«Развитие творческой активности учащихся младших классов на уроках литературного чтения. Способы и приемы обучения сочинению»



Скачать 109.54 Kb.
Дата22.02.2016
Размер109.54 Kb.
МОУ « Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»

Опытно-экспериментальная работа

на базе МОУ «Гимназия»

Тема: «Развитие творческой активности учащихся младших классов на уроках литературного чтения. Способы и приемы обучения сочинению».

Составители:
1. Половинкина Г. П. – руководитель, учитель начальных классов

2. Мамутина Н. А. – учитель начальных классов

3. Чупина Г. Н. – учитель начальных классов

4. Челнокова Н. С. – учитель начальных классов

5. Гусева И. В. – учитель начальных классов

6. Астафьева Л. В. – учитель начальных классов

7. Жаркова И. В. – педагог-психолог

г. Шахунья

2008год

Цель: разработка педагогической технологии, способствующей повышению уровня творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения через развитие их письменной речи.

Задачи:

1. Изучить проблему развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения в теории и практике.

2. Проанализировать учебный материал предмета «Литературное чтение» в 2-4 классах для определения возможности развития творческой активности школьников.

3. Разработать методику формирования творческой активности младших школьников через развитие их письменной речи.

4. На основе обобщения полученных данных сформулировать рекомендации учителям начальных классов по формированию творческой активности школьников через развитие их письменной речи.

Состав творческой группы:

1. Половинкина Г. П. – руководитель, учитель начальных классов.

2. Мамутина Н. А. – учитель начальных классов.

3. Чупина Г. Н. – учитель начальных классов.

4. Челнокова Н. С. – учитель начальных классов.

5. Гусева И. В. – учитель начальных классов.

6. Астафьева Л. В. – учитель начальных классов.

7. Жаркова И. В. – педагог-психолог.

8. Семёнова Г.Ю. – учитель начальных классов, сош № 2

9. Малышева Т.М. - учитель начальных классов, сош № 14

10 Лебедева С.В. - учитель начальных классов, сош № 14

11. Каргапольцева Т.В. - учитель начальных классов, Вахтанская НОШ

12. Пронина Е. А. - учитель начальных классов, Вахтанская НОШ

13. Соловьева О.В. - учитель начальных классов, Верховская СОШ

14. Долинина Н.В. - учитель начальных классов, Красногорская ООШ

Основные концептуальные положения программы эксперимента.

Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Слово «творчество» происходит от «творить», то есть создавать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребёнка то, что у него никогда ещё не получалось. Учебная творческая деятельность – это выполнение учащимися творческих заданий уже решённых, но для учащихся имеющих субъективную новизну.

Современные исследования показали, что максимум творческой активности ребёнка приходится на 10-11 лет. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы, обеспечить учащимся условия для творческой деятельности. Для развития творческой активности ученика, учитель сам должен быть творческим человеком, использовать в образовательном процессе нестандартные задания, которые представляют собой ситуации, вызывающие у ученика затруднение, для преодоления которого необходимо применить творческий подход.

Творчески работающий учитель обладает такими качествами, как: нацеленность на формирование творческой личности (специальный выбор содержания, методов, приёмов, форм и средств обучения); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; умение создавать проблемные ситуации, возбуждать вопросы детей, поощрять детское воображение.

В процессе обучения учитель начальных классов может использовать следующие способы стимулирования творческой активности:


  • создание благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога. Его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;

  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

  • поощрение высказывания оригинальных идей;

  • обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;

  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Названые способы стимулирования творческой активности могут быть реализованы на уроках литературного чтения.

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике обучения в начальных классах. Наиболее сложной стороной речевого развития является связная речь. Основная единица связной речи – текст (речевое высказывание, речевое сообщение).

Речь бывает внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется на устную (звучащую) и письменную (графически зафиксированную).

Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как «основы речевого навыка закладываются в начальной школе» и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала «долгая, кропотливая работа учащихся и учителей» (М. Р. Львов).

В последнее время учителя начальных классов довольно часто жалуются на то, что дети на уроке не хотят говорить, они не знают, как это сделать правильно, на уроках им недостаточно даётся речевой материал. Заставляет также задуматься неудовлетворительный (или низкий) результат обучения в средней школе, когда выпускники затрудняются в выборе речевой реакции, адекватной возникшей ситуации общения, не могут свободно выразить свою мысль в слове, самостоятельно рассуждать. А недоразвитие речи – сигнал о недостаточном развитии мышления, так как развитие мышления неразрывно связано с развитием речи, это взаимообусловленный процесс.

Обсуждение данных проблем привело учителей начальных классов гимназии к выводу о необходимости разработки педагогической технологии, способствующей повышению уровня творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения через развитие их письменной речи.

Сочинения в школе занимают особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в первом классе в виде необходимых устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение письменно перерастает в серьёзную умственную работу, планируемую учителем.

Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил.

В зависимости от источников материала выделяются сочинения на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений; сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю; сочинения, где используется материал разных источников; сочинения на основе творческого воображения (по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизация сказок и пр.)

По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всех тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и сочинения индивидуальные.

По типам текста сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, чаще сочинения смешанного текста: повествовательные с элементами описания и рассуждения.

По языку (стилю) сочинения подразделяются на эмоционально-образные, близкие к художественным, и деловые, близкие к научным.

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам.

Сочинения как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.

В структуру работы над сочинением входят следующие операции:

1) осмысление темы;

Школьник учится понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего сочинения.

2) отбор материала, относящегося к теме;

Учащиеся подходят оценочно к материалу, к теме в целом; выражают своё отношение к изображаемому; передают в тексте сочинения собственную позицию; накапливают материал.

3) расположение его в нужной последовательности;

Дети составляют план и придерживаются его в конструировании связного текста.

4) исследование средств языка в соответствии с его нормами и задачами высказывания;

Идёт отбор нужных слов и других средств языка; построение синтаксических конструкций и связного текста; орфографически и каллиграфически правильная запись текста; расстановка знаков препинания, деление текста на абзацы, соблюдение красной строки, полей и других требований.

5) исправление написанного.

Учитель обучает ребят обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.

Важнейшим фактором полноценного развития письменной речи выступает словесное творчество, то есть ситуация, в которой ребёнок чувствует себя истинным творцом, автором текстов. Для этого необходимо относиться с уважением к личности ребёнка, поддерживать его инициативы и усилия, создавать условия для свободы самовыражения. Для высокоэффективного обучения важно выполнять следующие требования

1. Использовать опыт ученика. Каждый ребёнок обладает определённым запасом слов и опытом, детерминирующим значения и смысл этих слов. Учитель должен помочь детям лучше организовать их чувственный и интеллектуальный опыт и установить адекватные связи между их опытом и речью.

2. Побуждать детей писать о вещах, отвечающих их потребностям и интересам. С этой целью необходимо, прежде всего, обеспечить выбор подходящих для ребёнка тем сочинений. Так, после экскурсии в зоопарк детям предлагается тема для сочинения «Твой любимый зверь». Однако ученики изъявляют желание написать о дорожном происшествии, свидетелями которого они были во время поездки. Учитель соглашается. Рассказ о случае в дороге, написанный с воодушевлением и темпераментом, предпочтительнее сухого описания какого-либо зверя.

3. Развивать восприимчивость детей к изящному слову с помощью чтения лучших образцов художественной литературы, учить умению сравнивать замысел, язык и стиль сочинения с прочитанными произведениями. Учащиеся должны учиться мастерству изложения у настоящих художников слова.

4. Руководить лично процессом сочинения письменных текстов. Во время сочинения учителю не следует заниматься проверкой тетрадей или другими делами, он должен подойти к каждому ученику и помочь, подсказать, поправить, одобрить.

5. Сочинять вместе с учениками. Учитель, который сочиняет одновременно со своими учениками, не только показывает им пример того, как надо сочинять, но стимулирует их работу, вдохновляет их.

6. Сделать так, чтобы детские сочинения имели практическую направленность. Как взрослые, так и дети не любят писать ради самого процесса письма. Написание сочинения необходимо связать с другой деятельностью. Если, например, ребёнок пишет пьесу, то он должен быть уверен в том, что она будет поставлена на сцене школьного театра. Если ребёнок пишет поэму, то он должен узнать, что её опубликуют в школьной газете и т. д.

Проблема основных параметров, позволяющих диагностировать уровень развития письменной речи, в настоящее время решена не до конца.

Например, Б. Головин к основным качествам речи относит точность, краткость, выразительность, уместность, доступность, своеобразность, Н. С. Рождественский – содержательность, точность, логичность, правильность, ясность, чистоту, выразительность и богатство, М. Львов – содержательность, логичность, точность, выразительность и ясность.

Приведённые критерии свидетельствуют о значительном различии параметров, их неконкретности, слабой сформулированности. Отсюда и частичная тавтология (точность и правильность), невозможность найти для них какую-либо меру, указывающую однозначно на преимущества одного письменного высказывания перед другими.

В результате проведённого анализа Валентиной Яковлевной Ляудис и Иваном Петровичем Негурэ были отобраны следующие параметры для сравнения текстов: общее число слов, общее число фраз, средняя длина фраз, глубина фраз, связность, контекстность. С их помощью можно дать не только качественную, но и количественную оценку преимуществ той или иной ситуации порождения письменной речи.
Гипотеза: обучение учащихся 2-4 классов написанию сочинений разных типов на уроках литературного чтения обеспечит формирование у учащихся качественной письменной речи, будет способствовать развитию творческой активности учащихся младших классов.
Объект исследования – процесс обучения во 2-4 классах.
Предмет исследования – технология обучения литературному чтению младших школьников, обеспечивающая развитие их творческой активности.
Методы исследования:

1. Эмпирические – наблюдение, беседа, опрос.

2. Теоретические – анализ литературы, анализ письменной работы, диагностирование участников эксперимента, создание дидактических материалов, пособий.
Практическая направленность эксперимента:


  • система способов и приёмов работы, построенная и адаптированная в ходе эксперимента может быть использована педагогами гимназии;

  • так как автором и исполнением экспериментального проекта являются сами учителя, их участие в данной деятельности может служить своеобразной формой повышения квалификации педагогов и их подготовки к инновационной деятельности в образовании.


Ожидаемые результаты.

1. Повышение уровня творческой активности учащихся младших классов.

2. Повышение уровня развития связной речи через обучение написанию сочинений разных видов.
Этапы деятельности, содержание основных мероприятий и сроки их проведения.

I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2007 г.)

1. Определение заказа на эксперимент и проектирование ОЭР.

2. Формирование творческой группы по разработке программы эксперимента.

3. Экспертиза программы эксперимента и её утверждение на методическом совете гимназии.


II этап – формирующий (ноябрь 2007 г. – май 2010 г.).

1. Стартовая диагностика творческих наклонностей учащихся 2-4 классов.

Диагностика письменных текстов учащихся 2-4 классов.

Оценка уровня развития речи младших школьников: методика «Определение понятий».

2. Разработка системы способов и приёмов обучения сочинению:

а) 1 год (2007-2008 уч. г.) – способы и приёмы обучения творческому сочинению

б) 2 год (2008-2009 уч. г.) – способы и приёмы обучения сочинению по картине

в) 3 год (2009-2010 уч. г.) – развитие письменной речи учащихся 2-4 классов на основе коллективного восприятия

3. Апробация разработанной системы способов и приёмов обучения сочинению (в течение 3 лет).

4. Рефлексивный семинар «Анализ апробации системы способов и приёмов обучения сочинению».


III этап – корректирующий (2007-2010 г.).

1. Коррекция системы способов и приёмов обучения сочинению.

2. Диагностика динамики развития учащихся:


  • творческие наклонности учащихся

  • письменные тексты учащихся

  • уровень развития речи младших школьников.

3. Семинар «Обобщение результатов ОЭР и подготовка методических материалов».
IV этап – обобщающий (2010-2011 уч. г.).

1. Разработка и оформление методических материалов по формированию способов и приёмов обучения сочинению.



2. Подведение итогов эксперимента на методическом совете и выступление на педагогическом совете.

3. Реализация системы способов и приёмов обучения сочинению через проведение уроков по литературному чтению всеми учителями методической лаборатории.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница