Развитие Системной Семейной психотерапии в России. Анна Варга, к п. н., председатель правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов



Дата22.02.2016
Размер69.5 Kb.




Развитие Системной Семейной психотерапии в России.

Анна Варга, к.п.н., председатель правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов
Системная семейная психотерапия в России стала развиваться в последние десять – двенадцать лет, так же как и другие направления и школы психотерапевтической практики. Традиционно психотерапией занимались врачи, и в основном в виде гипнотерапии и рациональной терапии. Психология существовала как академическая наука и психодиагностика. В середине восьмидесятых годов Российские психологи стали робко приближаться к психотерапевтической практике. Систематического обучения методам и техникам психотерапевтической работы не было. Знание приходило из книг, а так же благодаря редким визитам звезд мировой психотерапии. В России прочитали лекции и провели воркшопы К.Роджерс- 1985, Вирджиния Сатир – 1988, Виктор Франкл -1984 Эти визиты открывали совершенно новые горизонты, производили сильное впечатление, побуждали пробовать себя в новой области знания и практики.

Первый в России центр психологической помощи семье был открыт в 1981 году при факультете психологии МГУ. Его заведующим был профессор Владимир Столин. Помощь оказывалась бесплатно, все работающие в психологическом центре были сотрудниками факультета психологии МГУ. Нас было девять человек невежественных энтузиастов.



Мы отдавали себе отчет в том, что не имеем необходимых знаний и умений и старались восполнить это. Мы вели прием населения четыре дня в неделю. Все приемы записывались на магнитофон. В пятый день мы слушали записи и обсуждали их, а так же слушали доклады о прочитанных книгах и анализировали их. Надо сказать, что книг на русском языке по психотерапии почти не было. Мы составили списки полезных нам книг, которые были в Московских библиотеках на английском и немецком языках, распределили их между теми, кто знал языки. Прочитавший делал подробный доклад для всех остальных сотрудников. Вспоминая сейчас это время, я понимаю, что наша эффективность в работе была невелика, но огромным достижением было то, что внимательное пошаговое отслеживание того, что мы делали, анализ записей приемов, лихорадочное самообразование позволяло нам не навредить семьям и детям, нуждавшимся в психологической помощи, а некоторым действительно помочь. Все сотрудники нашего центра приобрели удивительный опыт. Я имею в виду не только то, что мы получали уникальный для России опыт психологической работы с семьями, но и то, что в застойные времена всеобщего цинизма и равнодушия мы работали чуть ли не с восторгом. Через три года в Москве открылась городская семейная консультация при Моссовете. Она была странно организована: в рамках одной организации работала служба знакомств (marriage burеаu ) и отделение психологической помощи семье. Эта консультация существует до сих пор, правда, с гораздо меньшим составом сотрудников и потоком клиентов. В это же время в Ленинграде в Бехтеревском институте несколько человек В.К.Мягер, Э.Г Эйдемиллер так же стали оказывать психологическую помощь семьям.

В последующие годы семейная психотерапия довольно активно развивалась. Психологическая помощь семье как область деятельности психологов получила государственное признание. Стали открываться консультации «Семья и брак» при гинекологических консультациях и туда стали приглашать психологов для работы с семьями. Эти консультации сейчас широко распространены, и там работает довольно много специалистов. Кроме того, психологи и врачи стали понимать, что эффективно помочь ребенку с нарушениями развития или с эмоциональными нарушениями можно лишь в том случае, если к психологической помощи ребенку привлекается его семья. Детские психотерапевты, работающие в психиатрических больницах, стали пытаться приглашать на консультации родителей. Школьные психологи и психологи в детских садах также стали привлекать родителей к совместной работе с ребенком. Параллельно с этим стали возникать программы обучения семейных психологов в соответствии с мировыми стандартами. Первой в России курс системной семейной психотерапии стала преподавать Хана Вайнер – моя учительница и супервизор. Больше восьми лет она работала в Москве и бесплатно учила психологов системной семейной психотерапии. Она приглашала прочесть лекции и показать свою работу таких замечательных мастеров как Джанфранко Чеккин _ один из основателей Миланской школы, Флоренс Каслоу – основатель и первый президент International Family Therapy Association (IFTA) и других. За время своего пребывания в Москве Хана Вайнер – IFTA President Elect 2000 – обучила более 20 человек системной семейной психотерапии. Она много способствовала тому, что Российские семейные психотерапевты стали членами IFTA, чтобы зарубежные коллеги узнали о нашем опыте работы . Во время перестройки многие замечательные психотерапевты стали учить Российских психологов. Развивалось обучение психодраме и методам психодраматической работы с семьей. Знание из Москвы распространялось в провинцию. Сегодня во многих городах России – Санкт Петербург, Ижевск (Урал), Новосибирск, Самара, Нижний Новгород и др. работают специалисты, обученные в соответствии с Европейскими и Американскими программами подготовки семейных психотерапевтов. Психотерапия становится все более и более популярной в России. Все больше студентов хотят получить специальное образование, и все больше людей обращается за психологической помощью. На мой взгляд, сегодня это самая динамично развивающаяся область психологической практики в стране. Последний завершенный проект (лето 200 года)– это трехлетнее обучение врачей и психологов, работающих в детских психиатрических больницах системной семейной психотерапии директором Мюнхенского Института Семейной психотерапии Тобиасом фон дер Рекке и его командой. Сегодня в Москве проводятся два многолетних проекта обучения системной семейной психотерапии – Теория М.Боуэна – Кэтрин Бейкер и Питер Тительман, Джорджтаунский университет, и пятилетний курс обучения системной семейной психотерапии, которую проводят Герда Кламмер и Иоахим Хинш в рамках Московского проекта ЕАР ( Европейская психотерапевтическая ассоциация). Постоянное обучение системной семейной психотерапии осуществляется в Московском Институте практической психологии и психоанализа. Это трехлетнее обучение , всего 1500 часов, из них 200 часов супервизорской практики перед зеркалом Гезелла. Профессионализация привела к тому, что в Москве создано первое объединение семейных психотерапевтов – Общество семейных консультантов и психотерапевтов.

Оно было зарегистрировано ноябре 1998 г. Это организация, созданная для объединения и координации усилий по повышению профессиональной квалификации семейных

консультантов и психотерапевтов. Общество дает возможность своим членам получить профессиональное общение и поддержку , проводит анализ

сложных случаев, позволяет обмениваться опытом.

Уставными задачами общества являются:

-внедрение и развитие в России международного стандарта профессии в сообщество семейных консультантов и психотерапевтов ;

-способствование продвижению профессии в общественном сознании;

-создание системы обмена и распространения профессиональной научной и практической информации;

-популяризация в обществе достижений семейного консультирования и психотерапии;

-разработка оснований и критериев для сертифицирования и лицензирования профессиональной деятельности;

Такова картина формального развития семейной психотерапии в России.

Существует еще один немаловажный аспект рассматриваемого вопроса. Семейная психотерапия пришла в Россию с Запада. Концепции, идеология, методики и техники были разработаны в Европе и Америке и в неизмененном виде перекочевали в Россию. Естественно, они стали подвергаться влиянию русской культуры и русской ментальности, носителями которой являются и психотерапевты и семьи, с которыми они работают. Другая культурная среда видоизменила и продолжает видоизменять психотерапевтический «импорт». Меня всегда интересовало, как конкретно это происходит. Здесь я могу поделиться некоторыми своими наблюдениями.

Жизненный цикл российской городской семьи значительно отличается от американской. Эти отличия связаны прежде всего с экономическими причинами, однако не малую долю вносят и культурные особенности сознания российских жителей. Главное отличие состоит в том, что в России практически не было отдельно живущих нуклеарных семей: во-первых, потому, что у большинства населения нет денег, чтобы купить себе отдельную квартиру или выстроить дом, во-вторых, жизнь большой семьей не считается тяжелой и неприятной. Ценность родственных отношений очень высока, и к любой пожилой женщине где угодно можно обратиться :»Бабуля» – это будет и уместно и вежливо. »Сынок, помоги» или:»Доченька, спасибо тебе», мы слышим это от незнакомых людей на улице.

Ценность родственных связей для русской культуры хорошо понимали и Российские политики. В советские времена официальным обращением власти к народу были «гражданин» и «товарищ». Все были гражданами государства, а многие были еще и членами одной партии – товарищами. Во время сталинского террора все стали еще и врагами народа– актуальными или потенциальными. Когда началась Вторая Мировая война Сталин обратился с речью к населению, цель которой была призвать людей на защиту Отечества, и начал свою речь словами : «Братья и сестры!». Это произвело тогда огромное впечатление, и вызвало взрыв патриотизма.



Рассмотрим жизненный цикл российской семьи.

1.Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек – элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей и часто не может выработать свои правила. Человек, сделавший себя сам, -редкое явление.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная - создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам, но они еще должны договориться с родителями о том, по каким правилам маленькая новая семья будет существовать внутри большой. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка – сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть мама и папа. Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Например, один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен, и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и тещей. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов.

Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь Закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Т.о. создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на новый шкаф не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Не удивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына, и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется без стука" чтобы полюбоваться на этих голубков".

3.Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это так же кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает, и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама , т.е. кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок, скорее, сын или дочь бабушки, а не матери. Его собственные родители скорее старшие брат и сестра ребенку. Мать и отец - работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу. Моя коллега Марина Арутюнян рассказывала свой случай, прекрасно иллюстрирующий это положение.

Семья обратилась по поводу плохого поведения девочки 11-ти лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке.

Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и девочки –идентифицированного пациента .У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды девочка заперла бабушку зимой на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, что мать не могла себе позволить.

4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. На этой стадии семье всегда приходится иметь дело с ревностью сиблингов друг к другу. В российской семье детская ревность часто используется в отношениях взрослых членов семьи.

Например, мама первого своего ребенка отдала бабушке, он стал замещающим ребенком для бабушки, и бабушка его фактически вырастила. Но отношения между мамой и бабушкой не очень хорошие, а ребенок - явно бабушкин. Рождается второй ребенок. Бабушка не может помогать так, как она помогала раньше, и мама становится более эмоционально зрелой и теперь материнство дается ей проще, так что второй ребенок становится маминым. Естественно возникающая ревность детей друг к другу усиливается и используется взрослыми. Два ребенка становятся ”рупорами” двух « воюющих» женщин.

5. На пятой стадии начинают активно стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически, они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как всем ходом предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это- стадия очередного передоговора, мучительная для всех. В культуре существует стереотип "хорошей дочери /сына/" - это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Те старики, у которых нет близких - достойны сожаления, т.к." некому подать им стакан воды" . В общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома не отдавать в больницу. Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает в периодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения, например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков.

В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра, эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр., но присутствуют видоизмененно, в контексте большой трехпоколенной семьи. Основные особенности российской семьи заключаются в том, что: 1. Семья как правило является не нуклеарной, а трехпоколенной. 2. Материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика. 3 Наблюдается слитность и спутанность семейных ролей, невнятное разделение функций в семье. Люди вынуждены все время договариваться и не могут окончательно договориться. Очень часто в Российской семье происходит процесс замещения, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем . Например, в семье бабушка воспитывает ребенка, фактически является функциональной матерью своему внуку, муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери, он ,прежде всего, заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она глава семьи.

4.Индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе, традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость, и одновременно диалогичность -это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации часто вопрос о власти - основной. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку, все это делается при ребенке и скрытое сообщение при этом такое: "Ребенок слушается меня, а не тебя, значит я главнее".

Существует и культурные причины того, что борьба за власть становится основной темой семейной жизни в России. Это та вторая особенность Российской семьи, которую я хотела бы здесь описать. Россиянин воспринимает социальную среду враждебной, опасной и непредсказуемой. Законодательство, государственная, финансовая и фискальная политика во все времена оценивалась практически всеми слоями общества как нелогичные, грабительские, противоречащие интересам людей, препятствующие им реализовывать свои цели. Особенностью последнего десятилетия оказывается к тому же высокая скорость изменения среды – законов, политики,- нестабильность существования. Происходит постоянное изменение «правил игры», при неизменно сохраняющемся игнорировании государством интересов и целей людей.

Вездесущность доносчиков, поощрение предательства, последовательное разрушение семейных и родственных связей в годы Советской власти привело к появлению определенного менталитета, который характеризуется, прежде всего, высокой тревожностью, подозрительностью, стремлением скрывать свои слабости.

Внутренняя социальная политика Советского Союза характеризовалась множеством особенностей, о которых многократно писали. Я хочу остановится на одной.

В Советском Союзе все было сделано для того, чтобы человек не мог ничего контролировать в своей жизни. Человеку ничего не принадлежало, – не было никакой частной собственности. Жилье было государственным, и человек мог лишиться его в любой момент. Обесценивались и разрушались родственные связи, – важнее была преданность режиму . Мой дядя покончил собой в 1937 году после того, как его исключили из коммунистической партии. Часто за исключением из партии следовал арест, но совсем не все люди это понимали. Мой дядя не понимал . Он сказал своей горячо любимой жене перед смертью:» Я не могу жить без партии». Очень маленькие декретные отпуска, низкая заработная плата, при которой один работающий супруг не мог содержать семью , необходимо было работать и мужу и жене, приводили к тому, что дети выращивались в яслях и детских садах, а не дома. Поощрялось доносительство внутри семьи, муж доносил на жену, а жена на мужа. Таким образом, человек ничего не контролировал в своей жизни, никому не мог доверять и жил в опасной социальной среде. Эта ситуация была примерно одинаковой во все годы советской власти, несколько поколений выросло в этих условиях. Враждебность и непредсказуемость внешней среды повышала тревогу каждого отдельного человека, а внутренняя социальная политика государства не позволяла контролировать важные элементы жизни и таким образом делать ситуацию более предсказуемой. Потребность в контроле и с помощью его в снятии тревоги никуда не уходила. Ее нельзя было удовлетворить принципиально, но можно было удовлетворить ситуативно, в каждый данный момент. Свободная для этого сфера жизни человека – это общение в самом широком смысле этого слова. С помощью общения можно было пытаться контролировать других людей, повышать свой статус, унижая других. Семья подходила для этого как нельзя более , там были достойные и постоянные партнеры для этой жестокой игры. Борьба за власть в дисфункциональной Российской семье – наиболее частое явление. Воспитание детей и сексуальное поведение – самые удобные для этого сферы семейной жизни. Самый простой путь повысить свой статус и обрести кратковременное успокоение – это дискредитировать действия партнера.



Вот типичный пример. В семье живут бабушка, мама, папа и две девочки. Старшей 19 лет, младшей - 10 лет. Бабушка - женщина активная, и когда росла первая девочка, она много занималась с ней уроками, что не мешало девочке учиться плохо. Мама всегда говорила бабушке, что неправильно она занимается со своей старшей внучкой , девочка получает плохие отметки. Когда вторая девочка вошла в школьный возраст, бабушка сказала матери: “Ну, теперь ты сама будешь заниматься с ребенком, посмотрим, как ты справишься”. Младшая девочка, которая очень любила и свою маму и свою бабушку, оказалась в ситуации конфликта лояльностей. Если она будет учиться хорошо - значит бабушка проиграла, если она будет учиться плохо - значит мама проиграла. Девочка перестала учиться вообще, уроки не делала и школу прогуливала. Когда мама садилась учить с ней уроки, у девочки начинались панические атаки.

Особенный жизненный цикл Российской семьи и борьба за власть как наиболее частый, типичный, культурно обусловленный вариант семейной дисфункции – это две яркие особенности, с которыми приходится иметь дело семейному психотерапевту в России.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница