«Развитие математических способностей у детей 5 – 7 лет групп компенсирующей направленности в игровой деятельности». Скарюкина Ирина Геннадьевна Воспитатель группы компенсирующей направленности мбдоу «Детский сад комбинированного вида №13



Скачать 82.35 Kb.
Дата22.02.2016
Размер82.35 Kb.
«Развитие математических способностей у детей 5 – 7 лет групп компенсирующей направленности в игровой деятельности».

Скарюкина Ирина Геннадьевна

Воспитатель группы

компенсирующей направленности

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №13 «Улыбка» г.о. Балашиха

Эл. почта: klaletina2011@yandex.ru

Телефон: 8 (495) 521-79-71

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить, ребенок в первые, годы. Каждый день приносит ребенку что – то новое неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.

Современные требования начальной школы к уровню подготовки детей привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны.

В свете данного аспекта особенную значимость приобретает проблема сформирования у дошкольников элементарных математических представлений, развития познавательного интереса к организации математической деятельности. Под влиянием интереса дети стремятся познать новое, углубляют знания об окружающем предмете, активно используют эти знания в различных видах деятельности. Также активизируются различные психологические процессы, участвующие в познании усвоенные знания оказываются прочными, глубокими, системными. В старшем дошкольном возрасте стремление к знаниям становится значимым мотивом к деятельности. В связи с этим меня на протяжении многих лет волновал вопрос: как в условиях дошкольного учреждения, развивать устойчивый интерес к математике? Как подготовить детей к школьному обучению, как создать предпосылки для овладения программным материалом. Тем более у детей, с которыми работаю я, а именно с логопедическими детьми. Отклонения в развитии речи детей, отрицательно влияют на психологическое развитие ребенка, вызывают затруднения в общении с окружающими, задерживают формированию полноценной личности. Следует помнить и о том, что у детей имеющих проблемы в речевом развитии, отмечается сложная картина специфических трудностей при развитии элементарных математических представлений. Во – первых, трудности связанные с несформированностью зрительного восприятия, моторной сферы, координации в системе «глаз – рука», пространственно – временных отношений и ассоциативных связей.

Дети, данной категории имеют сложности в освоении пространственных и временных представлений, они допускают много ошибок при показе правой и левой руки (или других частей тела), в понимании и самостоятельном словесном обозначении пространственного расположения предметов относительно себя и относительно других предметов, недостаточно четко дифференцируют понятия «справа», «слева», «между», «перед», «за».

Дети испытывают некоторые трудности при ориентировке в пространстве, смешивают временные понятия, не могут установить последовательность времен года, назвать особенности каждого из них. Испытывают трудности, связанные с недостаточной зрелостью неречевых функций, а это в свою очередь отрицательно влияет на развитие мышления.

Дети данной категории недостаточно владеют основными мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением, сравнением, классификацией. Слабость анализа, синтеза и других мыслительных операций препятствует выделению основных, существенных признаков объектов, установлению связей, зависимостей между явлениями. Наиболее часто встречающимся причинами осложнений в учебной деятельности является плохая память, нарушение концентрации внимания и восприятия. У детей возникают трудности, связанные с несформированностью понятий числа, числового ряда и его свойств, смысла счетного действия.

Таким образом, все перечисленные специфические трудности, связанные с недостаточным уровнем развития детей данной группы, ведут в дальнейшем к неуспеваемости в изучении математики.

Для обеспечения условий полноценного развития, предупреждение трудностей необходимо проводить диагностику. Цель ее понятна – это выяснение особенностей развития каждого ребенка (интеллектуального, социального, речевого); создание предпосылок для личностно развития, создание условий для успешной реализации общеобразовательной и коррекционной программы, в том числе и по разделу: развитие математических способностей детей.

Проведя диагностику, я наметила для себя следующие направления в работе:


  1. Создание условий для эффективного развития познавательных и математических способностей детей.

  2. Способствовать целенаправленному развитию познавательных процессов у детей: внимание, восприятие, воображение, память, мышление.

  3. Развивать умственные способности детей, умение сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы по тем или иным признакам. Устанавливать закономерности, связи и отношения. Развивать самоконтроль и самооценку.

  4. Развивать интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению арифметических действий с числами, решением задач, зрительно воспринимать последовательность действий, поэтапность и результат.

  5. Способствовать осмыслению детьми последовательности чисел и место каждого из них в натуральном ряду. Образовывать число большее или меньшее заданного; доказывать равенство или неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число.

  6. Учить детей на наглядной основе составлять и решать простейшие задачи на сложение и вычитание.

  7. Познакомить с числами второго десятка, ориентируясь на развитии у детей числовых представлений.

  8. Способствовать двигательной координации, ориентировке в пространстве.

  9. Совершенствовать знание о временных понятиях.

  10. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Методы и приемы решения поставленных задач.

  1. Работа по формированию элементарных математических представлений была бы не возможной без составления календарно – тематического плана.

В этот план включены знания по каждому разделу программы: «количество и счет», «величина», «геометрические формы», «ориентировка во времени», «ориентировка в пространстве».

Помимо календарно – тематического плана составлен план еженедельной работы с детьми. Каждое занятие разработано отдельно, включая программное содержание от 5 до 7 задач, устная деятельность, математической деятельности не более 25 минут. И индивидуальная работа с детьми. В каждое занятие включено упражнение для развития графических навыков.

Принципы построения общеобразовательной деятельности:


  1. Новизна содержания, т.е постоянное включение нового материала.

  2. Закрепление уже имеющихся знаний, поиск путей решения проблемных ситуаций.

Успех детской деятельности во многом зависит от эмоционального состояния детей. Создание положительного, эмоционального фона – одно из наиболее верных и действенных путей. Возбуждение познавательного интереса и развития математических способностей детей.

Дидактические игры являются важным компонентом работы, способствуют конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах. Они стимулируют познавательную активность детей. Важно, при подборе игр, учитывать возрастные особенности детей и соблюдать определенную последовательность. При затруднениях детей надо подбирать игры с более легким заданием математического характера, постепенно усложняя задание. Это необходимо для того, чтобы поддерживать у детей интерес к играм, успешным овладением математическими знаниями.

Вот примеры некоторых из них: «Чудесный мешочек»; «Загадки»; «Буратино»; «Найди то, о чем расскажу»; «Что лишнее»; «Найди 5 отличий» и многие другие.

В своей практической деятельности я использую игры, которые придумываю сама. Цели их разные, материал тоже. Каждая игра сопровождается текстом, который ставит перед детьми определенную задачу.

Например, игра - «Составь число». Целью данной игры является обучение детей составлению числа из двух меньших, закрепление навыков счета, развитие внимания и логического мышления. Материал для игры: наборы чисел на каждого ребенка, картинки с изображением зайки, мышки, лисички, мишки.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Собрались все вместе – заинька усатый, мишка толстопятый, лисичка – сестричка, мышка - трусишка. Спор завели они друзья: кто быстрее и скорее числа все соберет и ответ быстрей найдет. Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть.

Только начали играть, мишка быстро рассердился, что ответ не получился. Зайка сразу убежал, потому что он устал. Мышка тоже не играла, только числа растеряла, а лисичка поиграла, но одно число собрала. Вот так звери, вот друзья! Разбежались, кто куда! Вы, друзья, их не судите, а скорее помогите, числа быстро соберите и ответ мне назовите.

Такие игры используются как в образовательной деятельности детей, так и в индивидуальном общении. Детям они очень нравятся. Придумать их несложно, поэтому я постоянно пополняю свою копилку, использую для этого доступный, разнообразный материал.

Из многообразия математических игр детям интересны и доступны загадки, задачки – шутки. В загадках математического содержания анализируются предметы с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Задачки – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Сущность задачи замаскирована внешними условиями. Значение загадок, задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к умственной деятельности, выработке умений выделять главные существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными деталями.

На протяжении всей математической деятельности, особенно при переходе от одной части к другой, смене деятельности, они служат средством переключения внимания активизации умственной деятельности, интеллектуального отдыха.

Таким образом, правильно подобранный и к месту использованный материал (загадки, задачки – шутки, занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению знаний, формированию поисковых подходов к решению любой задачи, поэтому этот вид математических игр я постоянно включаю в образовательную математическую деятельность. Но особенным успехам у детей пользуются занятия, которые объединены единым содержанием. В чем суть этой образовательной математической деятельности. В каждом программном содержании решаются до 6-7 задач из разных разделов программы. Задания для детей дополняются небольшими стихотворными текстами. Когда ребенок становится непосредственным участником образовательной деятельности, результат бывает намного выше. А, главное, я вижу заинтересованность детей, желание выполнять работу. При этом дети не утомляются, они свободно переходят от одной игры к другой, и готовы работать с полной отдачей. Главное, о чем следует помнить – эта образовательная деятельность не должна превышать положенного времени.

Реализация намеченных задач была бы невозможна без взаимодействия и привлечения родителей. Они многое понимают, могут рассказать о возможностях и способностях своего ребенка. Родители ценные помощники и их нельзя игнорировать. В своей работе я привлекаю их к организации вечеров совместного семейного общения. В программу вечера входят игры, конкурсы математического содержания. Такая совместная деятельность сближает педагога и родителей, детей и родителей, создают предпосылки для активной работы с детьми.



Таким образом, используя разнообразные игры, малые фольклорные жанры, игровые ситуации, образовательная математическая деятельность становится интереснее, насыщеннее. Она является стимулирующей, направляющей и обучающей.
Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Развитие связной речи с помощью театрализованной игры у старших дошкольников
article -> Тема: «создание единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения, как одно из условий эффективности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
article -> Русский язык и культура речи
article -> «Способы профилактики, управления, урегулирования и разрешения конфликтов в современных условиях. Конфликтная ситуация в школе»
article -> Развитие личностного потенциала ребенка в системе гуманистических отношений школьного сообщества
article -> «Влияние позитивных настроев на дисциплину и успеваемость учащихся на уроках физической культуры»
article -> Гкоу ро лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога Мода. Искусство одеваться. Воспитатель: Астахова В. Н. Таганрог 2013
article -> Доклад «Приёмы мнемотехники в начальных классах»
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница