Развитие связной речи с помощью театрализованной игры у старших дошкольников



страница1/5
Дата15.02.2016
Размер0.89 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

III УРОВНЯ

Учитель-логопед

МБДОУ № 67

Власова В.Г.

Нижний Новгород

2013

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей с общим недоразвитием речи средствами театрализованной игры…………………..…6

    1. .Общая характеристика связной речи………………………………..…..….6

    2. . Развитие связной речи в онтогенезе………………………………………12

    3. . Особенности развития связной речи детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………..………….….17

1.4 Театрализованная игра как средство развития связной речи детей с общим недоразвитием речи ………………………………….…………………..……..22

Глава 2. Возможности развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной игры………………….…25

2.1. Организация и методы исследования ……………………………….…….25

2.2. Исследование связной речи………………………………………….……..28

2.3. Содержание коррекционной работы ………………………………….…..32

2.4 Анализ результатов эмпирического исследования ……………………….37

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………….

Приложения…………………………………………………………….………….



Введение

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Значимостью связной речи в процессе психического развития ребенка обусловлен интерес к данной теме со стороны психолого-педагогической науки.



Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. [37, с. 19]

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л. Ру­бинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все до­стижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. [17, с. 31]

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается своеобразие развития связной речи. На значительные трудности детей данной категории в речевом оформлении своих действий, на неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи, указывают в своих работах Е.А. Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова, В.И. Логинова, Н.М. Крылова, В.В. Гербова, Г.М. Лямина и др.. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества[15, с.30].

Проблема развития связной речи детей с ОНР отражена в работах таких авторов, как В.П. Глухова, С.В. Бойковой, Л.В. Мещеряковой и других.

Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Театрализованная игра – как один из видов игры является мощным средством психического развития. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В работе с детьми с ОНР применение театрализованный игры является эффективным средством речевого развития, что обусловлено, во-первых, низкой работоспособностью и мотивационной активностью данной категории детей (что затрудняет работу по развитию связной речи на обычных занятиях), а, во-вторых, доступностью данного вида игровой деятельности для детей с общим недоразвитием речи. Однако методик развития связной речи детей с ОНР 3 уровня средствами театрализованной игры мы не обнаружили.

Таким образом, актуальность темы определяется:

- значимостью дошкольного возраста для формирования связной речи;

- эффективностью театрализованной игры в процессе формирования связной речи у детей с ОНР 3 уровня;

- недостатком методик развития связной речи детей с ОНР 3 уровня средствами театрализованной игры.

Целью нашей работы является разработка программы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня с помощью театрализованной игры.

В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной детей с ОНР 3 уровня;

- рассмотреть возможности использования театрализованной игры как средства развития связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня;

- разработать содержание, организацию и методику проведения театрализованных игр, направленных на развитие связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня при условии их сочетания с другими видами деятельности;

- проверить эффективность использования театрализованных игр как средства развития связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.



Объект исследования - особенности связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования - театрализованная игра как средство развития связной речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

Методы исследования: наблюдение за детьми в процессе игровой и свободной деятельности, в проблемных ситуациях; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы специалистами дошкольных учреждений, а также родителями, воспитывающими детей данной категории нарушения.



Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей с общим недоразвитие речи средствами театрализованной игры

    1. Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
      article -> Тема: «создание единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения, как одно из условий эффективности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
      article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
      article -> Русский язык и культура речи
      article -> «Развитие математических способностей у детей 5 – 7 лет групп компенсирующей направленности в игровой деятельности». Скарюкина Ирина Геннадьевна Воспитатель группы компенсирующей направленности мбдоу «Детский сад комбинированного вида №13
      article -> «Способы профилактики, управления, урегулирования и разрешения конфликтов в современных условиях. Конфликтная ситуация в школе»
      article -> Развитие личностного потенциала ребенка в системе гуманистических отношений школьного сообщества
      article -> «Влияние позитивных настроев на дисциплину и успеваемость учащихся на уроках физической культуры»
      article -> Гкоу ро лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога Мода. Искусство одеваться. Воспитатель: Астахова В. Н. Таганрог 2013
      article -> Доклад «Приёмы мнемотехники в начальных классах»
      article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс


      Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница