Разработка урока по дисциплине «Культура и психология профессионального общения»



Скачать 80,27 Kb.
Дата22.02.2016
Размер80,27 Kb.
#10997
ТипРазработка урока

лого спк

Автономное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры




«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ





Методическая разработка урока

по дисциплине «Культура и психология профессионального общения»
Тема «Эмоции и чувства»

Профессия 17530 Рабочий зеленого строительства



(из числа выпускников специальных коррекционных учреждений)





Должность

Фамилия/ подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Сураева Н.А.








Сургут, 2014
Цель занятия:

  1. Формировать представления о чувствах, эмоциях, их видах

  2. Развивать способность обучающихся понимать и осознавать свои и чужие эмоции; уметь различать по изображенным эмоциям состояние человека, считывать его по портретам.

  3. Воспитывать искренность, совершенствовать умение рассуждать



Как значимы эмоции и чувства!

Это ветры, надувающие паруса корабля;

они его иногда топят, но без них он не может плавать.

Вольтер
I этап. Организационный момент



II этап. Актуализация знаний

Выполнить упражнение «Приветствия»

Задача состоит в том, чтобы поприветствовать в течение минуты как можно большее количество ребят вгруппе. Можно приветствовать одного участника несколько раз.



Обсуждение: Как вы чувствовали себя во время упражнения? Контакт с кем вам запомнился? Какие средства вы использовали? Что помешало выполнить это упражнение? Какие чувства вы испытывали?

- Выполняя упражнение, каждый из вас испытывал разные чувства, я тоже.

- А что такое чувства? Как вы понимаете значение этого слова?

- Посмотрите внимательно на картинку, один ли человек или разные люди изображены на ней? Как вы определили?

- Можно ли предположить, что это разные люди? Почему? (разное эмоциональное состояние)

- Скажите, чувства связаны с эмоциями?

- можно ли утверждать, что эмоции и чувства – это одно и то же? Пусть данный вопрос будет основополагающим в изучении новой темы.

- Запишите в тетрадях число и тему урока «Эмоции и чувства»

Целеполагание.

- Ребята, что бы вы хотели узнать сегодня о чувствах и эмоциях?

(предполагаемые ответы: что такое чувства и эмоции, какие они бывают).

- Сегодня мы разберемся в том, что такое чувства и эмоции, определим их общее сходство и различия. Поупражняемся в умении распознавать чувства и эмоции по картинкам, при этом будем продолжать учиться рассуждать и высказывать свое мнение.



III этап. Изучение нового материала

- Ребята, скажите, люди все одинаковы?

- Конечно, нет. Они отличаются не только внешностью, но и состоянием души. В точном переводе на русский язык слово «эмоция» означает «душевное волнение» (волновать), «душевное движение» (возбуждать). Характеризуя человека, мы часто обращаем внимание на проявление его эмоций, так называемую эмоциональную впечатлительность. Ведь одни и те же события одних людей оставляют равнодушными, других – слегка взволнуют, а у третьих вызовут сильное переживание.

Наша жизнь невозможна без переживаний, так как все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Мир чувств богат и разнообразен.

- Какие чувства может испытывать человек? Перечислите.

Одно явление нас радует, другое вызывает отвращение; одних людей мы любим, других ненавидим, к третьим проявляем безразличие. Что – то нас может взволновать, испугать, огорчить; некоторыми поступками мы гордимся, о некоторых хочется поскорее забыть (почему?) – стыдно.

В профессиональной деятельности человек тоже не может обходиться без переживаний. Какие чувства он может испытывать? (удовлетворения или разочарования, неудовольствия); через чувства человек выражает свое отношение к работе, к своим коллегам и т.д.

- Так что же такое чувства? Какое ключевое слово должно быть заложено в определении? (переживания).

Запишите в тетради определение

«Чувства – это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает»

- а эмоции? Они связаны с чувствами? Как запишем определение?

Подсказка: радовались ли вы когда – нибудь? Что вы испытывали? (чувство радости). А как это чувство проявлялось? Когда человек радуется, как он себя ведет?

«Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств».

- зная, что такое чувства и эмоции, можете вы ответить на основополагающий вопрос «Эмоции и чувства – это одно и то же?»

В узком смысле слова они действительно отличаются. Чувства обладают устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают на конкретную ситуацию.

Но в широком смысле слова и чувства и эмоции - есть определенный способ отношения человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания. (записать в тетрадь)

- тогда каков ответ? (да, одно и то же)

- Какие бывают эмоции?

-По силе воздействия на деятельность человека эмоции бывают стенические (сильные, активизирующие деятельность человека, побуждающие к действиям и поступкам: радость, гнев) и астенические (слабые, пассивные, угнетающие деятельность человека: страх, тоска).



Запишите заголовок Виды эмоций

Откройте учебник на стр.125. прочитайте и выпишите виды эмоций

  1. Настроение – длительное эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями, затрагивающее все другие переживания, мысли и действия человека

  2. Аффект – сильное, кратковременное эмоциональное состояние, напоминающее бурю, шквал

  3. Страсть – яркое, сильное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей и захватывающее человека надолго.

Задание 1. Какие виды эмоций проявляются в следующих ситуациях?

а) «Что-то я сегодня не в духе», - говорит коллега после неудачного разговора с клиентом;

б) две недели назад видел уникальную марку. Как бы я хотел купить ее для своей коллекции, даже начал копить деньги (из разговора двух приятелей);

в) в конфликтной ситуации подчиненный резко встал со стула и отшвырнул его в сторону.



Обсуждение. Оценка

Какие бывают чувства? Запишите заголовок Виды чувств

Откройте учебник на стр.127. прочитайте и выпишите виды чувств

  1. Нравственные (моральные) чувства – соответствующие моральным нормам.

  2. Интеллектуальные чувства – сопровождают процесс познания и творчества.

  3. Эстетические чувства – представляют отношение человека к прекрасному, природе, искусству

Задание 2. Распределите группы чувств по их видам.

  1. Восхищение, удовольствие, отвращение;

  2. Справедливость, ответственность, долг;

  3. Любопытство, любознательность, удивление, сомнение

Обсуждение. Оценка

IV этап. Закрепление изученного

- Душа человека – огромный неисчерпаемый мир. Мы испытываем разные настроения и чувства. Эмоциональные переживания сигнализируют нам о состоянии нашей души – «душа радуется», «душа болит», «душа плачет», «душа поет». Исходя из этих формулировок, скажите, какие бывают эмоции и чувства? (положительные и отрицательные).



Упражнение «Угадай эмоцию»

Ребята, вам предлагаются карточки с проявлением различных чувств и эмоций.



  1. Вы должны определить, какие чувства и эмоции изображены на карточках.

  2. Выбрать из них карточки с чувствами и эмоциями, которые мы можем назвать нашими друзьями, а какие – врагами?

Обсуждение. Оценка

Почему вы так считаете?

Правильно, наше душевное благополучие зависит от положительных эмоций, а отрицательные – ведут к плохому настроению, стрессу и болезни.

- Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими?

Ведь наши эмоции – это не просто временные состояния: они оставляют следы и в нашей душе, и в нашем теле, и в отношениях с окружающими нас людьми. Поэтому заботиться о своих эмоциях – означает заботиться о себе и своих близких.

(После этого обговариваем правила в виде памяток.)


Памятка

  1. Постарайся понять, какое чувство провоцирует тебя на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость…)

  2. уважай права других

  3. проявляй терпимость к чужому мнению

  4. не причиняй вреда и насилия

  5. мирись с чужим временем

  6. не возвышай самого себя над другими

  7. умей слушать

V. Закрепление изученного

Обучающиеся по очереди угадывают изображенные на слайдах эмоции и чувства. Рассказывают, когда они у них появлялись. При повторном выпадении эмоций предыдущие ответы не повторяются.



Слайд с масками.

- Ребята, посмотрите внимательно на этот слайд. Как вы думаете, какие эмоции спрятались под этими масками? (положительные и отрицательные).

- Как называют человека, который практически всегда, даже в трудных ситуациях, проявляет положительные эмоции? (оптимист) (записать в тетрадь)

- Как называют человека, часто проявляющего отрицательные эмоции? (пессимист)



Игра «Соедини воедино»

Обучающимся предлагаются к изученным понятиям (чувства, эмоции, настроение, аффект, страсть, оптимист, пессимист) подобрать соответствующие им определения.

Подводя итог, прочитайте высказывание французского философа и мыслителя Вольтера:

Как значимы эмоции и чувства!

Это ветры, надувающие паруса корабля;

они его иногда топят, но без них он не может плавать.

Вольтер

Как вы его понимаете?



VI. Итог урока

Рефлексия прошедшего занятия: все желающие поочередно высказывают свои впечатления об этом занятии. Что понравилось, что не приемлемо? Что хотелось бы сделать сегодня по-другому. Что изменилось в человеке?

- Достигнута ли вами цель занятия? Что хотели узнать? Что вы узнали сегодня на уроке?



Оценивание.

д/з: проведите эксперимент. В течение недели проявляйте к людям, к которым вы относились безразлично или с неприязнью, только положительные эмоции. Заметите ли вы разницу во взаимоотношениях или нет?

Урок окончен.
Каталог: upload -> 2015
2015 -> Методическое пособие Курск-2014 (075) Печатается по решению ббк 745Я73 редакционно-издательского
2015 -> Самостоятельная работа студентов: традиции и инновации Учебное пособие Курск 2014 (075. 8)
2015 -> Программа: «Обновление профессиональной деятельности»
2015 -> Практическое обучение методические указания к выполнению практических работ
2015 -> Конкурс методических разработок «Методический потенциал в современном профессиональном образовании»
2015 -> Программа Психология спорта Направление подготовки 44. 04. 02 психолого-педагогическое образование Кафедра психологии
2015 -> Методическая разработка практического занятия для преподавателя профессиональный модуль пм 01
2015 -> Семейное консультирование

Скачать 80,27 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница