«Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников – как путь к успешному овладению речью»



Дата21.04.2016
Размер2.21 Mb.


Скрипова Людмила Викторовна

Воспитатель

МАДОУ Центр развития ребёнка детский сад №73 «Мишутка»

* * *

«Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников – как путь к успешному овладению речью»
Работая с детьми младшей группы, я столкнулась с проблемой малоподвижности пальцев рук у детей. Движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие трёхлетние дети не умеют держать ложку или держат её в кулаке, с трудом владеют кисточкой, карандашом и т.д. А ведь через несколько лет наши дошколята станут первоклассниками, где все эти умения будут им просто необходимы.

Изучив большое количество литературы, я пришла к выводу, что специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей единогласно сошлись во мнениях о большом стимулирующем влиянии функции руки. По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.

Актуальность опыта. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Важными условиями выполнения специальных навыков учебной деятельности (прежде всего письма) является осуществление художественно-графической, музыкальной, конструктивной и других видов деятельности, а также способность ребёнка к произвольной регуляции мышечной активности и сформированности правильного способа захвата различных предметов.

Целью опыта является развитие речи детей, формируя специальные учебные навыки посредством развития мелкой моторики рук.

Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:



  • разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников;

  • повышение уровня речевого развития детей;

  • формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

  • развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.

  • проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;

  • создание эмоционально положительного настроя;

  • развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;

В единой системе мной проводились развивающие мероприятия, индивидуальная работа, работа с родителями. Разрабатывались комплексы нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук, корректировка тематического планирования с учётом предложенного направления деятельности по развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики и существенно влияет на развитие дошкольника.

На создание и использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук, автора вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.

В своей работе использовала весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивало возможность саморазвития ребенка, то есть ту деятельность, которая отвечала его склонностям и интересам, развивая личность.

Для реализации поставленных задач в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторике рук. Определив основное направление в работе, я постоянно искала новые пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь, способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, готовили руку ребенка к письму. Имеющийся материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, проявлять свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. В группе был оборудован уголок «Развиваем пальчики», в котором имеются разнообразные мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши.

В своей работе использовала разные формы организации деятельности:

1. Работа с детьми (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, работа с крупой, аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек), шнуровка, работа с бумагой, цветы из шерстяных ниток, картины из яичной скорлупы, штриховка, обведи рисунок по контуру, закончи рисунок, лепка с использованием природного материала, работа в тетрадях, выполнение графических упражнений, работа в занимательных прописях для дошкольников, рисование по трафаретам, работа с водой (переливание воды пипетками), строительство колодца из спичек, работа с дыроколом, дидактические игры и упражнения, с использованием разнообразного материала (бросового, природного, хозяйственно-бытового), самомассаж кистей и пальцев рук с природным, бросовым и подручным материалом с использованием сухого бассейна;

2. Работа с родителями: консультации, родительские собрания, изготовление пособий, практические мероприятия, совместное изготовление работ к выставкам, мастер- класс для родителей;

3. Работа с педагогами: консультации, выставка книг и пособий.

Были определены основные принципы, которые легли в основу организации деятельности педагога по развитию мелкой моторики дошкольников:

1. целенаправленность;

2. поэтапность;

3. систематичностьи последовательность;

4. наглядность обучения;

5. интегрированность;

6. адаптивность;

7. прочность.

Методика, используемая в работе с детьми, строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждение их к творчеству при выполнении заданий.

Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала не только известные приёмы, но и нетрадиционные. По сравнению с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.

При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем: многофункциональность, экономическая выгода, общедоступность.

Совместная деятельность с детьми по развитию навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, лепка) создается на основе микроклимата, уважения к личности маленького человека, доверительных отношений между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера - инициатора. При этом, не обязывая детей к определенного рода активности, но предлагая ее и приглашая к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, педагог поощряет, учитывая детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к активной деятельности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости, педагог помогает войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.

Особенность работы по данной системе состоит в том, что приступать к реализации следующего этапа необходимо только тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Так как у каждого ребёнка свой темп развития, то данный переход от этапа к этапу происходит индивидуально. На первом этапе дети учатся выполнять сгибательные и разгибательные движения кистей. Для этого можно использовать игры с кусочками поролона, резиновыми грушами, кольцами, игрушками из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке, спрятать. А также упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением, игры с песком и водой, упражнения в пальчиковом бассейне, дидактические игры; тренажёры с прищепками, тренажёры на прокатывание. Когда движения кисти станут уверенными, точными, педагог переходит ко второму этапу, направленному на развитие различных типов захватывания – кулаком, щепотью, умение выполнять различные действия пальцами (расставлять, сжимать пальцы вместе, выделять один палец). Особый интерес дети испытывали при работе с различной крупой. Крупа применяется при изготовлении различных поделок, в играх, развивающих мелкую моторику. Ежедневно проводилась с детьми пальчиковая гимнастика.

Постепенно педагог стала наблюдать положительные результаты работы: пальчики у детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения. Положительная динамика развития мелкой моторики, позволила перейти к следующему этапу работы. На третьем этапе дети совмещали предметы и их части, совершенствуя ловкость рук. Детям предлагалось собирать разнообразные развивающие игрушки – конструкторы, играть с тренажёрами из пуговиц, пробок, прищепок, выполнять упражнения в пальчиковом бассейне, нанизать бусины. Также при помощи родителей были изготовлены воротца для проталкивания мячиков. Дети закатывают мяч в ворота, что способствует развитию кистей рук и координации движений.

Когда дети научились легко совмещать предметы и их части, движения рук стали скоординированными, я перешла к реализации четвёртого этапа, направленного на развитие подражательных движений рук, которые лежат в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.

На пятом этапе необходимо направлять усилия на развитие тактильных ощущений пальцев рук с помощью игр и массажа с природным и подручным материалом, пальчиковых игр, упражнений в пальчиковом бассейне, игр с водой. Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений было использовано специальное пособие – «каталог» тканей. Ткани подбирались различные по своему составу и фактуре (атлас, сатин, велюр, шёлк, букле и т.д.).

Одним из обязательных условий, повышения эффективности процесса развития мелкой моторики дошкольников, является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые взаимодействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения.

Воздействия педагога на родителей через традиционные формы – родительские собрания, консультации, Использование игр в домашних условиях позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки.

Полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса дало возможность добиться положительных результатов.

Включение тематических комплексов нетрадиционных приёмов во все виды образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повысило эффективность работы по развитию речи дошкольников, использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитию речи, творческих способностей детей, развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получали при взаимодействии с внешним миром, расширяя словарный запас, развился навык игровой деятельности.

Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев, поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста.
Библиографический список
1. Бардышева Т.Ю. Логопед-практик- Пляшут мои ручки: Учебно – методическое пособие для чтения родителям и детям. Издательский Дом «Карапуз»

2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая. –М.: Астрель,2003.

3. Благодатская О.А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй/ О.А. Благодатская – Дошкольная педагогика. №4, 2007. – с.51-54.

4. Белошистая А.В. Весёлая паутинка. Подарок маме: пособие для детей 4-7 лет/ А.В. Белошистая, Н.В. Юрченко.-М.: Просвещение, 2010.-16с.: ил.- (Волшебная мастерская).



5. Белошистая А.В. Бумажные фантазии. Лес: пособие для детей 4-7 лет/ А.В. Белошистая, О.Г. Жукова.-М.: Просвещение, 2010.-16с.: ил.- (Волшебная мастерская).

6. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е. Вераксы.-М.: Мозаика-Синтез,2008.-112с.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница