
На правах рукописи
Амирова Людмила Александровна
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.08 – теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Уфа 2009
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования «Башкирский государственный
педагогический университет им. М.Акмуллы»
Научный консультант: член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Ахияров Камиль Шаехмурзинович
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,
доктор психологических наук, профессор
Зеер Эвальд Фридрихович
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Медведев Владимир Михайлович
доктор педагогических наук, профессор
Фатыхова Римма Мухаметовна
Ведущая организация: Московский педагогический
государственный университет
Защита состоится 14 мая 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 012.01 при Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы».
Автореферат разослан «____»___________2009 года
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук, профессор Г.И.Гайсина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современной педагогической науке проблема подготовки мобильной личности является продолжением не только отечественных, но и мировых традиций философской и педагогической мысли. Целевая установка системы образования на развитие личностных качеств и компетенций выпускников, обеспечивающих их конкурентоспособность, с особой остротой актуализировалась в нашей стране в последние годы, когда в условиях быстрого изменения содержания профессиональной деятельности происходит столь же быстрое обновление имеющихся знаний. Однако сформированность этих личностных качеств следует рассматривать лишь как предпосылку конкурентоспособности субъектов профессиональной деятельности. Высокая социальная и профессиональная конкурентоспособность проявляется в способности личности самостоятельно найти пути самореализации, самосовершенствования, избежать «застревания» в периодах возрастных и профессиональных кризисов, не поддаться маргинализации сознания. Именно такие личности будут составлять основу социального фундамента демократического общества и станут самым многочисленным классом «профессионалов».
Сложившееся представление о профессиональной мобильности человека как способности менять профессию или род деятельности в условиях высокой динамичности общественных отношений и связей предполагает также способность к успешной самореализации в общественной (бытовой, семейной, конфессиональной, этнической и т.п.) среде. Однако, мобильность, являясь одним из основных показателей профессиональной и социальной востребованности субъекта, выступает одновременно как ценностно-смысловой конструкт, как тип реагирования личности на ситуацию (жизненную, профессиональную) в изменяющихся условиях жизнедеятельности.
Двуединая цель образования, заключающаяся в направленности на качественное усвоение обучающимися необходимого содержания с одной стороны, и, с другой - на развитие их личностных качеств, обуславливает необходимость общества в педагоге, способном преобразовывать педагогическую действительность и самого себя в соответствии с требованиями развивающегося социума. Специфика педагогической профессии предполагает, что ее носитель находится в центре всех социальных событий и в ситуации постоянного социального оценивания. С одной стороны, общество оценивает его деятельность, с другой – в силу профессиональных обязанностей он оценивает других. В условиях сельской школы ситуация взаимооценивания имеет особое значение. Среди многих особенностей педагогической деятельности главная заключается в том, что, будучи в постоянном контакте с учащимися, педагог выступает объектом подражания. Обучающиеся перенимают не только манеру его внешнего облика и поведения, но также стиль деятельности и общения, характер отношения к окружающему миру, к порученному делу, к другим людям, к самому себе. Вместе с тем, согласно статистическим данным, средний возраст школьного учителя по России продолжает увеличиваться. То есть те люди, которые сегодня занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения – это специалисты, подготовленные в иных социально-экономических, политических, профессионально-культурных условиях, в которых доминировали иные социально-культурные коды и ценности.
Однако, образно выражаясь, воспитать мобильную личность может только мобильная личность. Система дополнительного профессионального образования, обладающая гибкостью в построении программ повышения квалификации (профессиональной переподготовки) и траекторий индивидуального развития педагога, динамичностью в организации обучения специалистов, имеет значительные возможности решить проблему развития профессиональной мобильности педагога на этапе последипломного образования. Эти задачи призван решать развивающийся раздел педагогической науки об образовании взрослых – андрогогика.
Мобильные качества педагога в своем проявлении не ограничиваются лишь сферой сугубо педагогической деятельности. В условиях, когда общество переживает глобальный финансово-экономический кризис, переходящий порой в кризис политический, учитель, педагог как гражданин и активный участник социально-политических процессов выступает борцом с безнравственностью, социальной несправедливостью, политической близорукостью. В этой борьбе черты мобильной личности усиливают гражданские качества педагога.
Указанные выше ориентиры положены в основу определения целей и задач нашего исследования. Кроме того, актуальность проблемы связана с необходимостью формирования пакета стратегических векторов последипломного профессионального образования с направленностью на подготовку мобильного специалиста, о чем свидетельствует употребление понятий «мобильная личность», «мобильный специалист», «профессиональная мобильность» практически во всех национальных образовательных концепциях и доктринах. Вместе с тем в этом обстоятельстве просматривается определенная парадоксальность и противоречивость феномена «мобильность», выражающаяся в частом употреблении понятий данного терминологического ряда в научном обороте и недостаточной исследованности сущности самого феномена.
В процессе исследования проблемы мы обнаружили ряд обостряющихся взаимосвязанных противоречий. Основное противоречие определяется тем, что изменение социальной и экономической ситуации в стране настоятельно актуализирует потребность в формировании профессионально мобильной личности. Такая личность должна быть способна осуществлять преобразования в сфере своей профессиональной деятельности, а традиционный образовательный процесс профессиональной школы в решении этой задачи в новых условиях оказался недостаточно эффективным. Из отмеченного противоречия закономерно выделяется следующее – между традиционным содержанием, выстраиваемым на приоритете принципов когнитивно-ориентированной парадигмы и потребностью в многомерной, вариативной сущности педагогического образования. При этом система дополнительного профессионального образования, ориентированная на интеграцию профессионально значимых качеств, развивающегося академического и научно-методического потенциала личности специалиста способствует доведению ее до уровня мобильного профессионала. Отсюда возникает еще одно противоречие - несоответствие уровня профессиональной подготовленности педагога и его личностного потенциала требованиям, предъявляемым к нему в педагогической и научной деятельности. Данное несоответствие объясняется неразработанностью концептуальных идей и подходов к практическому решению проблемы развития профессиональной мобильности педагога, а также недостаточной выявленностью педагогически значимых факторов и условий, обуславливающих специфику, содержательное наполнение и технологическое обеспечение образовательного процесса взрослых в системе дополнительного педагогического образования. Таким образом, последнее противоречие замыкает круг предыдущих, усугубляющихся в образовательной практике проблем, связанных с социально-экономическим развитием страны.
В логике разрешения отмеченных противоречий в настоящей работе исследуется интегрированный комплекс причинно-следственных связей, высвечивающих в целом проблемное поле профессиональной мобильности и ее развития, начиная от определения концептуальной идеи, базовых понятий, заканчивая изучением условий специально организуемого образовательного процесса и проверке его эффективности, в котором под воздействием социальных, педагогических и психологических факторов происходит качественное изменение личности педагога, позволяющее ему быть профессионально мобильным.
Выявленные противоречия и теоретический анализ работ позволили обозначить проблему, которая заключается в поиске ответа на вопросы: каковы теоретико-методологические и содержательно-технологические подходы к пониманию сущности феномена профессиональной мобильности педагога, структуры, принципов, закономерностей и условий его развития; к исследованию детерминант онтологического развития мобильности и профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования в частности; к выявлению специфики функционирования специально сконструированной дидактической системы с учетом особенностей образования взрослых.
При этом основополагающей является позиция, согласно которой развитие профессионально мобильной личности в целом возможно в пространстве целостного педагогического процесса на базе активизации комплекса условий внутри специально создаваемой дидактической системы, соответствующих функциональным свойствам как исследуемого феномена, так и профессиональной деятельности, которая актуализируется благодаря мобильности самого субъекта этой деятельности.
Природа профессиональной мобильности в совокупности социальных и биологических факторов, определяющих ее развитие, проявляется в объективной педагогической реальности через специфическую полифункциональную деятельность педагога. Главная ее особенность заключается не столько в содержательной наполненности и даже не в особом характере взаимоотношений внутри нее, а, прежде всего, в смысловом аспекте педагогической деятельности, так как смысл выступает мотивационной основой и сущностью педагогического труда, стимулирует процессы саморазвития и самореализации педагога. В связи с этим в работе профессиональная мобильность рассматривается как ценностно-смысловой конструкт личности, как всеохватывающая психическая данность, позволяющая объединить знания, умения, опыт, направленность, личностные качества и способности педагога в единое целое и отражающая наивысший уровень профессиональных достижений человека. Мобильность субъекта деятельности с этих позиций – основной показатель профессионального развития личности, ее сущностных сил на всех этапах профессионального обучения, и, прежде всего, в системе дополнительного педагогического образования, которая в наибольшей степени интегрирована в профессионально-педагогическую среду.
В настоящей работе раскрывается авторский подход, согласно которому становление учителя как мобильного специалиста в системе дополнительного профессионального образования выстраивается в логике модели управляемого самообучения, предполагающей выработку индивидуальной траектории обучения самим субъектом познавательной деятельности, и в ходе ее освоения актуализируется личностно активизирующий потенциал педагога. Данная модель предполагает, что в процессе ее реализации андрогог реализует консультационно-управляющую функцию, а обучающийся, выступая как саморегулируемая система, самостоятельно осваивает инновационную образовательную среду, формирует собственную мотивацию и определяет цели и степень собственного участия в обучении, выбирает индивидуальный темп освоения программного материала. В этой среде осуществляется объективизация профессионально ценностных знаний и опыта, что является значимым условием построения индивидуальной программы обучения в интенсивно развивающемся образовательном процессе. Наибольший эффект достигается при коллективной организации образовательной деятельности, что позволяет достичь уровня взаимомотивации, взаимоподдержки и взаимообучения.
С другой стороны, приоритет личностных смыслов и ценностей субъектов образовательной деятельности создает необходимость учета всего многообразия индивидуальных способностей и педагогического опыта. Поэтому направленность на развитие профессиональной мобильности учителя требует выявления и исследования ее компонентов с целью максимальной индивидуализации процесса продуктивного усвоения содержания педагогического образования и рационального динамичного его использования в профессиональной деятельности.
Базовыми для разработки проблемы развития профессиональной мобильности являются исследования, непосредственно связанные с идеей профессионального развития личности педагога, а также научные труды, посвященные проблеме организации процесса и достижения качества профессионально-педагогической подготовки (О.А.Абдуллина, Р.М.Асадуллин, В.П.Бездухов, В.А.Беликов, Э.Ф.Зеер, А.В.Кирьякова, Н.В.Кузьмина, Е.А.Леванова, В.А.Сластенин, Э.Ш.Хамитов и др.); исследования по проблемам образования взрослых С.Г.Вершловского, С.И.Змеева, М.Т.Громковой, И.А.Колесниковой, А.П.Тряпициной, Т.И. Шамовой и др.
Существенный вклад в разработку проблемы профессиональной готовности и творческой активности специалистов, развития их базовых и специальных компетентностей как основы мобильности в профессиональной деятельности внесли работы В.И.Андреева, А.А.Вербицкого, Б.С.Гершунского, И.А.Зимней, В.А.Козырева и др.
У истоков разработки научных основ проблемы мобильности стояли Э.Гидденс, Т.Парсонс, П.Сорокин, а позднее – Т.П.Дегтярева, Р.В.Рывкина, Н.М.Таланчук и др.
Научные положения, непосредственно затрагивающие проблему подготовки профессионально мобильной личности специалистов сформулированы в диссертационных исследованиях З.А.Багишаева, Л.В.Горюновой, О.М.Дудина, Б.М.Игошева, Ю.И.Калиновского, Н.Ф.Хорошко и др.
Обозначенные выше противоречия и проблема исследования обусловили направленность научного поиска на выявление необходимых и достаточных компонентов дидактической системы развития мобильности педагога на этапе последипломного профессионального образования и позволили сформулировать тему исследования: «Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования».
Цель исследования состоит в разработке, апробации и практической реализации Концепции развития профессиональной мобильности педагога в изменяющихся социально-экономических условиях, в определении теоретико-методологических и содержательно-технологических основ ее функционирования в системе дополнительного профессионального образования.
Объект исследования – система дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования – концептуальные основы и практика развития профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного профессионального образования.
Гипотеза исследования – система непрерывного профессионального образования, частью которой является дополнительное профессиональное педагогическое образование, может обеспечить успешное развитие профессиональной мобильности педагога, если:
- разработаны трехуровневая Концепция развития профессиональной мобильности педагога и совокупность базовых теоретических положений, составляющие методологию, определяющие теорию и активизирующие практику развития профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного педагогического образования;
- выявлены и обоснованы сущностные характеристики профессиональной мобильности педагога как ценностно-смыслового конструкта личности, а также совокупность базовых положений, составляющих содержательно-смысловую наполненность данного феномена с точки зрения психолого-педагогической науки;
- определена феноменологическая характеристика структуры профессиональной мобильности педагога, развитие элементов которой выступает как важная целевая установка профессионального становления педагога в системе дополнительного профессионального образования, что обеспечивается диалектическим единством биологического и социального в профессиональном становлении специалиста;
- проектирование образовательного процесса осуществляется в рамках специально созданной дидактической системы, которая функционирует преимущественно на принципе управляемого самообучения в соответствии с модельными представлениями о структуре профессиональной мобильности и процессе ее развития, на основе чего обеспечивается актуализация личностно активизирующего потенциала педагога;
- при конструировании образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования успешность развития профессиональной мобильности педагога обеспечивается комплементарным сочетанием ее составляющих и определяется зависимостью результатов обучения от специфики взаимодействия субъектов образовательной деятельности в рамках специально разработанной дидактической системы.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены следующие задачи исследования:
1. Обосновать совокупность базовых положений, составляющих теоретико-методологическую основу феномена «профессиональная мобильность педагога», определить его понятийное поле, сущностные характеристики, структуру и содержание, сформировать системное представление о предмете исследования.
2. Сформулировать и обосновать концептуальные идеи и подходы, в совокупности представляющие теоретико-методологическую базу для научно-обоснованной разработки проблемы развития профессиональной мобильности педагога и конструирования стратегий ее решения в пространстве дополнительного профессионального образования.
3. Выявить основные педагогически значимые факторы и условия, обуславливающие специфику обучения работников образования, содержательное наполнение, технологическое обеспечение образовательного процесса, ориентированные на развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного профессионального образования.
4. Разработать теоретические основы и технологические компоненты дидактической системы развития профессиональной мобильности педагога через построение совокупности моделей, отражающих целевые и содержательно-технологические характеристики дополнительного профессионального образования специалиста-педагога.
5. Осуществить проектирование эффективной совокупности форм, методов и технологий развития профессиональной мобильности педагога на основе его познавательной и профессиональной самореализации в пространстве дидактической системы, функционирующей на основе технологии управляемого самообучения слушателей.
6. В процессе экспериментальной реализации концепции и дидактической системы выявить закономерности проявления и развития профессиональной мобильности педагога с целью их последующего учета при прогнозировании перспектив развития образовательных систем и построении дополнительных профессиональных образовательных программ, разработать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Методологическую основу исследования составили гуманистические философские положения о человеке, личности и ее роли в решении социальных и индивидуальных проблем (М.М.Бахтин, Б.С.Гершунский, С.И.Гессен, М.К.Мамардашвили, В.Франкл, Э.Фромм и др.); теории мобильности обучающихся в контексте концепций глобализации и интеграции мировых образовательных систем (З.А.Багишаев, В.А.Козырев, И.М.Синагатуллин и др.); психологические теории личности (Л.И.Божович, Дж.Келли, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, А.Маслоу, Ж.Пиаже, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, К.Г.Юнг и др.); антропологический подход как системообразующий фактор в исследовании феномена профессионально мобильной личности и антропологические воззрения на образование человека (Б.М.Бим-Бад, Э.В.Ильенков, К.Лоренс, К.Д.Ушинский и др.); положения в области философии экзистенциализма об образовании личности (А.А.Баталов, Н.А.Бердяев, Ж.П.Сартр, Л.Шестов и др.); концепции и положения системного, деятельностного, культурологического и социокультурного подходов к формированию личности (О.А.Абдуллина, Р.М.Асадуллин, В.Г.Афанасьев, В.Л.Бенин, И.В.Блауберг, Л.С.Выготский, Г.И.Гайсина, В.И.Гинецинский, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Э.Г.Юдин и др.); положения личностно ориентированного подхода в сфере непрерывного образования (Е.В.Бондаревская, В.П.Бездухов, А.З.Рахимов, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская и др.); положения компетентностного подхода к педагогическому образованию (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, А.П.Тряпицына, А.В.Хуторской и др.); аксиологический подход, рассматривающий личностные качества субъекта познавательной и профессиональной деятельности как самоценность личности и образовательного процесса (М.Н.Берулава, А.В.Кирьякова, К.Роджерс, В.А.Сухомлинский и др.); функционально-деятельностный подход, согласно которому человек в своей деятельности не только приспосабливается к социальной (педагогической) среде, он видоизменяет ее и преобразовывает себя, формируя пространство собственной профессиональной деятельности (В.И.Андреев, П.Р.Атутов, К.Ш.Ахияров А.С.Гаязов, С.Е.Матушкин, В.М.Медведев, В.Д.Шадриков, Д.И.Фельдштейн и др.).
Теоретическая база исследования включает положения педагогической науки о единстве теории и практики (А.А.Вербицкий, В.В.Краевский, В.И.Загвязинский, В.Д.Симоненко, Д.И.Фельдштейн); положения теории развития личности на основе единства профессионального образования и деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Ф.Ш.Терегулов, Р.М.Фатыхова и др.); современные концепции профессиональной социализации личности (А.Ф.Амиров, А.В.Мудрик, Б.А.Сосновский, Н.А.Томин и др.); концепции и положения профессионального педагогического образования (С.И.Архангельский, Е.П.Белозерцев, В.П.Беспалько, С.Г.Вершловский, Ф.Н.Гоноболин, А.В.Коржуев, Ю.Н.Кулюткин, В.А.Попков и др.); концепции дополнительного профессионального образования (Г.Г.Гранатов, М.Г.Громкова, С.И.Змеев, И.А.Колесникова, Н.Д.Никандров и др.); концепции педагогического проектирования, моделирования и конструирования образовательной деятельности и ее результатов (В.А.Беликов, Е.С.Заир-Бек, М.М.Поташник, П.И.Третьяков и др.); аналитические материалы по результатам образовательных реформ (В.А.Козырев, А.Н.Джуринский и др.); концепции и положения исследований по проблеме профессиональной мобильности (Л.В.Горюнова, Б.М.Игошев, Ю.И.Калиновский, Н.Ф.Хорошко).
Для решения задач разработки концептуальных основ и реализации практики развития профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования нами использован комплекс взаимодополняющих методов:
1) методы теоретического исследования, включающие:
- междисциплинарный анализ и синтез данных из философской, социологической, естественно-научной, психолого-педагогической литературы;
- историко-методологический анализ (в том числе изучение документов: доктрин, концепций, положений, образовательных программ регионального и федерального уровней);
- анализ зарубежного и отечественного психолого-педагогического опыта по формированию мобильной личности в образовательных системах;
- моделирование и проектирование дидактической системы и процессов дополнительного профессионального образования педагогов;
- обобщение данных результатов исследовательской работы с целью выявления закономерностей развития исследуемого феномена и др.;
2) эмпирические методы:
- беседа, устный и письменный опрос обучающихся, интервьюирование; анализ продуктов деятельности;
- метод экспертных оценок и самооценок;
- статистические методы обработки результатов исследования и методы их интерпретации; метод монографического описания.
Частные эмпирические методы дополнялись опытно-поисковой работой, педагогическим экспериментом, включающим диагностику, констатацию фактов и явлений, опытное обучение и научение, прогнозирование перспектив развития дополнительного профессионального образования.
Поделитесь с Вашими друзьями: |