Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с учетом фгос до



Дата21.04.2016
Размер72.1 Kb.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС ДО.
Гринвальд Ольга Геннадьевна,

методист отдела методического обеспечения дошкольного образования

МАОУ ДПО «Ресурсный центр» г.о. Тольятти.
Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определённые этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществлялся в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.

Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. В процессе познания «задействованы» все таланты, способности познающего субъекта в их единстве и взаимодействии. В процессе познания участвуют органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция др. Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.

Так и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый 17 октября 2013г. приказом Министерства образования и науки РФ за № 1155 и вступивший в силу с 1 января 2014 года направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС ДО включают: поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Содержание (ООП) основной образовательной программы ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности через различные направления развития и образования детей (ныне – образовательные области) одной из этих образовательных областей является - познавательное развитие.

Основной целью данной образовательной области является развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, нтеллектуально-познавательные и нтеллектуально-творческие.



Задачи познавательного развития отраженные в ФГОС ДО:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  • формирование познавательных действий, становление сознания;

  • развитие воображения и творческой активности;

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

  • формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. По данному направлению развития и образования дошкольников, они следующие:

  • ребёнок проявляет любознательность,

  • задаёт вопросы взрослым и сверстникам,

  • интересуется причинно-следственными связями,

  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,

  • склонен наблюдать, экспериментировать,

  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,

  • знаком с произведениями детской литературы,

  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Необходимо отметить современную социокультурную ситуацию развития и образования ребёнка:

1. Бóльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка - больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек) агрессивность доступной для ребенка информации.

2. Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью, разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру.


  1. Сложность окружающей среды с технологической точки зрения влечет за собой нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка (ключевые компетентности дошкольников).

  2. Быстрая изменяемость окружающего мира вносит новую методологию познания мира, овладение ребенком комплексным «нструментарием» познания мира.

  3. Быстрая изменяемость окружающего мира требует:

- понимания ребенком важности и неважности (второстепенности) информации,

- отбора содержания дошкольного образования,

- усиления роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания.

6. Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое, возрастание роли инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который должен знать, не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Как показала практика, познавательное развитие в детском саду сводится к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. При этом недостаточное внимание уделяется

-развитию умения задавать вопросы,

-осуществлять самостоятельный поиск ответов на них,

-развитию креативных способностей,

-развитию самостоятельности в познавательной деятельности, что не отражает специфики определенных аспектов социального заказа современной школы.

Осуществляя свою профессиональную деятельность, воспитатели, прежде всего, добиваются решения образовательных задач вне зависимости от реальной ситуации развития каждого конкретного ребенка.

А ведь повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста - это более совершенный уровень профессионально-педагогической деятельности воспитателя, который способен с научных позиций, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей:



  • проектировать,

  • организовывать,

  • контролировать как совместную, так и самостоятельную познавательную деятельность дошкольников,

  • анализировать и прогнозировать способы субъект - субъектного взаимодействия с детьми, направленного на развитие и саморазвитие ребенка;

  • регулировать и корректировать ход и результат образовательного процесса с учетом принципа обратной связи.

При обучении детей на современном этапе деятельность педагога изменяется коренным образом - он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.

Кроме того, формирование готовности воспитателей к развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста определяется необходимостью применения в современном дошкольном образовательном учреждении наиболее эффективных средств воспитания, обучения и развития.

Это связано с пересмотром основных задач педагогической деятельности, их адаптации к складывающимся в нашей стране новым отношениям. Процесс гуманизации и индивидуализации образования приводит к отказу от авторитарности педагогического воздействия на ребенка. В новых условиях, прежде всего, стоит задача перехода от массово-репродуктивных форм и методов обучения и воспитания к личностно-ориентированным, индивидуально-творческим. Только это позволит поставить во главу угла приоритет личности воспитанника, обеспечит развитие и реализацию способностей каждого ребенка, что, в свою очередь, будет способствовать успешному вхождению в жизнь общества.

Очень важным аспектом успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста является создание оптимальных педагогических условий, которые включают:



  • Обеспечение накопления чувственного опыта дошкольников предметно- количественного содержания. (Обеспечение использования собственных, в том числе “ручных”, действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания).

  • Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.

  • Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.

  • Организация обучения детей по данному направлению, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.

  • Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети». Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения.

  • Организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами;

  • Сохранение у дошкольников чувства комфортности и уверенности в собственных силах;

  • Формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности;

  • Фиксация успеха, достигнутого ребёнком, его аргументация способствует развитию познавательного интереса дошкольников.







База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница