Развитие интеллектуальных способностей младших



Скачать 68.59 Kb.
Дата27.05.2016
Размер68.59 Kb.
Выступление на районном МО

Учитель: Киселёва Н.В.

2012 г.

Тема: Развитие интеллектуальных способностей младших



школьников.

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.

Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учёбе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся. Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. Поэтому целью данной работы считаю: рассмотреть интеллектуальное развитие учащихся как важнейший компонент деятельности учителя. Задачи:

- активизировать деятельность педагогов по формированию интеллектуальных способностей учащихся;

- выяснить роль дидактических игр по развитию интеллектуальных способностей учащихся;

- дать рекомендации для педагогов и родителей по формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребёнком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.

В разных психологических и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному. Д.Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Психолог И. А. Домашенко считает, что: «Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях». Итак, интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: - эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства; - способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию; - способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; - вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно – действенным, наглядно – образным, словесно – логическим, речью и т.д. Способности – индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. А что значит интеллектуальные способности? Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач. Однако такие условия часто обеспечиваются не в полной мере, поскольку всё ещё распространённым приёмом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу: упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы. В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления требует индивидуального подхода к каждому ребёнку. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:

- самостоятельность мышления;

- быстрота и прочность усвоения учебного материала;

- быстрота ориентировки при решении нестандартных задач;

- умение отличить существенное от несущественного;

- различный уровень аналитико-синтетической деятельности;



- критичность ума. Где и как мы можем развивать интеллектуальные способности? 1. На уроке. Интенсивное развитие интеллекта у ребёнка происходит в младшем школьном возрасте. Мы с вами уже говорили о том, что интеллектуальные способности развиваются в деятельности и что для развития нужна высокая познавательная активность детей. Но не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально принятая. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие. Будучи самой совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений. Из этого следует, что, развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. Развитие психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи с учебной и игровой деятельностью. Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым. Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей. Цели применения дидактических игр следующие: - интеллектуальное развитие младших школьников; - создание подходящих условий для формирования развития каждого ребёнка как личности, развитие его творческих способностей; - индивидуальный подход к каждому ребёнку и применение индивидуальных средств обучения; - эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх; - углубление уже усвоенных ранее знаний; - увеличение объёма понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника. Вывод: в своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, восприятию у уч-ся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Следовательно дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников.

2. Во внеурочной деятельности.

Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время. Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.



И в заключение несколько рекомендаций:

- применять опыт коллег в своей работе; - пополнять свою методическую копилку разнообразными дидактическими играми; - провести консультацию для родителей по теме «Роль семьи в развитии интеллектуальных способностей младших школьников».


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница