РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕМНЫХ ФИГУР В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Кувшинова Анна Александровна, студентка 3 курса
Специальность: Преподавание в начальных классах
ГАПОУ Тольяттинский социально-педагогический колледж
Научный руководитель: Е.С. Лихачева,
е-mail: anna_com78@mail.ru
Проблему развития пространственного воображения у младших школьников нельзя назвать новой, хотя в последнее время она особенно актуальна, так как одним из требований общества к современной школе является развитие пространственного воображения у младших школьников, которое заключается в способности создавать образы в трехмерном пространстве.
На необходимость развития пространственного воображения младших школьников обращали внимание отечественные педагоги и психологи. Ими подчеркивалась важность развития пространственного воображения у школьников для успешной работы во многих областях человеческой деятельности: на занятиях математики, в творчестве ученого, научно-техническом творчестве, в профессии учителя, актера, писателя, и других областях науки и культуры (М.М. Бахтин, Л.И. Божович, И.А. Бреус, Н.В. Гончаренко, Е.А. Климов, A.M. Коршунов, В.Т. Кудрявцев, И.И. Лапшин, А.К. Маркова, Я.А. Пономарев, Б.М. Ребус, И.О. Якиманская и др.).
Пространственное воображение – это вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач, это умение мысленно моделировать и "представлять" различные проекты или конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях.
Без хорошо развитого пространственного воображения невозможно успешное изучение геометрического материала, особенно стереометрического, где постоянно требуется умение читать изображения фигур, мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.
В средних и старших классах, у школьников выявляются проблемы - ученики не умеют читать изображения пространственных фигур, не воспринимают плоский чертеж объемно. Они не в состоянии определять соотношения между отдельными элементами изображения, мысленно изменять их взаимное расположение. Что бы избежать этих проблем в будущем необходимо как можно больше времени уделять развитию пространственного воображения учащихся начальных классов на уроках математики. Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительное (графическое) творчество в которых используют следующие приемы: работа с моделями геометрических фигур, моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина, вычерчивание геометрических фигур на бумаге.
Наглядный образ объемной фигуры формируется с помощью: изучения иллюстраций из альбома; наблюдения за объектами из окружающей действительности; активных действий с учебными моделями. В ходе овладения ими, целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, постройке, поделке. Эту деятельность нужно включать в практическую деятельность на уроках математики в виде различных упражнения и решения задач, которые помогут учащимся «вывести» мысль в пространство. К такой деятельности можно отнести следующие упражнения:
Разделите круглый сыр тремя разрезами на 8 частей.
Расположите 5 одинаковых монет так, чтобы каждая из них касалась четырех остальных.
До изучения стереометрии необходимо предлагать учащимся задачи с кубом, параллелепипедом и некоторыми другими фигурами, а так же задания, в которых используются развертки объемных фигур.
Наиболее распространенные виды заданий:
Какие из этих фигур отбрасывают правильные тени, а какие – нет?
Узнайте дом по его тени.
Р азличное изображение плоских и объемных фигур.
Сколько вершин, ребер мы не видим?
Показать те части фигуры, которые мы видим на рисунке; найти фигуру, которая отличается от двух других.
Узнай по чертежу какая фигура изображена?
В заключение отмечу, что оригинальность задач вызывает у учащихся интерес при работе на уроке, а это является одним из необходимых условий успешного изучения предмета.
Список литературы
Ананьев, Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей/Б.Г.Ананьев. - М.: АПН РСФСР, 2013. - 86 с.
Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В., Полевщикова, А.М. Методика преподавания математики в начальных классах/ Под ред. М.А.Бантовой. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014. -335 с.
Андреева И.А. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения. Минск: Современная школа, 2017. — 32 с.
Балагурова М. С., Баринова Н. И. Развитие воображения младших школьников // Молодой ученый 2015 №22.1 (102) ноябрь. Спецвыпуск: Материалы межвузовской научно-практической студенческой конференции Социальнопедагогический потенциал современной литературы для детей и подростков. М.: Молодой ученый. 2015. с. 2933
Чернов Дмитрий. Коробка креативности. Интернетиздание, 2016. 105с.
Янушко Е.А. Развиваем воображение. Загадки с сюрпризом. М.: Карапуз, 2015. с.28
Поделитесь с Вашими друзьями: |