Разработка вариативных моделей повышения квалификации для тьюторов по работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в т ч



страница1/9
Дата22.04.2016
Размер1.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Часть 1. Разработка вариативных моделей повышения квалификации для тьюторов по работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в т.ч. с победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников

1.1. Аналитическая справка по результатам обзора, существующего методического обеспечения работы педагогов с детьми, проявившими выдающиеся способности, в т.ч. с победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников

Аналитическая справка по результатам обзора существующего методического обеспечения работы педагогов с детьми, проявившими выдающиеся способности, в т.ч. с победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, включает в себя анализ нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми, состояние методического обеспечения деятельности педагогов и тьюторов по сопровождению детей, проявивших выдающиеся способности, в регионах Российской Федерации, а также анализ технологий проведения всероссийских олимпиад школьников на различных этапах.

Работа с детьми, проявившими выдающиеся способности, является одним из приоритетных направлений российского образования. Социально-экономический прогресс выявил потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуаций. От решения проблемы раннего выявления и обучения талантливой молодежи зависит интеллектуальный и экономический потенциал страны. Забота об одаренных детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

Законодательством Российской Федерации регламентируются направления развития системы образования для выявления и поддержки одаренных детей, предусматривается реализация системы мер по созданию благоприятных условий для их развития и обучения.

К документам, регламентирующим работу с детьми, проявившими выдающиеся способности, относятся:



  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указы Президента Российской Федерации;

  • Постановления Правительства РФ;

  • Распоряжения Правительства РФ;

  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Рассмотрим указанные документы подробнее.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В главе 1 «Общие положения», статье 5, «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, п.5 написано: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления <…> оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте».

В главе 8 «Дополнительное образование», статье 71 «Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета», п.4 отмечено: «Право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют: 1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией<…>».

п. 12. «Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти: 1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией; 2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные частями 7 и 8 статьи 70 настоящего Федерального закона».

В главе 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся», в статье 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности», написано:

«1. В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования.

2. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается.

3. В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников, перечень и уровни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждаются порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты всероссийской олимпиады школьников, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, а также порядок проведения олимпиад школьников, указанных в первом предложении настоящей части, включая критерии определения уровней указанных олимпиад школьников, образцы дипломов победителей и призеров указанных олимпиад. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, а также порядка проведения олимпиад школьников, указанных в первом предложении настоящей части, гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в соответствии с частью 15 статьи 59 настоящего Федерального закона, предоставляется право присутствовать при проведении указанных олимпиад и направлять информацию о нарушениях, выявленных при их проведении, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

4. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, могут предусматриваться специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц.

5. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее – нетиповые образовательные организации). Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения, и нетиповыми образовательными организациями, определяются в соответствии с частью 11 статьи 13 настоящего Федерального закона».



Указы Президента Российской Федерации

В Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (от 1 июня 2012 года №761) говорится об обеспечении условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей. В качестве мер, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи, приведены следующие: «Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей, поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми, создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей, создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями), обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи».

В подразделе 8 «Ожидаемые результаты» отмечено: «Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью)».



Постановления Правительства РФ

В Постановлении Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года) в разделе «Основные цели и задачи образования» указано: «Система образования призвана обеспечить <…> развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью».

В Постановлении Правительства РФ от 07.02.2011 г. №61 (ред. от 26.11.2012) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» в перечне мероприятий записано следующее: «В рамках приоритетного национального проекта «Образование» на 2011-2013 годы произойдет формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. Ожидаемые результаты: система взаимодействия 18 университетов и учреждений общего образования; 6 центров при крупных университетах, дистанционные школы при национальных исследовательских университетах (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)».

Распоряжения Правительства Российской Федерации

В Распоряжении Правительства РФ от 22.11.2012 г. №2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» в подпрограмме 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» записано следующее: «Основное мероприятие 2.4. «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи» направлено на создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны».



В Распоряжении Правительства РФ от 08.12.2011 г. №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» в разделе V «Формирование компетенций инновационной деятельности», в подразделе 1 «Образование», написано: «Также будет поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных центров, интегрирующих общее и дополнительное образование, а также предоставляющих возможности профессиональной подготовки (с возможностью присвоения наиболее эффективным из них статуса президентских лицеев). Ключевым условием поддержки создания и развития таких школ будет обеспечение полноценной доступности их для одаренных детей из малообеспеченных семей и удаленных и труднодоступных территорий. Деятельность школ для одаренных учащихся при вузах будет развиваться не только по естественно-научному профилю и направлениям точных наук, но также и по другим направлениям подготовки. В каждом из ведущих классических и федеральных университетов и не менее чем в половине национальных исследовательских университетов предусматривается создание указанных школ, обеспечивающих как очное, так и дистанционное образование. Не менее 10 процентов учащихся старших классов сельских школ будут получать дополнительное образование в таких образовательных учреждениях».

В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») в разделе 4 «Развитие образования» отмечено, что для реализации стратегической цели государственной политики в области образования – повышения доступности качественного образования – предполагается решение приоритетных задач, в числе которых «создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи». Установлены целевые ориентиры развития системы образования: к 2020 году, в том числе «наличие не менее 10-12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах».

Кроме того, в «Плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг.», утвержденном распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р (ред. от 05.12.2011) «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»« (вместе с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»), в разделе II «Развитие системы поддержки талантливых детей», мероприятие 5 «Развитие системы поиска одаренных детей», сказано о необходимости организации конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) всероссийского, регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности (в 2011-2015 гг.); создании единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи (в 2013 г.).

В Мероприятии 6 «Обеспечение развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей» написано: «а) создание центров поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах».

В примечании сказано: «По результатам реализации мероприятий настоящего плана предполагается достижение следующих основных показателей», в том числе и «рост количества субъектов Российской Федерации, в которых действуют региональные программы поддержки талантливых и одаренных детей, с 20 до 100 процентов».

4 февраля 2010 года утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» указывается, что «в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы. Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты».

В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2011-2015 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», отмечено, что «основное мероприятие 2.4 «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи» направлено на создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны».

В разделе IX «Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы» написано: «В результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены: «Создание ресурсов и программ для одаренных детей», «создание 6 центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах»».

Сегодня уделяется особое внимание построению общероссийской системы выявления, поддержки и развития одаренных детей. Принята Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 г., утвержден Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Основными направлениями функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются:

- развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов;

- развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных организаций;

- развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров;

- развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;

- формирование условий для профессиональной самореализации молодежи.

Развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров направлено на формирование ответственности профессиональных сообществ за результаты педагогической деятельности; стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи; обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства; создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных учреждений.

Таким образом, четко обозначена позиция государства в работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, показана стратегическая направляющая современной образовательной деятельности с данной категорией детей.

Проанализированные документы являются определяющими для построения работы с детьми, проявившими выдающиеся способности, в условиях регионов Российской Федерации. В соответствии с ними выстраивается система поиска, выявления, поддержки и развития одаренных детей в регионах РФ. Каждый регион формирует свой пакет нормативно-правовых актов, в том числе долгосрочные программы развития образования, включающие подпрограмму «Одаренные дети», либо целевые программы, посвященные мероприятиям по развитию и поддержке одаренных детей.

Анализ региональных документов: ежегодных отчетов «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»», программ развития образования, концепций и моделей работы с одаренными детьми и др. показал динамику развития системы работы с детьми, проявившими выдающиеся способности, по таким направлениям, как:

- организация конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) всероссийского, регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности;

- создание и организация работы центров поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах;

- разработка и введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

Построение эффективной системы работы с одаренными, способными детьми включает создание условий по выявлению, развитию и реализации их способностей, социальной поддержке талантливых школьников, обеспечению их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.

Но не менее важным является повышение профессионального мастерства педагогов и тьюторов, современное научно-методическое обеспечение их работы и высококачественное содержание образовательных программ. Педагоги не всегда имеют возможность распознать способности своих одаренных учеников и не умеют стимулировать их развитие, оказывать квалифицированную помощь родителям одаренных детей. Они нередко проявляют неуверенность и неточность в идентификации одаренности. Выявление одаренных детей и отношение к ним у педагогов зачастую варьируется от нежелания признавать их таланты до существенной переоценки способностей.

По мнению самих регионов, проблема системы подготовки и методического обеспечения работы педагогов с детьми, проявившими выдающиеся способности, продолжает оставаться ключевой, нерешенной задачей и требует дальнейшего совершенствования как на федеральном, так и на региональном уровне. Несмотря на масштабность и разноплановость, эта работа на региональном уровне в основном представлена отдельными мероприятиями и школьными образовательными программами, зачастую не имеет единого регионального научно-методического и информационного пространства, отсутствует сетевое и межведомственное взаимодействие, не соблюдаются принципы системности, преемственности. Обращает на себя внимание отсутствие системы повышения квалификации педагогов по работе с талантливыми школьниками, недостаточно эффективно внедряются дистанционные технологии и практически не представлены сетевые педагогические сообщества.

В региональных отчетах выделен спектр проблем, связанных с методическим обеспечением работы педагогов с детьми, проявившими выдающиеся способности. Проблемы носят как внешне формальный (но при этом имеющий непосредственное влияние на реализацию программ работы с одаренными детьми вплоть до невозможности реальной и продуктивной организации такой работы), так и содержательный характер (при этом можно рассматривать не только отсутствие механизмов реализации, но и слабое использование текущих, существующих возможностей).

Важнейшая из них – дефицит квалифицированных педагогических кадров, способных эффективно работать с одаренными детьми, как в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования детей. Например, неготовность части педагогических коллективов перевести работу с одаренными детьми в плоскость изменения технологий педагогического взаимодействия по оси «одаренный ребенок – педагог». Для этого необходимо формирование способности и готовности педагогических работников планировать и осуществлять долгосрочное психолого-педагогическое сопровождение развития юного дарования на основе индивидуальных образовательных траекторий.

Отмечается низкая психологическая и педагогическая компетентность учителей в выявлении и низкая мотивация в поддержке одаренных (талантливых) детей школьного возраста.

Выявление способных (одаренных, талантливых) детей осложняется наличием субъективизма и отсутствием единого концептуального подхода в оценках способностей, одаренности (таланта) детей со стороны педагогов и психологов. Данная проблема не может решаться только на региональном уровне, это запрос к психологической науке и академическим структурам. Формирование концептуального подхода в оценке способностей детей должны лежать в основе модели повышения квалификации различных групп специалистов сферы общего образования, в том числе тьюторов, работающих с детьми, проявившими выдающиеся способности.

Зачастую основное внимание уделяется детям, в той или иной степени уже проявившим свою одаренность. Но, учитывая, что незаурядные результаты своей деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть детей, а нереализованные возможности, творческий потенциал, лежащий в основе одаренности, имеется у каждого ребенка, дети с непроявленными или скрытыми способностями оказываются вне внимания специалистов и потому не получают необходимой для развития одаренности помощи и поддержки. Система работы с талантливыми детьми должна включать в себя целый ряд составляющих, направленных на создание условий для благоприятного интеллектуального психологического и психофизического развития детей на всех этапах взросления, с тем, чтобы способствовать максимальному сохранению и развитию их природного дара и в зрелом возрасте.

Поэтому проблема выявления одаренных детей может быть переформулирована в проблему создания необходимых условий для развития и стимулирования интереса к приобретению знаний, выявлению и развитию интеллектуально-творческого потенциала у всех детей без исключения в системе базовой школьной подготовки, подготовки в рамках дополнительного образования и самоподготовки. В отчетных материалах отмечается несогласованность действий учителей-предметников и педагогов дополнительного образования в использовании технологий поддержки и сопровождения индивидуальных траекторий развития одаренных детей.

Данная проблема в случае реализации способов ее решения выводит всю работу с одаренными детьми на совершенно иной уровень. Как учителям-предметникам, так и педагогам дополнительного образования необходимо знать и уметь применять методики выявления одаренных детей, формы и способы их психолого-педагогического сопровождения. В настоящее время не решается вопрос развития и формирования у педагогов компетенций, необходимых для работы с учащимися отдельно для каждой ступени общего образования: начальное общее образование (1-4 классы, 6 - 10 лет), основное общее образование (отдельно для учащихся 5-6 классов (11 - 12 лет) и 7-9 классов (13 - 15 лет), среднее общее образование (10-11 классы, 16-18 лет).

Во многих регионах создана система профильных классов в старшей школе, гимназий и лицеев, ориентированных на своевременное, правильное, эффективное профессиональное самоопределение старшеклассников, отмечается поступательное развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения старших школьников, развитие инфраструктуры образовательных учреждений, реализующих программы с углубленным изучением предметов.

Особый интерес представляет опыт создания специализированных учебных заведений различных типов для интеллектуально одаренных детей: учреждение дополнительного образования детей «Интеллект» г. Владикавказа, центр дополнительного образования «Одаренный школьник» в Кировской области, Областной научно-методический центр по работе с одаренными детьми «Интеллект» в Курской области, центр одаренных детей в Нижегородской области, центры работы с одаренными детьми в Ульяновской и Тамбовской областях, центр дополнительного образования детей «Одаренный школьник» в Костромской области, Смоленский областной Центр развития творчества детей и юношества и др.

Передовыми учреждениями, обучающими одаренных детей, призваны стать президентские лицеи при федеральных и (или) национальных исследовательских университетах. Их деятельность обеспечит более масштабную и раннюю (начиная с 9 класса средней школы) возможность заниматься наукой, доступность качественного профессионального образования, а значит, создаст дополнительные предпосылки для привлечения в регионы талантливых и энергичных молодых людей, и тем самым – для более успешного социально-экономического развития территорий.

В Республике Северная Осетия-Алания функционируют специализированные учреждения по поддержке одаренных детей: государственные образовательные учреждения «Центр внешкольной работы «Поиск», физико-математический лицей-интернат, в Северо-Осетинском педагогическом институте открыт факультет научной подготовки учащихся, где приобщаются к исследовательской деятельности учащихся 5-11 классов школ республики, в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте (ГТУ) для школьников старших классов функционируют Малая инженерная академия и Малая академия архитектуры и дизайна, в г. Владикавказе – центр развития творчества детей и молодежи «Интеллект». Значительную работу по поиску и поддержке одаренных детей осуществляют 47 учреждений дополнительного образования детей республики, в которых реализуются образовательные программы 10 направлений деятельности и обучаются 44 тысячи человек.

В Вологодской области создана сеть общеобразовательных учреждений, предусматривающих работу с интеллектуально одаренными детьми: 3 лицея (БОУ ВО Вологодский многопрофильный лицей, МОУ Общеобразовательный лицей «АМТЭК» г. Череповец, МОУ Лицей № 32 г. Вологда), 5 гимназий (Гимназия № 2 г.Вологда, Гимназия № 8 г. Череповец, Женская гуманитарная гимназия г. Череповец, Гимназия г. В.Устюг, Гимназия г.Устюжна); 6 общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов: № 1, №8 г. Вологды, № 10, № 21, № 26, № 9 г. Череповец. Однако отмечается, что общих региональных подходов к реализации гимназического и лицейского образования, а также к определению специфики работы с одаренностью в условиях таких учреждений не определено, имеется только статистика.

В Ставропольском крае сложилась система работы с одаренными детьми в инновационных учреждениях, стимулирующая развитие высокоинтеллектуальной личности: гимназия «Лик» г. Невинномысска, МБОУ лицей № 14 г. Ставрополя, Центр «Поиск» г. Ставрополя, МБОУ СОШ № 15 с. Казинка Шпаковского района, причем в этой школе в данной се основное внимание уделяет формированию обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором как условием развития индивидуальности сельского школьника.

Центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск» является координационным учреждением по обучению одаренных детей в Северо-Кавказском федеральном округе. Свыше 10000 обучающихся занимаются в Центре разными видами образовательной деятельности.

В Центре реализуются программы для детей, начиная с 5 летнего возраста: «Введение в школьную жизнь» и «Семь шагов на пути к успеху» (5-6 лет), для младших школьников – курс междисциплинарного обучения «Одарённый ребёнок», для школьников 9-17 лет – программа интеллектуального и творческого развития «Техника умственной работы», основная цель которой – научить детей учиться легко и с удовольствием. Эти программы комплексного развития гармонично дополняют программы изучения фундаментальных наук – физики, математики, информатики, где в полной мере осуществляется интеграция общего, дополнительного и высшего образования.

Выявлением и сопровождением детской одаренности занимаются педагоги как на уровне общеобразовательных учреждений, так и в системе дополнительного образования. Разработаны и реализуются преподавателями вузов программы дистанционного образования по разным направлениям. Проводятся конференции, конкурсы, олимпиады, акции, способствующие проявлению предметной, метапредметной, творческой одаренности обучающихся. Внедряются разнообразные механизмы финансовой поддержки обучающихся, имеющих достижения в различных видах деятельности.

В некоторых регионах РФ открываются школы для одаренных детей, принимающие детей не только из своего региона, но и всей России. Примером является созданный в 1997 году в Приволжском федеральном округе Лицей-интернат «Центр одаренных детей» – специализированное учреждение по работе с одаренными детьми. В Центре одаренных детей реализуются программы третьей ступени обучения в соответствии с профилями: лингвистический (английский) – договор с Нижегородским государственным лингвистическим университетом им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ); физико-математический, информационно-технологический – договор с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижегородским государственным педагогическим университетом им. К. Минина (НГПУ), Нижегородским государственным техническим университетом (НГТУ); химико-биологический – договор с ННГУ, НГПУ, Нижегородская государственная медицинская академия (НГМА); историко-правовой – договор с ННГУ, НГПУ; социально-экономический – договор с ННГУ естественно-научный – договор с ННГУ, НГПУ, НГМА.

Тесное взаимодействие общеобразовательных учреждений с учреждениями высшего профессионального образования, непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в учебно-воспитательном процессе объективно ведет к повышению качества образования для каждого ребенка и предоставляет возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей.

Например, на муниципальном уровне интеграция образовательных учреждений различных типов сложилась, в наукоградах (г. Обнинск Калужской обл., г. Саров Нижегородской обл., г. Рыбинск Ярославской обл. и др.).

На региональном уровне – в субъектах Российской Федерации сложилась межведомственная система организации исследовательской деятельности учащихся, которая предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, вузов, научных учреждений, общественных организаций, благотворительных организаций. Получили развитие каникулярные школы, сборы, экспедиции (например, в Кабардино-Балкарской Республике Министерство образования и науки КБР, Министерством социальной защиты КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Фонд социального страхования КБР, Республиканский Дворец Творчества детей и юношества КБР проводят республиканскую летнюю научно-оздоровительную школу НОУ «Сигма»; в Москве в рамках программы «Я и Земля» школой № 1333 и Домом научно-технического творчества молодежи г. Москвы проводится межрегиональная учебно-исследовательская экспедиция «Кенозеро» и др.).

Государственное учреждение Ярославской области «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании» в целях социальной адаптации одаренных детей создало в сети Интернет раздел, представляющий собой виртуальное жизненное дерево, помогающее школьнику определиться в своем дальнейшем пути, – online-ресурс «Социальный навигатор». Целью его является создание условий для совершенствования навыков поведения в современном обществе с помощью средств телекоммуникаций. Созданы банки педагогической, социологической, психологической, учебной информации, специализированные программные комплексы для реализации интерактивных возможностей, строятся личностно-ориентированные маршруты, проигрываются виртуальные ситуации, в которых ребенок может попробовать различные стратегии поведения, и, оценив себя, выбрать оптимальную.

На межрегиональном уровне – межрегиональная модель организации учебно-исследовательской и иной деятельности обучающихся, как показывает практика последних лет, может осуществляться на базе образовательных учреждений различных типов и видов. Причем, инициаторами подобных межрегиональных проектов организации учебно-исследовательской деятельности выступают не только федеральные, республиканские, краевые и областные учреждения, но и муниципальные – школа № 1553 г. Москвы, Центр научно-технического и эстетического образования г. Обнинска Калужской обл., Челябинский дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. С 14 вузами работает Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. Более 50 вузов Москвы сотрудничают с Московским Дворцом творчества детей. Учреждения дополнительного образования детей работают при МФТИ, МИФИ, МГТУ имени Баумана. Известен опыт делового сотрудничества вузов и учреждений дополнительного образования городов Петрозаводска, Челябинска, Новосибирска, Томска, Новгорода, Оренбурга и многих других.

Нами были проанализированы отчеты по государственных контрактам, рассматривающие проблемы взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования в вопросах сопровождения одаренных детей:

-«Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе центра при крупном университете, расположенном в Дальневосточном федеральном округе» (исполнитель – ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова);

- «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционной школы при национальном исследовательском университете по следующим академическим направлениям: математическое, физическое» (исполнитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»);

-«Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе центра при крупном университете, расположенном в Приволжском федеральном округе» (исполнитель –Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (ФГБОУ ВПО «ПНИПУ»);

-«Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе центров при крупном университете Сибирского федерального округа» (исполнитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»);

-«Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционной школы при национальном исследовательском университете по следующим академическим направлениям: гуманитарное, физическое» (исполнитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»);

-«Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционной школы при национальном исследовательском университете по следующим академическим направлениям: гуманитарное, естественнонаучное» (исполнитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»);

-«Анализ моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей, и распространение положительного опыта на уровень образовательных учреждений высшего образования» (исполнитель – НОЧУ ВПО НИ «ВШУ»).

Таким образом, реализуются поставленным государством задачи по формированию системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков.

В рамках организационно-методического сопровождения деятельности муниципальных центров поддержки одаренных детей высшими учебными заведениями проводится следующая работа.

В Московской области центрами работы с одаренными детьми являются: отдел научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми Центра стратегических разработок ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», Ресурсный центр по русскому языку ГОУ ВПО Московского государственного областного университета, Центр по работе с одаренными детьми и учителями Московской области (естественно-экологическое направление и художественно-эстетическое направление), Региональный координационно-методический детско-юношеский центр физической культуры и спорта МГОУ, Центр просвещения им. Академика А.Н. Сисакяна ГБОУ ВПО МО университет «Дубна». Также в Московском государственном областном университете создана база для успешного функционирования Центра поддержки олимпиадного движения, в рамках которого планируется работа очно-заочных лицеев по подготовке одаренных детей к Всероссийской олимпиаде по общеобразовательным предметам.

Достаточно успешно задачи развития одаренности решаются в формате очно-заочного дополнительного образования детей, организуемого на базе областных, краевых, республиканских и федеральных учреждений дополнительного образования детей (Челябинский областной центр юных натуралистов, Федеральная заочная физико-техническая школа (ЗФТШ) при МФТИ и др.), а также высших учебных заведений (Ярославский государственный университет – областная физико-математическая школа и многие другие).

Совместно с учреждениями высшего профессионального образования, с привлечением их научно-методической базы, проводятся семинары, фестивали, конференции, круглые столы, тренинги для учителей по развитию олимпиадного движения и обеспечения развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей.

Так, на базе Московского государственного областного университета создана и развивается сеть очно-заочных профильных лицеев для подготовки команд Московской области к участию в заключительном туре всероссийских предметных олимпиад. В 2013 году подготовлена серия видео-лекций с заданиями по математике, биологии, русскому языку, по географии и истории. Заключены договоры о сотрудничестве с 10 территориями Московской области по организации их трансляции и организации работы со школьниками в режиме он-лайн.

Во всех подмосковных вузах помимо традиционных школ юных естествоиспытателей и гуманитариев активизировалась деятельность восстанавливаемой сети детских и молодежных центров технического творчества. Сутью реализуемого ими проекта можно считать объединение в единое сообщество сохранившихся и вновь возникающих кружков и центров технического творчества детей, подростков и молодежи. Данный проект преследует своей целью создание условий, способствующих вовлечению в наукоемкие технические отрасли экономики одаренной молодежи.

Деятельность предметных школ получила продолжение в проведении Летних Школ для одаренных детей, где ведется обучение методам поиска научной информации и обработки литературы по заданной теме, приобретению навыков проведения экспериментов, работы с реактивами, современным оборудованием, составлению научной презентации по теме и приобретению опыта выступлений на научной конференции.

В Хабаровском крае также уделяется внимание активизации взаимодействия общеобразовательных организаций с образовательными организациями высшего образования, что проявляется в проведении краевых конкурсов научно-исследовательских работ старшеклассников «Школьный вектор развития Хабаровского края», «Будущее Хабаровского края в надежных руках», регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Совершенствуется дистанционное обучение школьников. Дистанционное обучение с использованием электронных образовательных ресурсов позволяет ежегодно обучать по различным программам дополнительного образования более 500 человек из всех муниципальных районов Хабаровского края. Создан банк данных одаренных детей и образовательных организаций края, активно работающих с одаренными детьми. В него включены 130 образовательных организаций края. Продолжена работа заочных краевых школ: физико-математической и эколого-биологической. Всего в школах обучаются более 500 школьников. На базе ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» осуществляет деятельность воскресная физико-математическая школа, участниками которой являются 247 учащихся 8-11 классов.

В 2013 году на базе Института развития образования Хабаровского края начал работу центр поддержки одаренных детей. Центр организует психолого-педагогическую, предметно-методическую поддержку и сопровождение одаренных, талантливых детей; апробирует инновационные технологии обучения исследовательской деятельности школьников; осуществляет координацию организаций, активно работающих с одаренными детьми. С февраля 2013 года реализуется проект «Школа креативного мышления», всего обучено свыше 500 педагогов профессиональных образовательных организаций по внедрению в учебный процесс методик развития креативного мышления.

Поддержка талантливых детей и молодежи осуществляется путем учреждения премий Губернатора края, направления команд на всероссийские этапы конкурсов. Десяти лучшим учащимся школ вручены стипендии Губернатора края за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта.

С целью повышения информированности о работе с одаренными детьми и молодежью систематически осуществлялась публикация и размещение материалов в краевом журнале «Образование в Хабаровском крае», региональном научно-методическом журнале «Образование на Дальнем Востоке: теория и практика», краевой телевизионной передаче «Классная работа», спецвыпусках «Мастерская», «Классная работа» краевой газеты «Тихоокеанская звезда».

Обновляется содержание дополнительного образования, расширяется спектр образовательных услуг: педагоги организаций дополнительного образования реализуют более 3600 образовательных программ, обеспечивающих создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, направления и вида деятельности.

В Томской области на протяжении ряда лет накоплен серьезный опыт организации мероприятий по выявлению и сопровождению талантливых детей, социальной поддержки школьников, имеющих особые достижения в различных видах деятельности. Заслуживает внимания сложившаяся система межведомственного взаимодействия по организации работы с одаренными детьми, направленная на интеграцию общего и высшего образования. Есть примеры организации центров по работе с одаренными и талантливыми детьми при образовательных учреждениях и вузах, в том числе муниципальные.

С целью создания условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей в Томской области в 2013 году создана инновационная инфраструктура – региональная сеть, в которую входят 5 региональных центров и 9 межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми: ОГБУ «Региональный центр развития образования», ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей», ОГБОУ «Томский физико-технический лицей», ОГБОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей», ОГБОУ «Томский областной институт повышения квалификации работников образования». Каждый центр регионального уровня, учитывая специфику и содержание его основной деятельности, имеет конкретное направление работы с одаренными детьми.

В 2013 году по итогам конкурсного отбора среди муниципальных образовательных учреждений для организации системы выявления, сопровождения одаренных детей созданы 9 межмуниципальных образовательных центров по работе с одаренными детьми (далее – ММЦ): 3 – на территории г. Томска (МБОУ Академический лицей г. Томска, МАОУ ДОД Центр дополнительного образования детей «Планирование карьеры» г. Томска, МАОУ гимназия № 6 г. Томска), 6 – в группах муниципальных образований Томской области, объединенных по территориальному принципу (МБОУ СОШ № 5 городского округа Стрежевой, МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1», МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Первомайского района, МБОУ «Зональненская средняя общеобразовательная школа» Томского района, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 80» ЗАТО Северск, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Колпашево). Перед ММЦ стоит задача создать комплекс условий для реализации инновационных образовательных программ, направленных на выявление и развитие способностей одаренных и талантливых обучающихся, обеспечения информационного, методического, психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, их родителей (законных представителей), педагогических работников, выстраивания сетевого взаимодействия с социальными партнерами и образовательными учреждениями для объединения разных типов ресурсов и решения общих задач.

В проанализированных документах указывается, что проблема низкой мотивации педагогов в поддержке одаренных (талантливых) детей школьного возраста обусловлена отсутствием должной финансовой заинтересованности специалистов как основного мотивационного фактора. Лишь в немногих регионах обращается внимание на внутренние мотивы, заставляющие педагогов с должным вниманием и интересом относиться к работе с одаренными детьми. Создается система стимулов для педагогов: например, использование возможности представить свою модель работы с одаренными детьми в краевых конкурсных мероприятиях, провести мастер-классы для молодых специалистов, поучаствовать в конференциях, возглавить ассоциацию учителей-предметников.



В регионах продолжает совершенствоваться работа по подготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, развивается система научно-методического сопровождения данной работы. Развиваются различные формы обучения педагогов, тьюторов: курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары на базе ведущих школ, семинары на базе вузов, внутренние стажировки, профессиональные педагогические конкурсы, региональные и всероссийские конференции и т.д.

Так, например, в Республике Коми проводятся курсы повышения квалификации по теме: «Особенности работы с одаренными детьми», проводится республиканский конкурс учреждений дополнительного образования детей. В Хабаровском крае действует постоянный семинар для педагогов, работающих с одаренными детьми, проводятся консультации для учителей сельских школ. Для педагогов Ставропольского края проводятся краевые семинары по проблемам сопровождения одаренных детей, краевой открытый педагогический фестиваль «Талант года», семинары-практикумы повышения психологической компетентности педагогов. Областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Ивановской области организовано проведение экспертизы, анализа авторских программ, проектов по работе с одаренными детьми, изданы лучшие авторские программы, методические рекомендации по сопровождению творческого развития детей. В Пензенской области в рамках повышения квалификации проводится стажировка педагогов дополнительного образования детей по авторским курсам для работы с одаренными детьми. В Ярославской области ежегодно проходят семинары-практикумы по темам: «Организация работы с одаренными детьми в ОУ», «Работа с детьми с особыми образовательными потребностями». В Томской области ОГБУ РЦРО совместно с кафедрой Развития образовательных систем Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проведен трехдневный областной обучающий семинар «Разработка модели региональной сети образовательных центров по работе с одаренными детьми». На семинаре были представлены муниципальные и региональные модели по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей; рассмотрены вопросы формирования современной образовательной сети, налаживания социального партнерства для решения конкретных образовательных задач, использования сетевых технологий в работе с одаренными детьми. По итогам обучающего семинара разработаны проекты нормативных актов, в том числе проект положения о деятельности региональной сети образовательных центров по работе с одаренными детьми Томской области, регламентирующего цели, задачи, функции, разработаны механизмы взаимодействия субъектов и система управления региональной сетью. В области проводятся курсы повышения квалификации: «Организация работы образовательного учреждения с одаренными детьми», «Педагогика одаренности: теория и практика работы с одаренными детьми в условиях ФГОС», «Профессиональная компетентность педагога в работе в одаренными детьми», «Профессиональная компетентность педагога-психолога в работе с одаренными детьми». Томская область стала инициатором и организатором проведения всероссийской и межрегиональных научно-практических конференций по актуальной тематике работы с одаренными детьми. Более 1500 педагогов Томской области и других регионов России представляли опыт организации работы с одаренными детьми в рамках Всероссийской конференции «Совершенствование системы дополнительного образования детей в контексте развития региона», II Межрегиональной научно-практической конференции «Основы экономического образования, ученического предпринимательства и научно-технического творчества: опыт, проблемы, перспективы», V Межрегиональной научно-практической конференции «Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения».

Одним из эффективных способов повышения квалификации педагогов, в том числе и по проблемам одаренности, являются профессиональные конкурсы, ежегодно организуемые ОГБУ РЦРО: конкурс лучших учителей ОУ для денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание, региональные конкурсы «Талант – это труд и радость», «Мой лучший урок», «Молодой учитель», «Компетентностные задачи», конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций, – в которых принимают участие педагоги области. По итогам конкурсов пополняются региональные банки инновационных разработок. С целью тиражирования практик лучших учителей опубликованы сборники: «Обобщение опыта работы с одаренными детьми: подготовка к предметным олимпиадам», «Задания к олимпиаде Развивающих практик», «Социальное проектирование – шаг к гражданскому обществу» и др. Созданы ассоциации учителей-предметников, молодых учителей Томской области, сетевые сообщества наставников, лучших учителей, методистов, в рамках деятельности которых обсуждаются проблемы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.

Центр организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москвы ежегодно проводит курсы повышения квалификации по теме: «Современные технологии работы с одаренными школьниками и подготовка их к предметным олимпиадам» для специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, ответственных за организацию работы с одаренными учащимися, директоров школ, их заместителей, руководителей и педагогов дополнительного образования детей, учителей-предметников.

Анализ показал, что одной из самых распространенных форм работы с одаренными детьми в нашей стране является Всероссийская олимпиада школьников. Всероссийская олимпиада школьников

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница