«Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе»



Скачать 47.28 Kb.
Дата15.02.2016
Размер47.28 Kb.
«Развитие познавательной сферы у детей

старшего дошкольного возраста при подготовке к школе».

Проблема  подготовки детей к школе по-прежнему остаётся актуальной и вызывает интерес у психологов и педагогов. Это связано с тем, что  в последние годы идет интенсивное усложнение программ в начальной школе, например за счет введения дополнительных предметов.

Многолетний психолого – педагогический анализ причин школьной неуспеваемости показывает, что достаточно большое число детей (от 20 до 60%)  испытывают трудности и не справляются с программой обучения в начальных классах. Также результаты анкетирования родителей вообще и в нашем ДОУ в частности показало, что наибольшее волнение у них вызывает развитие познавательной сферы как показатель готовности ребенка к школе. Традиционно выделяют 4 аспекта школьной готовности: интеллектуальная (познавательная), эмоциональная, физическая и социальная готовность. Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка, лежащий в основе успешного обучения каждого ребенка. Познавательные процессы  складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их развитию не уделялось достаточного внимания. Развитие ребенка с 5 до 7 лет очень важно потому, что после 7 лет формирование основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе (и в дальнейшей жизни) заканчивается. Поэтому в своей работе я обращаю особое внимание на необходимость своевременного формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста . Это находит свое применение в  развивающих и коррекционно – развивающих занятиях, в ходе организации и проведения которых  я стараюсь объединить сразу несколько задач:

 формирование и развитие познавательных процессов (внимание, мышление и речь, память, восприятие, воображение);

 совершенствование общей и мелкой моторики рук и первичных графических навыков;



 формирование, укрепление и поддержание учебной мотивации, положительного отношения к школе и обучению в ней, подготовка к «позиции школьника».

С учётом поставленных задач мы определили этапы работы с детьми: диагностический, организационный и контрольный. Ключевым моментом на первом (диагностическом) этапе является ПД и подведение её результатов, на основе которых складываются подгруппы детей.  Именно показатели ПД и  раннее выявление трудностей у детей позволяет планировать и успешно проводить коррекционно – развивающие занятия. Из опыта прослеживается такая закономерность:  в начале года, как правило, страдает внимание и память. Это является определяющим в планировании организационного этапа. Организационный этап является центральным звеном в моей работе и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение поставленных выше задач. Это организация коррекционно - развивающих занятий, создание соответствующей предметно – развивающей среды, индивидуальная работа, взаимодействие с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями. Занятия представляют собой систему работы с детьми по развитию познавательной сферы и имеют определенную структуру. Так, подгрупповое занятие начинается с ритуала приветствия и заканчивается ритуалом прощания. Например, поздороваться определённым способом (указательным пальчиком или коленкой, а в конце занятия похвалить друг друга за работу). Цель таких ритуалов – позитивный настрой, сплочение группы, доброжелательное отношение друг к другу. Далее следуют игры и игровые задания, которые направлены на развитие тех или иных познавательных процессов. Вот некоторые из них:«Белое и черное», «Что появилось/исчезло?», «Найди 10 отличий»,«Объясни, не называя», «Придумай слово», «Отгадываем и разбираем загадки», «Дорисуй фигуру», «Больше – меньше. Выше – ниже», «Повторяй и дополняй», «Топ – хлоп», «Расставь знаки», «Картинки по памяти»,«Поможем художнику», «Что было бы, если бы…», «Если бы я был…», «Фантазеры», «Чертим под диктовку», «Пишем левой рукой», «Много карандашей», а также пальчиковые игры. Также есть игры и задания на формирование целенаправленного внимания и на развитие вербального и невербального воображения. Большое внимание уделяется совершенствованию навыков общения (коммуникативных) с помощью игр на сотрудничество, общение и т.п. Как показала практика, наиболее целесообразными и менее утомительными для детей являются занятия, направленные на развитие нескольких познавательных процессов. Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия задания подбираются так, чтобы сложные чередовались с заданиями более легкими. На заключительном, контрольном этапе проводится повторная ПД  и составляется аналитический отчёт, в котором отражены количественные и качественные показатели. Учитывая особенности дошкольного возраста и приоритетные виды деятельности детей, предпочтение отдается игровым методам и приемам, которые, с одной стороны, работают на развитие того или иного процесса, а с другой, делают занятия веселыми и непринужденными. На диагностическом и контрольном этапах задания в игровой форме позволяют наладить контакт с ребенком и снизить у него напряжение во время ПД.

Помимо интеллектуально – развивающих игр и заданий в занятия включены пальчиковые гимнастики (и игры), что позволяет сделать работу детей интереснее и менее утомительной. Как один из приемов активизации мыслительной деятельности, я использую вопросы проблемного содержания («что будет, если…», «как можно использовать тот или иной предмет» и т.п.). Для активизации внимания детей используются так называемые «провокационные действия» со стороны психолога, т.е. намеренное допущение ошибки во время объяснения или показа (возможно от какого – либо персонажа). Поскольку ребенку трудно долго удерживать внимание и прикладывать волевые усилия во время самостоятельной работы, я помогаю напоминанием и советом . Учитывая особенности мышления дошкольников на занятиях активно используется большое количество красочного наглядного материала, что позволяет добиваться высокой эффективности занятий. О значении наглядности в обучении хорошо сказал Ушинский: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему 5ти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками и он их усвоит на лету». Как говорилось ранее, занятия проводятся в подгруппах и индивидуально. Для индивидуальных занятий (работы) отбираются дети, имеющие какие – либо затруднения, в силу индивидуальных особенностей (медлительность, неусидчивость), особенности восприятия материала, пропуск занятий по причине болезни и т.п.



Особое значение в совей работе мы уделяем   совместная деятельности с воспитателями и другими специалистами специалистами  ДОУ, что является одним из условий эффективного решения поставленных задач. С воспитателями – через «листы взаимодействия» и консультации, а также при подготовке к родительским собраниям. Совместно со специалистами разрабатывается план работы - с логопедом (фонематический слух и артикуляция, развитие речи, с педагогами по ИЗО (мелкая моторика), экологии, по физкультуре (пространственная ориентация, координация движений) и с музработником. Подводя итог, хочу сказать, что организованная таким образом работа, позволила обеспечить систему в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница