Развитие компетентности взрослого работающего с детскими неформальными группами



Скачать 194.85 Kb.
Дата02.06.2016
Размер194.85 Kb.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительного образования


СОГЛАСОВАНО


Председатель экспертного совета

по дополнительному образованию

ГБОУ ВО МГПУ

____________________/ /

Протокол №_____ от _________________

УТВЕРЖДАЮ


Первый проректор

ГБОУ ВО МГПУ


_________________Е.Н. Геворкян

«_____»______________2015 г.





Дополнительная профессиональная программа

(повышения квалификации)
«Развитие детского самоуправления в образовательной организации»
(36 ч.)
Автор курса:

В.В. Круглов, канд. пед. наук, доцент




Москва, 2015

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы

Развитие компетентности взрослого работающего с детскими неформальными группами (органами государственно-общественного управления, детскими советами и т.п.).



Совершенствуемые/новые компетенции



Компетенция

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
Код компетенции


Бакалавриат

Магистратура

4 года

5

лет

1.

Способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики







ПК-3

1.2. Планируемые результаты обучения



Знать

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование,

Код компетенции

Бакалавриат

Магистратура

4 года

5 лет

1.

Современные технологии организации внеурочной, воспитывающей деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта







ПК-3

2.

Документы органов образования и литературы по разрабатываемым проблемам, массовую практику и передовой опыт.







ПК-3



Уметь

Бакалавриат

Магистратура

4 года

5 лет

1.

моделировать изменения и желаемый результата (качеств личности, деятельности); выбирать перспективные направления деятельности и актуальные цели и задачи








ПК-3

2.

Конструкторские умения: выбор оптимальной структуры неформальной детской группы; обеспечение взаимосвязи отдельных блоков программы деятельности неформальной детской группы по содержанию







ПК-3


Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям:

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции, реализуемые после обучения

Код

Трудовые действия

Код А

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования




Общепедагогическая функция. Обучение

А/01.6


Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Воспитательная деятельность

А/02.6


Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

Развивающая деятельность

А/03.6


Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития











1.3. Категория обучающихся: учителя начального и основного общего образования, воспитатели, педагоги дополнительного образования, вожатые, педагоги-организаторы, кураторы ученического самоуправления.

1.4. Форма обучения: очно-заочная (с использованием ДОТ).

1.5. Режим занятий, срок освоения программы: 6 часов в день, 1 раз в неделю.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный (тематический) план



п/п

Наименование

разделов (модулей) и тем

Всего,

час.

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Лекции

Интерактивные занятия




Базовая часть













1.

Детское самоуправление как компонент государственно-общественного управления образованием.

6

2

4

Входное тестирование

1.1

Понятие о детском самоуправлении

3

1

2




1.2

Неформальные группы как основной компонент организации детского самоуправления.

3

1

2







Профильная часть













2

Методические основы организации детского самоуправления

24

4

20




2.1.

Этапы развития неформальной группы. Взаимодействие неформальной группы с социумом

Методы и формы работы с подростками в неформальной группе.

6

4

2




2.2.

Деятельность детского коллектива как системообразующий фактор воспитательной системы.

4

-

4




2.3.

Развитие личности подростка в неформальной группе.

4

-

4




2.4.

Основы организации социально-значимой деятельности как условия эффективности работы неформальной группы.

6

-

6




2.5.

Диагностические методики

4

-

4

Выходное тестирование




Итоговая аттестация










Зачет





ИТОГО

36

14

22



2.2.Рабочая программа

п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Раздел 1. Базовая часть

ФГОС для начальной, средней и старшей школы

Тема 1.1.

Понятие о детском самоуправлении


Вид учебного занятия, учебных работ




Лекция, 1 час

Понятие о государственно-общественном управлении образованием.

Детское самоуправление как компонент государственно-общественного управления образованием.

Краткие основы теории групп. Понятие о детской общности как о неформальной группе. Принципы функционирования детской неформальной группы


Тема 1.2.

Неформальные группы как основной компонент организации детского самоуправления.



Лекция, 1 час

Принципы становления и неформальной группы. Этапы развития неформальной группы. Взаимодействие неформальной группы с социумом




Практическая работа (проблемно-ориентированное занятие), 6 часов

Ролевая игра: решение педагогических ситуаций, заданных преподавателем в группе находящейся на той или иной ступени развития. Методы и формы работы с подростками в неформальной группе. Позиция взрослого в неформальной группе. Построение системы самоуправления.

Раздел 2.Профильная часть (предметно-методическая)

Методические основы внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Тема 2.1.

Этапы развития неформальной группы. Взаимодействие неформальной группы с социумом

Методы и формы работы с подростками в неформальной группе



Вид учебного занятия, учебных работ




Лекция, 4 часа

Основы теории групп. Большие и малые группы. Формальные и неформальные группы. Этапы развития неформальной группы в разных классификациях.

Виды деятельности неформальных групп. Структура группы. Ролевые позиции в группе.



Практическое занятие, 2 часа

Ролевая игра по моделированию структуры неформальной группы.

Тема 2.2.

Деятельность детского коллектива как системообразующий фактор воспитательной системы.



Семинар, 4 часа

Системно-деятельностный подход.

Виды возможных направлений деятельности детского коллектива. Формы работы. Санаторный и казарменный стиль управления неформальной группой. Понятие о воспитательной системе



Тема 2.3.

Развитие личности подростка в неформальной группе.



Практическое занятие-семинар, 4 часа

Возрастные особенности подростков.

Виды и стили руководства. Позиции в группе. Основы коррекционной работы с личностью.



Тема 2.4.

Основы организации социально-значимой деятельности как условия эффективности работы неформальной группы.



Проектно-практическое занятие, 6 часов

Понятие о социально-значимой деятельности. Виды социально-значимой деятельности. Возможные направления социально-значимой деятельности в общеобразовательной организации.

Планирование деятельности неформальной детской группы. Организаторская цепочка.



Тема 2.5.

Диагностические методики



Проектно-практическая работа, 4 часа

Рассмотрение различных методик диагостической деятельности педагога.

Диагностический инструментарий личности. Темпераменты. Акцентуации. Соционические типы. Репрезентативные системы.

Диагностический инструментарий коллектива. Социометрия. Работа с эмоциональными потенциалами коллектива.




Раздел 3.1 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Вид

аттестации

Форма

контроля

Характеристика оценочных материалов

Текущая


Входное тестирование

Анкета из 7 вопросов (Приложение 1).




Проектные задания

Разработка проекта воспитывающего мероприятия на основе конкретных условий




Выходное тестирование

Анкета из 7 вопросов(Приложение 2).


Итоговая аттестация

Зачет (проект)

Разработка проекта воспитывающего мероприятия на основе конкретных условий (предложенных преподавателем или самим слушателем, если он практикующий специалист)

Защита итоговой работы проводится по следующим позициям (критериям):



  • адекватность формулировки темы, актуальности и задач итоговой работы,

  • четкое выделение научных подходов, идей, которые лежат в основе разработки заявленного мероприятия,

  • представленность в работе опыта собственной педагогической деятельности в русле заявленной темы (при возможности - собственных педагогических новаций),

  • наличие в работе количественно-качественной оценки опыта практической работы по избранной теме,

качество оформления.


3.2. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



Предмет оценивания

Формы и методы оценивания

Характери-стика оценочных материалов

Показатели оценивания

Критерии

 оценивания



Комплект оценочных средств

Вид атте

ста-ции

1

ПК-2

Способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся



Разработка и защита проекта

 


Проект выполняется индивидуально или в малой группе (из одного ОУ). Требования приведены выше.

Демонстрация компетентности по оцениваемым компетенциям

адекватность формулировки темы, актуальности и задач итоговой работы;

четкое выделение научных подходов, идей, которые лежат в основе разработки заявленной темы;

представленность в работе опыта собственной педагогической деятельности в русле заявленной темы (при возможности - собственных педагогических новаций);

наличие в работе количественно-качественной оценки опыта практической работы по избранной теме;



качество оформления.

Тематика проектов, требования к проектам, критерии оценки проекта

Ито-говая


Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы (литература)

Основная:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Вифлеемский, А.Б. Как создать попечительский совет школы и организовать его деятельность / А.Б. Вифлеемский. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 208 с. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в во-просах и ответах / [С.Г. Косарецкий, Е.Н. Шимутина, А.А. Седельников и др.]. – М.: Сен-тябрь, 2011. – 192 с. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып.3).

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная:

  1. Аванесян И.Д. Основа – отношения содружества. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003 – с.129-138

  2. Алиева Л.В. Этапы. Традиции. Ориентиры. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003 – с.52-62

  3. Богуславский М.В. Моделирование методических систем., Москва, 2000. – Часть 2. – с.9-19.

  4. Богуславский М.В. Основы выдвижения, подготовки, деятельности организаторов. Социокинетика-1, Москва, 2000. – Часть 1. – с.179-188.

  5. Кудинов В.А. Факторы развития детских объединений. Социокинетика-1, Москва, 2000. – Часть 1. – с.41-55.

  6. Кудряшова Е.В. Среда развития лидерства.. – М., 2003 – с.138-152

  7. Мазыкина Н.В. Востребованность патриота.. – М., 2003 – с.199-204

  8. Музыченко Т.Ю. Самооценка активности. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003 – с.312-317

  9. Радина К.Д. Теоретические подходы к методическим системам. Социокинетика-1, Москва, 2000. – Часть 2. – с.4-9.

  10. Титова Е.В. Трухачева Т.В. Детская общественная организация и школа, Москва, 2000. – Часть 2. – с.156-218.

  11. Харланова Е.М. Резерв организаторов. – М., 2003 – с.261-267

  12. Шагова Э.В. Ориентир – результат. , Москва, 2000. – Часть 1. –

Электронные ресурсы:

1. Министерство образования и науки РФ: http://mon.gov.ru

2. Федеральная служба по надзору в сфере образования: http: // obrnadsor.gov.ru

3. Федеральная целевая программа развития образования: http://www. fcpro.ru

4. Федеральный государственный образовательный стандарт: http:// standart.edu.ru

5. Министерство образования и науки Челябинской области: http: // minobr74.ru

6. Про школу ру. Бесплатный школьный портал: http://www.proshkolu.ru

7. Электронный журнал «Современные проблемы науки и образова-ния» www.garant.ru

8. Гарант:информационно-правовойпортал:http://garant.ru

9. Лучшие практики в области электронного правительства: http://www . gov2russia.ru

10. Журнал «Вестник образования»: http://www.vestnik.edu.ru

11. Инновационная образовательная сеть «Эврика»: http://www . gov2russia.ru

12. Электронные библиотеки России – Бесплатные полнотекстовые рёГ-учебники студентам: http://www.proshkolu.ru

13. Менеджер образования: http://www.eurekanet./ru

14. Федеральный образовательный портал – Экономика, социология, менеджмент //www.omskcity.com

15. Портал информационной поддержки руководителей ОУ. http://www. vestnik.edu.ru

16. Организация государственно-общественного управления и публич- ной отчетности образовательных учреждений http://mon.gov.ru

17. Институт развития государственно-общественного управления об-разованиемhttp://mon.gov.ru

18. Всероссийский интернет-педсовет, консультационная линия по де-мократическому, государственно-общественному управлению общим об- разованием http://www . gov2russia.ru

19. Центр дистанционного образования «Эйдос». Управляющий совет общеобразовательного учреждения как институт гражданского общества http://www.eurekanet./ru

20. Форум по государственно-общественному управлению на общерос-сийском информационно-образовательном портале www.5values.ru


  1. Нормативные документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; http://минобрнауки/документы/336

  3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; минобрнауки.рф/документы/4090/.../концепция%20ДО_10.04.14.doc

  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательном учреждении; http://www.educom.ru/upload/iblock/490/4906ac554043b8deb59a3b78d1baeb7f.pdf


4.2. Материально-технические условия реализации программы



Для реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

  • оборудованные аудитории для проведения аудиторных занятий;

  • мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор и пр.);

  • система дистанционного обучения MOODLE;

  • компьютерные презентации, учебно-методические и оценочные материалы.


4.3. Образовательные технологии, используемые в процессе реализации программы



Программа реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий. Для каждой темы разработаны учебно-методические и оценочные материалы, размещенные в системе дистанционного обучения МГПУ, которые позволяют слушателям самостоятельно осваивать содержание программы. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы слушателей определяется перед реализацией программы для каждой группы обучающихся отдельно.

В процессе реализации программы используются лекции с элементами обсуждения проблем, дискуссии, практические занятия (практикумы), технологии проблемно-ориентированного и проектно-ориентированного обучения.
Утверждено на заседании кафедры

профессионального развития педагогических работников института дополнительного образования


Протокол №___ от «__»______________20__ г.
Зав. кафедрой ___________________/Махотин Д.А./

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Вопросы входного анкетирования


  1. Что такое государственно-общественное управление образованием?

  2. Что такое детское самоуправление?

  3. Каково место детского самоуправления в структуре воспитательного процесса?

  4. Какие формы и модели детского самоуправления вы знаете?

  5. В чем суть системно-деятельностного подхода к воспитанию?

  6. Какова позиция взрослого в структуре детского самоуправления?

  7. Что такое формальные и неформальные группы?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Вопросы к итоговому зачету


  1. Принципы функционирования детской неформальной группы

  2. Методы и формы работы с подростками в неформальной группе

  3. Этапы развития неформальной группы в разных классификациях

  4. Основы организации деятельности неформальной группы

  5. Элементы диагностического инструментария коллектива

  6. Социально-значимая деятельность как основа организации работы детского самоуправления

  7. Основы работы с эмоциональными потенциалами коллектива


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница