Развитие креативности у детей дошкольного возраста посредством использования



страница1/3
Дата23.05.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2   3
Управление образования и науки администрации муниципального района

«Алексеевский район и город Алексеевка»

Белгородской области

Развитие креативности

у детей дошкольного возраста

посредством использования проблемных методов в сюжетно-ролевой игре.
Автор опыта: Короткова Валентина Андреевна,

воспитатель муниципального

дошкольного образовательного учреждения

детский сад комбинированного вида № 12

г .Алексеевка Белгородской области

2011 год


Содержание

1. Информационный раздел

2. Теоретическая база опыта.

3. Технология опыта.



  1. Результативность опыта.

  2. Библиографический список.

  3. Приложения к опыту.

1. Информационный раздел



1.1 Условия возникновения и становления опыта.

Детский сад № 12 представляет муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида на 140 мест. На базе детского сада функционируют 1 группа детей раннего возраста, 5 групп дошкольного возраста, 1 из которых - логопедическая. Дошкольное учреждение находится в центре города. В его микрорайоне имеются: школа, библиотека, комната школьника, другие дошкольные учреждения.

Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности. Личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. Развитие креативных способностей личности является ключевым требованием личностно ориентированной образовательной парадигмы.

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков. Но на практике в дошкольной педагогике очень часто наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку полноценно жить.

Проанализировав педагогическую деятельность, мы пришли к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития креативных способностей детей. И обратились к сюжетно-ролевой игре. Ведь игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.

Для дальнейшей работы мы провели диагностические исследования.

Для оценки игровых проявлений у детей были использованы критерии развития креативности, разработанные Торренсом и Гилфордом:


Для определения уровня креативности в игре, детям были предложены следующие задания:

Задание № 1 "Способность оригинально обыграть игрушку". (Приложение 2).

Задание № 2. «Придумай сюжет по условию» ( Приложение 2).

Оценка уровней обыгрывания игрушки и придумывания сюжета проводилась по критериям развития креативности, описанным выше.

Для подведения результатов исследования весь материал был представлен в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень. (Приложение 2)

В результате проведенного исследования на начальном этапе (Приложение 3) установлено, что только для 15-20% детей характерен высокий уровень креативности. Они могут предложить различные новые замыслы; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета; способны по-новому использовать известные предметы и объекты. Большинство же детей (59%) не готовы к решению задач, требующих проявления творческих способностей. Интерес к игровой задаче у них падает без поддержки взрослого, а некоторые оказываются не способны решить новую задачу.


Итоги наблюдений, анализ результатов работы с детьми, анкетирование педагогов и родителей показали, что в современном детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). А воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и не застрахованы от ошибок.

Опираясь на важность и необходимость развития творческих способностей детей дошкольного возраста и проблему способа решения данного вопроса, мы определили направления работы, которые заключаются в создании условий, содействующих развитию креативности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Потому, что мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру, как средство развития креативности.


1.2 Обоснование актуальности и перспективности опыта, его

практической значимости для повышения качества

образовательного процесса в ДОУ.

Актуальность опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра.

Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра – игра самостоятельная. В ней игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации выступают на первый план.

В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного, мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Сюжетно – ролевая игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

У детей ролевой диалог не всегда удается. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли.

В процессе анкетирования педагогов (Приложение 1) установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития креативности в процессе сюжетно – ролевой игры, т. е. у воспитателей отсутствует знание методов развития творчества в игре и за ее пределами.

Выше сказанное обозначило проблему: какие методы и приёмы организации и руководства сюжетно – ролевой игрой обеспечат развитие креативности детей дошкольного возраста?

Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития креативности, как одного из ведущих условий гармоничного развития личности, и недостаточным использованием возможностей сюжетно-ролевой игрыдля решения данной проблемы.

Следовательно, возникает необходимость создания педагогических условий, содействующих развитию креативности в процессе сюжетно-ролевой игры. Мы попытались разрешить данное противоречие и обратились к созданию системы работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста с использованием проблемных методов в сюжетно-ролевой игре.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта.

Педагогическая идея опыта заключается в развитии креативных способностей дошкольников в сюжетно-ролевой игре посредством использования проблемных методов и приёмов, способствующих формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоению детьми знаний и умений, благоприятствующих их формированию.



1.4 Длительность работы над опытом.

Работу проводили в течение 3 лет и разделили на несколько этапов.

I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь - октябрь 2007 года.

II этап – основной (формирующий) – октябрь 2007 г. – апрель 2010г.

III этап – заключительный (контрольный) – май 2010г.

Начальный период предполагает изучение и анализ психолого-педагогических источников. Были определены методологические и теоретические основы опыта, обнаружена проблема, поставлена цель. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы. На этом этапе были разработаны диагностические задания.

Основной период - заключалась в решении задач нашей проблемы за счет создания педагогических условий, и предполагал использование специальных приёмов, направленных на развитие креативности у детей дошкольного возраста при проведении сюжетно-ролевой игры.

Заключительная часть проверила успешность выбранных нами методов работы для решения возникшего противоречия. Осуществлялся анализ, были обобщены результаты и оформлены материалы опыта.

1.5 Диапазон опыта

Диапазон нашего опыта охватывает всех участников образовательного процесса в детском саду и распространяется на игровую деятельность дошкольников.

Технология опыта включает разработку педагогических приёмов, стимулирующих и развивающих креативность у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.

Реализация содержания опыта работы предполагает деятельность педагога с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, в течение трех лет.



2. Теоретическая база опыта.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности .

Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л. С., Давыдов В. В., Пономарев Я. А, Шмелев А. Г.).

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что изучению креативности детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ. Изучением креативности, роли сюжетно – ролевой игры в развитии креативности у дошкольников занимались Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин др..

Развитие креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности. Креативность в игре связывается со способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием (Л. С. Выготский).

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития креативности ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и др.). Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой и др.

Проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. В связи с этим рассмотрение креативности в детстве представляет собой важнейшую задачу. Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка.

Таким образом, обращаясь к характеристике креативности, исследователи характеризуют ее как творческую способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие основные критерии креативности:



  • оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

  • быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

  • гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;

  • вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

В психолого-педагогической литературе отдается предпочтение организации демократического стиля обучения в целях развития креативности у старших дошкольников. И хотя проблема креативности в сюжетно – ролевой игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), вместе с тем, требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой в целях развития творчества. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольном учреждении игра либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие).

Таким образом, в отечественной психолого-педагогической литературе (А.П.Бочкарева, Д.В.Менджерицкая, Д.Б.Эльконин) говорится о том, что развитие креативности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре возможно, если создаются следующие условия: эмоциально-благополучная атмосфера, развитие инициативы детей в игре, предоставление дошкольникам свободы и самостоятельности.


Новизна опыта

Новизна опыта заключается в особой организации сюжетно-ролевой игры, обеспечивающей развивающий эффект и творческий характер игровой деятельности у дошкольников.

Апробированы педагогические методы и приемы (метод создания ситуаций «мозгового штурма» , метод гирлянд и ассоциаций) стимулирующие и развивающие креативность у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.
3. Технология опыта.

3.1 Цели и задачи педагогической деятельности.

Главной целью опыта является развитие креативности детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:




  • создавать психологически комфортную среду и атмосферу эмоционального принятия ребенка в процессе игрового взаимодействия;

  • развивать у детей ролевой диалог и сюжетосложение в процессе организации сюжетно-ролевой игры;

  • организовывать игровую деятельность детей дошкольного возраста с учетом дифференцированного подхода к детям;

  • обеспечивать самостоятельность и свободу выбора в игре у старших дошкольников;

  • повысить компетентность педагогов по вопросу развития креатинвости у детей дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры;

  • активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития креативности детей в сюжетно-ролевой игре через разработку использование инновационных форм работы с родителями.

Для реализации намеченной цели мы спланировали свою работу по следующим направлениям:

  1. работа с детьми. Она включала в себя использование проблемных методов в игровой деятельности детей.

  2. работа с педагогами - помощь в организации игр.

  3. работа с родителями - консультирование.

3.2 Организация образовательного процесса

Первое направление - работа с детьми.

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие креативности у дошкольников.

Интересным для нас представляется анализ комплексного метода руководства игрой, разработанного и апробированного в исследованиях группы авторов (Е.В.Зварыгина, Н.Ф.Комарова, С.Л.Новоселова). Центральной идеей этого метода является необходимость системного подхода к формированию игры с учетом возраста ребенка и особенностей его игровой деятельности. Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты:

1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства игрой. Мы отдаём предпочтение косвенным методам, утверждая, что игра с самого начала организуется как самостоятельная деятельность детей. Особое значение мы придаём методу постановки игровой задачи (связан с развитием способности актуализировать опыт, имеющийся у ребенка, полученный как в игре, так и в неигровой деятельности), когда дети упражняются в придумывании нового замысла, ролевого поведения новых персонажей и.т.д.

А.Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение с детьми возникшей в игре проблемы путем постановки взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем. Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческиий потенциал ребенка.

Г.Я.Буш предлагает метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Этот метод применяется для стимулирования творческих проявлений детей и имеет «раскачивающее» значение.

Прежде всего, в процессе организации сюжетно-ролевых игр, мы старались обеспечить личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою творческую активность.

Для этого старались внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание уделять становлению нравственных качеств.



Например: "Ты знаешь, какой доброй была Золушка, ты можешь поступить также хорошо, как поступала она".

Участвовать в играх детей в качестве партнера. В сюжетно-ролевой игре брать на себя одну из ролей (не обязательно главную) и выполнять игровые действия в соответствии с ней.

Например: "Я – бабушка. Я приехала к вам из Москвы. Внучка, чем ты меня угостишь? А у вас есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте сходим в магазин за продуктами и испечем его…"

Не навязывать детям свое мнение о развитии сюжета и поведении героев, но принимать участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры.

Например: " А можно я буду играть с вами в "больницу". Я буду пациентом. У меня заболит голова, и врач выпишет мне лекарства. Я пойду за ними в аптеку…".

В ходе становления опыта мы вовлекали в игру малоактивных детей, которые предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы, иногда не похожие друг на друга. Стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения.

В работе с этими детьми следует выявлять их особенности, попытаться вывести их из состояния малоактивности путем организации совместной с педагогом игровой деятельности. Главным условием развития креативности у дошкольников явилось руководство игрой со стороны воспитателя и при

этом предоставление детям свободы и самостоятельности в игре. В ходе этой деятельности значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имел для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.

Например, больших усилий потребовало налаживание контакта с Вовой В., практически не принимавшим участия в совместной с другими детьми деятельности. С целью раскрепощения ему предлагалось поиграть с набором голышей, с игрушками из «киндер-сюрприза». Взрослый сам ненавязчиво вступал в игру; часто рассматривал с Вадимом иллюстрации имеющихся в группе книг (обычное занятие мальчика); предлагал обсуждать содержание иллюстраций; пытался в разговоре выяснить причины стремления ребенка к уединению. Выяснилось, что другие дети не принимают Вадима в свои занятия, а почему, он «не знает». Мы стали чаще предлагать мальчику поручения оказать помощь взрослому или детям, что-либо принести, к кому-либо обратиться с вопросом, подключали к деятельности детей. Внутри совместной деятельности старших дошкольников со взрослым высказывались о достоинствах Вадима, обращались к нему при обсуждении замысла, демонстрировали его достижения. Через некоторое время мальчик стал проявлять большую активность в общении с другими детьми, начал самостоятельно подключаться к совместной деятельности, правда, предпочитал те занятия, в которых участвовал взрослый.

Мы специально демонстрировали свой эмоционально-положительный настрой как в индивидуальном общении, так и по отношению к различным детским группа (объединенных, например, совместной деятельностью).

С целью снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников создавалась обстановка разрешения. Для этого использовали метод мозгового штурма и метод гирлянд

Перед началом «мозгового штурма» ставим задачу – начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом. Последним высказывался руководитель. При этом запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Мозговой штурм можно провести не запланировано: при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения.

Например. Мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке.

Дети сами, по ходу, обсуждая, будут корректировать высказанные идеи, анализировать их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко…). В такие моменты, наблюдая за детьми, можно было отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности, что связано с появлением интереса к партнеру-сверстнику как носителю нового.

Гирлянды аналогий формировались в виде списка слов. Это могли быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду.

Например: дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкое – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – много – заболеешь – больница – лекарство – горькое – лук – грядка- огород – дорога.

Или: яблоко – сладкое – мороженое – холодное – снег – мокрый – дорога – длинная – сказка – Баба Яга – метла – улица – весело – день рождения – праздник – гости – вечер…



Играли индивидуально или с двумя – тремя детьми, так как в большой группе дети склонны подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций.

Метод гирлянд позволил дошкольникам творчески мыслить, проводить параллели между предметами, не отвлекаться от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо свойствам или отношениям. Интерес к совместной деятельности толкал их к обсуждению ассоциаций. В результате проведенной работы на формирующем этапе было установлено, что сократилась конфликтность между детьми, активизировался внутренний потенциал ребенка, было снято эмоциональное напряжение.

Для развития ролевого диалога помимо традиционного его построения (Приложение 4), вводили "телефонные" разговоры персонажей. Видя, что игра угасает, взрослый брал на себя роль доктора, бабушки и звонил играющим по тому или другому поводу. В результате игра принимала иной оборот, развивалась, вовлекались другие персонажи. Дети радовались интересному повороту событий, увлекались совместной деятельностью.

Например:

Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас ни кто не болен). Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны придти?) Завтра утром…"

Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока….


Для развития сюжетосложения проводили с детьми старшего дошкольного возраста игру – придумывания. При этом поставили следующий вопрос: "Что и как придумывать?"

Например: «Саша, Вика, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого Волка? Что-то я ее немножко забыла. Давайте вместе ее вспомним: немножко расскажет Саша, потом Настя, потом – я, а затем Саша».

Если дети забыли часть сказки, можно включиться вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…"



В совместной игре с детьми постепенно переводили их ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Предлагали "вспомнить" вместе известную сказку. Пересказ происходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно, что ребенок передавал общий смысл очередного события. После его изложения предлагали передать "ход" другому ребенку. Тем же детям предлагали новую игру. "Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать общую сказку, про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую".

Игра – придумывания каждый раз занимала не более десяти - пятнадцати минут. Участников сажали так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру включали до 3-х детей. Большее число участников не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включали детей в игру, где участникам предлагали роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не "закрывать" предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществляли в форме "телефонных" разговоров персонажей.

В дальнейшем предлагали придумывать настоящие истории. При этом опирались на детские интересы, но одновременно стимулировали участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание историй осуществлялось в группах по четыре – пять человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д.), в дальнейшем уменьшали свой вклад в игру.

В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

Эмоциональное поведение взрослого, его увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.

В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности.



Второе направление - работа с педагогами.

Для решения поставленной задачи нами была разработана система работы по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей и их творческому поиску в отношении организации и проведения сюжетно-ролевых игр.

Основной из всех форм работы по обогащению сюжетно-ролевых игр являются консультации, поскольку они дают возможность «дойти» до каждого воспитателя с учетом его индивидуальности, оказать помощь в преодолении возникших у него трудностей, в осознании и переосмыслении профессиональных установок, стереотипов, ценностных ориентаций, в повышении уровня профессионализма (Л. В. Поздняк, И. Л. Паршукова, В. П. Дуброва и др.).

Работая с педагогами, определили условия эффективности консультирования:



  • использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так в сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра, тренинг);

  • строить работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и интересов;

  • обеспечить активную позицию педагога при организации консультирования (создать возможность для участия в роли консультанта, проявления творчества, овладения практическими приемами);

  • познакомить воспитателей с инновационными разработками по проблеме организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах.

В связи с обозначенными этапами работы, были проведены следующие консультации «Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника», «Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении», «Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте». (Приложение 5), разработаны рекомендации воспитателю по руководству играми детей (Приложение 6).

Консультации помогли раскрыть психолого-педагогические аспекты влияния сюжетной игры на развитие личности ребенка, этапах и условиях развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

На следующем этапе работы стояла задача познакомить воспитателей с инновационными исследованиями по проблеме организации сюжетно-ролевых игр. С этой целью была организована консультация в форме семинара-практикума (Приложение 7), в ходе которой воспитатели могли не только познакомиться с методикой, но и овладеть практическими умениями и навыками использования данных методов и приемов. Воспитателям было предложено, ознакомится с использованием проблемных методов и методов активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма) в сюжетно-ролевой игре дошкольников.

Был проведен тренинг. Проведение с воспитателями совместных игр-придумываний (совместное пересказывание известной сказки; частичное преобразование известной сказки; придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»; придумывание новых историй на основе реалистических событий).

В результате проделанной методической работы по проблеме обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, воспитатели получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности. У педагогов повысился интерес к методической литературе, к новым знаниям.
Третье направление - работа с родителями.

Совместно с родителями воспитанников была создана «Книга игр», которая оказала огромную помощь в развитии сюжета игр. Преимущество созданной книги заключается в том, что на страницах самодельной книги размещаются иллюстрации по различным сюжетам: «Семья», «Больница», «Ателье», «Рыболовецкий траулер» и т.д. Параллельно с детьми проводилась беседа по иллюстрациям и составление рассказов на заданную тему детьми. Такая работа способствовала обогащению игрового сюжета, включению в игру новых ролей, развитию игрового диалога.

В игровых уголках появились различные пульты, панели с кнопками, стрелками, индикаторами, то есть такие, с которыми можно действовать: нажимать кнопки, вращать ручку таймера и т.д. Такое оборудование успешно использовали как мальчики (пульты управления, мониторы), так и девочки (касса, клавиатура компьютера и т.д.).

Сколько выдумки требуется, чтобы порой решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет соорудить, какое подобрать оборудование! И в этом нам помогли мягкие игровые модули. Дети с удовольствием строили из них города, пароходы и самолеты, автотранспорт и театр – все, на что хватило фантазии. Дети по-разному использовали каждую деталь (куб превращали в то табурет, то в стол, то в сиденье для автомобиля, то в плиту или барабан). В игре дети выступали как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако свой замысел они не вынашивали, не готовились как актеры: они играли для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владели ими в настоящий момент.

Совместно с родителями старших групп был проведен круглый стол на тему: «Место сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника» .
4. Результативность опыта работы.
Результативность опыта отслеживалась в течение 3 – х лет с детьми среднего и старшего дошкольного возраста посредством исходной (констатирующей) и итоговой (контрольной) диагностики.

Для оценки игровых проявлений у детей были использованы критерии развития креативности, разработанные Торренсом и Гилфордом:



  • Оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

  • Быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

  • Гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

  • Вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития креативности у дошкольника в игре:

Низкий уровень: ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант сюжета.

Средний уровень: ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантом сюжета. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

Высокий уровень: ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов

Для определения уровня креативности в игре, детям были предложены следующие задания:



Задание № 1 "Способность оригинально обыграть игрушку". (Приложение 2).

Задание № 2. «Придумай сюжет по условию» ( Приложение 2).

Оценка уровней обыгрывания игрушки и придумывания сюжета проводилась по критериям развития креативности, описанным выше.

Для подведения результатов исследования весь материал был представлен в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень. (Приложение 2)

В результате проведенного исследования на начальном этапе (Приложение 3) установлено, что только для 15-20% детей характерен высокий уровень креативности. Они могут предложить различные новые замыслы; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета; способны по-новому использовать известные предметы и объекты. Большинство же детей (59%) не готовы к решению задач, требующих проявления творческих способностей. Интерес к игровой задаче у них падает без поддержки взрослого, а некоторые оказываются не способны решить новую задачу.

Для проверки эффективности применяемой нами технологии, в конце года средней, старшей и подготовительной группы было проведено контрольное обследование детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования развития креативности детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Данные диагностики (Приложение 3) показывают, что создание эмоционально-положительной обстановки и система работы с детьми за три года позволила улучшить показатели креативности (Диаграмма 4). Сравнение данных начального этапа с данными полученными на конечном этапе (Приложение 8) показывает, что количество детей с низким уровнем креативности уменьшилось в 7 раз, на 12 % увеличилось количество детей, имевших средний уровень развития креативности. За счет уменьшения количества детей с низким уровнем развития креативности на 39% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень креативности.

В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа опыта были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня креативности у детей.

Контрольный этап опыта позволил прийти к выводу о том, что в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма) для развития креативности.


Библиографический список

  1. Белая К. Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание – 1990 – №2-13-17с.

  2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.

  3. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.

  4. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.

  5. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963-305с.

  6. Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960-87с.

  7. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975-142.

  8. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321.

  9. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145.

  10. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997-127.

  11. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29

  12. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М., 1993-87.

  13. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986-236.

  14. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976-327.

  15. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1999-300с.


Приложения

  1. Приложение№1 – Анкета для педагогов и родителей

  2. Приложение№2 – Диагностические методики и

критерии определения уровня развития креативности у

детей дошкольного возраста.



  1. Приложение№3 – Результаты диагностики уровня развития

креативности дошкольников

  1. Приложени№4 – Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре
  2. Приложение№5Консультации для воспитателей «Ролевая игра –

ведущая деятельность дошкольника»

  1. Приложение№6 – Советы воспитателю по руководству играми детей

  2. Приложение№7 – Семинар – практикум «Сюжетно-ролевые игры».

  3. Таблица результатов начальной диагностики

  4. Приложение№8 - Диаграмма результатов сравнительной диагностики


Приложение 1

Анкета для педагогов и родителей

















































































































Вопросы

Ответы

1. Считаете ли вы игру важной для психического и физического развития ребенка?

  • Да, конечно.

  • Нет

  • Не знаю

2. Каким методам в руководстве играми детей вы отдаете предпочтение? (прямые, косвенные)

  • Прямые

  • Косвенные

3. Какие шаги вы предпринимаете для развития сюжетно-ролевой игры?

  • Создаю предметную среду

  • Играю сама

  • Обогащаю игровые сюжеты.

4. Как вы думаете, следует ли развивать творчество у детей дошкольного возраста в процессе игры?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

5. Считаете ли вы важным развитие творчества в игре?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

6.Что способствует развитию воображения у ребенка?

  • Окружающая ребенка обстановка,

  • отдельные виды деятельности,

  • случаи из жизни,

  • художественная литература,

  • мультфильмы, сказки…

7. Какие методы и приемы вы используете в своей работе для развития творчества у детей?

  • Прямые,

  • косвенные.

8. Как вы думаете, влияет ли игра на развитие креативности у дошкольников?

  • Да, влияет

  • Нет

  • Не знаю



Итоговый лист
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница