Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности



Дата24.04.2016
Размер0,56 Mb.
Пономарева И.Н.
Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности
Проблема развития индивидуальности младшего школьного возраста является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы.

В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие».

Первые годы обучения в школе – годы очень заметного развития интересов. И основной из них познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира. Развитие интереса идет от интересов к отдельным фактам к интересам, связанным с раскрытием причин, закономерностей связей и взаимосвязей между явлениями. В связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников.

Дети младшего школьного возраста открыты, восприимчивы и любопытны. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка, в том числе и индивидуальности.

Составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность.  

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Курс «Экономика для младших школьников» имеет познавательную направленность. На каждом занятии прослеживаются межпредметные связи.



Развитие речи. Чтение текстов художественной и научно-познавательной литературы, работа с пословицами, рассказы детей по заданной теме

Математика. В ТТЗ включены текстовые задачи, задачи по комбинаторике.

Окружающий мир. Ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на окружающую природу. Развитие представлений детей о природных ресурсах.

Изобразительная деятельность. Выполнение рисунков на заданную тему.

Трудовое обучение. Изготовление поделок из различных материалов.
Организационно-педагогические условия, благоприятные для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста:

1. Конструирование ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

1 класс. Тема «Зачем нужно изучать экономику»img001.jpg

Стр. 11 № 1. Рисунок «Всё в хозяйстве перепуталось». Отметить «-» всё, что ты считаешь ошибочным, «+» - что нарисовано правильно.

1 класс. Тема «Разнообразие потребностей»

Стр. 14 № 1. img002.jpg

1 класс. Тема «Потребности в пище, воде, воздухе и еде»

Стр. 17, № 1img003.jpg


img005.jpg

2 класс. Тема «Выбор»

Стр. 11 № 15.

2. Использование сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

1 класс. Тема «Потребность в сохранении здоровья»

Занятие в форме устного журнала «Береги здоровье смолоду» (Разыгрывание сценок).

1 класс. Тема «Услуги». Игра «Салон красоты»

1 класс. Обобщающее занятие «Экономическое поле чудес»

2 класс. Игра «Как вести учет доходов и расходов»

2 класс. Тема «Покупатель и продавец». Игра «Магазин»

1 класс. Тема «Потребность в образовании». Путешествие в Страну Знаний»

(Вместе с героями сказок «путешествуем» по заливу Читалия, по Лиману родного языка, отправляемся на мыс Математики и заканчиваем путешествие в Порту Природы).

«Справочное бюро» (в каждом классе)


3. Создание ситуаций, в которых ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что должно получиться? и т.д.»

1 класс. Тема «Использование одной и той же вещи для удовлетворения различных потребностей».

Необычное использование обычных вещей (конкурс фантазеров)

1 класс. Тема «Ресурсы»

Стр. 33, № 4. Напиши, какие ресурсы понадобятся тебе, чтобы сделать поздравительную открытку.
2 класс. Стр. 16. № 24

img006.jpg

4. Использование различных инструкций, памяток, схем, образцов в рассуждениях.

5. Включение учащихся в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

групповая форма организации обучения;

систему дифференцированных заданий;

анализа практических задач;

совместного решения проблемных ситуаций.

2 класс. Тема «Бюджет». Групповая работа по составлению бюджета семьи.

В развитии индивидуальности с детьми в начальной школе имеют 3 момента:

1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его воспитанию. Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого школьника, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд;

3) нередко хорошие результаты дает, открыто выражаемое доверие к нравственным силам школьников. Они очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым еще никто ничего не доверял.





Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница