Разработка и реализация инновационным оу сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения



Скачать 399.27 Kb.
страница1/3
Дата11.02.2016
Размер399.27 Kb.
  1   2   3


Администрация муниципального образования город Краснодар

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Х Конкурс общественно значимых инновационных проектов среди образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар

в 2011/2012 учебном году



Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 71 города Краснодара

Проект на 2011/2012 уч.г. по теме:


Разработка и реализация инновационным ОУ сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения

профессионального развития учителя

(на базе диверсифицированной методической службы школы)


Директор муниципального общеобразовательного учреждения

СОШ № 71 города Краснодара: Чернявская Светлана Фёдоровна


Научный руководитель проекта: Бондарев Пётр Борисович,

к.ф.н., доц. КубГУ

КРАСНОДАР 2011
Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….….3

Актуальность проекта………………………………………………………………3

Методологические характеристики………………………………………………..6

План инновационной работы……………………………………………………...10
Основная часть……………………………………………………………………...12

1. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития учителя средствами диверсификации деятельности методической службы школы …………………………………..……………………………………...…...12

2. Сетевая модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы)…...………………………………………………..15

3. Дидактические и акмеологические задачи профессионального развития учителя, решаемые в сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения…………………………………...………….…..18

4. Практическая значимость проекта……………………………………………...21

5. Литература………......……………………………………………………….......22


Приложения………………………………………………………………………...24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проекта. Сегодня ключевое место в решении задач модернизации национальной системы образования отводится достижению нового качества образования. Сложившаяся традиционная практика массового образования не в состоянии выполнить общественно-государственный заказ на развитие компетентной личности, готовой к постановке и достижению собственных целей, осознанному и эффективному решению социальных, жизненных, профессиональных задач. Школа привычно готовит потребителя знаний, ориентированного на простое усвоение преподнесённой информации.

В ситуации, когда в системе начального общего образования введены в действие федеральные государственные стандарты (ФГОС) нового поколения, в основном общем образовании новые ФГОС находятся на стадии общественного обсуждения и принятия, действующая система повышения квалификации учителей показывает свою низкую эффективность в формировании у учителя готовности к осуществлению профессиональной деятельности в новых условиях. В то время как новые ФГОС утверждают принципы системно-деятельностного подхода, в системе повышения квалификации учителей сохраняется ориентация на предметно-ориентированный подход к образованию, используются устаревшие объяснительно-иллюстративные технологии.

Вопросы, связанные с комплексным преобразованием существующей системы повышения квалификации учителей сегодня активно обсуждаются управленцами, экспертами в сфере модернизации образования, являются предметом современных научных споров. Будучи не в состоянии отразить целостную ситуацию развития педагогической деятельности, сложившаяся система повышения квалификации учителей направлена на их обучение трансляции узко-предметных знаний, выполнению внешних характеристик учебно-воспитательного процесса: отбору учебного материала, контролю и оценке знаний, работе по программным образцам и т.п.

Новые ФГОС актуализируют потребность в педагогах, рефлексирующих свою профессиональную деятельность, способных творчески организовывать образовательный процесс в условиях социальной неопределенности. Современные требования к организации повышения квалификации учителя предполагают непрерывность его профессионального роста, развитие готовности к осуществлению инновационной деятельности, обучение без отрыва от образовательного процесса, расширение практики профессионального общения.

Педагогический коллектив МОУ СОШ № 71 г. Краснодара с 2008 по 2011 г. работал над реализацией инновационного проекта «Диверсификация деятельности методической службы школы как средство достижения нового качества общего образования в условиях его комплексной модернизации» (в статусе МИП и пилотной школы). Обобщая полученные результаты исследования, диверсификация в образовании рассматривается как разработка гибких, адаптивных структур в системе образования, ориентированность образования на личностный и карьерный успех обучающихся, вариативность предложения и многоуровневость образовательных услуг.

Применительно к деятельности школьной методической службы диверсификация предстаёт как педагогический принцип её развития, реализуемый в том числе при организации психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя. Диверсификация деятельности методической службы предполагает сетевой маркетинг научно-методической и инновационной деятельности, при котором распространение инновационных образовательных технологий и практик осуществляется от учителя к учителю, в формах инновационных площадок, школьных педагогических лабораторий, групп встреч.

В результате проведенной инновационной работы в МОУ СОШ № 71 была диверсифицирована методическая служба школы, которая характеризуется:


  • гибкостью и адаптивностью деятельности в соответствии с изменяющейся целевой ориентацией системы общего образования;

  • целевой направленностью деятельности на развитие педагогических способностей и реализацию инновационного потенциала учителя;

  • организацией учёта возможностей и интересов учителя при построении траектории его профессионального развития;

  • утверждение принципов вариативности и многоуровневости при организации психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального развития учителя.

Мы предполагаем, что имеющийся у школы задел по диверсификации деятельности методической службы может быть применен также при создании сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе Интернет-технологий). Использование Интернет-технологий для организации повышения квалификации и профессионального сетевого общения педагогов открывает новые возможности для их профессионального развития. Исследования А.А. Андреева, Е.С. Полат, А.М. Семибратова, В.И. Солдаткина и других ученых свидетельствуют о том, что использование Интернет-технологий снимает временные и пространственные ограничения взаимодействия педагогов друг с другом, позволяет наиболее эффективно повысить их квалифика­цию, обменяться опытом работы, найти единомышленников, работать над совместными проектами, расширить свой кругозор, круг общения и др. Дистанционная форма повышения квалификации учителей с использованием сети Интернет формирует у них опыт непрерывного образования, профессионального общения и совместной проектной деятельности.

Сущность ситуации поиска эффективных содержания, способов и средств психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя в современных условиях раскрывается в следующих противоречиях:



  • между сложившимися способами и средствами повышения квалификации учителей и новыми требованиями к её осуществлению, предъявляемыми в условиях введения новых ФГОС;

  • между потребностью модернизируемой системы общего образования в профессиональном развитии учителя и ориентацией существующих организаций дополнительного профессионального педагогического образования на обновление предметных знаний и оснащение учителя методиками обучения;

  • между необходимостью непрерывного профессионального роста учителя и дискретностью существующих форм повышения квалификации;

  • между высокими темпами прогресса в области коммуникационных технологий, развитием дидактических возможностей ИКТ и отсутствием системной работы по их использованию при организации психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя.

Проблема исследования состоит в выявлении современного содержания и эффективных средств психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя.

Субъект исследования: педагогический коллектив инновационного общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 71 г. Краснодара.

Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития учителя.

Предмет исследования: сетевая модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы).

Цель исследования: разработать, экспериментально обосновать и реализовать силами инновационного ОУ сетевую модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы).

Гипотеза исследования: можно предположить, что реализация инновационным ОУ сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя будет успешна, если:

а) содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя будет построено на основе педагогического принципа диверсификации, предполагающего гибкость, адаптивность повышения квалификации, ориентированность сопровождения на личностный и карьерный рост учителя, вариативность векторов профессионального развития и многоуровневость содержания обучения;

б) при организации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя будут задействованы современные дидактические возможности ИКТ и технологии Интернет.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:

1. Провести анализ научно-педагогической литературы и выявить предпосылки разработки теоретических основ и технологий реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя.

2. Выявить возможности использования содержания деятельности диверсифицированной школьной методической службы при построении и реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя.

3. Определить дидактические возможности Интернет-технологий как средства дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя.

4. Проанализировать особенности дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя в сопоставлении с практикой дистанционного обучения в других областях профессионального образования.

5. Построить теоретическое обоснование и разработать первоначальную сетевую модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы).

6. Подобрать инструментарий дистанционной диагностики уровня профессионального развития учителя.

7. Построить организационную структуру школьного центра дистанционного образования, определить списочный состав и функционал рабочей группы педагогов-экспериментаторов.

8. Провести дистанционную диагностику уровня профессионального развития учителя.

9. Организовать педагогический эксперимент по практической реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы) и ее включению в педагогическую действительность.

10. Внести правки в первоначальную сетевую модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы).

11. Реализовать в условиях инновационного ОУ сетевую модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы).

12. Изучить возможности диссеминации опыта разработки и реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы).

13. Обобщить результаты исследования, представить отчет и публичные материалы проекта: статьи, методические рекомендации, сайты и т.п.

Методологические основы исследования:

– личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев);

– положения системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.В. и В.А. Петровские, С.Л. Рубинштейн);

– акмеологический подход к развитию профессионала, представленный в работах А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, И.Н. Семёнова.



Теоретические основания исследования представлены в работах, посвященных:

• современным проблемам развития образования (А.И. Адамский, В.П. Бедерханова, В.И. Гинецинский, В.С. Леднев);

• методологическим основам проектирования и прогнозирования развития образовательных систем (П.Б. Бондарев, Б.С. Гершунский, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровцкий);

• непрерывному педагогическому образованию и профессиональному развитию учителя (Г.А. Бордовский, С.Г. Вершловский, Н.В. Кузьмина, В.Е. Курочкина, Л.М. Митина, Н.Ф. Радионова);

• научным основам применения компьютерных технологий в профессиональном развитии учителя (Г.Г. Воробьев, В.А. Лаптев, Т.Н. Носкова, И.А. Румянцев, М.В. Швецкий);

• общим и техническим вопросам применения сетевых технологий в образовании (А.А. Андреев, К.К. Колин, Е.С. Полат, Б.Я. Советов);

• опыту организации различных форм дистанционной педагогической деятельности с применением технологий Интернет (А.В. Могилев, Ю.А. Первин, А.В. Хуторской).

Методы исследования:

теоретические: анализ литературы по проблеме, синтез данных, моделирование;

эмпирические: диагностическое тестирование, педагогический эксперимент.

План проведения инновационной работы:

Наименов. этапов

Сроки:


начало/ оконч.

Содержание работ.

Результаты ИР, их документальное оформление

Подготови-тельный этап

октябрь

2010/


сентябрь

2011



Провести анализ теоретических основ и технологий реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя.

Проект на конкурс МИП

«Разработка и реализация инновационным ОУ сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения проф. развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы)»



Модели-рующий этап.

октябрь

2011/


сентябрь2012


Выявить возможности использования содержания деятельности диверсифицированной школьной методической службы при построении и реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения проф. развития учителя.

Анализ результатов ИР по созданию диверсифицированной школьной методической службы и пути его использования при построении и реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения проф. развития учителя.

Определить дидактические возможности Интернет-технологий как средства дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя. Проанализировать особенности дистанционного психолого-педагогического сопровождения проф. развития учителя в сопоставлении с практикой дистанционного обучения в других областях проф. образования.

Обзор дидактических возможностей Интернет-технологий как средства дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя.

Построить теоретическое обоснование и разработать первоначальную сетевую модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы).

Сетевая модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы). Первоначальный вариант.

Подобрать инструментарий дистанционной диагностики уровня профессионального развития учителя.

Психолого-педагогический инструментарий дистанционной диагностики уровня профессионального развития учителя

Формиру-ющий этап


октябрь 2012/ сентябрь 2013

Построить организационную структуру школьного центра дистанционного образования, определить списочный состав и функционал рабочей группы педагогов-экспериментаторов

Организационная структура школьного центра дистанционного образования как инструмент реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения проф. развития учителя

Организовать педагогический эксперимент по практической реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения проф. развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы) и ее включению в педагогическую действительность.

Экспериментальное обоснование сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы)

Провести дистанционную диагностику уровня проф. развития учителя.

Результаты измерения уровня проф. развития учителя.


Корректи-рующе-обобща-ющий этап.

октябрь 2013/ сентябрь 2014


Внести правки в первоначальную сетевую модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы).

Сетевая модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы). Итоговый вариант.

Изучить возможности диссеминации опыта разработки и реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя (на базе диверсифицированной методической службы школы).

Предложения по диссеминации опыта разработки и реализации сетевой модели дистанционного психолого-педагогического сопровождения проф. развития учителя. Методические рекомендации.

Поровести анализ и обобщение результатов ОЭР.

Отчет о деятельности МИП. Аналитические материалы исследования. Научные статьи, публикации в сети Интернет

Каталог: sites -> school71.centerstart.ru -> files
sites -> Федеральное государственное бюджетное
sites -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
sites -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
sites -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
sites -> Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику
sites -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
sites -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Правила внутреннего распорядка учащихся маоу сош №71 общие положения
files -> Информация об услугах центра


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница