РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА
К ДВУХУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗЕ
-
Разработка миссии вуза.
Комплексное представление позиции вуза по отношению к обществу обозначается термином «миссия». Разработка миссии является исходным моментом проектирования или совершенствования системы управления любого социально-экономического объекта, так как определение миссии позволяет зафиксировать, в чем заключается основная задача университета и подчинить решению этой задачи всю деятельность вуза.
Без четко сформулированного представления о роли университета в жизни общества, целях и особенностях вуза – миссии, его «флага», невозможно развитие современного университета, на что, в частности, было указано весной 2004 г. в рекомендациях Зальцбургского семинара по первоочередному, приоритетному развитию вуза. Миссия – это четкое, побуждающее к действию, определение сферы знаний и умений, в которой работает вуз, и перспективной долгосрочной направленности ее развития.
Двухуровневая система подготовки специалистов в вузе относится к средствам реализации миссии как высшего образования РФ в целом, так и каждого вуза в отдельности. Положения миссии вуза носят обобщенный концептуальный характер и определяют, как правило, его регионально ориентированную институциональную роль.
При внедрении в образовательную практику вуза двухуровневой системы подготовки необходимо установление связи соответствующих целей, форм и средств с миссией вуза.
2. Выработка стратегических целей в области образовательной деятельности при двух уровневой подготовке.
Определение целей – это перевод общих стратегических установок развития организации в конкретные положения с использованием измеримых показателей и персональной ответственности за их достижение в установленное время.
К факторам, детерминирующим процесс формирования общих целей вуза, относят общие требования к вузу ключевых заинтересованных сторон и миссию вуза.
Стратегические цели должны охватывать систему управления вузом для повышения его конкурентоспособности, обеспечение гарантии качества образования по направлениям подготовки, увеличение доли самостоятельной работы студентов по отношению к аудиторной, социальную ответственность, академическую мобильность, влияние на общество.
Стратегические цели в области перехода к двухуровневой подготовке:
Модернизация образовательного процесса. Направлена на обеспечение конкурентоспособности образования как на внутрироссийском, так и на международном рынках образовательных услуг;
Модернизация научно-исследовательского процесса. Направлена на обеспечение научно-технологического прорыва на приоритетных направлениях научных исследований и трансфера результатов научно-исследовательской деятельности в реальный сектор экономики, тесная интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности;
Развитие кадрового потенциала. Направлено на создание условий для профессионального и личностного роста научно-педагогических работников, привлечение высококвалифицированных профессоров из ведущих российских и зарубежных вузов, а также молодых ученых в сферу преподавания и исследований;
Совершенствование системы управления вузом. Направлено на формирование механизма реализации стратегии развития на основе стратегического планирования и бюджетирования, проектирования новой организационной структуры, развития корпоративной культуры и менеджмента качества.
Специфика целей в области образовательной деятельности при двухуровневой подготовке по ключевому направлению вуза состоит в том, что они связаны комплексной модернизацией всего образовательного процесса, включая его нормативный, методический, материально-технический, информационный и организационный аспекты, в том числе:
Разработка совместно с работодателями и стратегическими партнерами университета требований к выпускникам университета (в формате компетентностных моделей), содержанию и условиям реализации образовательных программ .
Решаемые задачи:
-
Разработка обобщенной формы компетентностной модели выпускника, завершившего обучение по программам уровня «бакалавр» и «магистр».
-
Разработка по всем направлениям образовательной программы компетентностных моделей выпускников и требований к содержанию образовательных программ в модульном формате.
-
Разработка совместно с работодателями требований к условиям реализации каждой образовательной программы в части материально-технического, информационно-методического и кадрового обеспечения.
-
Общественно-профессиональная экспертиза содержания и условий реализации образовательных программ университета.
Разработка нормативно - и учебно-методической базы для реализации образовательных программ подготовки бакалавров и магистров.
Решаемые задачи:
-
Разработка внутривузовских стандартов на подготовку бакалавров и магистров по направлениям инновационной образовательной программы.
-
Разработка требований к учебным планам при кредитно-модульной организации учебного процесса подготовки магистров по направлениям инновационной образовательной программы.
-
Разработка требований к организации самостоятельной работы магистрантов.
-
Разработка требований к учебно-методическим комплексам дисциплин учебных планов подготовки бакалавров и магистров.
-
Разработка требований к итоговой государственной аттестации бакалавров и магистров.
-
Разработка учебно-методической документации для реализации инновационной образовательной программы подготовки магистров.
-
Разработка учебно-методических комплексов (УМК), включая электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) и комплексы (ЭУМК).
Разработка и внедрение новых форм и технологий организации учебного процесса при подготовке магистров.
Решаемые задачи:
-
Создание и оснащение совместно со стратегическими партнерами и работодателями исследовательских рабочих мест для раннего трудоустройства целевых студентов и аспирантов, обучающихся в рамках инновационных образовательных программ по договорам с предприятиями.
-
Развитие студенческого проектного бюро и организация группового выполнения студентами проектно-исследовательских работ, финансируемых работодателями.
-
Организация и проведение совместно со стратегическими партнерами вуза молодежных выездных школ - семинаров, студенческих конференций, конкурсов научно-технических студенческих работ, интегрированных в учебный процесс инновационных программ подготовки бакалавров, магистров и аспирантов.
-
Апробация дистанционных технологий обучения студентов на основе созданных электронного учебно-методического комплекса и учебно-научной лаборатории информационно-измерительных систем и метрологии.
-
Создание системы управления учебным процессом на основе инновационных методов обучения и информационных технологий.
Комплексная модернизация материально-технической базы образовательной и научной деятельности университета по направлениям образовательной программы.
Решаемые задачи:
-
Формирование и согласование со стратегическими партнерами университета перечня, назначения и спецификаций технологического, измерительного, компьютерного оборудования и программных средств учебно-научных лабораторий и центров.
-
Создание и материально-техническое оснащение совместно со стратегическими партнерами новых инновационных учебно-научных лабораторий и центров.
-
Освоение технических и программных средств учебно-научных лабораторий и центров, разработка новых лабораторных практикумов и учебных проектов по тематике, согласованной со стратегическими партнерами
-
Модернизация аудиторного фонда и информационно-технологическое переоснащение образовательного процесса для реализации активных форм обучения и контроля знаний на основе использования мультимедийных технических средств и сетевых информационных технологий открытого доступа к электронным образовательным ресурсам.
-
Создание специализированного университетского учебно – научного центра дистанционных образовательных технологий для разработки и внедрения новых электронных учебно-методических комплексов и материалов, используемых в программах магистерских и аспирантских специализаций, и центра современных образовательных технологий и контроля качества обучения.
-
Создание, модернизация и техническое оснащение многофункциональных компьютерных классов университета открытого доступа для обеспечения самостоятельной работы студентов, контроля знаний, повышение квалификации преподавателей и персонала по направлениям инновационной образовательной программы.
Разработка и реализация совместно с работодателями вариативной уровневой подготовки специалистов в рамках образовательной программы.
Решаемые задачи:
-
Разработка структуры и нормативно-методического обеспечения реализации вариативной уровневой подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования университета.
-
Формирование вариативных магистерских и аспирантских образовательных программ по договорам с работодателями на основе разработанных и включенных в базу данных образовательных модулей.
-
Создание со стратегическими партнерами и работодателями системы целевой практико-ориентированной подготовки студентов и аспирантов по всем направлениям инновационной образовательной программы.
-
Реализация совместно с работодателями профессионально-ориентированной вариативной подготовки магистров и аспирантов в рамках инновационной образовательной программы.
-
Организация дифференцированного обучения иностранным языкам по специализированным программам различных уровней.
Создание системы мониторинга качества содержания и образовательной среды программ подготовки бакалавров и магистров.
Решаемые задачи:
-
Создание университетской системы контроля знаний и компетенций студентов и выпускников в форме тестирования с целью получения объективной информации о результатах обучения (соответствие внутривузовским образовательным стандартам) для управления качеством образовательного процесса.
-
Создание системы анкетирования студентов, преподавателей, выпускников и работодателей для оценки содержания подготовки, технологии обучения, состояния образовательной среды (кадрового, материально-технического и информационно-методического обеспечения) и их удовлетворенности образовательным процессом.
-
Разработка и апробация методик использования результатов контроля знаний и компетенций, а также результатов анкетирования студентов, преподавателей, выпускников и работодателей для управления качеством содержания и среды реализации инновационной образовательной программы.
-
Создание сети информационно-методических центров университета по направлениям инновационной образовательной программы с функциями мониторинга и управления качеством образовательной деятельности.
-
Создание системы социологического и психологического сопровождения учебного процесса с функциями выработки рекомендаций по улучшению качества содержания и среды реализации инновационной образовательной программы.
Стратегические цели должны иметь обоснование, измеряемые единичные и комплексные показатели и др. необходимые комментарии.
Общие стратегические цели вуза должны декомпозироваться в целях всех структурных подразделений вуза (это является требованием стандарта ИСО 9001:2000, согласно которому «высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях»).
Поделитесь с Вашими друзьями: |