Развитие у учащихся навыков талантливого чтения на уроках информационной культуры



Скачать 124.3 Kb.
Дата20.04.2016
Размер124.3 Kb.
Алькова Аксана Сабирзяновна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» 663305, Красноярский край, г. Норильска, ул. Павлова 21А



Аннотация. Объяснение значимости умения владеть различными навыками чтения для успешного образования, для развития собственного творческого потенциала. Применение различных способов чтения учебных текстов, упражнений на внимание, запоминание. Важность вдумчивого, эмоционально насыщенного чтения художественных текстов (литературы).

Данное мероприятие проводиться в рамках занятий по информационной культуре (библиотечные уроки) для учащихся 5 классов.


Тема: Развитие у учащихся навыков талантливого чтения на уроках информационной культуры

Общая дидактическая цель: актуализация значимости чтения в жизни человека.

Образовательная цель: формирование у учащихся способностей вдумчивого, творческого, талантливого читателя.

Развивающие цели: способствовать развитию основных учебных умений и навыков учащихся как основы для формирования ключевых компетенций:

Коммуникативной: формулировать и высказывать свое мнение в соответствии с поставленной задачей;

Информационной: различать текст учебно-познавательный и художественный; поиск необходимой информации в тексте; создавать словесно-логической структуры текста; восстанавливать недостающих элементов текста;

Учебно-исследовательской: «исправлять» авторские «ошибки».

Социальной: определять Я-ПОЗИЦИЮ как человека читающего, умеющего применять и адаптировать полученные знания из книг в жизни и учебе.

Воспитательные цели: воспитывать желание и потребность читать, понимать прочитанное, получать эстетическое удовольствие от чтения.

Форма занятия: комбинированное занятие с использованием театрализовано-игровых моментов.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая

Методы обучения, используемые на занятии:

  1. По источнику знаний:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические (работа с текстом).

  1. По характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивный;

  • аналитический;

  • творческо-поисковый.

  1. По способу передачи знаний:

  • игровой;

  • аудиовизуальный.


Средства обучения: книжная выставка, видеопрезентация, аудиозапись, карточки с заданиями.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, кукла для кукольного театра Буратино.

Структура урока:

Этапы занятия

Деятельность библиотекаря

Деятельность учащихся

1.Начала занятия. Организационный момент.

Концентрация внимания учащихся, создание доброжелательной игровой обстановки через введение кукольного героя Буратино.

Адаптация в новой ситуации, включение в процесс занятия.

2.Актуализация опорных знаний. Сообщение темы занятия, основных целей.

Выявление имеющихся знаний у учащихся. Создание творческого коммуникативного пространства.

Включение в диалог по средствам имеющегося опыта и знаний.

3.Основной этап.

3.1.Объяснение новых знаний.

3.2.Закрепление материала, отработка навыков и умений.


Сообщение новых знаний. Привлечение учащихся к процессу освоения приемов чтения познавательных и художественных текстов. Формирование навыков талантливого чтения.

Анализ учебной ситуации, рациональное и эмоциональное восприятие текста, отработка приемов талантливого чтения.

  1. Подведение итогов

Обобщение полученных знаний




5. рефлексия

Я–позиция библиотекаря

Я-позиция ученика


Список использованных источников


  1. Гончарова, Е.Л. Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать? [Текст] / Е.Л. Гончарова, Д.В. Дмитриева // Школьная библиотека. – 2009. - № 9-10. – С. 62-70.

  2. Грошенкова, В.А. Обучение школьников талантливому чтению на уроках литературы [Электронный ресурс] / В.А. Грошенкова. – режим доступа. - http://vestnik.yspu.org/releases/pedagogicheskiy_opyt/24_4/




  1. Грошенкова, В.А. Индивидуальные задания в совершенствовании навыка чтения у младших школьников [Электронный ресурс] / В.А. Грошенкова. – режим доступа. - http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodicheskie-osnovy-formirovanija-talantlivogo-chitatelja.html

  2. Ивашина, М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности [Текст] : учеб. пособие / М.И. Ивашина, Н.С. Сулимова. – Екатеринбург : Форум-книга, 2008. – 176 с.

  3. Маршак, С.Я. Избранное [Электронный ресурс] : аудиокнига / Самуил Яковлевич Маршак ; читает Валерия Лебедева. - 2008. - 827,6 Мб. – режим доступа. - http://www.razym.ru/audiobook/105137-marshak-samuil-izbrannoe-audiokniga.html

  4. Прохорова, С.Ю. Как изменить информационную компетентность выпускников начальной школы [Текст] / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова // Школьная библиотека. – 2010. - № 1. – С. 55-64.

Ход урока


  1. Начало занятия. Организационный момент. (слайд1-2)

(Перед уроком оформляется книжная выставка на лестнице-стремянке, как символ взросления читательского интереса. На нижней ступеньке расположены книги для малышей, а дальше в соответствии с уровнем роста читательских потребностей. Завершают выставку учебно-познавательные издания).



Библиотекарь: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас в нашей библиотеке. Сегодня к нам на занятие пришел замечательный мальчуган в полосатом колпачке, красной курточке, а еще у него длинный нос, который он любит «совать не в свои дела». Скажите, как его зовут? (Буратино). (Используется кукла для кукольного театра)

Буратино: Привет, ребята! Я всегда мечтал учиться, но из учебников Папа Карло смог купить мне только Азбуку (показывает на ступеньку книжной выставки) и я еле-еле освоил только чтение.

  1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы занятия, основных целей.(3)

Библиотекарь: Буратино, но ведь это уже хорошо. Чтение – это главное умение, которое должны освоить ученики, чтобы дальше постигать мир знаний. (Обращается ко всем) Чтение относится к тем умениям человека, без которого его полноценная жизнь не возможна. При помощи чтения мы познаем новое, открываем неизведанное. Чтение дает нам представление об окружающем нас мире, позволяет общаться с друзьями. Давайте представим на миг, что люди разучились читать… Что произойдет с человечеством? (Человечество начнет деградировать, начнется упадок в развитии общества, люди перестанут понимать друг друга и др.) Правильно, это будет сравнимо с вселенской катастрофой. Механическое умение складывать буквы в слова, а слова в предложения еще ничего не значат. Главное — это умение понимать прочитанное, выделять главное, получать от прочитанного пользу для ума и сердца. Уметь читать — это талант. Ребята, а что такое талант? (когда что-то умеешь делать лучше других, когда у тебя все получается и т.д.) Совершенно правильно. А что такое талантливое чтение (умение правильно читать, читать много слов в минуту, понимать, о чем книга и т.д.). (слайд 4) Талантливое чтение – это умение понять, осознать прочитанное, научится применять в жизни знания, полученные из книг. И сегодня мы поговорим о талантливом чтении, а также будем развивать собственные способности вдумчивого, творческого, талантливого чтения.

3.3. Основной этап.

3.1.Объяснение новых знаний. (слайд 5)

Буратино: Как интересно! А я вот думал, научился читать и все – ты уже ученный. Вот я здесь нашел книгу, называется «МАТЕМАТИКА 5 класс» и такой интересный рассказ про моего друга Винни-Пуха прочитал (читает с выражением как стихотворение): «У Винни-Пуха несколько банок, вмещающих по ½ кг. меда. Сколько ему понадобится банок, чтобы разлить в них 6 ½ кг меда?» Теперь я буду знать, что у друга Винни есть мед. Я очень старался, меня можно назвать талантливым читателем!

Библиотекарь: Ребята, что вы скажите Буратино? (Он читал не рассказ, а задачу по математики, а их так не читают). Правильно ребята, в мире огромное количество самых разных книг. Наши учебники — это тоже книги. А как мы с ними работаем? (Мы читаем условия задачи, читаем задания к упражнению, выделяем главное, основное). Работа с книгой учебной или познавательной, отличается от чтения книги художественной. Наш друг Буратино отметил главное для себя, что у Винни – Пуха есть мед, он прочитал текст поверхностно, не вникая в смысл. А на что обратил бы внимание ученик? (Условие задачи, что дано, что нужно найти и др.). (слайд 6) Таким образом, мы с вами доказали, что работа с учебным или познавательным текстом требует сосредоточенного внимания и умения выделять главное, чтобы уловить смысл, получить достоверную информацию. (слайд 7) При таком чтении у человека тренируется память, развивается мышление, укрепляется воля, а также вырабатываются навыки работы с разного рода информационными источниками. Данный вид чтения (или работы с текстом) называют РАЦИОНАЛЬНЫМ, т.е. разумно обоснованный.

Буратино: Я все понял, для выполнения задания по предмету, подготовки доклада или сообщения я буду старательно и вдумчиво читать, выделять главное, чтобы не попасть в историю как один мой знакомый из стихотворения С.Я. Маршака ««Про одного ученика и шесть единиц». (Читает стихотворение) (можно использовать аудиозапись )(слайд 8 – 28)

Библиотекарь: Да, действительно, не очень приятная история. Ребята, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (радость – веселье, смех; жалость к землекопу, иронию и др.). (слайд 29) Произошло это благодаря вашему воображению, которое помогло нарисовать внешний облик героев стихотворения, представить их плачевное положение, вызвав при этом определенные эмоции: смех, веселье, гнев, страх и т.д. Чтение, когда на помощь читателю приходит воображение и чувства, называю ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ. Чаще всего активные эмоциональные переживания у нас вызывает чтение художественной литературы. Читая, ты видишь слова, предложения, а воображение в этот момент создаёт образы, образы вызывают определенные ассоциации, помогая развитию мышления.



Буратино: Вот я и смотрю, какое бурное воображение у нашего ученика! Он столько всего напридумывал, молодец!

Библиотекарь: Ребята, а вы тоже считаете, что у нашего ученика богатое воображение? (Да богатое, он выдумщик; нет он глупый, он незнайка и др.) Конечно, в фантазии нашему горе-ученику не откажешь. Но здесь образы, рожденные фантазией героя стихотворения, появились от его невежества и незнания. Какие ошибки допустил ученик? (назвал зебру насекомым, не знает, что такое баобаб и др., возможно затруднение у детей вызовет понятие «гипотенуза» и «Советский Союз», их необходимо будет объяснить, используя справочно-познавательную литературу). Что нужно сделать, чтобы исправить ошибки ученика? (выучить урок, решить правильно задачу, узнать, где живут кенгуру, где расположен Канин Нос и др. при помощи книг). А теперь давайте вместе заполним таблицу, поможем горе-ученику исправить ошибки. (При заполнении можно использовать как учебную, познавательную, справочную литературу, так и личный опыт учащихся)(слайд 30-31)



Исправь ошибки ученика

Ошибки ученика

Правильный ответ

Источник

Баобаб – это птица

Баобаб – это




Кенгуру – это растение

Кенгуру – это




Гипотенуза – это река

Гипотенуза – это




Зебра – это насекомое

Зебра – это




Канин Нос – это нос соседа

Канин Нос – это



При чтении данного стихотворения, мы с вами использовали сразу несколько приемов работы с текстом. Давайте вместе их отметим.



  1. Мы читали стихотворение выразительно и эмоционально, у нас в воображении рождались определенные образы, мы испытывали разные эмоции, т.е. выражали свои чувства. Данный вид чтения называется эмоциональным и характерен для чтения художественной литературы.

  2. Проанализировав ответы героя стихотворения, мы отметили, что ученик невежда и лодырь, т.к. мы научно доказали при помощи личного опыты и имеющихся знаний, а также справочной, познавательной и учебной литературы, их абсолютную неверность. Таким образом, мы использовали рациональный подход в работе с текстом.

  3. (слайд 32) Получив правильные ответы, мы преобразовали имеющуюся у нас исходную информацию ( т.е. текст стихотворения в его первоначальном виде) и в итоге получили достоверную информацию, которая в корне отличается от предложенной нам первоначально учеником. Такой метод работы с текстом (документом) называется аналитическим. Он позволяет нам преобразовывать информацию в виде плана, конспекта, схемы, таблицы или презентации.




    1. Закрепление материала, отработка навыков и умений.

А теперь мы с вами закрепим полученные знания о талантливом чтении.(слайд 33-34)
Задание 1. Ваша задача «выстроить» строчки стихотворения в правильном порядке, устранив тем самым сомнительные и недостоверные элементы. (Для заданий можно сделать карточки и раздать ученикам, можно использовать презентацию)
мокнут в море корабли

Мокнут листья и цветы.

Целый месяц под дождем

мокнут лужи и зонты.

Мокнут парки и поля,

мокнет крыша, мокнет дом.

И далеко от земли мокнут

мокнет мокрая земля

ОТВЕТ

Целый месяц под дождем



мокнет крыша, мокнет дом.

Мокнут листья и цветы,

мокнут лужи и зонты.

Мокнут парки и поля

мокнет мокрая земля.

И далеко от земли

мокнут в море корабли.
Задание 2. Определи героя по описанию внешних признаков. (Отработка навыков вдумчивого чтения )(слайд 35-37)
Кто лепил снежную бабу?

Утром Наташа надела белую курточку. Ася надела голубую курточку. Света надела желтую курточку. Наташа надела красный шарф. Ася надела белый шарф. Света надела коричневый шарф. На голове у Наташи была красная шапка. А у Аси и Светы шапки были белые.

Девочки пошли гулять во двор. Девочка в белой куртке и с красным шарфом каталась на коньках. Девочка в голубой куртке и белой шапке каталась на санках. Девочка в желтой куртке и коричневом шарфе лепила снежную бабу.
ВОПРОСЫ:

1.Кто лепил снежную бабу? (Света)

2. Кто катался на коньках? (Ася)

3. Кто катался на санках? (Наташа)


Задание 3. Традиционно основными персонажами мифа бывают боги, символизирующие силы природы. Перед вами отрывок из славянского мифа. Придумайте недостающие эпитеты. (слайд 38-40)

«Заря – сестра Солнца, ее часто называют (какой?)_______________красотою, царевною - золотой косою; живет она в золотом царстве, на краю (какого?)___________света – там, где (какое?)_____________ солнышко из моря подымается, плавает оно по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее Марьей Моревной – (какой?) _________________царевной, и царь-девицей. В ее золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода. Путь в страну царь – девицы лежит через (какое?)_______________море, вход туда сторожит двенацатиглавый Змей Горыныч, испускающий из своей пасти (какое?) _____________пламя».


ОТВЕТЫ: ненаглядною красотою, белого света, ясное солнышко, морской царевной, широкое море, жгучее пламя. (От учеников не требуется дословное угадывание пропущенных эпитетов, главное умение подобрать альтернативную и дополнительную информацию).

  1. Подведение итогов

Библиотекарь: Дорогие ребята, вы все справились с заданием. Я надеюсь, что сегодня на занятии вы задумались о том, как можно стать талантливыми читателями, узнали об эмоциональном восприятии текста, образном видении, учились логически восстанавливать структуру текста, внимательно читать и анализировать, чтобы лучше запомнить информацию. Мы с Буратино желаем вам прочитать много умных и добрых книжек и ждем вас на наше следующее занятие!


  1. Рефлексия

Буратино: Как много я сегодня узнал. Например, что талантливое чтение это очень здорово! А вы ребята, что узнали? (ответы детей) (слайд 41)

Приложение 1.



Задание 1. Расположите строчки стихотворения в правильном порядке, устранив тем самым сомнительные и недостоверные элементы.
мокнут в море корабли

Мокнут листья и цветы.

Целый месяц под дождем

мокнут лужи и зонты.

Мокнут парки и поля,

мокнет крыша, мокнет дом.

И далеко от земли мокнут

мокнет мокрая земля

Приложение 2.
Задание 2. Определи героя по описанию внешних признаков.

Кто лепил снежную бабу?

Утром Наташа надела белую курточку. Ася надела голубую курточку. Света надела желтую курточку. Наташа надела красный шарф. Ася надела белый шарф. Света надела коричневый шарф. На голове у Наташи была красная шапка. А у Аси и Светы шапки были белые.

Девочки пошли гулять во двор. Девочка в белой куртке и с красным шарфом каталась на коньках. Девочка в голубой куртке и белой шапке каталась на санках. Девочка в желтой куртке и коричневом шарфе лепила снежную бабу.
ВОПРОСЫ:

1.Кто лепил снежную бабу?

2. Кто катался на коньках?

3. Кто катался на санках?



Приложение 3.
Задание 3. Традиционно основными персонажами мифа бывают боги, символизирующие силы природы. Перед вами отрывок из славянского мифа. Придумайте недостающие эпитеты.
«Заря – сестра Солнца, ее часто называют (какой?)_______________красотою, царевною - золотой косою; живет она в золотом царстве, на краю (какого?)___________света – там, где (какое?)_____________ солнышко из моря подымается, плавает оно по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее Марьей Моревной – (какой?) _________________царевной, и царь-девицей. В ее золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода. Путь в страну царь – девицы лежит через (какое?)_______________море, вход туда сторожит двенацатиглавый Змей Горыныч, испускающий из своей пасти (какое?) _____________пламя».
Каталог: files -> file
file -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
file -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
file -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
file -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
file -> Семья в психологической консультации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница