Развитие образования детей с особыми образовательными потребностями в современных условиях



Скачать 225.12 Kb.
Дата16.02.2016
Размер225.12 Kb.
Развитие образования детей с особыми образовательными потребностями

в современных условиях
Образование лиц с особыми образовательными потребностями является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Удмуртской Республики.

Российская Федерация подписала в 2008 году и ратифицировала в 2012 году Конвенцию о правах инвалидов. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит перед педагогическим сообществом конкретные стратегические цели, где интеграционному подходу в образовании отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов...»

В соответствии с целевым индикатором Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста, должна вырасти с базового значения в 30% до 71% в 2015 году.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20% (2,5% в 2011 году).

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» определены и используются такие понятия, как: ст. 16 - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, ст. 27 - инклюзивное образование, ст. 28 - адаптированная образовательная программа.

В образовательной политике Удмуртской Республики сформирована позиция в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающая предоставление качественного образования в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от состояния здоровья.

Усилия Министерства образования и науки Удмуртской Республики сосредоточены на том, чтобы создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

В качестве приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки Удмуртской Республики в части образования детей с особыми образовательными потребностями заявлены: ранняя диагностика нарушений развития и комплексная психолого-педагогическая коррекция; развитие различных форм образования; научно-методическое обеспечение социальной и образовательной интеграции детей с отклонениями в развитии;внедрение компьютерных технологий в систему специального образования; включение в образовательный процесс всех категорий детей с нарушениями в развитии; расширение функций общеобразовательных школ в целях внедрения дистанционного и инклюзивного образования детей сограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в Удмуртской Республике сложилась и действует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений различных уровней образования.

Сеть учреждений дошкольного образования республики, обеспечивающих квалифицированную коррекцию психического и (или) физического развития детей дошкольного возраста в 2013-2014 учебном году состоит из 62 организаций, в которых функционирует 206 групп для 2 688 детей с особыми образовательными потребностями, в том числе:

- для детей с нарушениями речи – 48 дошкольных образовательных учреждений, в которых функционирует 136 групп компенсирующей направленности, воспитывается 1812 детей;

- для детей с нарушениями зрения – 7 ДОУ, 39 групп компенсирующей направленности, 591 ребёнок;

- для детей с нарушениями интеллекта - 1 ДОУ, 5 групп компенсирующей направленности, 51 ребёнок;

- для детей с задержкой психического развития – 2 ДОУ, 14 групп компенсирующей направленности, 154 ребёнка;

- для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – 3 ДОУ, 9 групп компенсирующей направленности, 63 ребёнка;

- для детей с нарушениями слуха – 1 ДОУ, 3 группы комбинированной направленности, 17 детей.

Общее количество детей, получающих квалифицированную помощь в течение года на 133 логопунктах составляет 5 626 детей (6% от общего количества посещающих образовательные учреждения).

Суммарный охват квалифицированной коррекционной помощью в группах компенсирующей и комбинированной направленностей, а также на логопедических пунктах в 2013-2014 учебном году составляет 8314 детей (8,8 % от общего количества детей дошкольного возраста). Данный показатель выше показателя 2012-2013 учебного года на 1,1%.

Вместе с тем, около 10 % детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, требуют получения квалифицированной коррекционной помощи, в том числе 2-3% детей нуждается в посещении группы компенсирующей направленности.

Анализ данных на начало учебного года показал, что низкий процент обеспечения потребности детей в квалифицированной коррекционной помощи наблюдается в Красногорском и Селтинском районах. Отсутствуют группы компенсирующей направленности в 16 муниципальных образованиях. По-прежнему не имеют возможность получения квалифицированной коррекционной помощи дети Киясовского и Можгинского районов (те же муниципальные образования, что и 2012-2013 учебном году, за исключением Балезинского, Глазовского, Дебёсского районов, в которых открыты логопункты для детей дошкольного возраста).

Критически мало групп для детей с нарушениями интеллекта, с задержкой психического развития и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отсутствуют группы для детей со сложным дефектом и аутизмом.

Однако открытие групп компенсирующего и комбинированного видов (а групп комбинированного вида в республике только 3) для детей с кратковременным или полным днём пребывания обеспечили бы решение задач по социализации детей уже в дошкольном возрасте. А достаточное количество групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с кохлеарными имплантами способствовали бы уменьшению количества детей в специальных (коррекционных) школах.

Удмуртская Республика является одним из регионов, сохранившим сеть специальных коррекционных образовательных учреждений, состоящуюиз 32 учреждений всех восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучения детей с различными видами нарушений развития:

(слайд)

СКОУ I вида, для обучения глухих детей – 1 учреждение;



СКОУ II вида, для обучения слабослышащих детей - 1 учреждение;

СКОУ III-IV вида, для обучения слепых и слабовидящих детей: школа-интернат -1 учреждение, детский сад-школа - 2 учреждения;

СКОУ V вида, для обучения детей, имеющих нарушения речи - 1 учреждение;

СКОУ VI вида, для обучения детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - 1 учреждение;

СКОУ VII вида, для обучения детей с задержкой психического развития – 3 учреждения;

СКОУ VIII вида, для обучения детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии – 22 учреждения.

Школы-интернаты I-V видов принимают и обучают учащихся со всей республики, являясь муниципальными, что является одной из проблем деятельности системы учреждений коррекционного образования в целом.

В 2013-2014 учебном году в коррекционных учреждениях республики обучается 3 738 детей, из них 1218 человек – дети - инвалиды. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние пять лет произошел рост количества обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях на 7%:

2009 год – 3479 обучается в СКОУ, из них 905 – дети – инвалиды;

2010 год – 3603 обучается в СКОУ, из них 982 – дети – инвалиды;

2011 год – 3638 обучается в СКОУ, из них 1078 – дети – инвалиды;

2012 год – 3681 обучается в СКОУ, из них 1188 – дети – инвалиды.

Ежегодно наблюдается и рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.

Дети с умственной отсталостью составляют 65,4 % от общего количества обучающихся в коррекционных учреждениях.

На начало 2013-2014 уч. года в республике функционируют 55 классов для детей с умеренной умственной отсталостью, открытых на базе коррекционных учреждений VIII вида, и обучается в них 417 детей (17,0% от общего количества детей, обучающихся в СКОУ VIII вида).

После ратификации Конвенции о правах инвалидов исчез диагноз «необучаемый ребенок», поэтому в республике в качестве эксперимента открыто 2 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью на базе Ижевских СКОУ VIII вида №79 и №92. В этих классах обучается 10 человек (0,4% от общего количества детей, обучающихся в СКОУ VIII вида). Потребность в обучении таких детей, к сожалению, не закрывается деятельностью этих двух учреждений. Огромные сложности в организации процесса обучения не ограничиваются созданием специальных условий, что является, безусловно, проблемой, но и сложность работы педагогов, воспитателей в условиях высокого эмоционального и физического напряжения. Отсутствуют программы обучения, так как использование понятия «обучение» в этих классах не соответствует организуемой с ними работе, по существу это программы социализации детей.

В 13 классах для детей со сложным дефектом обучается 59 детей (2,4% от общего количества детей, обучающихся в СКОУ III и VIII видов).

Коррекционное образование является неотъемлемой частью системы общего образования Удмуртской Республики, обеспечивая равные условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых благополучно прошла коррекция недостатков в развитии, должна «уходить» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы. При переходе возникает проблема в преемственности содержания образования. И как показывает практика, у таких детей возникают большие трудности в освоении основной образовательной программы общеобразовательной школы, в первую очередь, по причине наличия различий в структуре и содержании образовательных программ коррекционной и общеобразовательной школ. В связи с этим, министерством принято решение поэтапного введения ФГОС начального общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VII видов с 1 сентября 2013 года.

Первопроходцем является Якшур-Бодьинская школа-интернат III-IV видов, педагоги которой начали обучать детей по федеральному государственному стандарту с 2011-2012 уч. года. С сентября 2013 года на новые стандарты образования перешли Сарапульская школа-интернат II вида для слабослышащих детей, начальная школа-детский сад III-IV видов №256 города Ижевска и начальная школа-детский сад IV вида №218 города Ижевска. Министерством была разработана карта самооценки готовности специального (коррекционного) образовательного учреждения I-VII вида к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с которой администрации учреждений было рекомендовано провести диагностику готовности учреждений и совместно с учредителем принять решение по переходу на стандарт.

К сожалению, Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья уже не первый год находится в стадии разработки, что так же является проблемой для возможности "перехода" из учреждения коррекционного образования в общеобразовательную школу. С каждым годом этот разрыв возрастает, теряется сама идея проводимой коррекционной работы и на первый план выходят мероприятия по социализации и адаптации обучающихся специальных коррекционных образовательных учреждений.

Трудовое воспитание является одним из основных направлений работы СКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В республике существуют учреждения, которыми можно гордиться. В МС(К)ОУ «Светлянская С(К)ОШИ VIII вида» разработаны и внедрены образовательные программы «Ландшафтный дизайн», «Пчеловодство», «Животноводство». Школа является пилотной площадкой Приволжского федерального округа по внедрению указанных программ предпрофильной подготовки.

Обеспечение учебниками обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется за счет средств федерального, республиканского бюджетов и согласно п.3 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» » за счет средств субвенции образовательной организации.

В 2012 году в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования на эти цели выделялась и освоена сумма в размере 1 млн. 590 тыс. руб. В 2013 году по оперативным данным на 01 ноября 2013 г. выделены средства в размере 2 млн. 500 тыс. руб., освоены - 2 млн. 370 тыс. руб. Согласно результатам мониторинга на 01 сентября 2013 года обеспеченность учебниками для бесплатного пользования в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год» составляет 100 %, в том числе обучающихся на дому.

Одной из задач, которая определена Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, является перестройка организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений, реализующих интегрированные формы обучения, и создание условий для реализации педагогической поддержки педагога, внедряющего инновации в практику работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Безусловно, деятельность педагога с детьми с особыми образовательными потребностями отличается от работы с обычными детьми.

По статистическим данным на сентябрь 2013 года в специальных (коррекционных) учреждениях количество педагогических работников - 1 032 человек, из них 656 чел. в городах республики и 376 чел. в учреждениях сельской местности, 310 педагогов имеют образование в области коррекционной педагогики (30 %).

Статистика показывает, что коррекционные учреждения, расположенные в сельской местности обеспечены педагогами полностью. В учреждениях городских округов только 5 педагогических вакансий.

Министерством из республиканского бюджета выделены средства на организацию обучения группы в количестве 36 педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по специальности «Олигофренопедагогика». Группа обучается на базе ИПКиПРО УР с ноября 2012 года.

Муниципальными органами управления образованием созданы условия для обучения детей в коррекционных классах, организованных при общеобразовательных учреждениях.

В общеобразовательных организациях республики создано 142 коррекционных класса. В 25 специальных (коррекционных) классах обучаются слабовидящие и поздноослепшие дети (251 ребенок). В 114 классах для детей с задержкой психического развития обучается 1 198 детей. В 3 коррекционных классах для детей с умственной отсталостью обучается 28 детей.

К сожалению, результаты открытия классов VII вида в общеобразовательных учреждениях нельзя повсеместно назвать положительными. В общеобразовательных учреждениях отсутствует комплекс мероприятий коррекционной работы, что порождает полную потерю мотивации и интереса к обучению у этой категории обучающихся. Единственным привлекательным моментом для детей и их семей становятся бесплатные обеды в школьной столовой во время учебного дня. А получение аттестата обучающимися предопределено невозможностью школы публично признаться в отсутствии должной работы с учениками таких классов. Мы все знаем, что 2014 год является годом организации государственной итоговой аттестации за курс основной школы в штатном режиме. Да, результат этого года покажет чему научились учащиеся за все годы обучения в этих классах в общеобразовательных школах. Деятельность классов VII вида, организованных при общеобразовательных учреждениях, требует дополнительного контроля, как со стороны администрации образовательных организаций, так и учредителя. Необходимо планировать диагностику таких детей специалистами психолого-медико-педагогической комиссии ежегодно во время их обучения в начальной школе и в случае положительных изменений направлять в общеобразовательную школу.

Учащимся, не имеющим возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать образовательное учреждение, созданы необходимые условия для получения образования по индивидуальной программе на дому. Такой формой обучения на начало 2013-2014 учебного года охвачено 644 ребенка-инвалида. Из них по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов обучается 250 человек.

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 ноября 2010 года №347 «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов в Удмуртской Республике» в целях расширения возможностей детей-инвалидов, обучающихся по индивидуальным программам на дому, на получение доступного и качественного образования в республике функционирует сеть дистанционного образования детей-инвалидов, состоящая из Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов, который является структурным подразделением бюджетного учреждения общеобразовательной школы-интерната Удмуртской Республики «Республиканский лицей-интернат» (далее - Республиканский лицей-интернат) и 15 образовательных учреждений, организующих дистанционное образование детей-инвалидов. В число базовых учреждений входит МС(К)ОУ «Якшур-Бодьинская школа-интернат III-IV вида». Педагоги школы дистанционно обучают детей-инвалидов по зрению, проживающих на территории всей республики.

В дистанционной форме обучаются дети-инвалиды с различными видами нарушений в развитии (слабослышащие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) с сохранным интеллектом. Обучение детей проводится по общеобразовательным программам. Каждый обучающийся получает комплект оборудования в соответствии со спецификой заболевания и с учётом возраста. Техническое обслуживание оборудования осуществляется за счет средств республиканского бюджета специалистами Республиканского лицея-интерната. Из бюджета Удмуртской Республики ежегодно выделяются средства на оплату трафика Интернет.

За время реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы организованы курсы повышения квалификации для 241 педагога для осуществления педагогической деятельности с использованием дистанционных технологий.

На сегодняшний день в республике созданы рабочие места для обучения 250 детей-инвалидов и 236 рабочих мест для педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов. На начало 2014 года дистанционно обучалось 143 ребенка – инвалида. Потребность в обучении детей - инвалидов дистанционно удовлетворена полностью. Республиканский лицей интернат имеет возможность оснастить оборудованием вновь поступающих детей.

Большое значение в системе общего образования Удмуртской Республики имеет оказание ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии, которая осуществляется в Республиканском центре диагностики и консультирования. Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей и готовят по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Вся работа, проводимая специалистами ПМПК, обращена на своевременное выявление недостатков в развитии детей и определение условий их обучения и воспитания. Работа ведется в режиме экспресс-диагностики (в ходе обследования на комиссии, в ходе консультирования), в процессе длительного углубленного изучения в условиях диагностических классов. С целью обеспечения доступности обследование проводится не только в условиях центра, но и в образовательных организациях города Ижевска и в других населенных пунктах республики, в соответствии с ежегодно утверждаемым министерством графиком проведения психолого-медико-педагогической комиссии, а также специалисты ПМПК выезжают на дом к детям-инвалидам.

Исследования специалистов в области специальной педагогики и психологии показали, что чем раньше выявляются отклонения в развитии и причины их появления, чем раньше осуществляется коррекционная работа, тем более качественно происходит коррекция недостатков в развитии и социализация ребенка.

Однако, практика показывает следующее, что на обследование психолого-медико-педагогической комиссией направляется значительное количество учащихся в возрасте от 10 до 15 лет. В общеобразовательных школах не успевающие по учебным предметам учащиеся переводятся из класса в класс, в т.ч. с тяжелой умственной отсталостью, с синдромом Дауна и т.п., и направляются на комиссию после окончания начальной и даже после окончания 6-7 классов основной школы. При этом следует отметить, что уровень образования после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида соответствует уровню знаний 5-6 классов общеобразовательной школы. Уважаемые коллеги! Каждый раз, когда вы не направляете своевременно обучающегося на ПМПКа, заполняя неудокомплектованные классы, вы нарушаете права ребенка, лишая возможности приобретения необходимых знаний, умений, навыков, в соответствии с его особыми образовательными потребностями, коррекции недостатков в развитии, реабилитации и социализации.

В соответствии со ст. 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Численность детей-инвалидов, получающих образование в общеобразовательных учреждениях республики, без учета детей, получающих образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в специальных (коррекционных) классах, составляет 1109 человек.

С 2011 года Министерство образования и науки Удмуртской Республики участвует в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы по формированию в Удмуртской Республике сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Инклюзивное образование – это процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями). В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Первым необходимым условием создания в общеобразовательном учреждении безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию инвалидов, является материально-техническое оснащение среды, в том числе архитектурной среды: организация беспрепятственных маршрутов, помещений индивидуального обслуживания для маломобильных посетителей, функциональных групп помещений и т.д.

Детям должны быть созданы следующие условия:

- для физического доступа: пандусы, специально оборудованные места общего пользования;

- для организации процесса обучения: рабочее место в классе, устройства для чтения и письма, современное оборудование для звукоусиления, аудивизуальные и тактильные средства обучения для организации коррекционно-реабилитационного процесса, специальные наглядно-дидактические пособия и комплекты.

Во-вторых, для полноценного функционирования среды, всего оборудования, крайне важным является и человеческий фактор, в том числе кадровое обеспечение доступной среды. В рамках конструирования доступной среды, внедрения инновационных моделей инклюзивного и интегрированного образования проводится переподготовка, повышение квалификации. Перед каждым специалистом стоит ответственная задача – не просто овладеть понятийным аппаратом нового подхода к образованию детей-инвалидов, но и сформировать у себя качественно новые профессиональные компетенции.

В-третьих, все специалисты, вовлеченные в процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, должны обеспечивать реализацию главного механизма функционирования доступной среды – сопровождения обучающихся и воспитанников, направленного на их эффективную социализацию и успешную интеграцию в общество.

За три года реализации проекта в 28 базовых учреждениях проведены работы по созданию архитектурной доступности и обеспечению условий для совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, учреждения оборудованы пандусами, дверные проёмы увеличены, в местах общего пользования установлены поручни. Учреждения оснащены специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушением опорно-двигательного аппарата.

На сегодняшний день в 68 образовательных учреждениях республики, реализующих образовательные программы общего образования, создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечивать интеграцию детей-инвалидов.

Основной проблемой в реализации проекта в образовательных организациях Удмуртской Республики является отсутствие среднесрочного планирования по созданию сети базовых учреждений. Первыми шагами по определению базовых учреждений является проведение мониторинга существующей ситуации, определение возможности поступления в образовательную организацию ребенка с теми или иными особыми образовательными потребностями. Изучение возможности транспортной доступности от места жительства до базовой школы. Возможность создания соответствующих условий и финансирование данных мероприятий из муниципального бюджета. Реализация всех мероприятий программы "Доступная среда" осуществляется при условии софинансирования из республиканского или муниципального бюджета 1:1 к уровню федерального бюджета. На 2014 год Министерство образования и науки Удмуртской республики заявило для участия в программе 15 образовательных организаций.

Образование и развитие детей с особыми образовательными потребностями не может быть ограничено стенами одного учреждения. Успешная социализация является гарантией защищённости детей с ограниченными возможностями в обществе и их уверенности в завтрашнем дне. В целях интеграции детей в общество происходит и благодаря активному вовлечению их в культурно-массовые, спортивные мероприятия.

3 октября 2013 года на базе школы-интерната №75 г. Ижевска проведен Республиканский конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Удмуртской Республики. По итогам конкурса нами был сформирован состав команды от Удмуртской Республики для участия во Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» среди обучающихся старших классов СКОУ VIII вида, который состоялся в октябре 2013 года в г. Подольске Московской области.

Команда республики, в которую вошли учащиеся Ярской, Балезинской и Болшеучинской школ-интернатов заняла третье место, а в личном зачете - первое место по обувному делу и третье место по столярному делу.

Хорошие результаты показали наши дети и на Всероссийском фестивале патриотической песни для детей с ограниченными возможностями здоровья «Тебе, моя Россия», который был организован Министерством образования и науки Российской Федерации. Победителем в номинации «Исполнение дуэтом патриотической песни» в возрастной группе 13-17 лет стали обучающиеся Большеучинской школы-интерната VIII вида Бессолова Елена и Петрова Екатерина.

Министерством в январе 2014 года проведен турнир по настольному теннису среди детей с ограниченными возможностями здоровья на приз Чемпиона Европы 2013 года Надежды Пушпашевой. В соревнованиях приняли участие обучающиеся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида республики.

В возрастной группе «мальчики 14-17 лет» первое место занял Богатырев Алексей, обучающийся Светлянской школы-интерната, в возрастной группе «мальчики 11-13 лет» победителем стал обучающийся Школы №7» г. Можги, среди девушек победительницей стала обучающаяся Озоно-Чепецкой школы-интерната Селукова Вероника.

По инициативе Министерства была организована работа по возобновлению олимпийского движения детей-инвалидов на территории Удмуртской Республики. В октябре 2012 года официально зарегистрировано Удмуртское региональное отделение общероссийской общественной благотворительной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России». В олимпийском движении участвуют дети-инвалиды, имеющие умственную отсталость, проживающие в стационарных учреждениях и обучающиеся в специальных (коррекционных) школах.

Соревнования, проводимые в рамках «Специальная Олимпиада России» дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья проявить себя, показать людям и доказать, что дети с нарушением интеллекта также могут побеждать, радоваться, мечтать. Ребята учатся общаться с другими спортсменами, тренерами, судьями, соблюдать спортивные правила и правила поведения в обществе.

Проблемой является отсутствие базы для подготовки спортсменов. Но несмотря на это наши ребята показывают достойные результаты на соревнованиях всероссийского и мирового уровней.

В сентябре 2013 года команда регионального отделения Специальной Олимпиады Удмуртской Республики по легкой атлетике принимала участие во Всероссийских летних соревнованиях по легкой атлетике в г. Йошкар - Ола, где завоевала 1 командное место.

В марте 2014 года организованы отборочные зональные соревнования на базе Зуринской школы-интерната по бадминтону, в Балезинской и Больше – Учинской школах-интернатах организованы соревнования по мини-футболу.

Проведена работа по подготовке команды регионального отделения Специальной Олимпиады для участия на Всероссийской Спартакиаде по мини-футболу и легкой атлетике, которая проходит в настоящее время (с 20 по 26 апреля) в г. Санкт – Петербурге. Данные соревнования являются отборочными на Всемирные летние игры Специальной Олимпиады в Лос – Анджелесе 2015 года.

Обучение детей с особыми образовательными потребностями не заканчивается за стенами школы. В рамках распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 04 июня 2012 года №456-р «Об утверждении заданий на подготовку кадров по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования в государственные образовательных учреждениях профессионального образования Удмуртской Республики на 2012 год, 2013 год и среднесрочный прогнозный период 2014, 2015 годов» в 2013 году министерством для профессиональных образовательных организаций установлены объем и структура приема выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучения по программам профессионального обучения. Структура приема составлена с учетом потребностей регионального рынка труда и представлена следующими образовательными программами профессионального обучения: «Штукатур», «Плотник», «Швея», «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования», «Оператор машинного доения».

В 2013 году принято на обучение по указанным образовательным программам около 350 человек из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Срок обучения - 10 месяцев. За время обучения обучающиеся осваивают профессию рабочего с присвоением квалификации 2-го (3-го) разряда. Помимо получения профессии в рамках воспитательной работы педагогические коллективы занимаются социальной реабилитацией этой категории обучающихся, т.е. подготовкой к жизни в обществе: к взаимоотношениям на работе, в семье, элементарным нормам личной гигиены, этическим нормам и т.п.

Учитывая, что обучающиеся поступают на обучение в возрасте 15-17 лет, по окончании образовательного учреждения они сталкиваются с рядом проблем:

1. Трудности при приеме на работу по причине несовершеннолетия (особый режим и условия работы)

2. Имея только одну профессию после выпуска, отсутствует выбор в профессиональном самоопределении.

3. В виду низкой квалификации при выпуске (согласно лицензии 2-3 разряд) работодатели либо отказывают выпускникам в трудоустройстве, либо устраивают не по профессии на низкооплачиваемую работу.

4. В виду небольшого срока, педагогический коллектив не в полном объеме успевает привить обучающимся навыки, которые способствуют социализации в обществе.

В связи с вышеизложенным, учитывая многолетний опыт работы, считаем необходимым внести коррективы в систему обучения данной категории детей:

1. Обучать обучающихся как минимум двум рабочим профессиям. Срок обучения одной профессии должен остаться 10 месяцев.

2. В модель учебного плана включить программы социализации (физическая культура, ОБЖ, валеология, основы права и т.п.) для успешной интеграции в общество детей - инвалидов.

И в заключении, в соответствии с Государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р, к 2020 году каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации. Сложившаяся система работы в образовательных организациях Удмуртской Республики будет способствовать достижению поставленной задачи. Однако, проблема трудоустройства, а следовательно и успешной интеграции в общество повзрослевших детей – инвалидов, может быть решена только в результате взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств республики. Отсутствие рабочего места сводит к нулю многолетнюю работу с ребенком - инвалидом образовательных организаций. Необходимость решения проблем трудоустройства инвалидов является требованием сегодняшнего дня.



Таким образом, обозначенные в докладе направления развития коррекционного, общего и инклюзивного образования требуют дальнейшей глубокой проработки в каждом отдельном муниципальном образовании и каждой образовательной организации. Позиция руководителей, желающих отстраниться от детей с особыми образовательными потребностями, предоставляя им только традиционные формы обучения, губительна для развития системы. Наша задача обеспечить равный доступ нашему подрастающему поколению к качественному образованию, которое в дальнейшем позволит им стать полноценными гражданами нашего общества.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница