|
Автономное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
|
«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
|
Методическая разработка урока
по дисциплине «Культура и психология профессионального общения»
Тема «Эмоции и чувства»
Профессия 17530 Рабочий зеленого строительства
(из числа выпускников специальных коррекционных учреждений)
|
Должность
|
Фамилия/ подпись
|
Дата
|
Разработал
|
Преподаватель
|
Сураева Н.А.
|
|
Сургут, 2014
Цель занятия:
-
Формировать представления о чувствах, эмоциях, их видах
-
Развивать способность обучающихся понимать и осознавать свои и чужие эмоции; уметь различать по изображенным эмоциям состояние человека, считывать его по портретам.
-
Воспитывать искренность, совершенствовать умение рассуждать
Как значимы эмоции и чувства!
Это ветры, надувающие паруса корабля;
они его иногда топят, но без них он не может плавать.
Вольтер
I этап. Организационный момент
II этап. Актуализация знаний
Выполнить упражнение «Приветствия»
Задача состоит в том, чтобы поприветствовать в течение минуты как можно большее количество ребят вгруппе. Можно приветствовать одного участника несколько раз.
Обсуждение: Как вы чувствовали себя во время упражнения? Контакт с кем вам запомнился? Какие средства вы использовали? Что помешало выполнить это упражнение? Какие чувства вы испытывали?
- Выполняя упражнение, каждый из вас испытывал разные чувства, я тоже.
- А что такое чувства? Как вы понимаете значение этого слова?
- Посмотрите внимательно на картинку, один ли человек или разные люди изображены на ней? Как вы определили?
- Можно ли предположить, что это разные люди? Почему? (разное эмоциональное состояние)
- Скажите, чувства связаны с эмоциями?
- можно ли утверждать, что эмоции и чувства – это одно и то же? Пусть данный вопрос будет основополагающим в изучении новой темы.
- Запишите в тетрадях число и тему урока «Эмоции и чувства»
Целеполагание.
- Ребята, что бы вы хотели узнать сегодня о чувствах и эмоциях?
(предполагаемые ответы: что такое чувства и эмоции, какие они бывают).
- Сегодня мы разберемся в том, что такое чувства и эмоции, определим их общее сходство и различия. Поупражняемся в умении распознавать чувства и эмоции по картинкам, при этом будем продолжать учиться рассуждать и высказывать свое мнение.
III этап. Изучение нового материала
- Ребята, скажите, люди все одинаковы?
- Конечно, нет. Они отличаются не только внешностью, но и состоянием души. В точном переводе на русский язык слово «эмоция» означает «душевное волнение» (волновать), «душевное движение» (возбуждать). Характеризуя человека, мы часто обращаем внимание на проявление его эмоций, так называемую эмоциональную впечатлительность. Ведь одни и те же события одних людей оставляют равнодушными, других – слегка взволнуют, а у третьих вызовут сильное переживание.
Наша жизнь невозможна без переживаний, так как все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Мир чувств богат и разнообразен.
- Какие чувства может испытывать человек? Перечислите.
Одно явление нас радует, другое вызывает отвращение; одних людей мы любим, других ненавидим, к третьим проявляем безразличие. Что – то нас может взволновать, испугать, огорчить; некоторыми поступками мы гордимся, о некоторых хочется поскорее забыть (почему?) – стыдно.
В профессиональной деятельности человек тоже не может обходиться без переживаний. Какие чувства он может испытывать? (удовлетворения или разочарования, неудовольствия); через чувства человек выражает свое отношение к работе, к своим коллегам и т.д.
- Так что же такое чувства? Какое ключевое слово должно быть заложено в определении? (переживания).
Запишите в тетради определение
«Чувства – это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает»
- а эмоции? Они связаны с чувствами? Как запишем определение?
Подсказка: радовались ли вы когда – нибудь? Что вы испытывали? (чувство радости). А как это чувство проявлялось? Когда человек радуется, как он себя ведет?
«Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств».
- зная, что такое чувства и эмоции, можете вы ответить на основополагающий вопрос «Эмоции и чувства – это одно и то же?»
В узком смысле слова они действительно отличаются. Чувства обладают устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают на конкретную ситуацию.
Но в широком смысле слова и чувства и эмоции - есть определенный способ отношения человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания. (записать в тетрадь)
- тогда каков ответ? (да, одно и то же)
- Какие бывают эмоции?
-По силе воздействия на деятельность человека эмоции бывают стенические (сильные, активизирующие деятельность человека, побуждающие к действиям и поступкам: радость, гнев) и астенические (слабые, пассивные, угнетающие деятельность человека: страх, тоска).
Запишите заголовок Виды эмоций
Откройте учебник на стр.125. прочитайте и выпишите виды эмоций
-
Настроение – длительное эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями, затрагивающее все другие переживания, мысли и действия человека
-
Аффект – сильное, кратковременное эмоциональное состояние, напоминающее бурю, шквал
-
Страсть – яркое, сильное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей и захватывающее человека надолго.
Задание 1. Какие виды эмоций проявляются в следующих ситуациях?
а) «Что-то я сегодня не в духе», - говорит коллега после неудачного разговора с клиентом;
б) две недели назад видел уникальную марку. Как бы я хотел купить ее для своей коллекции, даже начал копить деньги (из разговора двух приятелей);
в) в конфликтной ситуации подчиненный резко встал со стула и отшвырнул его в сторону.
Обсуждение. Оценка
Какие бывают чувства? Запишите заголовок Виды чувств
Откройте учебник на стр.127. прочитайте и выпишите виды чувств
-
Нравственные (моральные) чувства – соответствующие моральным нормам.
-
Интеллектуальные чувства – сопровождают процесс познания и творчества.
-
Эстетические чувства – представляют отношение человека к прекрасному, природе, искусству
Задание 2. Распределите группы чувств по их видам.
-
Восхищение, удовольствие, отвращение;
-
Справедливость, ответственность, долг;
-
Любопытство, любознательность, удивление, сомнение
Обсуждение. Оценка
IV этап. Закрепление изученного
- Душа человека – огромный неисчерпаемый мир. Мы испытываем разные настроения и чувства. Эмоциональные переживания сигнализируют нам о состоянии нашей души – «душа радуется», «душа болит», «душа плачет», «душа поет». Исходя из этих формулировок, скажите, какие бывают эмоции и чувства? (положительные и отрицательные).
Упражнение «Угадай эмоцию»
Ребята, вам предлагаются карточки с проявлением различных чувств и эмоций.
-
Вы должны определить, какие чувства и эмоции изображены на карточках.
-
Выбрать из них карточки с чувствами и эмоциями, которые мы можем назвать нашими друзьями, а какие – врагами?
Обсуждение. Оценка
Почему вы так считаете?
Правильно, наше душевное благополучие зависит от положительных эмоций, а отрицательные – ведут к плохому настроению, стрессу и болезни.
- Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими?
Ведь наши эмоции – это не просто временные состояния: они оставляют следы и в нашей душе, и в нашем теле, и в отношениях с окружающими нас людьми. Поэтому заботиться о своих эмоциях – означает заботиться о себе и своих близких.
(После этого обговариваем правила в виде памяток.)
Памятка
-
Постарайся понять, какое чувство провоцирует тебя на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость…)
-
уважай права других
-
проявляй терпимость к чужому мнению
-
не причиняй вреда и насилия
-
мирись с чужим временем
-
не возвышай самого себя над другими
-
умей слушать
V. Закрепление изученного
Обучающиеся по очереди угадывают изображенные на слайдах эмоции и чувства. Рассказывают, когда они у них появлялись. При повторном выпадении эмоций предыдущие ответы не повторяются.
Слайд с масками.
- Ребята, посмотрите внимательно на этот слайд. Как вы думаете, какие эмоции спрятались под этими масками? (положительные и отрицательные).
- Как называют человека, который практически всегда, даже в трудных ситуациях, проявляет положительные эмоции? (оптимист) (записать в тетрадь)
- Как называют человека, часто проявляющего отрицательные эмоции? (пессимист)
Игра «Соедини воедино»
Обучающимся предлагаются к изученным понятиям (чувства, эмоции, настроение, аффект, страсть, оптимист, пессимист) подобрать соответствующие им определения.
Подводя итог, прочитайте высказывание французского философа и мыслителя Вольтера:
Как значимы эмоции и чувства!
Это ветры, надувающие паруса корабля;
они его иногда топят, но без них он не может плавать.
Вольтер
Как вы его понимаете?
VI. Итог урока
Рефлексия прошедшего занятия: все желающие поочередно высказывают свои впечатления об этом занятии. Что понравилось, что не приемлемо? Что хотелось бы сделать сегодня по-другому. Что изменилось в человеке?
- Достигнута ли вами цель занятия? Что хотели узнать? Что вы узнали сегодня на уроке?
Оценивание.
д/з: проведите эксперимент. В течение недели проявляйте к людям, к которым вы относились безразлично или с неприязнью, только положительные эмоции. Заметите ли вы разницу во взаимоотношениях или нет?
Урок окончен.
Поделитесь с Вашими друзьями: |