Развитие профессиональной компетенции воспитателей доу



страница1/9
Дата12.01.2018
Размер0.71 Mb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Развитие профессиональной компетенции воспитателей ДОУ
Выпускная квалификационная работа

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Введение
Актуальность исследования. Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. В разных регионах России образовательные учреждения, обеспечивающие развитие, воспитание и образование маленьких детей испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.

Приоритетными задачами дошкольного образования, согласно Концепции дошкольного воспитания, являются следующие: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности. Ценность дошкольного периода развития и его непреходящее значение для всей последующей жизнедеятельности человека накладывают особую ответственность на педагогов ДОУ.

Решение основных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, новые цели и содержание альтернативных программ дошкольного образования ожидают новых взаимоотношений взрослых с детьми, отрицая манипуляторный подход к ребенку, учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с ним. Однако, в процессе обучения будущие учителя, воспитатели в настоящее время во многих учебных заведениях получают только специальные знания; умения и навыки они приобретаю! самостоятельно, путем проб и ошибок. Исследования последних лет показывают; что у воспитателей, как начинающих, так и со стажем, наблюдается бедность арсенала средств решения педагогических задач, недостаточная сформированность педагогических умений и механизмов понимания другого человека.

Актуальность проблемы исследования на научно-теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью ключевой для данного исследования определению - «профессиональная компетентность педагогов ДОУ». В последние годы понятия «компетенции», «компетентность» активно осваиваются отечественной педагогикой (В.И. Байденко, А.С. Белкин, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, О.Е. Лебедев, В.Г. Пищулин, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, С.Б. Шишов и др.). Большое количество диссертационных исследований посвящено этой проблеме, однако в них уделяется внимание условиям формирования коммуникативной компетентности у школьников на различных учебных предметах, технологии формирования различных видов компетенций у студентов, социально-перцептивной компетентности у педагогов и т.д.

Таким образом, область исследований затрагивает, в основном, школьную и вузовскую ступени образования. В то время как условия развития профессиональной компетентности в поствузовский период и, что не менее важно, для работающих педагогов дошкольных образовательных учреждений исследованы недостаточно.

Объект исследования - процесс развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

Предмет исследования - методическая служба, способствующая развитию профессиональной компетенции воспитателей ДОУ.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать новую форму работы методической службы, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений с учетом индивидуальных особенностей педагогического состава.

В основу исследования положена следующая гипотеза:

Выдвинуто предположение о том, что развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ может быть результативным, если учитываются и реализуются следующие организационно - педагогические условия:

изучены нормативные требования системы современного дошкольного образования, потребности дошкольного учреждения и воспитателя в развитии профессиональных компетенций в ДОУ;

на основе функционального анализа деятельности воспитателя в условиях ДОУ определено содержание профессиональных компетенций, выявлены уровни их проявления в процессе педагогической деятельности;

разработана и реализована модель работы методической службы ДОУ в рамках проектной деятельности, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей с учетом уровня их проявлений.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи работы:

1.Дать характеристику профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

2.Рассмотреть роль методической службы в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

.Выявить формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в процессе деятельности;

.Провести диагностику профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

.Разработать и реализовать проект «Школа молодого специалиста ДОУ» в рамках развития профессиональной компетентности педагогов;

.Провести оценку результатов проекта «Школа молодого специалиста ДОУ».

Методы исследования.

В работе используется комплекс методов исследования, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий методы подготовки и организации исследования.

Теоретические:

анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.

Методы сбора эмпирических данных:

методы педагогических измерений - тестирования, диагностирование уровня профессиональных компетенций воспитателей дошкольного учреждения, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ, экспертная оценка, статистические и математические расчеты.

Опытно - поисковая работа по теме исследования проводилась на базе образовательного учреждения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №38 Ленинского района г. Екатеринбурга.

Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2012 по 2013 гг. и включало в себя три этапа.

На первом этапе (сентябрь 2012 г.) проведен анализ нормативных документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего эксперимента, позволившего выявить нормативные требования к воспитателю ДОУ разного вида и уровень развития профессиональных компетенций воспитателей.

На втором этапе (октябрь 2012-апрель 2013 гг.) методической службой ДОУ разработан проект повышения квалификации, ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ и начата ее апробация на базе учреждения ДОУ №38.

На третьем этапе (май 2013 г.) проведена экспериментальная проверка результативности процесса повышения квалификации, дифференцированного по видам образовательной деятельности и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей, его оценка опытно-поисковой работы, обобщены результаты и сформулированы выводы.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница