, популяризации изучения татарского языка.

Приняты системные меры по интеграции татарского языка в электронное информационное пространство:

- осуществлена локализация на татарский язык программного обеспечения системы Microsoft и Apple для компьютеров и программного обеспечения типа Android и iOS для смартфонов;

- татарский онлайн словарь от Яндекс работает на татарском языке;

- интерактивные учебные пособия по татарскому языку и литературе, истории татарского народа размещены в открытом доступе сети Интернет на портале «Татар иле».

За последние годы в республике в области национального образования решаются базовые практические задачи:

• формируется система государственно-общественного управления национальным образованием, развиваются механизмы выработки и реализации национальной образовательной политики Республики Татарстан, предусматривающие широкое вовлечение в эту деятельность представителей национально-культурных элит;

• готовятся педагогические и управленческие кадры системы национального образования, осуществляются повышение их квалификации, профессиональная переподготовка;

• создается научно-методическая и учебно-методическая, информационная база национального образования с учетом особенностей этноязыковой и этнокультурной среды, выработаны принципы и механизмы межкультурного взаимодействия;

• совершенствуется законодательная база, приводится в соответствие с целями и приоритетами региональной национальной образовательной политики нормативно-правовое сопровождение развития национального образования.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года наиболее существенными внешними факторами, влияющими
на перспективы развития национального образования в Республике Татарстан будут выступать: повышение качества образования, обусловленное изменением условий труда в связи с применением новых технологий и возможностями использования в образовании информационно-коммуникационных технологий; снижение роли расстояния в качестве сдерживающего фактора сотрудничества; возрастание роли религиозных ценностей и институтов; усиление трудовой миграции населения.

В условиях глобализации и урбанизации процесс развития национального образования не носит простой однолинейный характер, зачастую он сопряжен с рядом возникающих проблем и поисками способов их решения, которые не всегда приводят к однозначным решениям и тем более – к желаемым результатам. На процесс развития национального образования существенное влияние оказывает политические и социальные условия в целом в России. В изменившихся условиях затягивается создание новой парадигмы образования на родных языках, позволяющей переходить от относительно замкнутой к открытой системе с созданием возможностей обучения на родном языке во всех звеньях непрерывного образования, в которой не будет места ассимиляции языка, нивелированию национальной культуры и народных традиций. В связи с тем, что в вузах республики не ведется в полной мере обучение на родном языке, а осуществляется лишь подготовка учителей татарского языка и литературы, это приводит к отсутствию системы образования на родном языке и препятствует увеличению сети образовательно-воспитательных заведений на родном языке.

Особое значение приобретают проблемы концептуального, дидактического, методического, информационного, кадрового характера, требующие своего изучения и решения:

• по-прежнему актуально изучение факторов, условий и развития системы национального образования, концептуальных представлений о его структуре, содержании и развивающей роли, что открывает простор для целевых научных поисков, фундаментальных и прикладных исследований;

• имеет место асинхронность действий субъектов управления, что предполагает необходимость усиления взаимодействия и создания единого центра координации и ответственности за процесс и результаты развития национального образования;

• не обоснован единый дидактический подход к обеспечению непрерывного обучения родному языку в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях на принципах интеграции и преемственности, как мощный стимул проектирования и реализации эффективных образовательных технологий и методик;

• не разработана концептуально, на дидактическом и методическом уровне, целостная система воспитания и социализации в рамках национального образования на основе традиций и положений этнопедагогики (этнопедагогическое воспитание), использования этнокультурного потенциала соответствующих учебных предметов и их межпредметного взаимодействия;

• не в полной мере используются практико-ориентированные социально-педагогические, психолого-педагогические механизмы, методы и формы популяризации этнокультурных традиций, опыта и знаний как через предметные области (изучение родного языка и литературы, истории народов региона), так и систему воспитания и социализации;

• не получила целостного развития система подготовки кадров для национального образования на полилингвально и поликультурной основе, отсутствует комплексная система полилингвального и мультикультурного образования, предусматривающая интеграцию национального языкового и культурного образования в общероссийский и общемировые образовательные тренды;

• не создана единая объективная поэтапная система оценивания развития языковых и межкультурных компетенций, отвечающая требованиям ведущих мировых профессиональных организаций, работающих в области мониторинга качества контрольно-оценочных материалов и системы проведения тестирования;

• педагогические кадры системы национального образования не готовы в полной мере к эффективному осуществлению миссии транслятора разнообразного этнокультурного опыта, опыта этнокультурного взаимодействия, исторически сложившегося в регионе.

Обозначенный ракурс состояния и проблем развития национального образования в Республике Татарстан конкретизируется и находит свое подтверждение в проведенном SWOT-анализе.



Национальное образование в Республике Татарстан:

состояние, возможности, риски и перспективы


S

Сильные стороны развития национального образования

в Республике Татарстан

  • Значительный (многолетний) опыт развития национального образования в республике, популяризации языковой культуры и обеспечения языковой, этнокультурной толерантности

  • Наличие государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»

  • Наличие государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»;

  • Повышенное внимание Правительства республики, Министерства образования и науки РТ, координирующих организаций, общественности к развитию национального образования

  • Наличие законодательной, нормативно-правовой базы функционирования и развития национального образования, родных языков, культуры, изучения и популяризации историко-культурного наследия народов Татарстана

  • Рост интереса обучающихся к родному языку, историко-культурному наследию своего народа, народов Татарстана

  • Значительный объем финансовых ресурсов, направляемых в систему национального образования, развития языка и литературы, социализации обучающихся

  • Наличие постоянно развивающейся системы научно-методического, учебно-методического, информационного обеспечения национального образования, научных центров изучения его проблем и перспектив развития

  • Опыт разработки региональных и межрегиональных проектов в области национального образования, сформировавшаяся система межрегионального взаимодействия

  • Наличие опыта реализации региональной, национальной и этнокультурной составляющей системы обучения, воспитания и социализации обучающихся

  • Наличие и функционирование языковой инфраструктуры (средств и программ дистанционного обучения, языковых кабинетов, лаборатории национального образования, библиотек)

W

Слабые стороны развития национального образования

в Республике Татарстан

  • Сведение системы национального образования к преподаванию родного языка и литературы («узкий» подход)

  • Методический лингвоцентризм в преподавании татарского языка; недооценка необходимости формирования коммуникативных компетенций обучающихся

  • Несоответствие современным требованиям мотивации к изучению родных языков

  • Отсутствие целевых, комплексных психолого-педагогических и социологических исследований в сфере национального образования

  • Недостаточный уровень учебно-методического обеспечения образовательного процесса (в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях), его вариативности и специфики

  • Отсутствие единой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров системы национального образования, особенно в области этновоспитания и дополнительного образования

  • Недостаточный уровень языковой, методической компетентности педагогических кадров системы национального образования

  • Недостаточный уровень обновления материально-технической базы образовательных организаций

  • Недостаточно разработанная критериальная и инструментальная база оценки качества языковой и коммуникативной подготовки (компетентности) обучающихся

  • Отсутствие эффективной, практико-ориентированной системы стимулирования учебной и воспитательной деятельности в системе национального образования по конечным результатам

  • Недостаточный уровень эффективности системы государственно-общественного управления национальным образованием, отсутствие единого центра координации и ответственности за процесс и результаты развития национального образования

O

Возможности развития национального образования в Республике Татарстан

  • Системный контроль и внимание Правительства Республики Татарстан, Министерства образования и науки РТ, научно-педагогической общественности к вопросам функционирования и развития системы национального образования, ее состояния и проблем

  • Большой научный потенциал Республики Татарстан, в том числе потенциал Академии наук РТ, являющийся основой для развития научно-методической составляющей национального образования

  • Возрастающие запросы общества к активному развитию национального образования и его комплексному обеспечению

• Потребность в создании комплексной системы полилингвального и мультикультурного образования, предусматривающей интеграцию национального языкового и культурного образования в общероссийский и общемировые образовательные тренды;

• Необходимость создания единой объективной поэтапной системы оценивания развития языковых и межкультурных компетенций, отвечающей жестким требованиям ведущих мировых профессиональных организаций, работающих в области мониторинга качества контрольно-оценочных материалов и системы проведения тестирования;



  • Необходимость внедрения новых форм и методов контроля качества национального образования, оценки эффективности деятельности образовательных организаций

  • Активное внедрение ИКТ в процесс языкового обучения и формирования межкультурной компетенции

  • Повышение эффективности системы дополнительного образования, усиление ее возможностей в решении вопросов национального воспитания

T

Угрозы развитию национального образования в Республике Татарстан

  • Отсутствие концептуального обоснования национального образования как целостной системы в совокупности ее целевых, содержательных, управленческих технологических/методических, мониторинговых компонентов, подсистем обучения, воспитания и социализации обучающихся, условий эффективной его реализации

  • Недостаточная координирующая роль федеральных органов управления образованием в обеспечении условий для развития национального образования в целом в России

  • Наличие дефицита педагогических кадров в системе национального образования, что создает проблему формирования и воспроизводства эффективного кадрового потенциала

  • Недостаточный уровень методической компетентности педагогических кадров системы национального образования

  • Недостаточность внимания к воспитательной составляющей национального образования (этнопедагогического воспитания), к ее разработке и реализации с учетом современных условий, изменяющихся запросов, потребностей обучающихся

  • Отсутствие четких дифференцированных требований к уровню подготовки обучающихся, их языковой и коммуникативной компетентности

  • Недостаточный уровень учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Развитие национального образования в системе профессионального образования
Механизмы/инструменты реализации концепции

Каталог: 2015
2015 -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
2015 -> Департамент образования и молодежной политики
2015 -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику
2015 -> Система психологического сопровождения детей группы риска
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница