Развитие эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе групповых занятий с элементами арт-терапии



Скачать 62.49 Kb.
Дата22.02.2016
Размер62.49 Kb.


Развитие эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе групповых занятий с элементами арт-терапии
Н.С. Сергеева

Красноярский государственный педагогический университет им.

В.П. Астафьева, Красноярск

Научный руководитель: к.пс.н., доцент М.В. Сафонова



NS110589@yandex.ru
Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его эмоциональная жизнь. Появляются новые переживания, возникают новые, привлекающие к себе задачи и цели, рождается новое, эмоциональное отношение к ряду явлений и сторон действительности.

Произвольная эмоциональная саморегуляция является новообразованием младшего школьного возраста. Под произвольной саморегуляцией эмоционального состояния в психологии понимается процесс управления собственными эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определенную самопомощь в случае сильных негативных переживаний (А.В. Уварова).

Именно в младшем школьном возрасте формирование эмоциональная саморегуляция выдвигается в центр психического развития ребенка. Это связано, во-первых, с физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста (в этом возрасте завершается развитие лобных долей коры мозга, которые принимают участие в организации произвольной регуляции деятельности), во-вторых, с социальной ситуацией развития ребенка (с поступлением в школу меняется внутренняя позиция, меняются требования к ребенку со стороны взрослых и пр.). Способность к эмоциональной саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение.

Исходя из накопленных в психологической литературе знаний и опыта, сформулируем основные выводы, на которых основывается наша работа:



  1. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности» (А.Н. Леонтьев).

  2. Саморегуляция – это внутренний механизм, который лежит в основе внимательного, спланированного и разумного поведения; внутренние процессы, посредством которых индивид отслеживает и контролирует действия, мысли и эмоции для достижения какой-то цели; способность управлять собственным поведением, контролировать собственные импульсы, сдерживать одну реакцию и обнаруживать другую по требованию (П. Лафренье);

  3. Эмоциональной саморегуляцией называется умение справляться со своими эмоциями социально приемлемыми способами (Клер Копп);

  4. Оптимальным методом развития эмоциональной саморегуляции являются групповые занятия с элементами арт-терапии.

Проблема развития эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте в психологической литературе остается недостаточно разработанной, но значимость развития эмоциональной саморегуляции огромна. Эмоциональная саморегуляция способствует освоению навыков самоконтроля поведения, способствует успеху в учебой деятельности, сохранению психологического здоровья и т.д. На это указывают В.Н. Белкина, Г.М. Бреслав, П. Лафренье, Н.П. Слободяник и другие. Поэтому проблема развития эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в настоящее время актуальна и требует дальнейшего изучения.

На базе гимназии №16 Центрального района г. Красноярска нами было проведено исследование, в котором принимали участие 36 человек, ученики 3х классов (9-10 лет). Из них 18 человек (ученики 3Б класса) составили экспериментальную группу, 18 человек (ученики 3В класса) составили контрольную группу.

Целью нашего исследования стала разработка и апробация программы групповых занятий с элементами арт-терапии. На основе анализа научной литературы мы установили основные критерии развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников:



Исходя из выбранных критериев, констатирующий эксперимент был проведен на основе следующих диагностических методик:

  • тест фрустрационных реакций Розенцвейга детский вариант (разработан и апробирован В.В. Добровым );

  • модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла;

  • тест «Исследование волевой саморегуляции».

Результаты констатирующего эксперимента позволили описать актуальное состояние эмоциональной саморегуляции у младших школьников следующим образом:

  • наблюдается умеренная сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций,

  • недостаточно развит самоконтроль за поведением,

  • недостаточно развит рациональный способ решения фрустрации.

Полученные результаты позволили спланировать формирующий эксперимент.

В основу эксперимента была положена групповая работа, которая представляет собой специфическую форму, при которой используются групповая динамика, то есть совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.

Арт-терапия — это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования своих внутренних переживаний, способствует расслаблению. Исходя из данных выводов мы избрали в качестве средства развития эмоциональной саморегуляции групповые занятия с элементами арт-терапии и разработали программу. Цель нашей программы является развитие эмоциональной саморегуляции младших школьников посредством групповых занятий с использованием элементов арт-терапии. В процессе достижения цели реализуются следующие задачи программы:


  • познакомить детей с основными эмоциями;

  • помочь в отреагировании актуальных состояний;

  • снять эмоциональное напряжение;

  • обучить способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;

  • формировать у детей способы эффективного взаимодействия (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);

  • поощрять позитивные формы активности (творчество, инициативу в решении задач, сдерживание негативных реакций и др.)

Для реализации поставленных задач были организованы групповые занятия, которые позволили дать детям представление о различных эмоциональных переживаниях и о возможных причинах, их вызывающих, познакомили детей с основными эмоциями и эмоциональными состояниями (радость, горе/печаль, грусть, гнев, страх, чувство обиды) и приемами саморегуляции этих состояний, тем самым способствуя развитию эмоционально-волевой саморегуляции.

Для успешного развития саморегуляции эмоций большое значение мы уделили развитию рефлексивных способностей детей, умению осознавать собственный эмоциональный опыт. Этому способствовали рефлексивные беседы с детьми (в которых им предлагается вспомнить свои переживания, аналогичные описанным в какой-либо «истории») и арт-терапевтические процедуры.

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству.

В ходе реализации программы мы увидели, что групповые занятия с элементами арт-терапии позволили детям раскрыться, способствовали развитию рефлексивных способностей и способности к самоконтролю, формированию и закреплению у них адекватных, социально приемлемых способов выражения эмоциональных переживаний, расширению арсенала приемлемых способов поведения, повышению поведенческой гибкости, снятию эмоционального напряжения.



После проведения программы формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез, направленный на анализ изменений в уровне развития эмоциональной саморегуляции по основным критериям. В работе были использованы методики, аналогичные первому констатирующему срезу, которые позволили сделать нам следующие выводы:

  1. Дети научились анализировать собственные эмоции и поведение.

  2. Дети научились выбирать наиболее эффективные стратегии эмоционального реагирования.

  3. Дети научились выражать собственные чувства и понимать чувства других.

  4. Дети усвоили эффективные способы регуляций эмоций и выражения негативных эмоций социально приемлемыми способами.

Таким образом, групповые занятия с элементами арт-терапии являются эффективным способом развития произвольной эмоциональной саморегуляции у младших школьников.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница