«Развитие конструктивного мышления в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»



Скачать 25.17 Kb.
Дата22.02.2016
Размер25.17 Kb.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9

« Теремок» комбинированного вида

Консультация:

Тема:

«Развитие конструктивного мышления в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»



Иванова Д.В.

Коротина С.В

Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Яркими представителями данного направления были и остаются Я.А.Коменский, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский и др. Математическая подготовка предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, а умение конструктивно мыслить - актуальным и современным, потому что на сегодняшний день остаётся одной из основ математического развития дошкольников


         Формирование конструктивного мышления начинается в дошкольном возрасте. Теоретические знания студентов находят применение в педагогической практике. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления.
       Конструктивная деятельность является эффективным средством создания и решения проблемной ситуации детьми дошкольного возраста. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания.
         Конструктивное мышление дошкольника необходимо развивать как основу его математического развития. Тесная связь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного воображения, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического образования детей дошкольного возраста.
        В.В.Абашина считает, что математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий .
         Развитию математических способностей отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
          Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их "конструировать" предметами, знаками и словами.
Таким образом, важнейшим итогом математической подготовки дошкольника является не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического содержания.
          В период дошкольного детства должно произойти становление и развитие основных логических приемов умственной деятельности, развитие конструктивного мышления, а это, в сочетании с необходимым уровнем развития мелкой моторики, что обеспечит ребенку оптимальный стартовый уровень для оперирования математическим материалом.
Математическое развитие детей-дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.
         Развитие математического мышления дошкольников связано с овладением математическими понятиями и с развитием конструктивного мышления.
Под обучением конструированию следует понимать формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления (А.В.Белошистая). Цель обучения конструированию - научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т.е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-10 лет.
        Конструктивное мышление тесно связано с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в уме и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического стиля мышления.
        При таком подходе к процессу формирования пространственного мышления дошкольника появляется возможность формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями.
      Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в трехмерном пространстве. Пространственные представления - это образы памяти или образы воображения, т.е. пространственные характеристики объектов: форма, величина, взаимоположение составных частей, расположение их на плоскости или в пространстве.
          Пространственное мышления - это одна из характеристик математических способностей, его необходимо формировать и развивать, в частности, через формирование конструктивного мышления ребенка.
       Именно поэтому, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического мышления.
В процессе обучения математике в качестве эффективных средств развития конструктивного мышления детей выступают дидактические игры, развивающие упражнения, моделирование.
        Средством формирования конструктивного мышления являются задания, направленные на формирование конструктивных умений.
Конструктивное задание - это учебное задание, условие которого отражает пространственные (плоскостные) отношения. Эти отношения зафиксированы и отражены в наглядной модели, доступной восприятию, пониманию и использованию детьми 3-7 лет.
       В методике выделены следующие этапы конструктивной деятельности ребенка на геометрическом материале (в соответствии с требованиями к построению учебных моделей понятий и этапами формирования умственных действий).
        На 1 -м этапе работа с моделями геометрических фигур выполняется ребенком на вещественном уровне: ребенок выполняет задания с различными наборами геометрических фигур на складывание по образцу, по заданию, по представлению: узоров, картинок, сюжетов, орнаментов и других конструкций.
           На 2-м этапе те же самые задания он выполняет на графическом уровне, т.е. используется прием "конструктивного рисования". Главное отличие этого приема - использование специальных рамок с прорезями в виде геометрических фигур. Рамка позволяет получить форму, идентичную заданной (педагог изготавливает образцы, используя ту же рамку); обводя фигуру по рамке, ребенок каждый раз повторяет эту форму, закрепляя ее образ на уровне кинестетики. Закрашивание фигуры по рамке (внутри прорези) не только развивает моторику, но еще раз закрепляет образ плоской фигуры. Поскольку рисунки и композиции содержат огромное количество сочетаний фигур в разных положениях, ребенок постепенно научается видеть и узнавать искомые формы в самых невероятных сочетаниях, ракурсах, наложениях, расчленениях. Таким образом, в результате систематической работы у детей формируются "устойчивость" в сохранении образа формы и умения выполнять любые движения этой формы, а также умения синтезировать из этих форм разнообразные композиции. Задания, представленные в виде забавных рисунков, носят игровой характер. Здесь используется "второй способ научения", суть которого - в овладении знаниями и умениями не целенаправленно, а в процессе какой-нибудь другой деятельности.
       В качестве "другой деятельности" выступает конструктивная деятельность ребенка с разнообразными моделями. Результат этой деятельности (рисунок, аппликация, конструкция) является привлекательным для ребенка: ему хочется сделать это самому, получить в свое распоряжение, экспериментировать с полученной конструкцией. Дети любят результаты своего труда, гордятся ими. Таким образом, формируется познавательный интерес, активность, мотивация познавательной деятельности.
      Эффективным средством развития конструктивного мышления также является моделирование. Такой подход к обучению - это возможность представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения .
       Метод моделирования широко применяется в методике ознакомления дошкольников с количественными и пространственными отношениями (автор Л.А.Венгер), в процессе усвоения представлений о числе и величине (автор Е.Б.Роговская).
        Развитие конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста теснейшим образом связано с интеллектуальным (языковое развитие, техническое, концептуальное мышление, способности: планировать, оценивать, классифицировать) развитием ребенка; развивает творческий потенциал (творческая фантазия, нацеленность на успех и т.д.), а также его личностные качества (энтузиазм, самомотивация, доброжелательность, терпение и т.д.).
 

БИБЛИОГРАФИЯ


 

  1. Абашина    В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста. Дисс. канд. пед. наук. - Сургут, 1998. - с. 184

  2. Белкина        В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М.: академический проект, 2005.

  3. Белошистая     А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей//Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - с.69.

  4. Белошистая       А.В. Современные программы математического образования дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

  5. Белошистая   А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М: Гуманит. изд. центр.Владос, 2004. - 400 с.

  6. Дошкольное    образование. Словарь терминов/ Сост. Н.А. и др. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 400с.

  7. Гоголева      В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. - Спб.: Детство-пресс", 2004 - 56с.

  8. Ерофеева,          Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.- 191 с.

  9. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. .И.Бабаевой, З.А. Михайловой. - Спб.: "Детство-пресс", 2004 - 192с.

  10. Крутецкий         В.А. Психология математических способностей. -М., 1968

  11. Леушина    А.М. Формирование элементарных математических представ у детей дошкольного возраста. - М., 1974

  12. Шайдурова      Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.

  13. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления учащихся. М.,1982.

 
Каталог: GMO
GMO -> Сидельникова Анна Витальевна
GMO -> Пояснительная записка актуальность программы
GMO -> Ix x. xi xii xiii xiv xv xvi. Эффективные направления психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся
GMO -> Обзор наиболее эффективных методов работы при подготовке учащихся к сдаче егэ и гиа по истории и обществознанию
GMO -> Реализация концепции современного урока физики в рамках введения фгос ООО
GMO -> Проектная деятельность в школе. Из опыта работы Брусинской Л. В. Актуальность педагогического опыта
GMO -> Образовательная область «Труд» Формы образовательной деятельности Цель трудового воспитания
GMO -> Центральная нервная система. Строение и функции спинного мозга. Интегрирующая цель
GMO -> Пояснительная записка Цели и назначение Рекомендаций Целью разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница