Развитие профессиональной компетентности экономиста-менеджера в процессе повышения квалификации



Скачать 238,5 Kb.
страница1/3
Дата22.02.2016
Размер238,5 Kb.
#10640
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи


ЗАРУБИНА ОЛЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА

В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва,


2010

Работа выполнена на кафедре философии и истории Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации ( г. Рязань)




Научный руководитель: доктор педагогических наук,

Колесов Владимир Иванович




Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Грешных Антонина Адольфовна


кандидат педагогических наук, доцент

Романов Андрей Александрович




Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ижевский государственный

технический университет»


Защита состоится «_29__» июня 2010 г., в 10.00___ часов, на заседании Диссертационного совета Д 212.342.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук при Федеральном институте развития образования по адресу: 125319 Москва, ул. Черняховского, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.
Текст автореферата размещен на сайте Федерального института развития образования: www.firo.ru
Автореферат разослан «_28__» _мая___________2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Манюкова

Общая характеристика работы

Актуальность 9 ноября 1999 года Министерством образования РФ были приняты Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации. Такое внимание именно к этой специальности неслучайно: менеджмент относится к особым сферам деятельности, так как в нем в наибольшей степени проявляются сложные механизмы взаимосвязи финансовых интересов и человеческих взаимоотношений, что обуславливает высокий уровень требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов в сфере педагогики, психологии, социологии, менеджмента, маркетинга.

Последние поправки к вышеуказанному Государственному стандарту были приняты 8 февраля 2008 года, и это объяснимо, высокая значимость результатов деятельности специалиста сферы экономики определяет необходимость постоянного поиска путей и средств совершенствования его профессиональной подготовки, условий, обеспечивающих постоянное повышение квалификации.

Особое значение в современных условиях реформирования экономики приобретает вопрос развития профессиональной компетентности кадров именно в системе дополнительного профессионального образования. Для регулирования этого вопроса были приняты меры федерального значения: Приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.12.95 N 1700 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования» и Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.08 № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации», которые содержат особый раздел об обязательном повышении квалификации экономистов сферы управления.

Анализ профессиональной деятельности специалистов экономической сферы показывает, что они должны иметь сформированные организаторские способности, уметь брать на себя ответственность за принятое решение, обладать стремлением к совершенствованию своих коммуникативных качеств и практических навыков, профессиональных знаний, оценивать социальные процессы, определять место и роль в них своей профессиональной деятельности, разрабатывать систему оценки деловых и личностных качеств работников, мотивации их должностного роста и др.

Как свидетельствует практика подготовки менеджеров, все эти знания, навыки, умения, профессиональные и личностные качества не могут быть достаточно развиты, если у специалиста не сформировано умение оценивать себя адекватно. В процессе подготовки специалистов, их самосовершенствования, важное место занимает личностная и профессиональная самооценка, предполагающая познание себя, а так же систему оценочных отношений к себе как к личности, так и как специалисту. В силу этого, по объективным причинам, становится актуальной проблема развития профессиональной и личностной самооценки специалиста, как основы для формирования профессиональной компетентности специалистов в процессе повышения квалификации: В.Ю.Кричевский в эпоху перестройки доказал в своей монографии необходимость создания системы повышения квалификации для преодоления профессиональной некомпетентности специалиста.

Однако эта проблема пока не получила должного развития в как в педагогике, так и в психологии, за исключением отдельных направлений. Более всего компетентностный подход разработан по отношению к учителям. Нельзя не упомянуть некоторые особенно интересные работы, которые по значимости выходят за рамки данного направления. Так, красноярский ученый В.А. Адольф еще с конца 1980-х годов исследовал данную проблему и опубликовал несколько монографий, посвященных профессиональной компетентности современного учителя; И.Д. Фрумин показал в своей монографии компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования; О.М. Атласова защитила в 1995 г. кандидатскую диссертацию о развитии профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации; В.В.Литвиненко в 2002 г. посвятил свое диссертационное исследование повышению профессиональной компетентности мастера производственного обучения.

Некоторые ученые – такие, как П.И. Лежнев и Е.А. Мигаль расширили данное направление и работали над развитием профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения; челябинский исследователь А.К. Жигачев в 2002 г. защитил диссертацию о непрерывном развитии профессиональной компетентности государственных служащих.

Вместе с тем не существует специальных исследований, посвященных проблемам организации профессиональной подготовки специалистов-менеджеров в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) вузов, в частности на основе компетентностного подхода. Вместе с тем именно система ДПО является основной возможностью для повышения квалификации уже состоявшихся специалистов, имеющих опыт практической деятельности.

Все это определило выбор темы диссертационного исследования - «Развитие профессиональной компетентности экономиста-менеджера в процессе повышения квалификации».

Наличие противоречия между необходимостью сформированной профессиональной компетенции специалистов-менеджеров и неразработанностью педагогических условий и средств ее формирования без отрыва от их практической деятельности – в системе дополнительного профессионального образования обусловило проблему исследования: выявление педагогических условий и средств, создание которых способно обеспечить развитие профессиональной компетентности специалистов экономической сферы в процессе повышения квалификации. Решение данной проблемы составило цель данного исследования.



Цель исследования – разработать систему педагогического обеспечения эффективного развития профессиональной компетентности экономистов-менеджеров в процессе повышения квалификации.

Объект исследования – система повышения квалификации специалиста экономической сферы.

Предмет исследования – процесс формирования профессиональной компетентности экономистов-менеджеров в системе дополнительного профессионального образования.

Гипотеза исследования: обеспечить развитие профессиональной компетентности в системе дополнительного профессионального образования станет возможным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

  • если компетентностный подход будет реализовываться средствами методического инструментария, способного сформировать у каждого слушателя устойчивую мотивацию к профессиональному саморазвитию;

  • если реализация профессиональной подготовки менеджеров в процессе повышения квалификации будет осуществляться на основе компетентностного подхода;

  • если будет создана система педагогического обеспечения формирования профессиональной компетентности;

  • если процесс повышения квалификации экономиста-менеджера будет проходить поэтапно без отрыва от основной профессиональной деятельности.

На основании цели и предложенной гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия «профессиональная компетентность» по отношению к специалисту экономической сферы;

  2. Определить роль профессиональной компетентности в деятельности специалистов экономического профиля и обосновать необходимость ее формирования;

  3. Разработать педагогическую систему формирования профессиональной компетентности, основывающуюся на «Я»-концепции.;

  4. Разработать программу профессиональной подготовки экономистов-менеджеров в процессе повышения квалификации специалистов экономического профиля в условиях дополнительного профессионального образования, реализующую предлагаемую педагогическую систему формирования профессиональной компетентности;

  5. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой педагогической системы формирования профессиональной компетентности в процессе реализации разработанной программы повышения квалификации менеджеров в процессе в системе повышения квалификации специалистов экономического профиля в условиях дополнительного профессионального образования на примере Института подготовки государственных и муниципальных служащих (г. Рязань).

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап – теоретический (1998-2000 гг.), изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования, специфики работы Учебного центра по повышению квалификации специалистов, преподавателей и руководителей практик. Была сформулирована научная проблема, гипотеза, определены цели, задачи исследования, его объект и предмет.

Второй этап – экспериментальный (2000-2004 гг.), в процессе которого проведены разработка и экспериментальное исследование путем использования различных методов анализа учебно-воспитательного процесса в условиях Учебного центра вуза. В ходе эксперимента подвергнуты проверке положения рабочей гипотезы исследования, конкретизировались педагогические условия формирования социально-профессиональной компетентности специалиста в процессе повышения квалификации.

Третий этап – обобщающий (2004-2006гг.) был посвящен анализу и интерпретации полученных экспериментальных данных, обобщению результатов исследования, литературному оформлению диссертации.

Четвертый этап – организационно-оформительский (2006-2008 г.г.) – оформление текста диссертации, прохождение необходимых процедур по ее обсуждению и апробации.

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретические – анализ философской и психолого-педагогической литературы, обобщение массового опыта, моделирование, мысленный эксперимент; эмпирические – фиксированные наблюдения, индивидуальные беседы, анкетирование и опрос специалистов экономической сферы деятельности, преподавателей Учебного центра, изучение результатов деятельности слушателей с целью выявления их самооценки; статистические – математическая обработка полученных данных, количественный и качественный анализ результатов исследования.



Методологической основой исследования служат работы Дж.Равена, раскрывшего сущность понятия «компетентность» в современном обществе; А.Н.Лейбовича о концепциях реформирования профессиональной школы; А.В.Баранникова, раскрывающие содержание общего образования с позиций компетентностного подхода; В.А.Болотова и В.В.Серикова, посвященные образовательной парадигме компетентностной модели; В.И.Блинова, С.С.Кравцова, И.С.Сергеева, исследовавших кадровые ресурсы профильного обеспечения; А.Н.Блеера, раскрывшего концептуальные основы развития дополнительного профессионального образования на основе компетентностного подхода; О.Е.Лебедева, показавшего развитие компетентностного подхода в образовании.

Теоретическая база исследования сложилась из психологических теорий личности (Б. Г. Ананьев, Э. Бернс, Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, К Роджерс, С. Л. Рубинштейн и др.), теория деятельности и ее субъекта (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и др.), теория педагогического образования (В.А. Кан-Калик, В.М. Кузнецов, Н.В.Кузьмина и др.), теория индивидуальности личности и ее развития в деятельности (У.Джемс, Е.А.Климов, В.С.Мерлин, Б.М.Теплов и др.), теория отношений личности (А.А.Бодалев, Г.А.Ковалев и др.).

Так же использованы общетеоретические положения по единству теории и практики, влиянию социально-экономических условий на развитие личности, фундаментальные исследования по психологии учебной деятельности деятельности (А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Левитов), по общетеоретическим вопросам психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); по профессиональной педагогике (В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, М.В. Гамезо и др.).



Научная новизна исследования состоит в обосновании и проверке идеи возможности организации профессиональной подготовки менеджеров в системе дополнительного профессионального образования на основе компетентностного подхода, а именно:

1. Разработаны: система ценностей (ориентация на идеи гуманизации общества и глубокое осознание общечеловеческих ценностей, на социальную и профессиональную активность, на инновационную активность, готовность к самообразованию, высокую исследовательскую культуру) и система принципов формирования профессиональной компетентности экономиста-менеджера в процессе повышения квалификации (принцип: многовариантности, сетевой кооперации, комплексности использования личностного потенциала слушателей, системности и взаимодополнения составляющих учебного процесса, рефлексии и использования личного опыта субъектов, социальной активности с использованием обратной связи).

2. Выявлена и обоснована корреляция между профессиональной самостоятельностью профессиональной компетентностью.

3. Определены педагогические условия эффективности формирования профессиональной компетентности специалиста экономического профиля при повышении квалификации в условиях Института повышения квалификации (разработано соответствующее содержание обучения в условиях системы ДПО; самооценки слушателей по изучению уровня сформированности знаний, умений, опыта, отношения к осваиваемой профессиональной деятельности; осуществляется коррекция процесса формирования самооценки специалистов-менеджеров на основе создания условий для проявления активности в учебной и практической деятельности; осуществляется сочетание учебной и практической деятельности слушателей, как важнейший фактор формирования адекватной личностной и профессиональной самооценки специалиста).



Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

– разработана педагогическая система развития и формирования профессиональной компетентности экономиста-менеджера в процессе повышения квалификации;

– выявлены и объяснены закономерные связи, влияющие на результат формирования профессиональной компетентности экономистов-менеджеров в процессе повышения квалификации, заключающиеся в прямой пропорциональной зависимости уровня профессиональных компетенций от ключевых и базовых, с одной стороны, и развития «Я-концепции» личности, с другой;

– определена прямая зависимость между высоким уровнем субъект-субъектных отношений в процессе повышения квалификации слушателей и эффективностью развития их профессиональной компетенстности;

– сформулированы и обоснованы принципы развития личностных качеств слушателей системы дополнительного профессионального образования в процессе коллективного взаимодействия;

Практическая значимость:


  • разработаны содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса в Институте повышения квалификации, направленные на формирование профессиональной компетентности специалиста экономической сферы деятельности вообще и менеджера в частности;

  • разработана программа повышения квалификации, основывающаяся на принципах развития личностных качеств экономиста-менеджера и учитывающая закономерные связи между личностными качествами и профессиональной компетентностью экономиста-менеджера;

  • выявлены основные средства работы в процессе группового тренинга с экономистами-менеджерами, позволяющие добиться максимально эффективного результата усвоения учебного материала;

  • определены условия развития профессиональной компетентности менеджера, ориентированные на оптимизацию процесса повышения квалификации руководителями практика в системе повышения квалификации;

  • уточнена и скорректирована методика экспертных оценок практической направленности учебного материала повышения квалификации для экономистов-менеджеров.

На защиту выносятся педагогическая система формирования профессиональной компетентности экономиста-менеджера, включающая:

1. Подсистему ключевых ценностей экономиста-менеджера в новых условиях общественной жизни:

– ориентацию на идеи гуманизации общества и глубокое осознание общечеловеческих ценностей;

– ориентацию на социальную активность, подразумевающая гражданскую смелость, осознание проблемных ситуаций и их критическую оценку, ответственность за общество и собственную деятельность, готовность к конструктивному диалогу;

– ориентацию на профессиональную активность: стремление к высокому уровню профессиональной компетентности, наличие профессионального управленческого мышления, овладение высокопродуктивными управленческими технологиями;

– ориентацию на инновационную активность, готовность к самообразованию, высокую исследовательскую культуру.

2. Подсистему базовых принципов развития личностных качеств профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки экономиста-менеджера

– принцип многовариантности, требующий использование всего спектра методик и педагогических технологий развития профессионального образования;

– принцип сетевой кооперации, требующий организации взаимодействия, согласованности вклада всех участников, заинтересованных в развитии данной отрасли профессиональной деятельности;

– принцип комплексности использования личностного потенциала каждого слушателя, предполагающий активное включение знаний и опыта слушателей в процесс развития их профессиональной компетентности и предполагающей отказ от пассивной трансляции информации преподавателем в группу;

– принцип системности, требующий взаимодополнения таких составляющих учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования как критическая самооценка собственного опыта, ознакомление с позитивными и негативными сторонами опыта профессиональной деятельности других слушателей, анализ зарубежного опыта, изучение новейших разработок отечественных ученых, освоение высокотехнологичных методов современного профессионального обучения;

– принцип рефлексии и использования личного опыта субъектов системы ДПО как источника само - и взаиморазвития (для реализации данного принципа используются в первую очередь активные формы взаимодействия субъектов системы – такие, как обобщение и формулирование собственного опыта в виде публикаций, семинаров , круглых столов и т.д.);

– принцип социальной активности с использованием обратной связи диктует неоходимость участия руководителей фирм, предприятий, работодателей в кадровом обеспечении системы ДПО и в оценке квалификации выпускников-слушателей.

3. Подсистему условий эффективности педагогической системы формирования профессиональной компетентности экономиста-менеджера:

– развитие профессиональной самостоятельности как главное условие формирования профессиональной компетентности;

– учет прямопропорциональной зависимости между эффективностью в достижении поставленных целей и анализом ключевых, базовых и профессиональных компетенций слушателей, а так же уровни их самоаналитической и поисково-творческой активности;

– учет динамики и установление соответствия самооценки и уровня притязаний профессиональной компетентности и профессиональной самостоятельности;

– разработка и использование в процессе дополнительного профессионального образования педагогических технологий и методик на базе устойчивой корреляции между самоаналитической и поисково-творческой активностью и развитием «Я-концепции», с одной стороны, и профессиональной самостоятельности и профессиональной компетентности, – с другой;

– использование как наиболее соответствующего метода групповых экспертных оценок профессиональной компетентности, реализуемого на основе трех принципов – системности, открытости и обратной связи.

4. Подсистему уровней, критериев и показателей сформированности профессиональной самостоятельности как базового компонента профессиональной компетентности.

5. Программу повышения квалификации, включающую общие и специальные для экономиста менеджера компетенции, основывающуюся на принципах развития личностных качеств экономиста-менеджера и учитывающую закономерные связи между личностными качествами и профессиональной компетентностью экономиста-менеджера.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается теоретическим анализом исследований в исследуемой области знания; доказательной логикой методологических и теоретических обоснований; применением взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих цели и задачам работы; анализом, математической обработкой результатов и интерпретацией результатов экспериментального материала и опыта работы, результативностью эксперимента, согласованием результатов исследования, опытом работы автора в институте подготовки государственных и муниципальных служащих.

Опытно-экспериментальной базой являлся Институт подготовки государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов исследования. Основные положения и предварительные результаты исследования докладывались и были одобрены на заседаниях кафедр и Ученого совета Санкт-Петербургской академии экономики и управления (Рязанский филиал), а также на ежегодных методических сборах и межрегиональных научно-практических конференциях («Образование, культура, просветительство в современном мире» - Вятский гос.гуманитарный университет, ноябрь 2007, г.Киров; «Рациональность и коммуникация в экономике» - СПбГУ, ноябрь 2008). Основные положения исследования опубликованы в печатных изданиях: Вопросы гуманитарных наук, 2008; Педагогические науки, 2008; СПО, 2007; Современные гуманитарные исследования, 2008. Обсуждение диссертации проходило в Федеральном институте развития образования в апреле 2009 года.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2010
2010 -> Бучкин Андрей Владимирович
2010 -> На правах рукописи Володин Александр Анатольевич Процессно-целевое управление качеством подготовки студентов в вузе
2010 -> В информационной образовательной среде школы
2010 -> О. В. Савеличева Совершенствование подходов к методам контроля качества образовательного процесса и образовательного результата в условиях внедрения фгос спо третьего поколения
2010 -> Законодательства о защите детей
2010 -> Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе
2010 -> Книга первая Выбор пути Рабы по собственному желанию Глава I. Заложники цивилизации
2010 -> Робин С. Шарма Монах, который продал свой
2010 -> Кодекс корпоративной этики дтэк
2010 -> Эверетт Шостром. Анти-Карнеги Содержани е

Скачать 238,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница