Развитие общения ребенка со взрослым



Скачать 31.14 Kb.
Дата17.02.2016
Размер31.14 Kb.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ

Решающее значение в психическом развитии ребенка имеет фигура взрослого. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Процесс интериоризации внешних, материальных средств многократно исследовался российскими психологами на материале различных психических процессов – мышления, восприятия, памяти, внимания и пр. Во всех этих исследованиях культурный опыт передавался ребенку в процессе общения и взаимодействия со взрослым. Сам процесс общения и взаимодействия со взрослым был исследован М.И. Лисиной и ее учениками.



(Лисина Мая Ивановна (1929 - 1983) - выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества.

В 1952 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В. Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет».

С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980). Член редколлегии журнала «Вопросы психологии».

В конце 70-х гг. М.И. Лисиной и под ее руководством были проведены чрезвычайно яркие и красивые экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым и его влияния на психическое развитие ребенка. Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи - в детских учреждениях закрытого типа)
Лисина рассматривала общение как особый вид деятельности (коммуникативной) имеющая свои потребности, предмет, мотивы и средства. Предметом деятельности общения является другой человек – партнер по общению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них – к самопознанию м самооценке. Мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение (деловы, познавательные и личностные). Средствами общения являются операции, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность.

В результате исследований были выделены 4 основные формы общения, характерные для детей определенного возраста. (ТАБЛИЦА!!!!)


Систему отношений с другими людьми, которая характерна для конкретного периода онтогенеза, Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития является важнейшей характеристикой возрастного периода.

Содержание параметров форм общения по М.И. Лисиной

Форма общения

Время появления

Содержание потребности

Мотивы общения

Средства общения

Ситуативно-личностная

1 – 6 месяцев

Внимание и доброжелательность взрослого

Личностные

Экспрессивно-мимические

Ситуативно-деловая

3 мес. – 2 года

Сотрудничество со взрослым

Деловые

Предметно-действенные

Внеситуативно-познавательная

3 года

Уважение взрослого

Познавательные

Речевые

Внеситуативно-личностная

6-7 лет

Сопереживание и взаимопонимание взрослого

Личностные

Речевые






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница