Разработка урока химии «Гидроксиды: строение и характер»



Дата22.02.2016
Размер86.5 Kb.
ТипРазработка урока
Асбестовское муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

Разработка урока химии

«Гидроксиды: строение и характер»

(8 класс)

Автор:


Туруткина Елена Ильинична,

учитель химии

АМОУСОШ № 24,

Тел. 2-64-55


г.Асбест


2009

АННОТАЦИЯ

Психологические исследования в школе № 24 показывают, что у обучающихся снижается мотивация к обучению, интерес обучающихся к химии падает, особенно к одиннадцатому классу. Причина этому не только снижение количества часов химии в учебном плане школы, но и неумение учащихся выйти на новый уровень изучения химии в старших классах, уровень систематизации и обобщения всего ранее изученного материала.

Проблемное обучение позволяет реализовать принцип поисковой


учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или
способов приложения знаний к практике.

Данная технология позволяет:



  1. Обеспечить творческое усвоение знаний обучающимися;

  2. Формировать мышления, логики, внимания, воли, творческого воображения;

  3. Повысить мотивацию обучающихся на учение;

  4. Удовлетворить потребность подростков в общении, так как урок, выстроенный в логике проблемного обучения, позволяет организовать парную и групповую работу;

  5. Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;

  6. Выработать навыки умственных операций и
    действий, навыки переноса знаний.

Предлагаемая методическая разработка урока «Гидроксиды: строение характер» построена на основе технологии проблемного обучения с учетом принципов развивающего обучения и демонстрирует соответствие структуры урока основным звеньям научного творчества:

  1. Постановка учебной проблемы.

  2. Выдвижение гипотезы и поиск решения проблемы.

  3. Выражение решения проблемы.

  4. Представление продукта (нового знания).

Предложенная разработка урока демонстрирует возможности применения технологии проблемного обучения при изучении нового материала на уроках химии. На этапе поиска решении проблемы у обучающихся развиваются умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать обобщение, презентовать результаты своей деятельности. Практическая направленность урока позволяет придать ему деятельностный характер, повысить интерес к химии как предмету. В данной разработке не только прописана деятельность учителя и учащихся, но и определены риски, которые могут возникнуть по ходу урока, и пути их устранения.

ТЕМА УРОКА: «ГИДРОКСИДЫ: СТРОЕНИЕ, ХАРАКТЕР»

Цель урока (методическая): обеспечить сформированность у обучающихся представлений о строении и характере гидроксидов

  1. Изучить классификацию гидроксидов.

  2. Продолжить формирование понятия ион на примере сложных ионов.

  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере «характер элемента- характер оксида – характер гидроксида»


Планируемый результат.

  1. Учащиеся усвоили понятия «гидроксид», «основание», «кислота».

  2. Учащиеся умеют классифицировать гидроксиды.

  3. Учащиеся понимают, что характер гидроксида зависит от характера элемента.

  4. Учащиеся умеют при помощи индикатора устанавливать характер растворимых гидроксидов.

  5. Учащиеся умеют прогнозировать и обосновывать характер гидроксида.

  6. Учащиеся проявляют умения: вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач, анализировать учебный материал, обобщать, причинно-следственные связи.

Оборудование и реактивы для учителя:

Растворы кислот: соляная, серная, азотная

Растворы оснований: гидроксида натрия, гидроксида калия

Растворы солей: хлорид железа, сульфат меди

Индикаторы: фенолфталеин, метилоранж, универсальный, лакмус

Оборудование для учащихся:

Растворы соляной кислоты, гидроксида натрия,

Индикаторы: фенолфталеин, метилоранж, универсальный, лакмус

Чистые пробирки



Ход урока:

  1. Организационный этап (2 минут)

  2. Этап постановки цели урок (8минут) (Постановка учебной проблемы. На данном этапе учитель использует подводящий диалог). Обучающиеся исследуют молекулярные формулы кислот и оснований.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Риски

Учитель предлагает учащимся проанализировать состав веществ, формулы которых записаны на доске (кислоты и основания).

Далее учитель спрашивает как звучат названия элементов кислорода и водорода на латинском языке и просит сформулировать тему урока.


Учитель записывает тему урока на доске

Учащиеся делают заключение, что в состав всех этих веществ входит кислород и водород.
Учащиеся делают вывод, что тема урока «Гидроксиды», речь пойдет о продуктах взаимодействия воды и оксидов, делают совместный вывод о том, что речь пойдет о продуктах взаимодействия оксидов с водой

  • Учащиеся сразу выдвинут название темы, опустив диалог

  • Большие временные затраты




Устранение рисков:

В случае если обучающиеся сразу назовут тему урока, учителю следует написать структурные формулы кислот и оснований и указать на противоречие между написанием молекулярной формулой (у кислот не выражена гидроксильная группа) и структурной. Задать вопрос, побуждающий сформулировать обучающихся проблемный вопрос: «Почему молекулярные формулы кислот и оснований, несмотря на то, что в состав и тех и других входит гидроксильная группа, пишутся по-разному?»



Учитель актуализирует знания учащихся:

  1. Что такое оксиды?

  2. Какова степень окисления элементов, из которых состоит оксид? (опирается на ранее изученную тему «особенности строения атомов металлов, неметаллов и переходных элементов»)

Учитель записывает приведенные примеры оксидов на доске

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры оксидов и делают предположение о том, что характер гидроксида будет зависеть от характера соответствующего оксида,

Возможно, поэтому и формулы разных по характеру гидроксидов пишутся по-разному






Учитель подтверждает верность выдвинутого предположения и предлагает рассмотреть растворы гидроксидов, находящихся в пробирках под номерами на столах у учащихся. Затем просит обучающихся сделать выводы из наблюдений

Учащиеся рассматривают вещества и делают вывод о том, что все растворы выглядят одинаково, ставят проблему нахождения способа определения характера гидроксида.





Учитель обозначает основные задачи урока.




  1. Этап изучения нового материала (25минут) (Этап поиска решения выдвинутой проблемы) Обучающиеся на данном этапе урока исследуют возможность составления различных структурных формул гидроксидов по их молекулярным формулам.




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Риски

Учитель вводит понятие гидроксильной группы, ее строение, определяется степень окисления каждого атома группы, суммарный заря, актуализируется понятие «ион», введенное в теме «Типы химической связи»

Учащиеся делают записи в тетради




Учитель предлагает учащимся , объединившись в четверки, определить степень окисления элементов в написанных на доске оксидах и составить формулы соответствующих гидроксидов, используя модели атомов, пластилин, цветную бумагу. Делается акцент на то, что степень окисления атома, входящего в состав соответствующего оксида остается неизменной.

Учащиеся составляют формулы гидроксидов натрия, кальция, меди, железа, кислородсодержащих кислот.

  • Этот элемент этапа может быть пропущен, если учителю на этапе постановки проблемы пришлось записать структурные формулы на доске, либо его следует сократить, т.е. организовать работу по образцу

  • Обучающиеся допускают ошибки в составлении структурных формул кислородсодержащих кислот




Учитель организует обсуждение правильности составления формул, приглашая представителей групп к доске

Учащиеся обосновывают свое решения, опираясь на знание понятий «степень окисления», «ион»




Учитель, опираясь на знания учащимися темы «Типы химической связи», «Электроотрицательность», задает вопрос, как произойдет разрыв связи в соответствующих гидроксидов, сколько гидроксильных групп могут иметь ионы металлов


Учащиеся определяют, что данные гидроксиды будут образовывать ион металла и гидроксид-ион, делают выводы, что кол-во гилроксид-ионов зависит от СО элемента-металла




Учитель совместно с учащимися анализирует правильность составления формул с участием атомов углерода и серы, объясняет причины невозможности составления формул в том виде, в котором представили учащиеся, и предлагает им мысленно удалить их состава «лишние» молекулы воды (одну и гидроксида углерода, две у гидроксида серы)

Обращает внимание на взаимосвязь заряда аниона кислотного остатка и количества катионов водорода




Учащиеся заносят верные записи в тетрадь (структурные формулы серной и угольной кислоты), проверяют, соответствует ли степень окисления серы и углерода в этих соединениях соответствующим оксидам

  • Данный элемент этапа может быть сокращен, если обучающиеся не допустили ошибок в составлении структурных формул, учитель только подчеркивает как верно записываются формулы кислородсодержащих кислот.

Учитель, опираясь на знания учащимися темы «Типы химической связи», «Электроотрицательность», задает вопрос, как произойдет разрыв связи в этих гидроксидах


Учащиеся на основе знаний об электроотрицательности неметаллов делают заключение, что разрыв связи произойдет по связи водород, кислород.




Учитель предлагает учащимся проанализировать варианты разрыва химических связей в гидроксидах, указать причины и сделать выводы.

Учащиеся делают вывод, что разрыв связи происходи по-разному, зависит от характера центрального элемента, делают выводы, что характер гидроксидов разный.




Учитель предлагает составить схему:

Гидроксиды



Основания Кислоты

(пример) (пример)

Объясняется особенность записи формул оснований и кислот.

Учитель предлагает дать определение понятиям «кислота», «основание», водит понятия «основный», «кислый»

Учитель обращает внимание учащихся на то, что ионы бывают сложными, подчеркивает отличие степени окисления от заряда ионов, демонстрирует внешний вид нерастворимых оснований



Учащиеся делают записи в тетради, дают определение кислот и оснований (возможно в паре), записывают определения




Примечание:

Этап выражения решения проблемы (на основе выводов, определений, сделанных самостоятельно обучающиеся выражают новое знание в доступной форме)



Учитель предлагает обратиться к таблице растворимости и составить несколько формул кислот и оснований, причем как растворимых, так и нерастворимых,

Дополнить схему:

Гидроксиды

Основания Кислоты

Р Н Н Р


Учащиеся дополняют схему, записывают примеры.



Учитель напоминает, что еще одна цель урока – научиться определять характер гидроксидов. Можно через побуждающий диалог подвести обучающихся к догадке, что должны быть вещества, которые показывают характер веществ, вводится понятие «индикатор», учащимся предлагается при помощи индикаторов исследовать растворы гидроксида натрия, соляной кислоты

Учащиеся выполняют работу, заполняют таблицу:

индикатор

NaOH

HCl




























Указывают окраску индикатора

  • Большие временные затраты, в этом случае можно работу провести по рядам с заполнением готовой таблицы на доске и в тетрадях




  1. Этап закрепления материала (7 минут) (Этап представления продукта учителю или друг другу)




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель предлагает учащимся выполнить задания:

  1. Распределите вещества по группам в соответствии со схемой классификации гидроксидов: H2SO4 , H2SO3 H3PO4 Ba(OH)2 LiOH HBr Sr(OH)2 Ni(OH)2 H2SiO3

  2. В двух пронумерованных пробирках находятся неизвестные гидроксиды. При помощи одного индикатора определите характер каждого

Учащиеся самостоятельно классифицируют предложенные вещества, сверяют правильность друг с другом.

Учащиеся определяют при помощи универсального индикатора или металоранжа характер гидроксидов, делают вывод кислота это или основание.






  1. Этап подведения итогов урока. (3минуты)

Учитель подводит итог урока, отвечая на те вопросы учащихся, которые остались у них после изучения темы. Совместно определяют объем домашнего задания: П.19,20 (читать, обращая внимание на описание веществ, приводимых в параграфах), с.102 № 4, с.107 № 3.

Литература для учителя:



  1. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова «Настольная книга учителя. Химия» - М.: Дрофа, 2003.

  2. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. :Дрофа, 2005.

  3. О.С.Габриелян, Н.Н.Рунов, В.И.Толкунов Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие – М. : Дрофа, 2005.

  4. http://www.alhimik.ru/

  5. http://www.xumuk.ru/nekrasov/

Литература для учащихся:

1. О.С.Габриелян Химия.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Дрофа, 2005.

2. http://www.alhimik.ru/



3. http://www.xumuk.ru/nekrasov/
Каталог: pedagogi
pedagogi -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
pedagogi -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
pedagogi -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
pedagogi -> На правах рукописи
pedagogi -> Исследование условий перехода П. А. Хроменков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики мгоу
pedagogi -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
pedagogi -> Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителя физики
pedagogi -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
pedagogi -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании 13. 00. 07 теория и методика дошкольного образования
pedagogi -> Некоторые проблемы физического образования для нефизических специальностей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница