Разработка концепции перехода к двухуровневой подготовке в вузе разработка миссии вуза



страница1/4
Дата11.02.2016
Размер0,51 Mb.
#646
  1   2   3   4
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА
К ДВУХУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗЕ


  1. Разработка миссии вуза.

Комплексное представление позиции вуза по отношению к обществу обозначается термином «миссия». Разработка миссии является исходным моментом проектирования или совершенствования системы управления любого социально-экономического объекта, так как определение миссии позволяет зафиксировать, в чем заключается основная задача университета и подчинить решению этой задачи всю деятельность вуза.

Без четко сформулированного представления о роли университета в жизни общества, целях и особенностях вуза – миссии, его «флага», невозможно развитие современного университета, на что, в частности, было указано весной 2004 г. в рекомендациях Зальцбургского семинара по первоочередному, приоритетному развитию вуза. Миссия – это четкое, побуждающее к действию, определение сферы знаний и умений, в которой работает вуз, и перспективной долгосрочной направленности ее развития.

Двухуровневая система подготовки специалистов в вузе относится к средствам реализации миссии как высшего образования РФ в целом, так и каждого вуза в отдельности. Положения миссии вуза носят обобщенный концептуальный характер и определяют, как правило, его регионально ориентированную институциональную роль.

При внедрении в образовательную практику вуза двухуровневой системы подготовки необходимо установление связи соответствующих целей, форм и средств с миссией вуза.



2. Выработка стратегических целей в области образовательной деятельности при двух уровневой подготовке.

Определение целей – это перевод общих стратегических установок развития организации в конкретные положения с использованием измеримых показателей и персональной ответственности за их достижение в установленное время.

К факторам, детерминирующим процесс формирования общих целей вуза, относят общие требования к вузу ключевых заинтересованных сторон и миссию вуза.

Стратегические цели должны охватывать систему управления вузом для повышения его конкурентоспособности, обеспечение гарантии качества образования по направлениям подготовки, увеличение доли самостоятельной работы студентов по отношению к аудиторной, социальную ответственность, академическую мобильность, влияние на общество.

Стратегические цели в области перехода к двухуровневой подготовке:

Модернизация образовательного процесса. Направлена на обеспечение конкурентоспособности образования как на внутрироссийском, так и на международном рынках образовательных услуг;

Модернизация научно-исследовательского процесса. Направлена на обеспечение научно-технологического прорыва на приоритетных направлениях научных исследований и трансфера результатов научно-исследовательской деятельности в реальный сектор экономики, тесная интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности;

Развитие кадрового потенциала. Направлено на создание условий для профессионального и личностного роста научно-педагогических работников, привлечение высококвалифицированных профессоров из ведущих российских и зарубежных вузов, а также молодых ученых в сферу преподавания и исследований;

Совершенствование системы управления вузом. Направлено на формирование механизма реализации стратегии развития на основе стратегического планирования и бюджетирования, проектирования новой организационной структуры, развития корпоративной культуры и менеджмента качества.

Специфика целей в области образовательной деятельности при двухуровневой подготовке по ключевому направлению вуза состоит в том, что они связаны комплексной модернизацией всего образовательного процесса, включая его нормативный, методический, материально-технический, информационный и организационный аспекты, в том числе:



Разработка совместно с работодателями и стратегическими партнерами университета требований к выпускникам университета (в формате компетентностных моделей), содержанию и условиям реализации образовательных программ .

Решаемые задачи:



    • Разработка обобщенной формы компетентностной модели выпускника, завершившего обучение по программам уровня «бакалавр» и «магистр».

    • Разработка по всем направлениям образовательной программы компетентностных моделей выпускников и требований к содержанию образовательных программ в модульном формате.

    • Разработка совместно с работодателями требований к условиям реализации каждой образовательной программы в части материально-технического, информационно-методического и кадрового обеспечения.

    • Общественно-профессиональная экспертиза содержания и условий реализации образовательных программ университета.

Разработка нормативно - и учебно-методической базы для реализации образовательных программ подготовки бакалавров и магистров.

Решаемые задачи:



    • Разработка внутривузовских стандартов на подготовку бакалавров и магистров по направлениям инновационной образовательной программы.

    • Разработка требований к учебным планам при кредитно-модульной организации учебного процесса подготовки магистров по направлениям инновационной образовательной программы.

    • Разработка требований к организации самостоятельной работы магистрантов.

    • Разработка требований к учебно-методическим комплексам дисциплин учебных планов подготовки бакалавров и магистров.

    • Разработка требований к итоговой государственной аттестации бакалавров и магистров.

    • Разработка учебно-методической документации для реализации инновационной образовательной программы подготовки магистров.

    • Разработка учебно-методических комплексов (УМК), включая электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) и комплексы (ЭУМК).

Разработка и внедрение новых форм и технологий организации учебного процесса при подготовке магистров.

Решаемые задачи:



    • Создание и оснащение совместно со стратегическими партнерами и работодателями исследовательских рабочих мест для раннего трудоустройства целевых студентов и аспирантов, обучающихся в рамках инновационных образовательных программ по договорам с предприятиями.

    • Развитие студенческого проектного бюро и организация группового выполнения студентами проектно-исследовательских работ, финансируемых работодателями.

    • Организация и проведение совместно со стратегическими партнерами вуза молодежных выездных школ - семинаров, студенческих конференций, конкурсов научно-технических студенческих работ, интегрированных в учебный процесс инновационных программ подготовки бакалавров, магистров и аспирантов.

    • Апробация дистанционных технологий обучения студентов на основе созданных электронного учебно-методического комплекса и учебно-научной лаборатории информационно-измерительных систем и метрологии.

    • Создание системы управления учебным процессом на основе инновационных методов обучения и информационных технологий.

Комплексная модернизация материально-технической базы образовательной и научной деятельности университета по направлениям образовательной программы.

Решаемые задачи:



    • Формирование и согласование со стратегическими партнерами университета перечня, назначения и спецификаций технологического, измерительного, компьютерного оборудования и программных средств учебно-научных лабораторий и центров.

    • Создание и материально-техническое оснащение совместно со стратегическими партнерами новых инновационных учебно-научных лабораторий и центров.

    • Освоение технических и программных средств учебно-научных лабораторий и центров, разработка новых лабораторных практикумов и учебных проектов по тематике, согласованной со стратегическими партнерами

    • Модернизация аудиторного фонда и информационно-технологическое переоснащение образовательного процесса для реализации активных форм обучения и контроля знаний на основе использования мультимедийных технических средств и сетевых информационных технологий открытого доступа к электронным образовательным ресурсам.

    • Создание специализированного университетского учебно – научного центра дистанционных образовательных технологий для разработки и внедрения новых электронных учебно-методических комплексов и материалов, используемых в программах магистерских и аспирантских специализаций, и центра современных образовательных технологий и контроля качества обучения.

    • Создание, модернизация и техническое оснащение многофункциональных компьютерных классов университета открытого доступа для обеспечения самостоятельной работы студентов, контроля знаний, повышение квалификации преподавателей и персонала по направлениям инновационной образовательной программы.

Разработка и реализация совместно с работодателями вариативной уровневой подготовки специалистов в рамках образовательной программы.

Решаемые задачи:



    • Разработка структуры и нормативно-методического обеспечения реализации вариативной уровневой подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования университета.

    • Формирование вариативных магистерских и аспирантских образовательных программ по договорам с работодателями на основе разработанных и включенных в базу данных образовательных модулей.

    • Создание со стратегическими партнерами и работодателями системы целевой практико-ориентированной подготовки студентов и аспирантов по всем направлениям инновационной образовательной программы.

    • Реализация совместно с работодателями профессионально-ориентированной вариативной подготовки магистров и аспирантов в рамках инновационной образовательной программы.

    • Организация дифференцированного обучения иностранным языкам по специализированным программам различных уровней.

Создание системы мониторинга качества содержания и образовательной среды программ подготовки бакалавров и магистров.

Решаемые задачи:



    • Создание университетской системы контроля знаний и компетенций студентов и выпускников в форме тестирования с целью получения объективной информации о результатах обучения (соответствие внутривузовским образовательным стандартам) для управления качеством образовательного процесса.

    • Создание системы анкетирования студентов, преподавателей, выпускников и работодателей для оценки содержания подготовки, технологии обучения, состояния образовательной среды (кадрового, материально-технического и информационно-методического обеспечения) и их удовлетворенности образовательным процессом.

    • Разработка и апробация методик использования результатов контроля знаний и компетенций, а также результатов анкетирования студентов, преподавателей, выпускников и работодателей для управления качеством содержания и среды реализации инновационной образовательной программы.

    • Создание сети информационно-методических центров университета по направлениям инновационной образовательной программы с функциями мониторинга и управления качеством образовательной деятельности.

    • Создание системы социологического и психологического сопровождения учебного процесса с функциями выработки рекомендаций по улучшению качества содержания и среды реализации инновационной образовательной программы.

Стратегические цели должны иметь обоснование, измеряемые единичные и комплексные показатели и др. необходимые комментарии.

Общие стратегические цели вуза должны декомпозироваться в целях всех структурных подразделений вуза (это является требованием стандарта ИСО 9001:2000, согласно которому «высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях»).



Каталог: userfiles
userfiles -> Б гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть
userfiles -> Приложения (по Мероприятию 19) Приложение 1 Методика диагностических организационно деловых игр
userfiles -> Приложение 2 Поэтапная методика оценки управленческих компетенций в ходе проведения диагностических организационно-деловых игр Этап Составление перечня управленческих качеств
userfiles -> Приложение 3 Аналитический отчет по результатам анализа степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей
userfiles -> По Мероприятию 22 Приложение 1
userfiles -> Кодекс педагога мбдоу №25
userfiles -> Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница