«Развитие учебно-познавательных мотивов»



Скачать 47,32 Kb.
Дата25.04.2016
Размер47,32 Kb.
ТипПояснительная записка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Дополнительная образовательная психопрофилактическая программа

психолого-педагогической и медико-социальной направленности



«Развитие учебно-познавательных мотивов»

для обучающихся начальной ступени.

Ростов-на-Дону 2011г.

Пояснительная записка

Мотивы учения, являясь одним из компонентов учебной деятельности, выполняют функцию ее регулирования и поддержки. Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. Когда ребенок поступает в школу, у него преобладают широкие социальные мотивы (внутренняя позиция школьника). В начале обучения эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами способствуют включению ребенка в учебную деятельность.

Известно, что такая широкая мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддерживать учебу в течение длительного времени, постепенно она теряет свое значение. К концу первого класса среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно-познавательные и другие широкие социальные мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится отчетливое снижение учебной мотивации к концу этого возраста.

Представления детей о том, для чего они учатся в школе (особенно в начальных классах), достаточно смутные. В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа «чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышленые высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдаленности не может стать серьезным стимулом к учению.

Часто родителям приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельности, руководствуясь методами кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учебе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение.

Мало способствует формированию учебной мотивации и предметный стиль обучения. Причиной возникновения школьной неуспеваемости может являться несформированность системного мышления, то есть способности рассматривать все изучаемые объекты в виде системы взаимосвязанных элементов. Только целостное знание предоставляет учащимся возможность осознанно дифференцировать свои интересы.

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с младшими школьниками. В предлагаемой программе игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно (многие рассматриваемые профессии имеют пересечения по необходимому набору способностей).

Одним из достоинств данной программы я считаю то, что она имеет широкий адаптационный спектр в работе с учащимися разного возраста и уровня развития. Наличие основного каркаса в программе позволяет ведущему наполнять занятия содержимым из заданий, отвечающих требованиям конкретной группы учащихся. Более того, ведущий, использующий данную программу, не ограничен временными и тематическими рамками. На свое усмотрение он может либо растягивать тему на несколько занятий, либо ужимать ее, а также включать дополнительные темы, в которых рассматриваются другие профессии и развиваются другие способности.

Концептуальное обоснование. Данная программа базируется на когнитивном подходе, в основе которого основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические особенности.
Цель программы: Сформировать учебно-познавательные мотивы у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Сформировать целостное знание, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Задачи.

1.повысить учебную мотивацию;

2. сформировать ответстветственность за свои поступки;

3. стимулировать учебную деятельность;

4. сформировать системное мышление;

5. развивать внимание, память, мышление;

6. развивать различные виды способностей учащегося.
Целевая группа. Младшие школьники, имеющие трудности в школьном обучении, в возрасте от 8 до 10 лет. Оптимальное количество участников 8-10 человек, так как атмосфера малой группы способствует созданию атмосферы доверия, сплочению, и позволяет проявлять активность каждому участнику.
Режим занятий программа рассчитана на 26 занятий, которые реализуются 2 раза в неделю.
Структура занятий

1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

· что я знаю об этой профессии;

· что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

· какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

· что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.

3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).

Что касается развивающих упражнений, набор заданий определяется той профессией, с которой знакомятся учащиеся на данном занятии. Например, при рассмотрении профессии «архитектор» уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением. Профессия «следователь» требует развития способностей, связанных с концентрацией и распределением внимания, зрительной и вербальной памятью, умением слушать, логическим мышлением. Для профессии «водитель» необходимо развитие способностей, связанных с концентрацией, переключением и объемом внимания, зрительной и моторной памятью, глазомером, пространственно-образным мышлением и т.д. Ведущий сам определяет необходимый набор профессий, которые ему наилучшим образом помогут развить определенные способности учащихся.


Ожидаемые результаты. По окончанию занятий предполагается у участников группы формирование учебно- познавательных мотивов. Развитие внимания, увеличение объема механической памяти, развитие логическою мышления. Оптимизация самооценки.
Отслеживание результатов программы.
можно использовать следующие психологические методы:

1) Обсуждение с персональными высказываниями (что понравилось или не понравилось, что нужно изменить и т.д.)


2) Тест Люшера. Результаты теста позволяют определить динамику эмоционального состояния участников, их актуальные проблемы.
3) Тест ЦТО Результат теста позволяет определить динамику отношений к заявленным трудностям и эмоционального состояния участников.
4) Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов, Лускановой Н.Г.
5) Тест «Лесенка». Для определения самооценки участника программы.
6) Субтест .№ 2. «Отметь лишнее». Для определения логического мышления.

(тест Амтхауэра)


7) Парные аналогии. Определение словесно-логического мышления.
Критерии эффективности. Программу можно считать эффективной, если достигнуты поставленные цели и задачи. В связи с этим можно выделить следующие критерии эффективности:
1.повышение учебной мотивации;

2. сформированность ответстветвенности за свои поступки;

3. стимулировать учебную деятельность;

4. сформировать системное мышление;

5. развивать внимание, память, мышление;

6. развивать различные виды способностей учащегося.





Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница