Развитие творческих способностей школьников при изготовлении мягкой игрушки



страница1/3
Дата21.04.2016
Размер0,54 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Ипатово Ставропольского края.

Обобщение опыта работы по теме:


«Развитие творческих способностей школьников при изготовлении мягкой игрушки»

Выполнила: Прокопенко Людмила Геннадьевна учитель технологии МОУСОШ №1 г.Ипатово Ставропольского края



Содержание.
Введение.
Глава 1. Развитие творческих способностей школьников.

1.1. Значение периода детства для развития творческой деятельности.

1.2. Развитие интереса к творчеству.

1.3. Виды творческой деятельности.

1.4. Методы развития творческих способностей школьников.
Глава 2. Значение ручного труда для всестороннего развития школьников.

2.1.История развития трудового обучения в России.

2.2. Труд и всестороннее развитие личности

2.3. Роль и место педагога в трудовом воспитании

школьников.
Глава 3. Проблемность обучения детей работе по изготовлению вязаной мягкой игрушки.

3.1. История возникновения игрушки. Развитие игрушечного производства в России.

3.2. Методы и приемы обучения декоративно-прикладному искусству.

3.3. Методика изготовления мягкой игрушки.

3.4. Методика набивки мягких игрушек различными материалами. Декоративная отделка.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.



Введение.
Есть жажда творчества, уменье созидать,
На камень камень класть, вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек.
Идти с тобой, со своей эпохой вровень,
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник.
Весь мир вместить в дыхание одно.
Одним мазком весь этот мир и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не могли.


Н. Майоров

Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду.

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.

В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”.

Учитывая вышесказанное, нами была определена тема работы: «Развитие творческих способностей школьников в процессе изготовления мягкой игрушки».



Актуальность темы заключается в том, что такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения школьника, его фантазии, художественного вкуса, умении бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата.

Степень разработанности данной темы достаточно широка, однако, во встречающихся источниках почни не уделяется внимание таким малораспространенным способам изготовления игрушки, как вязание.



Предмет исследования, это способы изготовления мягкой игрушки и методические приемы для развития творчества школьников.

Целью исследования определено раскрытие и обоснование приемов работы при изготовлении вязаной мягкой игрушки, которые влияют на приобретение детьми устойчивых навыков творчества.

Исходя из изложенного, сформирована гипотеза исследования. Она заключается в следующем: на основе фактов, изложенных в работе можно предположить, что изготовление изделий декоративно-прикладного назначения это способ развития творчества школьников, что будет способствовать наиболее полному проявлению у них художественного вкуса при восприятии окружающего мира.

Проводя исследование, использовано достаточное количество литературных источников. Они соответствуют разрабатываемой теме и оказали нам практическую помощь. Можно выделить источники психологической направленности, исторические, методическую литературу по творчеству детей, специальные издания по технике изготовления поделок и другие.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная модель дидактических материалов для изготовления вязаных игрушек может внедряться в практику других школ. В соответствии с предложенной моделью разработаны материалы, готовые для включения в общеобразовательную подготовку школьников без существенных перестроек учебных программ.

Данная работа построена по следующей структуре: введение, главы, пункты, заключение, список литературы и приложение.

В заключении подведен итог исследования и сформированы выводы автора, к которым он пришел в результате исследования источников и научной литературы.

Приложение оформлено в виде разработок для практического использования при работе с детьми. Оно дает полное представление о технологии изготовления мягких игрушек связанных крючком.




Глава 1. Развитие творческих способностей школьников.
1.1. Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!

Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.

Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.

Чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.

Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года. Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.
1.2. Развитие интереса к творчеству

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:



  1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;

  2. Функция формирования творческих способностей;

  3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.

Можно выделить следующие основные условия проведения игр:



  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.

  2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

  3. Необходимость включение педагога в игру.

  4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

  5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

  6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.

1.3. Виды творческой деятельности

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Существуют различные виды творческой деятельности.


Творческая

деятельность







Декоративно-прикладная



Художественно-эстетическая

1. ИЗО - музыка

2. шитье - вокал

3. вязание - хореография

4. макраме - драм. театр
Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.

Раскроив себе изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы.

В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.


1.4.Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: - научности, систематичности,- последовательности,- доступности,- наглядности,- активности,- прочности,- индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

Наряду с принципами используют и методы:



Методы

практические



наглядные

словесные


К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.



Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.


Глава 2. Значение ручного труда для всестороннего развития школьников.

2.1. История развития трудового обучения в России.

Идея трудового обучения подрастающего поколения выдвигалась передовыми мыслителями, начиная ещё с 15 века. Можно условно выделить несколько периодов развития трудового обучения в России.

1. Этап 1884 – 1917 гг.

Впервые в России термин "Ручной труд" был официально употреблён в "проекте общего нормального плана промышленного образования в России", изданном в 1884 г. и предусматривающем развёртывание системы учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих, мастеров, коммерчески образованных руководителей, инженеров. Инициатором его разработки и введения ручного труда в общеобразовательную школу был министр финансов И.А. Вышнеградский. Он понимал, что российская промышленность не выдержит конкуренции с западноевропейской без подготовки специалистов, в том числе и квалифицированных рабочих, и рассматривал ручной труд как одно из средств "доставления промышленности рабочих с верным глазом и ловкой рукой".

Высоко оценивая развивающее значение ручного труда, И.В. Вышнеградский настаивал на том, что обучать ему должен не ремесленник, а учитель народной школы. Поэтому в октябре 1884 г. был торжественно открыт первый в России класс педагогического ручного труда.

Активными сторонниками и создателями русской системы преподавания ручного труда были К.Ю. Цируль и Н.В. Касаткин. Ими были изучены французская и шведская системы обучения. Французская система основывалась на применении различных упражнений в процессе изготовления деталей каких-либо изделий, развивала точность, аккуратность и была фактически ориентирована на подготовку будущих рабочих с высокой степенью разделения труда. Шведская предполагала изготовление законченных, практически полезных предметов для школ и дома. С педагогической точки зрения она была более эффективной. К такому выводу пришли К.Ю. Цируль и Н.В. Касаткин, прошедшие курсовую подготовку в Нэсской семинарии ручного труда в Швеции. Но, по воспоминаниям К.Ю. Цируля, только первое время обучение велось по шведской системе, потому что постепенно сложилась своя, российская система преподавания ручного труда.

Изменение школьной политики после Октябрьской революции не привело к принципиально иным оценкам роли и значения ручного труда в обучении.

2. Этап 1918 – 1937 гг.

В одном из первых декретов Советской власти в области народного образования – "Положение о единой трудовой школе" – труд рассматривался как один из важнейших факторов обучения, образования и всестороннего развития личности. Но среди работников образования проходили дискуссии. Одна часть учителей и методистов считали, что для наилучшего обеспечения связи школы с жизнью необходимо включать в учебный план школы трудовое обучение как самостоятельный предмет. Другая часть возражала, считая, что обучать труду можно в процессе преподавания традиционных учебных предметов по основам наук. Указанные две точки зрения отбрасывались третьей группой учителей и методистов, которые отстаивали мысль о том, что трудовое обучение должно занимать центральное место во всей школьной системе. Последняя точка зрения в 20 гг. оказалась на некоторое время преобладающей.

В преодолении указанных недостатков в работе школы большую роль сыграли постановления ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. "О начальной и средней школе" и от 25 августа 1932 г. "Об учебных планах и режиме в начальной и средней школе", после которых в школе было восстановлено предметное преподавание основ наук. Наряду с другими учебными предметами в учебный план входило трудовое обучение как отдельный предмет. Это открывало новые перспективы. Однако на первых порах не удалось обеспечить школы учителями труда, имеющими специальную подготовку, создать удовлетворительную материальную базу трудового обучения, обеспечить взаимосвязь между трудовым обучением и преподаванием основ наук. В 1937 г. трудовое обучение как самостоятельный учебный предмет в школе было ликвидировано.

В последующие годы трудовое воспитание учащихся осуществлялось, главным образом, в процессе внеклассной, внешкольной и общественно полезной работы.

3. Этап 1954 – 1983 гг.

В 1954/55 учебном году было начато трудовое обучение в 1-4 классах и затем постепенно введено в 5-7 классы. Тогда же был введён курс "Основы производства" для 8-10 классов. В 8 классе изучали "Машиноведение", в 9 – "Основы промышленного производства" на примере конкретного предприятия, учащиеся закреплялись на предприятии и участвовали в выпуске продукции. В 10 классе изучались "Автомобиль" и "Электротехника". У учащихся городских школ была сельскохозяйственная практика. В 8-10 классах сельской школы учащиеся овладевали "Основами сельского хозяйства". При переходе из 8 в 9 класс и из 10 в 11 класс была летняя практика.

Создавались условия для трудового обучения: открывались учебные мастерские, учебно-опытные участки, кабинеты автодела, электротехники и др., начался выпуск учебных станков для школьных мастерских, плакатов других учебно-наглядных пособий, шефствующие предприятия изготавливали верстаки, столы, передавали технику, снабжали инструментами, материалами, выделяли квалифицированных рабочих и специалистов для обучения учащихся, при этом разрабатывались новые формы обучения; так в 1955 году в станице Григориполисской Ставропольского края школа и совхоз создали первую учебную производственную бригаду. Росло количество технических и сельскохозяйственных кружков, стала возобновляться профориентационная работа.

В конце 70-х гг. стали видны контуры системы трудовой подготовки школьников: трудовое обучение, допрофессиональное и профессиональное. Содержание трудового обучения в 5-8 классах было дифференцировано: для городской школы "Технический труд" для мальчиков и "Обслуживающий труд" для девочек; для сельской школы "Сельскохозяйственный и технический труд" для мальчиков, "Обслуживающий и сельскохозяйственный труд" для девочек. Были разработаны положения: о школьных учебных мастерских, об ученической производственной бригаде, школьном лесничестве, лагере труда и отдыха, конкурсах школьников по профессии.

4. Этап 1984 – 1988 гг.

Одной из главных задач школьной реформы 1984 г. являлось улучшение трудовой подготовки учащихся. Предусматривалось дополнение всеобщего обязательного среднего образования всеобщей профессиональной подготовкой (с 8 класса), значительное увеличение времени на трудовое обучение, обязательный общественно полезный, производительный труд. Сохранялся труд школьников в период летних каникул на добровольных началах. Базовые предприятия закреплялись не только за средними, но и за 9-летними школами.

Введены в действие переработанные типовые программы трудового обучения в 1-4 и 5-7 классах. К 1987/1988 учебному году подготовлены программы профессионального обучения: в 8-9 классах по 30 профилям и в 10-11 классах по 80 профессиям. Была разработана типовая программа курса "Основы производства. Выбор профессии", вводимого в 8-9 классах. Существенной переработке подверглись нормативные документы

5. Этап 1989 г. – по настоящее время.

Всесоюзный съезд работников образования одобрил новую концепцию общего среднего образования, которая предполагала отказ от унификации всех образовательных процессов, заключающийся в единообразии учебных планов и программ, определенного сверху заданного набора учебных предметов.

Приказом Государственного комитета по народному образованию в 1989 году вводится Государственный базисный учебный план средней общеобразовательной школы. Были выделены 3 основных компонента содержания образования: союзно-республиканский, республиканский и школьный. На основе Государственного базисного учебного плана было разработано 15 вариантов учебных планов школ республик, затем в каждой республике – несколько инвариантов. Новый Государственный базисный учебный план снизил статус трудового и профессионального образования, определив его предметом республиканского подчинения. Общественно-полезный производительный труд этим же планом был отнесен к школьному компоненту. Это привело к тому, что он постепенно стал исчезать из учебных планов школ. Главным направлением стало элитное образование. Введение новых законов о государственном предприятии, предпринимательской деятельности, кооперации не замедлили сказаться на трудовом и профессиональном образовании. Начался отказ предприятий от сотрудничества со школами.

С целью устранения разрыва в образовательном пространстве была проведена работа по созданию нового Государственного базисного учебного плана, введенного в 1992 году. Он позволил обеспечить некоторый образовательный минимум для всех, независимо от вида и типа образовательного учебного заведения. Появилась новая образовательная область "Технология", которая включала трудовое и профессиональное обучение, черчение и курс " Техника как средство жизнедеятельности человека".

В целях обеспечения профессиональной подготовки могут быть введены интегрированные курсы по профилю обучения, при этом использовались часы инвариантной и вариативной части. Вопросы организации общественно-полезного, производительного труда, проведение трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольности учащихся и имеющихся условий.

В 1998 году был разработан Базисный учебный план, в котором образовательная область "Технология" включает технологию, трудовое и профессиональное обучение, черчение, главная цель которой – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. В 2004 году Базисный учебный план был переработан, основные требования остались те же, но было сокращено количество часов на преподавание предмета.


Каталог: met
met -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
met -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met -> Ежемесячный научно-практический журнал «Качество Инновации Образование» №1 2009 А. К. Зыков, Т. Н. Байбекова «Компьютерные способы управления вниманием массовой аудитории с целью повышения качества усвоения учебного материала»
met -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
met -> Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете
met -> Современные
met -> По материалам научных исследований, выполненных мгу им. М. В. Ломоносова в рамках проекта фпро 2005 года и национального проекта 2006 года
met -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met -> Анонс материалов Всероссийской научно-методической конференции «Психолого-педагогические аспекты совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования» посвященной 90-летию самгму том Бакирова З
met -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница