Рассмотрено и принято педагогическим советом школы



Скачать 149,35 Kb.
Дата11.02.2016
Размер149,35 Kb.
#781
Рассмотрено и принято

педагогическим советом школы

протокол №1 от 29.08.2014 года


УТВЕРЖДЕНО

приказом МОУ Кадетской ОШ

155 от 29.08.2014 года



Директор МОУ Кадетской ОШ

_________ В.Г.Тимофеева



Положение

об организации инклюзивного образования

детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Общие положения

1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможности здоровья (далее – дети с ОВЗ) разработано на основании:



  • -Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10", утв.постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015).

1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) определяет порядок организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде в общеобразовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - детей с ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

1.3. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

1.4. Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

1.5. Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

1.6. Основной целью инклюзивного образования является реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

2. Организация инклюзивного образования

2.1. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано следующим образом:



  • - полная инклюзия совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования) общеобразовательного учреждения, реализующего основные образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся в таком классе не может превышать 4 человека. Дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются в обычных классах по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;

- частичная инклюзия - дети с ОВЗ и дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых определяет образовательное учреждение в соответствии с установленным нормативом, используя инклюзивное и (или) дистанционное образование по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противопоказано по состоянию их здоровья.

- внеурочная инклюзия – создание для детей с ОВЗ отдельных классов в образовательных учреждениях или обучение детей-инвалидов только на дому. Дети посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательном учреждении, если это не противопоказано по состоянию их здоровья и по согласованию с родителями (законными представителями).

2.2. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников и определяется психолого- медико-педагогической комиссией.

2.3. В общеобразовательном учреждении инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня развития ребенка может быть организовано:


  • по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (для детей- инвалидов, не имеющих недостатков психического развития).

  • по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого - медико-педагогической комиссии;

  • по индивидуальной образовательной программе.

    1. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с режимом работы общеобразовательного учреждения и расписанием учебных занятий, которое определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.

2.5. Содержание общего образования и условия организации обучения детей - инвалидов определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2.6. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

2.7. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении являются:


  • создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные, информационные, психолого- педагогические ресурсы);

  • повышение квалификации педагогических работников;

  • создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации психолого- педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2.8. В качестве критериев организации инклюзивного образования следует рассматривать:

  • особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоционально- личностными особенностями, препятствующие получению образования без создания специальных условий;

  • готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии;

  • соответствие образовательной среды общеобразовательного учреждения потребностям инклюзированного ребенка: создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.

2.9. Прием детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу или перевод на обучение по адаптированной программе осуществляется на основании письменного заявления родителей и (или) иных законных представителей, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ЦПМПК) с рекомендованной программой обучения.

2.10 Специфика образовательной деятельности по обучению детей с ОВЗ, а также вид реализуемых образовательных программ общеобразовательным учреждением определяется самостоятельно в соответствии с рекомендациями ПМПК. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

2.11. Решение о создании в общеобразовательном учреждении классов инклюзивного образования или отдельных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- классы для детей с ОВЗ) принимается общеобразовательным учреждением при наличии в общеобразовательном учреждении специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого ребенка и согласовывается с учредителем.

2.12. Классы для детей с ОВЗ дифференцируются в зависимости от вида нарушения и имеют следующую наполняемость: для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом) – не более 6 человек; для детей с задержкой психического развития, в том числе в классах коррекционно-развивающего обучения – не более 12 человек; для детей с легкими нарушениями интеллекта – не более 12 человек; для детей с умеренными нарушениями интеллекта – не более 10 человек.

2.13. Классы для детей с задержкой психического развития открываются преимущественно на уровне начального образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до завершения основного общего образования. В некоторых случаях указанные классы могут открываться на уровне основного общего образования, но не позднее 5-6 классов.

2.14. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы учащиеся классов для детей с ОВЗ, преодолевшие отставание в развитии и овладевшие необходимыми навыками учебной деятельности, на любом этапе обучения, по решению ПМПК, могут быть переведены в обычные классы с согласия или по инициативе самих учащихся и их родителей (иных законных представителей).

2.15. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой деятельности.

2.16. Обучение детей с ОВЗ по основным образовательным программам должно учитывать программу коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего образования общеобразовательного учреждения. Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования. Программа коррекционной работы содержит:



  • -перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в общеобразовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей;

  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации образовательных программ;

  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;

  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения;

  • планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и итоговые).

2.17. Для детей с ОВЗ оформляется отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.

2.18. Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно.

2.19. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной (в форме государственного выпускного экзамена - ГВЭ) и осуществляется в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

2.20. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают аттестат об уровне образования установленного образца.

2.21. Лица с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), обучавшиеся по адаптированным основным общеобразовательным программам сдают экзамен по трудовому обучению и получают свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.



3.Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Диагностико-коррекционное и психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляется специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ПМП(к)

3.2. Специалисты ПМП(к):


  • осуществляют психолого- медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;

  • определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии;

  • проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками общеобразовательного учреждения, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в учреждении;

  • разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;

  • отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ЦПМПК;

  • организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии;

  • осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии;

3.3. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМП(к). Документация должна содержать:

  • социально -психолого -педагогический паспорт каждого учащегося с ОВЗ, в котором необходимо иметь заключение ПМПК с указанием социальных и образовательных потребностей; заключения медицинского обследования; индивидуальные образовательные программы; коррекционно- развивающие программы; социально-психолого- педагогические карты для записи данных мониторинга каждым специалистом (логопедом, социальным педагогом, психологом, учителями);

  • журнал учета детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе;

  • расписание коррекционных занятий, заверенное директором, журнал учета посещаемости коррекционных занятий детей с ограниченными возможностями в развитии;

3.4. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель- логопед, учитель – дефектолог, ассистент (тьютор).

3.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора с ЦПМСС.

3.6. Для своевременного выявления трудностей в обучении и оказания коррекционно-педагогической поддержки учащимся с ограниченными возможностями, а также информирования учащихся и родителей о достигнутом уровне усвоения знаний ведется психолого-педагогический мониторинг. Психолого-педагогический мониторинг проводят: учитель класса инклюзивного обучения, учитель класса для детей с ОВЗ, учителя-предметники, учитель- дефектолог, педагог- психолог, социальный педагог.

3.7. Учителям начальных классов и учителям- предметникам, работающим в классах, где обучаются дети с ОВЗ, необходимо адаптировать образовательные учебные программы под образовательные потребности учащегося в каждом случае индивидуально.

3.8. В соответствии с индивидуальной образовательной и коррекционно-развивающей программой для учащихся с ограниченными возможностями здоровья организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые включаются в расписание и проводятся специалистами, входящими в штат, или специальными ЦПМСС (по договору). Количество часов, отводимых для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий определяется коррекционным разделом учебного плана организации специального (коррекционного) образования, соответствующей типу нарушения у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3.9. Вся внеклассная и внеурочная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется совместно с учащимися обычных классов.



4. Кадровое обеспечение инклюзивного образования

4.1. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития по возможности вводятся в штатное расписание образовательного учреждения дополнительные ставки педагогических работников (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, тьютера и др.):



  • Для оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим речевые нарушения, на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2-4 человек, сформированной по сходному логопедическому дефекту) в штаты образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета не менее одной единицы на 6-12 обучающихся с нарушением речи.

  • Для оказания психологической поддержки учащимся с ОВЗ в штаты образовательного учреждения вводится должность педагога-психолога из расчета не менее одной единицы на 20 обучающихся.

  • учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Медицинское обеспечение осуществляется медицинским работником при наличии таковых в учреждении или работником ближайшего учреждения здравоохранения на основе заключенного договора.

4.2. Руководитель общеобразовательного учреждения с организацией инклюзивного обучения детей с ОВЗ проводит работу по подбору и приему на работу педагогических работников, обеспечивающих коррекционно - педагогическую поддержку (педагог-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог, учитель- логопед), по созданию специальных условий для обучения детей с ОВЗ. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение свободного доступа в образовательной учреждение детей-инвалидов, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4.3. Учитель класса (классный руководитель) обеспечивает учащимся с ОВЗ специальную поддержку в следующих направлениях: помощь учащимся в организации работы в рамках учебного процесса; формирование и развитие детского коллектива (формирование положительного отношения); сотрудничество с родителями.

4.4. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, владеть методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для детей.

4.5. . Педагогические работник обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

4.6. Для сохранения и укрепления кадрового потенциала образовательного учреждения, осуществляющего образование детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются меры материального стимулирования деятельности работников, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, мер их морального поощрения. Ставки заработной платы (должностные оклады) работников образовательных учреждений, которые по характеру своей работы непосредственно общаются с учащимися с ОВЗ, повышаются на 15% в соответствии с действующим финансовым обеспечением деятельности учреждения. Перечень работников и конкретный размер повышения заработной платы устанавливается администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.



4.7. При определении штатного расписания, размеров материального стимулирования педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, руководитель образовательного учреждения руководствуется нормативом, установленным для обучения детей данной категории, (с учетом корректирующего коэффициента 2,15) в соответствии с методика расчета фонда оплаты труда работников учреждений системы образования Ярославской области.


Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика

Скачать 149,35 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница