Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 383.29 Kb.
страница1/3
Дата20.04.2016
Размер383.29 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи


АЛЯБУШЕВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2011

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и психологии в ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Леванова Елена Александровна




Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Сенатор Светлана Юргеновна

кандидат педагогических наук, доцент

Миняйло Ирина Николаевна




Ведущая организация: Воронежский государственный педагогический университет

Защита состоится «16» марта 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

Автореферат разослан « » февраля 2011 г.


Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор





Т.В. Туманова






ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования обусловлена активными инновационными процессами в социально-экономической и политической сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию школьников. Национальная доктрина образования в РФ в качестве одной из важнейших задач определяет «непрерывность образования в течение всей жизни человека», которая рассматривается не только как мера государства по обеспечению развития материального производства, но и как возможность индивида осуществлять свободный выбор путей собственного развития, жизнетворчества, самоутверждения. В этой связи каждого вступающего в жизнь человека надо, прежде всего, научить учиться, привить ему интерес к познанию (Гершунский Б.С.). Однако вызвать у взрослого человека устойчивую потребность непрерывно учиться трудно, если не закладывать и целеустремленно не формировать основ этой потребности еще в школьные годы. В свете вышеизложенного особенно важно формировать интерес учащихся к процессу познания, к способам поиска информации, ее усвоения, переработки и применения уже в начальной школе.

Сегодня, когда в России осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося, эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика, формирует личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Анализ существующих научных разработок при наличии разнообразных подходов показывает, что в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования актуальным становится переосмысление содержания, методов и форм работы педагога с младшими школьниками, которые должны быть направлены на возрастание степени их познавательной самостоятельности, произвольности поведения и творческой проектной деятельности, на становление субъектов педагогического взаимодействия.

Проблема формирования познавательных интересов школьников давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. Ученые обращались к выявлению психологических закономерностей познавательных интересов (М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, М.З.Диняева, Т.А.Капитонова, А.Н.Конев, И.Я.Лернер, Н.Г.Морозова, А.А.Невский, Н.И.Роговская, И.М.Цветков, Г.И.Щукина), к связи интересов и потребностей (Б.Г.Ананьев, Г.К.Гумницкий, С.Л.Рубинштейн), склонностей ребенка (А.Г.Ковалев, Е.В.Кочановская, А.Я.Савченко).

Способы формирования познавательного интереса с учетом возрастных особенностей учащихся и возможностей содержания учебных предметов исследовали В.И.Агарков, М.В.Богданова, В.Б.Бондаревский, Н.И.Ворновская, Т.А.Камышникова, Э.С.Костылева, Ю.А.Лях, Н.Г. Морозова, Ф.К.Савина, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина и др. Сложились определенные представления о характере и динамике развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от условий обучения, профессиональной позиции педагога (В.В.Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.В.Репкин).

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. На наш взгляд, такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, является проектная деятельность. Для настоящего исследования важны работы, рассматривающие сущность проектной деятельности, ее проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе (А.Л.Блохин, Н.А.Бреднева, О.В.Брыкова, В.Г.Веселова, О.Б.Волжина, Е.А.Гилева, Т.А. Данилина, И.И.Джужук, Дж.Дьюи, С.А.Ермолаев, Н.А.Забелина, А.Д.Климова, Н.Н.Курова, О.В.Ляпина, И.И.Ляхов, И.В.Никитина, Е.А.Пеньковских, М.Л.Сердюк, Н.Г.Чернилова и др.).

Интересны также работы, раскрывающие особенности использования метода проектов в работе с младшими школьниками (И.И.Баннов. Е.Ф.Бахтенова, О.А.Гребенникова, Н.А.Гордеева, Н.В.Гузенко, Н.М.Конышева, Р.П.Корсун, Н.В.Матяш, С.В.Попова, Н.А.Романова, В.Д.Симоненко, О.Н.Хижнякова, Н.В.Черненко и др.). Однако в данных исследованиях недостаточно изучены все потенциальные возможности проектной деятельности, ее роль в развитии познавательных интересов младших школьников.

Диссертационные работы за последние годы свидетельствуют о том, что исследователи обращаются к проблеме формирования познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности во внеурочное время (П.И.Семенова), в учебно-воспитательном процессе школы на основе построения учебного процесса младших школьников в форме творческой познавательной деятельности (Е.Г.Кайдаш), в процессе личностно-ориентированного обучения (Э.А.Бараз).

Многие педагоги и психологи рассматривают условия, необходимые для формирования и развития познавательных интересов, специальных способностей, в том числе и творческих, творческой деятельности школьников младшего, среднего и старшего звена (М.Воллах, Л.С. Выготский, П.И.Дышлевый, И.А.Киршин, Н.Коган, А.А.Нестеренко, Е.Г. Речицкая, Е.А.Сошина, Л.Н.Толстой, А.Н.Фомин, и др.).

Таким образом, различные аспекты проектной деятельности школьников рассмотрены в психолого-педагогической науке и практике достаточно обстоятельно.

Однако до сих пор не раскрыты возможности содержания учебного материала, влияющие на развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности, не выявлены критерии, принципы отбора и условия применения такого материала на уроках в начальной школе. Анализ школьной практики показывает, что зачастую преподавание строится на основе инициативы, личного опыта и пристрастий педагогов, при отсутствии необходимой научно-методической литературы, что приводит к затруднениям учителей, перегрузке учащихся.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности, а также трудности в практической деятельности учителей начальных классов в этом направлении определили выбор области научного исследования. Сегодня, когда в начальном обучении значительное место отводится развитию познавательной активности учащихся, необходимо конкретизировать способы организации творческой деятельности младших школьников, определить педагогические условия развития познавательных интересов в проектной деятельности младших школьников на уроке.

Сказанное позволяет назвать противоречие, сложившееся в педагогической теории и практике: с одной стороны, познавательные интересы младших школьников в проектной деятельности на уроке необходимо развивать; с другой стороны, комплекс педагогических условий, способствующих развитию такой деятельности, исследован в педагогической теории и практике недостаточно.

Это подтверждает актуальность проблемы, поставленной в исследовании, ее теоретико-прикладное значение.

Выявленное противоречие требует для своего разрешения рассмотрения следующих вопросов: каким должно быть развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности? Вносит ли организация педагогом проектной деятельности существенный вклад в решение этой проблемы? Если да, то при каких условиях и требованиях это возможно?

Суть решаемой проблемы: каковы должны быть педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности?

Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования: «Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности».

Цель исследования – разработать и научно обосновать педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности.

Объект исследования – развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия развития познавательных интересов учащихся в проектной деятельности на уроках в начальной школе.

В основу исследования была положена гипотеза: следует ожидать повышения уровня развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности, если:

- развитие познавательных интересов будет представлено в качестве педагогической цели;

- проектная деятельность включена в содержание начального образования как его компонент;

- свобода проектной деятельности младшего школьника соединяется с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя;

- развитие познавательных интересов основывается на деятельностном, культурологическом подходах и организуется в условиях совместной деятельности на уроке;

- разработаны содержание, способы и средства развития познавательных интересов учащихся в проектной деятельности на уроках в начальной школе, а также диагностический инструментарий и средства коррекции данного процесса,

так как, включая в себя основные элементы целостного учебного процесса: дидактическое целеполагание, отбор содержания и методов обучения, диагностический педагогический анализ, коррекцию, - указанные педагогические условия развития познавательных интересов в проектной деятельности младших школьников на уроке являются необходимыми и достаточными.

Исходя из выдвинутой гипотезы и поставленной цели, определены задачи исследования:

1. Охарактеризовать познавательный интерес, его психолого-педагогическую структуру, потенциальные возможности в процессе развития познавательной самостоятельности младших школьников.

2. Изучить природу проектной деятельности, особенности ее организации с детьми младшего школьного возраста и научно обосновать ее возможности в развитии познавательных интересов.

3. Охарактеризовать способы организации проектной деятельности младших школьников на уроке.

4. Выявить и обосновать педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности на уроках и экспериментально проверить их эффективность.

Методологическую основу исследования составляют идеи философии и культурологии о диалогическом характере сознания, положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, преемственности и изменчивости, единства теоретического и эмпирического; системно-целостный, личностно-деятельностный и культурологический подходы к познанию и преобразованию педагогической действительности.

Теоретической основой исследования явились положение о единстве двух сторон развития человека: эмоционально-чувственной и интеллектуальной (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.В.Копнин, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); принцип единства сознания и деятельности (Л.И.Анциферова, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); философские, педагогические, психологические теории о сущности и специфике творчества, творческой деятельности, творческих способностей (В.И. Андреев, М.А.Блох, М.Г.Волкова, М.Воллах, В.Н.Дружинин, Е.П.Ильин, Н. Коган, А.Н.Лук, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, Я.А.Пономарев, Б.М. Теплов, Г.Уоллес, А.В.Хуторской, В.А.Цапок, П.К.Энгельмейер и др.); теория проблемного обучения (С.И.Брызгалова, Л.Г.Вяткин, Н.Г.Дайри, Т.В. Кудрявцев, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин); концепция содержания образования (И.Я.Лернер); концепции формирования мотивации в процессе труда, общения и интеллектуальной деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, О.С.Гребенюк, В.С.Ильин, В.И.Ковалев, Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова, Т.И.Шамова, Ю.В.Шаров, Г.И.Щукина).

Проанализирован ряд исследований, посвященных теории и практике формирования познавательных интересов учащихся разного возраста в условиях школьного обучения и семейного воспитания (В.И.Агарков, А.С.Бакарева, М.В.Богданова, Л.И.Божович, Н.Н.Вербовая, Н.И.Ворновская, А.К.Дусавицкий, Е.Г.Кайдаш, И.Я.Ланина, А.Н.Леонтьев, Н.Г.Морозова, М.А.Пастушкова, Ф.К.Савина, П.И.Семенова, Г.И.Щукина).

Интерес представляют положения и методические подходы к организации проектной деятельности (И.И.Баннов, В.П.Беспалько, А.Л.Блохин, О.В.Брыкова, Н.Е.Веракса, О.Б.Волжина, Е.А.Гилева, Н.В.Гузенко, Дж.Дьюи, Л.А.Дорджиева, С.А.Ермолаев, Н.А.Забелина, М.В. Кларин, Н.Н.Курова, О.В.Ляпина, И.В.Никитина, В.В.Николина, Н.Ю. Пахомова, Е.А.Пеньковских, С.В.Попова, М.Л.Сердюк, В.Н.Стернберг, О.Н.Хижнякова, Н.В.Черненко и др.).

Методы исследования. В работе применялся комплекс методов, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга: теоретический, историографический, сравнительно-сопоставительный анализ; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; наблюдение; анкетирование, анализ учебно-методической документации и результатов проектной деятельности младших школьников, количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе научного исследования.

База и организация исследования. Исследование осуществлялось на базе начальных классов государственных общеобразовательных школ № 48, 126, 931, 865, 1101 г. Москвы. Исследованием было охвачено на разных этапах 336 учащихся и 42 учителя начальных классов.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.



Первый этап (2005-2007 г.г.) – поисково-аналитический. На этом этапе проводился анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы и педагогического опыта по исследуемой проблеме. В результате были определены основные параметры исследования, его предмет, гипотеза, задачи и методы, понятийный аппарат.

Второй этап (2007-2009 г.г.) – опытно-экспериментальный. На этом этапе выполнялась экспериментальная часть диссертации, диагностические и формирующий эксперименты, в ходе которых изучались уровни сформированности познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности, были обоснованы педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности.

Третий этап (2009-2010 г.г.) – заключительный. На этом этапе обрабатывались, анализировались и подводились итоги экспериментальной работы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Познавательный интерес рассматривается как сложное личностное образование младшего школьника, включающее интеллектуальный, эмоционально-волевой и процессуальный компоненты, степень проявления которых определяется особенностями информации (новизна, сложность, когнитивный конфликт) и характером деятельности (проблемность, практическая направленность). Характеристиками познавательного интереса выступают его широта, осознанность, устойчивость, действенность и содержание.

2. Развитие познавательных интересов младших школьников как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей самостоятельно выполнять действия по решению познавательной ситуации, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого, воздействуя на интеллект, волю, эмоции, чувства, желания, действия ребенка. Такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, умения и навыки, является проектная деятельность.

3. Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой дети приобретают опыт жизнедеятельности посредством планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Используя проектную деятельность, педагог может реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастным и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе. Влияние проектной деятельности на развитие познавательных интересов определяется степенью овладения ребенком действиями практического и мыслительного характера: выделение (осознание) проблемной ситуации, формулировка проблемы, определение возможных способов решения проблемы, реализация намеченного плана, представление продукта проектной деятельности.

4. Процесс развития познавательных интересов младших школьников в процессе проектной деятельности может быть представлен как реализация следующих педагогических условий: развитие познавательных интересов будет представлено в качестве педагогической цели; проектная деятельность включена в содержание начального образования как его компонент; свобода проектной деятельности младшего школьника соединяется с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя; развития познавательных интересов основывается на деятельностном, культурологическом подходах и организуется в условиях совместной деятельности на уроке; разработаны содержание, способы и средства развития познавательных интересов учащихся в проектной деятельности на уроках в начальной школе, а также диагностический инструментарий и средства коррекции данного процесса.



Научная новизна исследования состоит в следующем:

– раскрыты потенциальные возможности проектной деятельности в развитии познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с учетом психолого-педагогической структуры данного личностного образования, динамики его становления в младшем школьном возрасте;

- раскрыты научные основы организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста с учетом деятельностного, культурологического подходов, возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста, с опорой на содержательное взаимодействие взрослого и ребенка, при усилении активности самого ребенка в данном взаимодействии; с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя;

– разработаны содержание, способы и средства развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности на уроках в начальной школе, а также диагностический инструментарий и средства коррекции данного процесса;

– выделены показатели и определены уровни развития у младших школьников познавательного интереса в проектной деятельности;

– выявлена совокупность педагогических условий развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности.



Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем научные положения и выводы вносят вклад в теорию познавательной деятельности младших школьников; углублено научное представление о роли проектной деятельности в развитии познавательных интересов младших школьников; показана возможность специально организованной проектной деятельности в стимулировании и развитии познавательных интересов детей младшего школьного возраста; выявлены педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников, а именно: развитие познавательных интересов будет представлено в качестве педагогической цели; проектная деятельность включена в содержание начального образования как его компонент; свобода проектной деятельности младшего школьника соединяется с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя; развитие познавательных интересов основывается на деятельностном, культурологическом подходах и организуется в условиях совместной деятельности на уроке; разработаны содержание, способы и средства развития познавательных интересов учащихся в проектной деятельности на уроках в начальной школе, а также диагностический инструментарий и средства коррекции данного процесса. Основные положения и выводы исследования могут способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе, а также научных исследований в данной области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные педагогические условия позволяют разрешить противоречие между необходимостью развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности и недостаточной разработанностью системы средств для рассматриваемого процесса.

Представленные и апробированные результаты исследования могут быть использованы в массовой практике работы начальной школы: по при диагностике сформированности познавательного интереса детей младшего школьного возраста в проектной деятельности; по организации развивающей среды («проектного поля») в образовательном учреждении; по организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках и внеурочных занятиях.



Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, опорой на его понятийно-терминологический аппарат; тщательным анализом состояния проблемы в теории и практике общеобразовательной школы; воспроизводимостью эксперимента; применением методов, соответствующих целям, задачам, предмету исследования; длительным характером опытной и экспериментальной работы в естественных условиях с личным участием автора; завершённостью экспериментальной работы по исследуемой проблеме.

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемы; в выделении параметров познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности; организации опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий развития познавательных интересов в проектной деятельности; внедрении результатов исследования в практику общеобразовательных учреждений; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путём публикации статей по теме научного исследования. Основные теоретические положения, выводы и результаты были доложены и получили одобрение на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета; на заседаниях кафедры педагогики психологии Московского социально-педагогического института, на городской научно-практической конференции «Использование современных технологий на уроках для повышения мотивации младших школьников» в Московском городском Доме учителя (2009 г.); на окружной научно-практической конференции «Ребенок в мире современных информационных и компьютерных технологий» в окружном методическом центре Юго-Западного окружного управления образования ( г.Москва, 2010 г.); научных сессиях по итогам научно-исследовательских работ Московского педагогического государственного университета (2008, 2009, 2010 гг.), межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (2008, 2009, 2010 гг.); научной конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования», посвященной 200-летию Н.И. Пирогова на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, а также Московского социально-педагогического института (2009, 2010 г.).

Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс в ГОУ СОШ № 48, 126, 931, 865, 1101 г. Москвы.



Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница