Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности



Скачать 63.14 Kb.
Дата27.04.2016
Размер63.14 Kb.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Татаренкова Л.А.,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «Дом детского творчества «Синяя птица» г. Кургана

В современном мире творчество ценится очень высоко. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Чем выше уровень развития творческих способностей человека, тем больше возможностей открывается для его профессиональной деятельности. Поэтому развитие творческих способностей детей является чрезвычайно актуальной педагогической задачей.

Одним из важных условий развития в ребенке творческих способностей является приобщение его к изобразительному искусству, так как оно развивает умение познавать новое, живость ума, воображение, умение в привычных вещах и явлениях находить необычное и нестандартное, стремление к открытиям, умение применять на практике полученные знания и опыт. Развивает фантазию и интуицию, желание сделать то, что до тебя уже кем-то было сделано по-новому, по-своему, лучше.

Для создания ребенком рисунка ему необходимы, с одной стороны, наличие представлений об изображаемом объекте, а с другой стороны, умение изобразительными средствами выразить эти представления на плоскости листа. Мой педагогический опыт показывает, что для того, чтобы ребенок испытывал радость от творческого созидания, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, его необходимо обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от него четкого графического изображения, но постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами воплощать своей замысел на бумаге. По такому принципу я разработала программу «Рисовать легко и просто», целью которой является развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. Основные задачи программы:

- научить навыкам рисования по представлению, по памяти и с натуры по принципу «от простого к сложному», различным техникам изобразительного искусства, знаниям основ цветоведения, основным законам композиции и выражать свои чувства и эмоции через рисунок;

- развивать интерес к изобразительному искусству, формировать художественный вкус, воображение и фантазию, чувство цвета и ритма;

- воспитать отзывчивость на красоту и эмоциональное восприятие окружающего мира и желание познавать мир искусства.

Данная программа дополнительного образования по изобразительному искусству построена на соединении методики преподавания рисования Н.М. Сокольниковой и использовании приемов рисования И.Г. Мосина, Ф. Уатт, Д. Хансен, К. Линскотт, У.Ф. Пауэлла, Б. Томаса.

Большое количество часов в ней отводится занятиям по основам графических и нетрадиционных техник, так как они наиболее доступны и интересны для начинающих художников. Обучающимся показываются способы и приемы работы в таких техниках, как эстамп, «выдувание» рисунка, монотипия, воскография, «проступающие рисунки», эффект потрескавшегося воска, граттаж, аппликация, коллаж, разбрызгивание по фону, пластилиновая живопись. Дети выполняют работы с помощью мыльных пузырей, трафарета, акварельной техники «по-сырому», обычной и с солью, рисуют ватными палочками, пастелью, акварельными красками, разведенными в воде, цветными и акварельными карандашами, гуашью с помощью пластиковых карточек. Создают подарки для родных используя «витражные наклейки», витражные краски, краски по стеклу и керамике, а также сочетая техники декупаж и кракле.

На занятиях используются самые разнообразные материалы от гуаши до акриловых красок. Кроме этого, детям показываются доступные для их возраста и понимания способы и приемы рисования фигур людей и животных без анатомически грамотного построения выбранной фигуры. Это позволяет ребенку получить желаемый результат законченной работы, тем самым вызывая у него радость от осознания себя как «настоящего художника». У ребенка появляется потребность в творческом самовыражении и вера в то, что рисовать, оказывается, легко и просто. Он чувствует себя успешным! Именно такие занятия наибольшим образом развивают фантазию детей, образное мышление и творческие способности.

На занятиях по рисунку, живописи и композиции детям даются знания о построении предмета на плоскости листа, основы цветоведения, законы дополнительных и контрастных цветов, даются и закрепляются понятия силуэта, масштаба, равновесия, симметрии и асимметрии, сюжетно-композиционного центра. Чередование занятий по основам графических и нетрадиционных техник с занятиями по рисунку, живописи и композиции позволяют ребенку «раскрепоститься», немного «похулиганить» и научиться рисовать. Большой популярностью у обучающихся пользуются занятия с использованием компьютерных технологий. В основном я использую презентации в программе PowerPoint – это могут быть как иллюстрации к новому материалу, так и технологии выполнения какого-либо задания.

Актуальность программы заключается в предоставлении возможности ребенку с любыми стартовыми способностями развить желание творить, научиться рисовать, понимать и любить художественное творчество.

Новизна программы состоит в нестандартном подходе к обучению детей основам изобразительной деятельности: от создания работ на основе общего восприятия образа с использованием нетрадиционных техник и приемов рисования, к работам, отражающим особенности построения изображаемого объекта.

Например, прежде чем выполнить зарисовку осенних листьев с натуры, обучающимся предлагается при помощи листьев создать осеннюю композицию в технике «эстамп». В процессе выполнения этого, казалось бы, простого и забавного задания, внимание детей заостряется на строении листьев и цветовой гамме, что значительно помогает при выполнении зарисовки с натуры, когда обучающимся необходимо постараться как можно точнее передать строение листа и его окраску. Это отвечает запросам самих обучающихся и вызывает у них стремление в дальнейшем к более полному и точному изображению натуры.

Овладение различными техниками и материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать полученные знания в своих работах, представлять эти работы на выставках различного уровня и быть отмеченными на конкурсах детского рисунка, начиная с первого года обучения. Это вселяет веру в детей, повышает их самооценку.

Как педагог, который на первое место ставит развитие творческих способностей детей, контроль по выявлению степени усвоения материала по конкретной пройденной теме, я провожу в форме индивидуальной беседы во время занятия. Такой опрос позволяет выявить недостаточно усвоенные ребенком вопросы и уделить им большее внимание, а также развивает внимание обучающегося, умение выражать свои мысли, развивает его мышление. Мной разработаны специальные тесты, вопросы в которых составлены в шутливой, игровой форме. Они позволяют ребенку самостоятельно проверить знания и не потерять интерес к обучению.

В ходе освоения программы «Рисовать легко и просто» каждый ребенок может выбрать для себя наиболее понравившуюся технику и во всей полноте реализовать свой замысел как для участия в выставке, так и при выполнении творческой работы для аттестации. По результатам защиты своей работы выпускник объединения «Изобразительное искусство» получает документ о дополнительном образовании, который дает возможность поступить ему на второй курс обучения в художественную школу или школу искусств.

Кроме этого, наиболее любознательные и трудолюбивые воспитанники продолжают заниматься по индивидуальным образовательным программам исследовательской направленности и довольно успешно представляют результаты своей работы как на учрежденческом, так и внеучрежденческом уровне.

В основе моей работы с детьми лежит принцип совместной творческой деятельности, когда ребенок полноправный партнер, имеющий свою точку зрения, которую следует уважать.

Считаю, что нельзя оставаться невнимательным и безразличным к тому, что делают дети. Безразличие рано или поздно убивает желание творить. Поэтому увлеченность и заинтересованность родителей – важное условие развития творческих способностей детей. Общие интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на желание ребенка заниматься изобразительной деятельностью. Родители частые гости в моем объединении. Такие формы вовлечения родителей в творческую жизнь объединения, как совместные праздники, родительские собрания, индивидуальные консультации, общение через Интернет (электронная почта и социальная сеть «ВКонтакте»), способствуют заинтересованности родителей в успехах своих детей.



К программе мной разработано иллюстрированной приложение «Примерное изображение объектов труда», наглядно демонстрирующее работы, выполненные в нетрадиционных техниках. Программа, методическое обеспечение к ней могут широко применяться педагогами дополнительного образования, педагогами начальных классов при проведении занятий по ИЗО и организации неурочной деятельности.

Программа дополнительного образования детей «Рисовать легко и просто» востребована. Группы, как правило, переполнены. Это говорит о том, что приходя на занятия в объединение, ребенок попадает в атмосферу творчества, атмосферу, когда «разбужены» его чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. И это как нельзя лучше способствует развитию его творческих способностей. Надеюсь, что мои дети всегда смогут найти решения в нестандартных ситуациях и будут нацелены на открытие нового!
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница