Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности



Дата20.04.2016
Размер2.9 Mb.

Учитель технологии МОУ СОШ №1 с. Новоселицкого Ставропольского края Прокуда М.В.

Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.

В.А. Сухомлинский

В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась с проблемами:



  • отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);

  • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);

  • испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине);

Целью моей педагогической деятельности является: Формирование самообразовательной и творческой деятельности учащихся на уроках технологии.

Обобщая свой педагогический опыт по данной теме, я ставила перед собой следующие задачи:

  • представить педагогические технологии применяемые в данной системе;

  • описать методы и приемы, используемые в обучении технологии.

Идея непрерывного образования предполагает развитие потребности в дальнейшем самообразовании, самосовершенствовании. Образовательная область «Технология», на мой взгляд, обладает большими возможностями для этого.

Успех в обучении, в том числе и технологии как предмета, в значительной степени зависит от умения учащихся работать самостоятельно, от их желания выполнять те или иные виды заданий, пользоваться справочной литературой, технологическими картами, заниматься исследовательской деятельностью.

Моя задача, как педагога - помочь учащимся сформировать необходимые навыки самообразовательной деятельности, что особенно важно в условиях сегодняшней жизни. Самообразование невозможно без умения работать самостоятельно, т.е. рационально распределять свое время, пользоваться разными источниками информации, работать с различной литературой и т. д.

Самостоятельная работа, как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности способствует формированию навыков самообразовательной деятельности, получению новой информации, расширению кругозора, умению мыслить, отстаивать свою точку зрения. Выполнение творческой самостоятельной работы является своего рода удовольствием, развлечением, отдыхом. Для того чтобы самостоятельная творческая деятельность была продуктивной, учащиеся должны осознавать поставленную перед ними задачу, уметь работать с учебником, учебными пособиями и первоисточниками, делать умозаключения, выводы, использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Поэтому, я стараюсь развивать умение учеников самостоятельно определять темы творческих работ, учитывая их возрастные особенности, интересы и личный опыт. Прежде всего, учу школьников работать с литературой. Владение большим объёмом информации помогает сформировать оценочные суждения, аргументировать свою точку зрения. В этом, на мой взгляд, состоит актуальность представленного опыта.
В своей работе я опираюсь на технологию личностно ориентированного развивающего обучения Ираиды Сергеевны Якиманской. Исходя из основной задачи школы «Модернизация образовательного процесса в школе с целью создания модели школы адаптивного типа, способной обеспечить условия для саморазвития личности» а также опираясь на методическую тему, над которой я работаю более 3-х лет ««Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности», изучая педагогическую литературу, опыт коллег, используя свой собственный опыт, я выработала целостную систему учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения, направленную на активизацию познавательной деятельности и помогающую созданию ситуации успеха у ученика на занятии. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести новые знания, удовлетворяющие индивидуальные потребности личности.

В своей деятельности я выбираю такие педагогические технологии, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом:



  • обучение в сотрудничестве

  • личностное ориентирование

  • проектирование

  • межпредметная интеграция

  • дифференцированное обучение.

Обучение в сотрудничестве – обучение в группах, выполнение командно-игровой деятельности (диалог, ролевая игра, коллективное творческое дело, презентация…)

Личностное ориентирование и дифференцированное обучение означают использование индивидуальных заданий, разноуровневых тестов, разное по степени сложности участие в выполнении заданий в группах, что позволяет видеть отдельного ученика и использовать его способности, таланты, мобилизуя его личную мотивацию.

Проектирование и межпредметная интеграция включает определенную творческую, исследовательскую задачу, требующую интегрированных знаний, исследовательского поиска для её решения (творческие, ролевые, межпредметные информационные проекты, где важны знания, полученные учащимися на уроках литературы, русского языка, физики, химии, биологии, экологии, географии, математики)

При планировании своей работы пользуюсь программой образовательной области «Технология» под редакцией В.Д.Симоненко рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Реализуя данную программу, я ставлю перед собой следующие цели:



  1. Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

  2. Создать условия для развития природных способностей детей через постижение мастерства традиционного народного рукоделия.

  3. Приобщить детей к возрождению, сохранению и развитию русских народных традиций, через изучение народного костюма.

Это помогает мне осуществлять главные задачи программы:

  1. Создание условий для формирования и развития мировоззрения личности, ее культуры, глубокого понимания моральных ценностей, творческого развития личности.

  2. Формирование у детей культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение истории искусства и народного творчества.

  3. Воспитание духовности и эстетического вкуса посредством прикладного искусства.

Основной составляющей моей методики является четкая логическая последовательность этапов урока:

- мотивация учащихся на урок, в том числе проблемная ситуация по теме урока;

- целеполагание урока;

- актуализация прежних знаний;

-изучение нового материала посредством максимального самостоятельного участия школьников;

- систематический регулятивный контроль знаний и умений учащихся;

- автоматизация полученных знаний и умений;

- рефлексия каждого этапа урока.

Все этапы урока обеспечиваются принципами индивидуализации, дифференциации образовательного процесса, то есть предполагают доступность обучения каждого ученика. Особенностью организации такого обучения являются дидактические материалы, изготавливаемые мною к занятию и цифровые образовательные ресурсы в основе своей дающие возможность контроля и самоконтроля учащихся.

Повышение роли самостоятельной работы учеников на уроке - залог более качественного и эффективного обучения.

Выстраивая уроки в данной системе, опираюсь на следующие дидактические принципы.

1. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования. (урок – предметный кружок – профильное обучение)

2. Принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного образования.

Кабинет по сути дела является центром образования и воспитания, на базе которого проходят урочные занятия, работа кружка, проектная деятельность.

3. Принцип индивидуализации (личностно ориентированного подхода)

4. Принцип деятельностного подхода.

Через систему мероприятий учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка

5. Принцип творчества.

Каждое дело, занятие – творчество учащихся и педагогов.

6. Принцип постоянного совершенствования и корректировки программы обучения.

Действие этого принципа обусловлено необходимостью учитывать изменения в социуме, потребностях детей и родителей.

7. Принцип “свободы”.

Предусматривает самостоятельный поиск неординарных решений в системе ограничения учебной темой.

8. Принцип доступности

Соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;

9. Принцип комплексности, системности и последовательности.

Учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено.

Основными формами уроков в образовательном процессе являются:


  • беседы о русском искусстве и красоте;

  • уроки – исследования;

  • комбинированные уроки;

  • практические уроки;

  • экскурсии и выставки;

  • уроки - акции;

  • уроки – проекты;

  • коллективное творческое дело.

Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:

  • организация обучения на добровольных началах: дети – родители – педагог;

  • комфортный характер психологической атмосферы;

  • возможность перехода из одной группы детей в другую (по тематике, способностям и т.д.).

Это подтверждает психологическое тестирование (методика «Цветопись настроения»). Целью данного исследования явилось изучение самочувствия учащихся на уроке в начале года и в конце полугодия. Результаты свидетельствуют об улучшении настроения учащихся, после ряда проведенных занятий.

На уроках использую следующее оборудование:

- специальное оборудование: швейные машины (в том числе и специальные), утюг, гладильный стол, стол для раскроя и т.д.

- разнообразные конструкционные материалы: кусочки кожи, ткань, бисер, проволока, леска, нитки, ножницы, иглы, тетрадь для схем и для разработки новых изделий.

- технические средства: магнитофон, компьютер, мультимедийная техника.

- информационные средства: художественная и научная литература, методические материалы, Интернет.

- художественные средства: произведения искусства.

- дидактические средства:



  • разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий, ЦОРы;

  • разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы плетения, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы;

  • разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники.

Программа предусматривает самостоятельную внеклассную работу — разработку творческого проекта с использованием дополнительных материалов, в том числе полученных из сети Интернет.
Последовательность работы над проектом



п/п

Этапы работы над

проектом

Содержание работы

на данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя


1.
Подготов-ка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся

2.

Планиро-вание

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды


Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за деятельностью учащихся



3.

Исследо-вание

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Составление технологических карт.

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Составление технологических карт.

Наблюдает, советует, консультирует учащихся, косвенно руководит деятельностью учащихся

4.

Практическая работа.

Выполнение технологических операций

Работа над претворением идеи в проект товар или услугу.

Наблюдает, советует, консультирует учащихся, косвенно руководит деятельностью учащихся

5.

Экономические расчеты

Расчет себестоимости проекта

Выполняют экономические расчеты и работают над проектом, анализируя информацию.

Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, консультирует учащихся

6.

Формули-ро­вание результатов и/или выводов

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Консультирует учащихся

7.

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет



Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

8.

Оценка ре­зультатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

Механизм контроля за качеством обучения включает в себя следующие компоненты.



Входной контроль

Позволяет выявить наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения, провести социально – психологическое анкетирование. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся проводится в начале учебного года для определения усвоения учащимися важнейших моментов курса предыдущего года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Использую методы анкетирования, тестирования (тесты-опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей и др.).

Текущий контроль

Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.

Использую методы наблюдения, рефлексия, организуются мини-выставки.

Рубежный контроль

Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.

  Итоговый контроль

Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции и конструирования.

Итоговый контроль провожу: зачет, защита работы, выполнение нормативов, организую выставки- конкурсы, персональные вернисажи.

В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.

Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.

Диагностика типов мышления

В 2006-2007 году психологической службой школы проводились исследования на определение ведущего типа мышления и наличия креативности у учащихся.



  • Предметно действенное мышление -20 %

  • Абстрактно-символическое -5%

  • Словесно-логическое - 21%

  • Наглядно-образное – 54%

  • Креативность – 44%

В 2007 -2008 году был проведен повторный замер ведущего типа мышления. Результаты оказались поразительными. Уровень креативности заметно увеличился от 44% до 70%

  • Предметно действенное мышление -25 %

  • Абстрактно-символическое -5%

  • Словесно-логическое - 25%

  • Наглядно-образное – 45%

Способность самоуправления

Самоуправление процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией, поиском новых решений.

Замер проводился в начале года. В 2005 -2006 уч.году учащихся с высоким и средним уровнем было по 22%, а с низким уровнем 56%. Повторная диагностика 2006 -2007 года показала заметные изменения: высокий уровень – 44%, средний – 34%, низкий – 22%.

Предпочитаемые виды деятельности

Методика «Дифференциально – диагностический опросник» Е.Л. Климова предназначена для определения типа будущей профессии. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Опросник показал, что 59% учащихся выбирают профессии типа «человек-художественный образ», 29% – «человек-техника», 10% - «человек-природа», 2% - «человек-человек»

На протяжении последних 3-х лет качество знаний составляет 98% при 100% успеваемости. Ежегодно 15% выпускников школы поступает в СУЗы и ВУЗы на факультеты: дизайн, парикмахерское искусство, “Изобразительное искусство и ДПИ”, “Изобразительное искусство и МХК”.

Я считаю, что именно при такой реализации учебной программы образовательной области «Технология» создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка, его культуры. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные задачи, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду. При выполнении работ разных видов художественной деятельности ребенок проявляет творческую индивидуальность и свое эмоционально-личностное отношение.

Наше общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в струк­туре и областях деятельности. Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информацион­ному. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения, передачи и использования информации. Это означает, что огромное число людей все чаще и чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.

Компьютерные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной гра­мотности учителя, ищущие пути адаптации школы к сов­ременному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся прихо­дят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и при­обретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире. У меня, как у учителя, нет сомнения в том, что тема компьютеризации учебно-преподавательской деятельности в современной школе является актуальной, отвечающей всем изменениям в обществе.

Я понимаю, что современное общество остро нуждается в молодёжи, которая значительно превзошла бы своими знаниями, умениями, изобретательностью, интеллектом нас, своих родителей, учителей, мастеров, профессоров, в молодёжи, которая без страха и недоверия идёт на контакт с новой техникой и умеет ставить перед нею все те вопросы, какие задаёт жизнь. Общество нуждается не только в умелых партнёрах новой техники, способных вовремя нажимать клавиши, но и в её талантливых создателях. А для этого уже в школе надо формировать новое техническое мышление и новаторский, эвристический подход к постановке и решению общественно значимых задач. В этом, как мне кажется, и состоит ведущая обновленная педагогическая идея представленного мною опыта, идея об использовании ИКТ непосредственно в урочном процессе.

Применение информационных технологий в преподавании моего предмета позволяет более успешно решать следующие задачи:


  • развивать образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;

  • развивать творческое мышление путём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;

  • осуществлять воспитание коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных проектов;

  • воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике;

  • разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности.

Решение этих задач становится возможным вследствие использования информационно компьютерных технологий, это и математическое моделирование, и компьютерная графика, мультимедиа, компьютерная обработка результатов лабораторных экспериментов, и т.д.

Во внеурочной деятельности использую такие виды работы как предметный кружок «Театр Моды» и проведение предметных недель. Разработала и защитила авторскую программу кружка «Театр Моды» на три и пять лет обучения, а также рекомендации по проведению предметных недель. Созданная мною коллекция электронных уроков вместе с другими цифровыми образовательными ресурсами размещена на личном сайте в Интернете http://www.mariya-prokuda.edusite.ru .

При использовании всех методов обучения считаю очень важным внедрять на своих уроках здоровьесберегающие технологии: создание комфортного психологического климата на уроке, моменты релаксации, динамические паузы. Стараюсь проявлять толерантность, артистизм.

Как классный руководитель, реализую воспитательную программу «Я – гражданин», где стараюсь учить ребят любить свою Родину, начиная со своей малой Родины, со своей улицы и результаты этой работы мы отражаем на сайте http://territoriyadetstva.26421nov1.edusite.ru .



В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Учитель экономики и технологии

МОУ СОШ № 1 с. Новоселицкого

Прокуда Мария Викторовна.




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница