Развитие национальной школы и формирование двуязычия как пути ее развития



Скачать 20.62 Kb.
Дата22.02.2016
Размер20.62 Kb.
Развитие национальной школы и формирование

двуязычия как пути ее развития

«Воспитание любви к родному краю, к родной литературе, к родному селу или к городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей земле, к своему жилищу, к своей школе»

Д.Лихачев.

Основная цель образовательных учреждений формирование целостной личности, обогащенной достижениями культуры как национальной, так и мировой. Это особенно актуально в условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация.

В России 21 национальная республика, одна автономная область, 10 автономных округов, в которых живет 81% русских и 19% россиян других национальностей. 10% из этих девятнадцати учатся в национальных школах. Мало? Но это 120 народов и народностей. Национальная школа расположена на 53% российской территории.

Татар в Российской Федерации проживает более 4-х млн., а в СНГ – около 5 млн. Это значит, в них насчитывается более миллиона детей татар школьного возраста.

Будущее татарской нации в первую очередь связано со становлением и развитием своей исторической родины Республики Татарстан, крупнейшего субъекта Российской Федерации, где существуют объективные условия для полноправного развития этноса. Республика становится центром удовлетворения запросов татар Российской Федерации в духовной сфере, включая обеспечение их учебниками, художественной литературой, концертными программами, кадрами культработников и педагогами.

Однако своеобразие национального развития татар, являющихся второй по численности нацией в России, связано с тем, что они больше всех расселены за пределами своей республики. По переписи 1989 года в Татарстане проживает 1765 тыс. татар (32%), 3757 тыс. (или 68% всех татар в РФ) являются жителями более чем 20-ти субъектов Федеративной России.

Челябинская область занимает 3-е место по количеству татар, проживающих в России (более 225 тысяч) после Башкортостана (1121 тыс.) и Тюменской области (227 тыс.). Представители 110 национальностей проживают в нашей области. Но впервые у нас предпринята попытка создания концепции национальной политики. Занимался этой большой и сложной работой комитете по делам национальностей, религиозных и общественных организаций областной администрации.

Стабилизации состояния и развитию системы национального образования способствует созданная на сегодняшний день нормативно правовая база: законы Российской Федерации «Об образовании», «О языках народов Российской Федерации», «О национально – культурной автономии, концепции государственной национальной политики».

Эти документы определяют государственную национальную политику, в том числе и в области национального образования, составляют социально – экономическую базу для обеспечения приоритетных направлений его развития.

В этих документах наметились новые цели и задачи развития национального образования, предусматривающие национальное согласие, гарантии и права народов, населяющих Россию, на образование на родном языке. В последние годы произошли позитивные сдвиги в области возрождения и развития национального образования.

И здесь на первый план выступает проблема восстановления этнокультурных и этносоциальных функций школы, возврата ей действительно национального характера. Содержание этих функций является формирование национального самосознания на основе национальной культуры, открытости другим культурам, обеспечение национально – регионального стандарта образования как гаранта современного цивилизованного развития нации.

Национальная школа является важным фактором национального возрождения любого народа. Только школа обеспечивает преемственность развития национальной культуры, делает ее достижения достоянием каждого человека, формирует творческую личность как носителя и продолжателя самобытных традиций родного народа, а также общечеловеческих культурно – нравственных ценностей. Следовательно, национальная школа должна стать инструментом ее вхождения в человеческое общежитие 21 века, в котором межнациональные и межличностные отношения приобретают новые доселе невиданные качества.

Несомненно, что знание истории, культурных традиций и обычаев сможет духовно обогатить и объединить многие народы. И что очень важно предотвратить межнациональные конфликты, живыми свидетелями которых мы являемся на рубеже веков.

Наша школа ставит перед собой такие задачи: создание единого образовательного пространства, позволяющего обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения; модернизация воспитательной системы школы с целью распространения традиций и обычаев русского и татарского народов; совершенствование механизмов взаимодействия школы с социумом в целях реализации этнокультурного воспитания и обучения учащихся.

МБОУ ЦО «Наследие» является ресурсным центром, имеет высокий кадровый потенциал, материально-техническую базу и опыт внедрения этнокультурного образования в систему работы. Школа осуществляет этнокультурное образование через учебный и воспитательный процесс. В учебном процессе через предметы гуманитарного цикла школьного учебного плана, формирующие национальное самосознание, через предметы этнокультурного школьного компонента, позволяющие углубленно изучать культурные традиции народов, воспитываются гражданственность, патриотизм, народность и внедряются новые образовательные технологии.

Наша школа имеет свою индивидуальную модель. Обучение ведется по областному Базисному учебному плану. Обучение общеобразовательным предметам ведется на русском языке, что дает возможность выпускникам школы продолжать образование в высших учебных заведениях области и страны.

Татарский язык ведется как предмет с 1966 года.

В 2015 – 2016уч. году на изучение родного языка и литературы выделено:

1 – 4 кл. 2 часа в неделю

5 – 7 кл. 2 часа в неделю

8 – 9 кл. 2 часа в неделю

В воспитательной работе программа реализуется через художественно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание, направленное на формирование ценностей, а также на возрождение исторической памяти и преемственности; этнокультурный компонент воспитательной системы, способствующей приобщению школьников к традиционной культуре; закрепление и развитие сложившихся в школе традиций; разработку новых воспитательных технологий; разработку и реализацию этнокультурных проектов.

Обновление содержания обучения в нашей школе проводится в таком направлении: хорошо заявило о себе насыщение действующих предметов новым учебным материалом, отражающим культурное достояние своего народа, его истории, обычаи, традиции, образ жизни. Проведена частичная корректировка историко-литературно-художественных циклов, переконструированы таким образом, чтобы материалы для занятий черпались из различных отраслей знаний, культуры, окружающей действительности и объединялись по общности педагогических задач.

Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, традициях, обычаях, предметах быта, в ремеслах. Обращение к народной культуре предоставляет ребенку возможность попробовать себя в разных ролях и видах деятельности: в умении петь, плясать, рисовать, мастерить, играть, принимать гостей, готовить пищу, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка, а также формированию навыков межличностного общения

Школа регулярно обменивается опытом работы, участвует в общественных форумах, Всероссийских съездах и конференциях по вопросам обучения и воспитания в национальной школе.

Углубленное изучение национальной культуры слова воспитывает не просто говорящего на русском и татарском языках, но образованную и творческую личность, доброго семьянина, руководствующегося законами морали, любящего свое Отечество гражданина.



Усиление национальной составляющей содержания

образования и воспитания

Цель: Воспитание чувства национальной гордости, изучение традиций и истории татарского народа.


1.

Разучивать татарский фольклор

В течение

года


Педагог-организатор

2.

Разучивать татарское ремесло

В течение

года


Учитель родного языка

Классные руководители



3.

Изучать историю татарского народа и родного края

В течение

года


Учитель родного языка

4.

Пополнять школьный музей экспонатами татарского быта, культуры, одежды

В течение

года


Руководитель

школьного музея



5.

Проводить вечера, устные журналы, посвященные татарским писателям, художникам, музыкантам, артистам, ведущим политическим деятелям и ученым

В течение

года


Организатор, библиотекарь, классные руководители

6.

Продолжать оформлять школу в национальном стиле

В течение года

Организатор

7.

Исследовательская работа «Знаменитые люди нашего села»

Март

Учитель родного языка

8.

Изучать мусульманскую религию, как основную часть духовной культуры

В течение года

Литераторы, историки

9.

Развивать связи с татаро-башкирским центром в районе и области. Принимать участие в татаро-башкирских конференциях

В течение года

Организатор, классные руководители

10.

Развивать связи с ведущими писателями и поэтами г.Челябинска

В течение года




11.

Развивать связи с сельским клубом: подготовить 4 концерта учащихся для населения по праздникам

В течение года

Учитель музыки

Каталог: Doc
Doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
Doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
Doc -> Органах местного самоуправления
Doc -> Программы
Doc -> Информация об опыте 2
Doc -> Работы с одаренной молодежью
Doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
Doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница