«Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы»



Скачать 123.96 Kb.
Дата25.04.2016
Размер123.96 Kb.



Тема: «Развитие познавательной активности

учащихся на уроках

русского языка и литературы»

( из опыта работы)

Цели:

- приобретение прочных знаний по предмету;



-развитие индивидуальных способностей учащихся (интеллектуальных, творческих);

-развитие общей культуры


Задачи:

-формировать интерес к языку, чтению;

-создавать ситуацию успеха;

-развивать воображение, мышление, память, эмоциональную сферу;

-развивать коммуникативные способности

Содержание:


I. Актуальность темы. Понятие познавательной активности.

II.Приемы и методы развития познавательной активности (из опыта работы):

1.Развитие общеучебных умений.

2.Принципы работы с текстом.

3.Как сделать процесс познания интересным?

4.Организация самостоятельной деятельности.

5.Взаимосвязь уроков русского языка и литературы с живописью и музыкой.

6.Развитие творческих способностей учащихся.

7.Речевое творчество.

III.Результаты деятельности.


За последние десятилетия в обществе произошли значительные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Эти изменения привели как к положительным, так и к негативным тенденциям, связанным прежде всего со сменой ценностных ориентиров. В быстро развивающемся, высокотехнологичном социуме появилась потребность в человеке активном, думающем, обладающем способностью творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и адаптироваться в новых условиях. Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способности.

Один из путей, способных решить назревшие проблемы, – развитие познавательной активности учащихся. От того, как ученик относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.

Проблема развития, поддержания познавательного интереса, активного отношения учащихся к учению осознавалась педагогами всегда. Хотя называлась эта проблема по- разному: воспитание сознательного отношения к учению, формирование творческой инициативности, учебно- познавательная компетенция. Познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В настоящее время учебно-познавательная деятельность определяется как одна из ключевых компетенций (по А. В. Хуторскому), которыми должны овладеть учащиеся школы в условиях модернизации образования. Главное отличие учебно-познавательной деятельности от учебной состоит в том, что она направлена на решение социально-актуальной и личностно-значимой для учащегося познавательной проблемы.

В основе познавательной деятельности – положительное отношение ученика к процессу учения, уважение человеческой индивидуальности, опора на личностные качества и субъективный опыт воспитанника. Показатели познавательной активности – прилежание, осознанность обучения, творческая инициатива, находчивость в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т. д.

Эффективной познавательная деятельность может стать при условии грамотной педагогической поддержки, т. е. взаимодействия учителя и ученика, когда педагог помогает преодолеть нежелание учиться, замечает успех и создает ситуацию успеха. Принципы сотрудничества в учебной деятельности, личностно ориентированного обучения характерны и для моей работы с детьми.

Процесс учебно-познавательной деятельности предполагает овладение общеучебными умениями. Необходимо постоянно, из урока в урок учить ребенка учиться, чтобы познакомить его с приемами организации своего учебного труда, анализа собственной деятельности (учебно -управленческие умения), научить находить нужную информацию для решения учебной задачи (учебно-информационные умения). Кроме того ученик должен обладать учебно-логическими умениями, такими как: анализ и синтез, сравнение и обобщение, определение понятий, доказательство и опровержение.

Большое внимание в своей работе с детьми уделяю приемам рациональной организации учебной деятельности, развитию навыков культуры умственного труда. Такая работа будет эффективной, если учащиеся ставятся в позицию субъекта, понимающего цель урока. Выстраиваю объяснение нового, неизвестного с опорой на уже знакомое, связывая с изученным ранее материалом. Такие «мостики»-связи чрезвычайно важны в процессе познания, так как формируют представление о системности языка и усиливают мотивацию: а зачем это собственно нужно?

Например, сегодня на уроке русского языка тема «Краткие причастия». Спрашиваю: какая известная вам часть речи имеет этот признак? А как изменяется краткая форма прилагательных? Ответив на эти вопросы, вполне логично предполагаем, что и краткое причастие может иметь те же признаки. Оформляем наблюдения в виде опорной записи, сравниваем с учебником. Испытываем положительные эмоции: ведь все получилось, сами пришли к правильному выводу да еще и учителю помогли в объяснении.

Без таких связей не обойтись и на уроке литературы. Как можно, например, изучать творчество писателя и не погружаться в эпоху, которая его сформировала? И учитель всегда придумает, как связать творчествоА.С.Грибоедова и А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и А.Н. Островского.

На уроках учимся сравнивать, сопоставлять явления, используем элементы догадки, прогнозирования. Вот урок «Имена существительные собственные и нарицательные». Спрашиваю пятиклассников: «А как вы думаете, почему именно так называются станции Разнежье и Раздоры? Село Елань и деревня Вишняки? (см. конспект урока в приложении) Замечаем, что подсказывает нам информацию Его Величество Корень слова. Такие задачи хорошо развивают воображение, образное мышление, приучая детей видеть интересное в обыденном.

Важно, когда правило не изучается, а к его формулировке учащиеся приходят самостоятельно в совместной с учителем диалогической работе – от примеров и текста через поиск объединяющих и выделяющих признаков –к формулированию правила «для себя» (в виде схемы, рисунка, короткого словосочетания).

Психологи отмечают, что преобразование информации, перевод ее в более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные схемы, таблицы, опорный конспект. Эту работу можно выполнять вместе с учителем, в диалоге и создавать на уроке атмосферу поиска, маленького открытия.

В процессе деятельности вырабатываем систему графических способов выделения информации: условных обозначений, сокращений, подчеркиваний.

Например, на уроке по сложной теме: «Виды подчинительной связи в словосочетании» составляем таблицу:



Согласование управление примыкание

  1. Какой? Чей? 1)вопросы косв. П. 1)вопросы обст-ва

  2. Зависимое слово

Изменяется не изменяется не изменяется

с изменением с изменением (связано только

главного главного (стоит по смыслу)

(согл. в роде, в опред. падеже)

числе и падеже)


  1. Зависимое слово

Прилаг., прич., сущ., местоим. неизм. слово:

числ. нареч., деепр.,

инфинитив


  1. Значение СС

«предмет и его «действие и «действие и его

признак» объект действия» признак»



та книга увидят нас очень громко

Учу детей рассуждать, мыслить, использовать алгоритм для лучшего усвоения правила. Не говорить сразу ответ: в слове «слышит» пишу букву и, а проговорить всю цепочку рассуждений: инфинитив –гласный перед ть –искл.? –спряжение –выбор гласной.

Особое внимание обращаю на работу с устным и письменным текстом.Умение верно воспринимать и грамотно обрабатывать информацию, правильно излагать собственные мысли становится необходимым не только на уроках и при сдаче экзаменов, но и во всех сферах жизни.

В каждом классе серьезно работаем с разнообразными источниками информации, включая СМИ и ресурсы интернета. И здесь важна помощь учителя, который подскажет, где искать точную, проверенную информацию и где ее можно использовать. Если доклад получился несамостоятельным, прошу рассказать об этом же своими словами.

Пример соединения теоретических знаний о тексте с практической направленностью –элективный курс «Пространство текста» в 9 классе, программа которого составлена мной. На занятиях электива мы учимся находить ключевые слова, отделять главную информацию от второстепенной, использовать разные виды чтения в соответствии с учебной задачей, видеть структуру текста, отделять «свое» от чужого, сжимать текст до нескольких предложений и многому другому. Приучаю детей делать выписки, использовать закладки в книге.

Как сделать процесс усвоения знаний увлекательным и интересным? Наблюдения над речью учащихся показывают, что им не всегда известны значения слов, с которыми приходится встречаться в речевой практике и при чтении художественной литературы. Это затрудняет правильное понимание смысла художественного произведения, снижает ценность получаемой информации и осложняет общение. Поэтому на своих уроках всегда привлекаю внимание учащихся к новому слову, понятию, термину. В совместной поисковой деятельностиучащиеся видят путь определения понятия. Это учит детей думатьнад каждым словом, предложением, способствует точной, доказательной речи, совершенствует логическое мышление, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Например, почему «союз» называется именно так? И что значит название другой части речи –«наречие»?

Учителю просто необходимо отказаться от однообразия уроков и приемов обучения. Подготовка к уроку должна начинаться с вопроса: « Чем может быть интересна эта тема? Как привлечь внимание учащихся к этой теме?» При отборе материала я стараюсь использовать разные способы подачи занимательного материала, учитывая возраст учащихся, их интересы, читательский опыт. Это могут быть нестандартные задания, например: составить шуточный текст объявления с приглашением на спектакль (см. приложение урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»). Можно предоставить возможность самому ученику объяснить тему «Образование страдательных причастий настоящего времени», предварительно вспомнив логику объяснения предыдущих тем учителем. Таким образом, ребенок сам думает, как сделать объяснение и наглядным, и эффективным. Можно в соответствии с целью урока использовать такую смену деятельности, как анимацию, звук (слайд: изучение правила о правописании ь после шипящих у существительных). Электронные средства обучения дают такую возможность.

Использую в своей практике нестандартные уроки: литературные игры (по комедиям «Ревизор» и «Горе от ума»), «Умники и умницы» (по книгам М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна»), праздник инсценированной басни. Театрализация, сочетание индивидуальной и групповой работы дают хорошие результаты. Развиваются коммуникативные навыки, дети учатся высказывать свое мнение, активно вовлекаются в новые для них виды деятельности. На уроках литературы дополняют представление о произведении фильмы-экранизации, после просмотра которых обсуждаем игру актеров, находки режиссера.

Другой вопрос: как удержать этот интерес на уроке? Ответ один: вовлекая учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Это прежде всего систематическая работа со словарями и справочной литературой. Учащимся необходимо знать о том, какие существуют справочные пособия, какие сведения в них можно получить, чтобы глубже понять родной язык, усвоить материал, развить свой интеллект.

Работу по обогащению своего словаря и по привитию навыков исследовательской деятельности нужно поддерживать постоянно. В десятом классе провожу урок по теме « Вселенная в алфавитном порядке», используя групповые формы обучения. Каждая группа получает свое задание, для выполнения которого нужно выбрать определенный вид словаря или справочного пособия и решить задачи, связанные с пониманием текста и исправлением неточностей в речи. Примеры таких заданий:

1)Объясните выделенные слова:

На запад от Торжка идет гужевой тракт к городу Осташкову.

2)Есть ли общее между происхождением слов почва и подошва?

3)В каком значении употреблено выделенное слово у А.С. Пушкина?

Смиренный грешник…

Господний раб и бригадир,

Под камнем сим

Вкушает мир.

4)Используя словарь, исправьте ошибки в предложениях:

- Проект имеет две ахиллесовы пяты.

- Сначала Гамлет верил в народ, но потом разоблачился.

Начиная с пятого класса, мы ведем тетради-справочники, где наряду со схемами и таблицами есть разделы по лексике, например: «Устаревшие слова», «Диалектные слова», «Фразеологизмы» и др. Эти разделы самостоятельно пополняются в течение нескольких лет. Учащиеся выступают с сообщениями об этимологии слов, об истории происхождения крылатых выражений, фразеологических сочетаний, некоторых трудных с точки зрения написания наречий.

Для формирования интереса к чтению на первых уроках по творчеству писателя в старших классах рекомендую дополнительную литературу, к которой учащийся может обратиться. Например, книги Ю.Тынянова «Кюхля», «Смерть Вазир- Мухтара» (по жизни и творчеству А.С.Грибоедова), «Пушкин» (по творчеству А.С.Пушкина), В.В.Вересаева «Гоголь в жизни» (по творчеству Н.В.Гоголя)и др.

В своей работе по организации самостоятельной деятельности использую проблемные задания, которые направляют развитие ребенка на опережение, на «завтра». Такие задания, достаточно трудные, готовят учащихся к предметным олимпиадам и просто побуждают мыслить:

- Почему в слове «следующий» есть ю, а в слове «будущий» нет?

- Какое минимальное количество букв может иметь причастие?

- Почему в слове искусство пишется две буквы СС, а в слове искусный –одна?

Эффективен в познавательной деятельности метод учебного проекта. Приведу пример успешного проекта по презентации книги В. Тендрякова «Весенние перевертыши» (урок внеклассного чтения в восьмом классе). Класс был поделен на несколько творческих групп, каждая из которых готовила такие задания:

1)газету с устной презентацией о жизни и творчестве писателя;

2)проект обложки к книге «Весенние перевертыши»;

3)викторину по книге;

4)отзыв о прочитанной книге;

5)инсценировку эпизода.

Занятия такого рода вызывают отклик у учащихся, желание поделиться впечатлениями о прочитанном.

Большое внимание уделяю интегративным связям между предметами. Это, конечно, взаимосвязь уроков русского языка и литературы со смежными видами искусств: музыкой, живописью. С учителем музыки нами продуман и исполнен проект урока « Картины родной природы в творчестве И.А.Бунина и С.Рахманинова». К этому уроку учащиеся готовили выразительное чтение наизусть стихотворений И.А.Бунина, выставку собственных рисунков на тему «Времена года». Сопоставление разных по настроению текстов, музыкальных картин развивает эмоциональный мир, повышает общую культуру, расширяет знания о мире.

Познавательная деятельность приоткрывает таланты детей, раскрывает творческий потенциал ребенка. Мои ребята – постоянные участники муниципального конкурса «Созвездие», победители и призеры в номинации «Художественное чтение». Мы готовим длячтения со сцены отрывки из произведений О Генри, Саши Черного, К.Г.Паустовского, Л. Андреева. Для исполнения отрывка из книги «Корзина с еловыми шишками» использована прекрасная музыка Эдварда Грига.

Для развития творческих способностей учащихся необходимо речевое творчество, ведь у ребенка сильно стремление к самовыражению. Создание собственных небольших произведений разных жанров помогает фантазировать, смотреть на привычные вещи под новым, необычным углом зрения, не бояться «творить, выдумывать, пробовать». Нестандартные темы, возможность выбора вызывают познавательную активность: «Как много времени у глагола», «Рассказ о глаголе, потерявшем лицо», «Это мечтательное наклонение», «Наклонение, привыкшее повелевать» (тема «Глагол» в шестом классе). Мы можем стать свидетелями удивительного приобщения ребенка к речевому творчеству.

Есть определенные успехи и в этой деятельности. Сборник стихотворений Наташи Давыденковой (5 класс) занял 1 место на районном фестивале «Созвездие» в номинации «Сочинительство». Несколько лет пишет в жанре юмористического рассказа Даша Коновалова. Ее сборники «Невыдуманные истории» и «Ой, что со мной произошло!» заняли 1-е места в номинации «Проза» в 2009 и 2010 учебном году.

Школьники активно и успешно участвуют в международном конкурсе «Русский медвежонок», являются победителями и призерами муниципального этапа предметных олимпиад, участниками областных олимпиад. Выпускники показывают достаточно высокие знания при сдаче ЕГЭ и ГИА по русскому языку.

В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания –трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Вспомним слова Я.А.Коменского, мечтавшего о том времени, когда школа изобретет такой метод, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.


Литература:

1.Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности// Педагогика, 1998,№ 8

2.Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Народное образование.- 1964.- № 1

3.Русский язык в школе.- № 5, 2005, № 6, 2006

4.Сенько Ю. В. , Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. – М., 1989

5.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003, № 8

6.Хуторской А.В. Современная дидактика. –СПб: Питер,2001

7.Широкий Е.Н. Развитие мыслительной активности учащихся // Педагогика, 1990, № 10

8.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М., 1989






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница