Рассказовского района информатизация образования материалы научно практической конференции



страница1/7
Дата10.02.2016
Размер1,4 Mb.
#11
ТипРассказ
  1   2   3   4   5   6   7



Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр»

Рассказовского района
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы научно – практической конференции








Рассказово, 2009 г

Составители:


начальник муниципального учреждения «Информационно-методический центр» Рассказовского района

Н.С. Попова

методист по информационным технологиям муниципального учреждения «Информационно-методический центр» Рассказовского района



И.Н. Козловцева,
Компьютерная верстка: И.Н.Козловцева

Сборник содержит материалы, которые рассматривают проблему информатизации образования. Издание обобщает опыт работы педагогических работников образовательных учреждений района, которые рассматривают проблему по систематизации, анализу, оценке тенденций развития информатизации образования в современных условиях.

Представленные материалы предназначены руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений, специалистам органов управления образованием и методических служб, работающим в регионах по данной проблеме.

Шуклинова Надежда Анатольевна
Использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании.
24 года я работаю в системе образования, и за это время стала свидетелем и участником всех тех изменений, которые направлены в конечном итоге на обучение, развитие и воспитание компетентной личности школьника.

Каких-то несколько лет тому назад даже было трудно себе представить, что в нашей школе будут компьютеры, и дети смогут практически изучать основы информатики и вычислительной техники. При чем введение такого предмета как информатика началось не с 2001года, когда в школу поступил первый и единственный компьютер с принтером по президентской программе, а значительно позже в 2004 году, когда в учебный план из школьного компонента был выделен 1 час для учащихся 8 класса.

В отличие от уроков в школе сразу же с 2001 года был организован компьютерный кружок, который посещали учащиеся 1-4 классов и отдельно 5-9 классов. Занятия кружка в основном проходили в лекционном режиме с показом на компьютере, потому что для 12-14 человек нереально было предоставить индивидуальную работу за ПК. Как учитель я понимала, что теория предмета, оторванная от практики, малоэффективна. Ситуация изменилась с приобретением еще двух компьютеров и подключению их к системе Интернет. С 2005 года кружок был ориентирован на учащихся 5-9 классов с целью приобщения к ИКТ.

В 2008 году активизировалась работа по дополнительному образованию. Изучив нормативные документы для организации занятий во внеурочное время, цели и задачи творческих объединений детей, мне необходимо было разработать рабочую программу, выбрать наиболее актуальные вопросы для решения, определить контингент детей. Это было для меня ново, поэтому первоначальный вариант программы был доработан с учетом замечаний, а в дальнейшем утвержден на региональном уровне.

Мной было выбрано название ДО «Замечательные возможности ПК» не случайно, в плане занятий ставилась цель: дополнительно научить работать с программами Microsoft Office Manager, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage, совершенствовать приобретенные на уроках информатики навыки работы с текстовыми и графическими редакторами. Был определен возраст участников 11- 14 лет в количестве 14 человек. Ставилась и практическая цель: изготовить визитные карточки, буклеты, презентации и разработать сайт. По прошествии этого года уже можно сделать некоторые выводы, определить достижения и ошибки, наметить пути совершенствования занятий ДО. Хотелось бы отметить:

Во-первых, временные возможности каждой из используемых программ различны. Так, работая с программами Microsoft Office Manager, Microsoft Office Publisher каждый смог обработать свои цифровые фотографии, разработать по различной тематике буклеты, а вот с разработкой сайта возникли затруднения. Только двое учащихся смогли создать до конца сайт из нескольких страничек. Лучший из них «В сетях всемирной паутины МОУ Осиновская ООШ» семиклассницы Тетушкиной Анны был опубликован в Интернете http://www.osinovkatmb.land.ru и отправлен на областной конкурс информационных и компьютерных технологий «Компьютер – ХХI век» в марте этого года.

Во-вторых, подбор тематики публикаций. В большинстве случаев учащиеся в этом плане инертны. Приходиться им «подбрасывать проблемы», а вот здесь при ее решении раскрываются индивидуальные качества. Так Долгова Катя из 5 класса подготовила пропагандистский буклет «Спорт против наркотиков» не просто красочно, содержательно, но и с использованием своих стихов. Этот буклет был представлен в рамках акции «За здоровье и безопасность наших детей» в информационно-методический отдел районной администрации. Воодушевленная своими успехами, она же подготовила буклет о своем классе, где каждого представила в стихотворной форме. Получилось необычная реклама своего коллектива.

К достижениям я отнесла бы следующее:

- как учитель математики, работая по теме проектной деятельности с применением ИКТ, на уроках не имею возможности обрабатывать с учащимися полученные результаты в ходе исследования проблемы, а вот на занятиях ДО во внеурочное время учащиеся воплощают уже конкретно свои наработки с использованием ИКТ;

- изучая проблему: как и где применяется понятие площади в жизни человека, пятиклассники совместными усилиями разработали буклет «Площадь». В нем ребята отразили план-схему школы, с указанием площади каждого школьного помещения, причем они сами делами измерения и расчеты по формуле. Один такой буклет подарили директору для практического использования. Сколько радости я увидела в глазах детей по достижении ими результата. Теперь они уже выходят с предложением - определить площадь пришкольного участка, площади под различные культуры. Но это можно будет выполнить только в летнее время.

С этого года в нашей школе предмет информатика введен во 2 классе, а вот семиклассники изучают этот предмет третий год. Они уже имеют определенные знания и навыки работы на компьютере. Но в учебниках даются конкретные практические задания, которые согласно плану я предлагаю школьникам. На занятиях ДО у меня есть возможность разнообразить тематику заданий, развивая детскую инициативу, их творчество, стараясь корректировать их работу. В этом помогает мне Интернет. Дети легко осваивают поисковую систему Интернет, умеют ее использовать по запрашиваемым вопросам, что значительно облегчает работу при решении конкретных задач по предметам, начиная с русского языка – узнать правописание слов; истории - различные сведения о людях и событиях; по химии – сведения о свойствах веществ… Калинина Лена (7 кл.) с использованием Интернет-ресурсов смогла подготовить мультимедийную презентацию-проект «Компьютер и здоровье», которую представила на областной конкурс в номинации «Компью-TERRA» .

А на будущее мне хотелось приобщить членов ДО к электронной почте.

Результатом своей работы по использованию ИКТ в дополнительном образовании, я считаю – расширение знаний в области ИКТ, умение использовать их при изучении любых предметов, развитие творческих индивидуальных качеств, возможность получить современное образование. А для сельских школьников, у которых за редким исключением есть домашние компьютеры, благодаря занятиям в детском объединении, есть возможность и полноценно развиваться, идти в ногу со временем, а главное - не оказаться на обочине жизни из-за недополученных знаний в стенах школы по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Ерохина Светлана Борисовна

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках физики
Характерной чертой современного образования в России является постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса вместе с развитием общества и созданием единой системы непрерывного образования.

Цель этого совершенствования - повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы и подготовить учащихся к труду в условиях ускорения НТП: электроника и вычислительная техника становятся компонентами комплексной автоматизации народного хозяйства.

Средством достижения этой цели является использование для организации учебно-воспитательного процесса информационно-коммуникационных технологий.

Нужен ли компьютер на уроке? Какова его роль на уроках физики? Его применение принесет пользу или вред? Споры по этому поводу будут продолжаться еще длительное время. Врачи, психологи, методисты – все приводят свои доводы «за» и «против», но компьютеризация в стране, происходящая по президентским и правительственным программа, идет такими темпами, что уже сейчас компьютеры есть почти в каждой школе.

С появлением в нашей школе современного мобильного компьютерного класса, интерактивной доски, мультимедиопроектора, подключения к Интернету, расширились возможности организации и проведения урока физики, соответствующего уровню XXI века. Возникает необходимость в разработке методических материалов по применению компьютера на уроке. Физика – один из тех учебных предметов, при обучении которому ИКТ могут быть применены в различных вариантах.

Всё чаще на своих уроках я стараюсь использовать интерактивный физический эксперимент, исследовательские и лабораторные формы учебной деятельности. Школьникам, имеющим дома персональные компьютеры, задаю индивидуальные задания, привлекаю их к участию в научно-практических конференциях. При работе с компьютером повышается интерес учащихся к физике, максимально используются психофизические и интеллектуальные ресурсы личности ребёнка, развивается творческий потенциал, расширяется кругозор, происходит связь теории и практики. Использование в современной школе новых передовых педагогических и информационных технологий – это не дань моде, а назревшая необходимость уже даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня.

На своих уроках использую:


  • готовые программные продукты: “Открытая физика” (Open Physics 1.1), «Уроки физики 7 класс», «Уроки физики 8 класс», «Уроки физики 9 класс», «Уроки физики 10 класс», «Уроки физики 11 класс» (Из серии “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”), “Репетитор - физика”, «Живая физика», «От плуга до лазера».

  • презентации по различным темам курсов физики и информатики, самостоятельный поиск информации в Internet;

  • индивидуальную работу на компьютере (тестирование, выполнение виртуальных лабораторных работ), в том числе с использованием сайтов Internet;

Компьютерные курсы “Открытая физика 1.1” и “Живая физика” дают возможность учащимся представить изучаемый материал более наглядно, провести самому имитацию физического явления, рассмотреть устройство механизмов и приборов, исследовать зависимость параметров изучаемой системы, а учителю показать модели физических экспериментов, для которых в нашей школе отсутствует оборудование.

Разумеется, компьютерная лаборатория не может полностью заменить настоящую физическую, но этого и не требуется. Не секрет, что учащиеся с огромным удовольствием и старанием выполняют практические, экспериментальные и лабораторные работы, где идёт непосредственное соприкосновение с приборами, механизмами. Так в 9 классе при изучении математического маятника, сначала выполняем лабораторную работу “Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины", а затем, используя мультимедиопроектор, проводим компьютерное исследование этой же зависимости. Данная работа возможна ещё и потому, что в этих классах я преподаю информатику, что позволяет мне проводить интегрированные уроки. В 10 классе при изучении темы “Изопроцессы” компьютерные модели позволяют моделировать процессы сжатия и расширения идеального газа при фиксированном значении одного из параметров: давления, температуры, объёма. При этом на графике, приведённом рядом с анимационной моделью процесса, наблюдается изменение двух остальных параметров и, следовательно, внешнего вида самого графика. Тут же внизу выводится энергетическая диаграмма, и учащиеся могут видеть, как изменяются количество теплоты, произведённая работа и внутренняя энергия данного процесса. Идёт практическая проверка первого закона термодинамики. Данные модели изопроцессов удобно так же использовать при проведении зачётов после завершения темы. В компьютерной модели “Превращение энергии при колебаниях” (тема, рассматриваемая в 9 и 11 классах) графически показано соотношение между потенциальной и кинетической энергией в любой момент времени. В компьютерном эксперименте можно изменять массу тела, совершающего колебательные движения, жёсткость и полную энергию системы. И здесь опять открываются широкие возможности по совершенствованию структуры урока: возможность проведения урока с классами разных ступеней обучения. Одиннадцатиклассники, повторяющие эту тему, могут выступить в роли консультантов и помощников для девятиклассников.

Для контроля знаний при проведении контрольных, самостоятельных работ и зачётов, удобно использовать тесты и задачи разной сложности, предлагаемые в курсе “Открытая физика 1.1", поэтому можно варьировать их, составляя свои задания. Тесты я распечатываю на каждого ученика, поэтому мною накоплены комплекты раздаточного материала по всем классам, позволяющие экономить время при проведении различных видов контроля знаний.

Учащимся, интересующимся физикой, я предлагаю экспериментальные задачи с использованием интерактивной программы “Живая физика". Они сами придумывают задачу, затем создают модель и проверяют правильность решения с помощью компьютерного эксперимента. Когда над задачей работают 2-3 человека, то возникают деловые споры, царит атмосфера коллективного творчества, каждый отстаивает свою точку зрения, пытается предсказать результат. И, конечно, всегда понятна радость победы того ученика, кто оказался прав.

Работая с УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” я убедилась, что он обладает рядом существенных достоинств, как для учителя, так и для ученика.



УМК позволяет

ученику:

учителю:

– проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения;

– самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения уроков;

– осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками;

– получать более точное представление сложных для понимания явлений или процессов за счет трехмерных моделей (3D-моделей);

– отойти от традиционной формы проведения урока;

– формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;

– развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы;

– работать в индивидуальном темпе;

– создавать вариативные проверочные работы (тестовые и контрольные задания), учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся;

– формировать навыки самоконтроля;

– быстро анализировать успеваемость и отслеживать динамику ее роста у каждого учащегося за счет ведения “Журнала успешности”;

– осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, составлении проектов, создании школьной библиотеки наглядных пособий;

– собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам, что особенно важно при переходе к профильному обучению.

Применение УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” меняют сам подход к организации учебного процесса в школе, дает возможность учащимся применять на практике знания, полученные при изучении ИКТ для освоения других предметов. При этом укрепляются межпредметные связи, формируется единое информационное пространство школы.

В своей работе большое внимание я уделяю воспитательному аспекту урока и считаю, что великим учёным ребёнок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо. А для этого ему необходимо овладеть умением поиска необходимой ему в данный момент времени информации. Источником такой информации может быть книга, энциклопедия, Интернет, интерактивные компьютерные курсы. Например, недостаток сведений об ученых и их жизнедеятельности, свойств характера в учебнике физики, раньше приходилось компенсировать собственными рассказами, сообщениями ребят. Теперь стало возможным и здесь использовать “Интерактивную энциклопедию науки и техники", Интернет.

Одной из форм творческой работы школьников на уроках физики и во внеурочное время является подготовка тематических докладов, рефератов, кроссвордов, ребусов, устных журналов. Здесь опять помогают компьютерные технологии. Чаще всего такую работу я поручаю детям с ослабленным здоровьем, которые пропускают большое количество уроков и детям, имеющим слабые навыки решения задач, но хорошо занимающиеся по предметам гуманитарного цикла, т.е. умеющих логически и красиво, интересно излагать теоретический материал без вывода сложных формул и громоздких уравнений. При выполнении данного вида заданий, ученики приобретают навыки создания таблиц, осваивают умения набора текста, вставляют рисунки и таблицы в текстовой документ, пользуются различными шрифтами, составляют заголовки, оформляют деловые документы. Использование интерактивных компьютерных курсов открывает передо мной - учителем широкие возможности, которые, я уверена, будут только расширяться.


Темы разработанных уроков с использованием ИКТ:


Тема

Этап урока

Электризация. Два рода электрических зарядов. /физика 8 класс/

объяснение нового материала

Магнитное поле тока /физика 8 класс/

в течение всего урока



Конвекция /физика 8 класс/

в течение всего урока

Лампы накаливания /физика 8 класс/

в течение всего урока

Колебания и волны /физика 9 класс/

объяснение нового материала

Звук /физика 9 класс/

объяснение нового материала, закрепление и первичный контроль

Опыты Резерфорда /физика, 9 класс/

сопровождение доклада учащегося

Законы сохранения. Повторительно-обобщающий урок / физика 9 класс/

в течение урока

Основные положения МКТ /физика 10 класс/

в течение урока



Агрегатные состояния вещества /физика 10 класс/

в течение урока

Оптика /физика 11 класс/

в течение всего урока

Элементы атомной физики /цикл уроков, 11 класс/

в течение всего урока

Элементарные частицы /физика 11 класс/

объяснение нового материала

Атомная энергетика /физика 11 класс/

сопровождение доклада учащегося

При планировании уроков физики с применением ИКТ нужно тщательно изучить возможности программных учебных продуктов. Одной из составляющей этого процесса является:



  • ознакомление с материалами федеральных порталов цифровых образовательных ресурсов:

htpp://www.edu.ru

htpp://www.ntf.ru

htpp://fcior.edu.ru/

htpp://school-collection.edu.ru/ и других сайтов

Использование ИКТ:


  • позволяет развивать умение анализировать, моделировать, прогнозировать, совершенствовать практические навыки учащихся в работе на ПК, получении информации из различных источников, формировать критическое отношение к получаемой информации;

  • позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся при изучении физики и математики; помогает усвоению учебного материала при отсутствии интереса к предмету у ученика, когда он считает, что предмет ему в дальнейшем не нужен, при отсутствии способностей к изучению точных наук, при отсутствии лабораторного оборудования для демонстрации эксперимента.

ИКТ могут быть применены на любом уроке, поэтому необходимо спланировать, что и когда применить для более эффективного результата. Несомненно, что компьютер не может полностью заменить учителя, физический эксперимент нужно проводить всегда, когда есть возможность, применение компьютера на каждом уроке невозможно – это приведёт к нарушению санитарных норм.

Скакалина Галина Викторовна
Использование ИКТ на уроках искусства.


«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит,

что предела достижений совершенства не существует.

Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том,

чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни»

(Е.И.Рерих)


XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях жизни? Какую роль должна играть школа в подготовке человека к полноценной жизни и труду? Выпускник сегодня должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Используя только традиционные методы, решить эту задачу невозможно.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно- коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё чаще используются электронные средства.

Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.



Информационные технологии позволяют:

  • Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

  • Изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

  • Рационально организовать познавательную деятельность школьников;

  • Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности.

Учителю на уроках изобразительного искусства необходимо сделать информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно- творческого развития учащихся.

Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. При использовании компьютера на уроке информация представляется динамичной, видео ряд, звуковой ряд, что повышает эффективность усвоения материала. Можно организовать виртуальную экскурсию по музею, осуществить прогулку по залам Третьяковской галереи или Эрмитажу. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости к какому либо фрагменту. Так же использование на уроках презентаций дают некоторые преимущества: обеспечивают последовательность рассмотрения темы; иллюстрации доступны всем учащимся; позволяют ускорить учебный процесс.

Серьезную помощь учителю оказывают электронные учебники по предмету и аудиокниги.

Возможности компьютерных технологий могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, повторении, закреплении, контроля, что позволяет объективно и более полно оценивать знания учащихся.

Вообще, использование информационных технологий дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации, дает возможность другим учителям использовать собранный материал на своих уроках, облегчается установление межпредметных связей. Также инновационные технологии позволяют педагогу сделать урок более интересным, запоминающимся, помогают создать иллюзию соприкосновения с изучаемыми образами, героями произведений искусства, облегчают процесс запоминания изучаемого материала.

Результативность уроков изобразительного искусства с использованием информационно компьютерных технологий (ИКТ):

- положительная мотивация, создание условий для получения учебной информации из различных источников;

- развитие самостоятельности и креативности школьников;

- повышение уровня наглядности;

- повышение производительности урока.

Бесспорно, компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Задача учителя создать на уроках условия для познавательной активности учащихся. Информационно-компьютерные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.



Золотова Валентина Максимовна.

Проектная деятельность с использованием ИКТ.

Проектная методика – педагогическая технология нового образования. В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники должны быть знакомы с ними. Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь. Новые инновационные технологии обучения могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников. Чтобы хорошо владеть информационными технологиями, эффективно использовать компьютер ученик должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.

Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Метод проектов не является новым в плане обучения учащихся иностранному языку. В течение последних лет, с целью повышения мотивации учеников к изучению иностранного языка, мы использовали красочные иллюстрации на уроках, аудио- и видеозаписи, а также современные и интересные тексты и диалоги. Но жизнь меняется, и на помощь к нам приходят информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ при обучении иностранным языкам может способствовать главному: повышать мотивацию к изучению предмета “Иностранный язык”, а, следовательно, нацеливать учеников на качественное владение иностранным языком. ИКТ также помогают ученикам развивать самоконтроль и чувство ответственности за выполненную работу, расширять возможности общения, стимулировать их к самостоятельному поиску дополнительной информации, создавать возможности творческого саморазвития личности.

На своих занятиях и во внеклассной работе я ввожу в практику защиту проектов по разговорным темам на немецком языке с использованием презентации( уч-ся выполняли проекты по темам «Экология», «Рождество», «Путешествие по Германии(Австрии)» и др. Проект представляет собой представление учениками проблемы по разным темам на немецком языке. Иллюстрацией идеи проекта могут быть схемы, карты, таблицы, отрывки из фильмов и т.п. Во время презентации проекта ученики имеют возможность лучше понимать выступающего, поскольку его речь сопровождается звуками и изображениями на экране.

Во время выполнения проекта учащиеся собирают материал, пользуясь как немецкоязычными, так и русскоязычными источниками Интернета, выбирают для презентации интересные фотографии.

Компьютер играет всё большую роль в современном образовании. Использование ИКТ многократно повышает эффективность всех форм мотивации. ИКТ даёт богатейшую возможность для развития личности ученика, развивают его интеллектуальные и творческие способности, его умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Из вышеизложенного можно сделать вывод: работа современного учителя невозможна без применения новых информационных технологий.



Думанова Татьяна Борисовна.
Использование мультимедиа технологии как средство реализации принципа наглядности на уроках географии.
Очевидно, что наглядность в обучении- это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности.

В динамичном, быстро развивающемся мире возрастает роль разнообразных средств информации. Большую часть информации мы получаем визуально и воспринимаем на слух.

Однако в среднем образовании до сих пор центральное место среди средств обучения принадлежит учебнику, который дополняется различными визуальными средствами. Учебник географии дополняется традиционным средствами, к которым относятся диапозитивы, диафильмы, кино- и видеофильмы.

В наши дни на смену традиционным средствам обучения приходят новые, создаваемые на основе ИКТ. Так, например, международная компьютерная сеть Интернет позволяет получить информацию в виде текста, звука, изображения или динамичной модели. Кино- и видеопродукцию все чаще сменяют компьютерные программы, позволяющие в интерактивном режиме получать различного вида необходимую информацию. Мультимедиа технологии позволяют объединить на одном носителе различные формы представления информации. Появляется возможность использовать фотографии, слайды, музыкальные фрагменты, дикторский текст, видеоматериалы, компьютерную анимацию, структурированные тексты с иллюстрациями, а также не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создавать возможность нелинейного перемещения между различными частями курса.

В настоящий момент мультимедиа технологии широко используются в рекламе, в бизнесе, в играх, в средствах связи. Однако наибольший эффект от использования мультимедиа технологии может быть достигнут в сфере образования.

Средства мультимедиа дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся различных психологических типов, среди которых есть школьники с преобладанием того или иного типа мышления («художники», «мыслители», «смешанный тип»). Применение мультимедиа средств в обучении сделает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося.

Создание специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников неизмеримо расширяет возможности обучения курсу географии. Использование мультимедиа технологии позволило превратить учебный материал каждого раздела, темы, параграфа учебника в информацию в виде ряда изображений, графиков, рисунков, сопровождаемых дикторским текстом и музыкой.

Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширил свои функции. Он не только остается средством передачи информации, но и способен усилить обучающие и развивающие функции.

Мультимедиа учебник по своему составу многофункционален. Он не только в яркой увлекательной форме предоставляет школьнику информационный материал, но и содержит справочный раздел. Это обучающее средство направлено на организацию активной познавательной деятельности, оно включает такие разделы, как задания для выполнения самостоятельных работ различного уровня и контроль над усвоением учебного материала. Последний содержит как традиционные проверочные вопросы и задания, так и тесты с нормами оценок.

У мультимедиа учебника, в сравнении с обычным учебником, велика координирующая функция, так как в его составе наиболее эффективно используются многие средства обучения. Например, многие природные процессы и явления показаны в динамике, иллюстративный материал включает не только статичные изображения, но и небольшие фрагменты учебных и научно-популярных видеофильмов. При использовании средств мультимедиа у школьников формируется желание и умение самостоятельно приобретать знания. Это новое средство обучения имеет выход в ИНТЕРНЕТ, в котором школьники могут получить дополнительную информацию по курсу Географии

Несомненно, обучение по мультимедиа учебникам делает занятия географией особенно увлекательными, расширяет возможности мотивации изучения предмета, повышает его престиж среди других дисциплин. В недалеком будущем мультимедиа учебники во многом изменят изучение географии школьниками.

При применении мультимедийного курса целесообразно уделить внимание его большому мотивационному потенциалу, то есть использовать для формирования познавательного интереса к изучению географии.

Таким образом, сочетание принципа наглядности обучения с мультимедиа технологиями позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала. Значительно расширяет возможности включения различных упражнений в процессе обучения, оживляет его и способствует формированию положительного отношения к изучаемому материалу.

Учителю географии необходимо, учитывать то, что мультимедиа курс имеет большие возможности при углубленном изучении предмета географии.
Токарева Татьяна Анатольевна
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем


сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги.



Если мы делаем это эффективно и необычно – значит,



нас по праву можно назвать творческими людьми.



Джеймс Алан Гарднер
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Компьютерная коммуникация как интегрирующее средство, обеспечивающее реализацию учебно-воспитательного процесса, создает условия, позволяющие использовать новые информационные технологии в процессе обучения, научиться квалифицированно пользоваться новейшими техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения несомненно вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Теоретически, образованный член информационного общества должен:


  1. знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;

  2. уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;

  3. уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.

Важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания  (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). И как показывает практика, соответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью таких уроков.

Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Средства коммуникации быстро эволюционируют. Так, сегодня существенно выросло значение письменной речи: многие школьники переписываются в чатах не меньше, чем пишут на уроках в школе. Этот навык можно использовать и на уроках учителей-предметников.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Используя на своих уроках компьютер уже несколько лет, я получила ответы на эти и многие другие вопросы. Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:


  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • обогащение словарного запаса;

  • овладение нормами литературного языка;

  • знание лингвистических и литературоведческих терминов;

  • наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе можно выявить следующие дидактические возможности компьютера:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации явлений русского языка;

  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

  • развитие познавательных способностей учащихся;

  • экономия времени в интегрированном обучении предмету;

  • способствование развитию мотивации у ученика;

  • помощь в быстром усвоении сложного материала.

Эти дидактические возможности компьютера доказывают эффективность и актуальность использования компьютера на уроках русского языка.

Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к. класс приходится чаще всего делить на группы. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Среди технологий, позволяющих осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, я отдаю предпочтение тем, которые являются главными составляющими интегральной технологии педагогического процесса:


  1. информационно-коммуникационные технологии (НИТИ-методики, Internet-путеводители, энциклопедии);

  2. интерактивные технологии;

  3. исследовательские методы в обучении;

  4. проектные методы обучения;

  5. мультимедиа технологии.

Основная цель учебно-воспитательной работы сегодня—воспитание личности, способной на самостоятельную деятельность, а использование компьютера на уроке развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность.
Трофимова Лариса Ивановна,

Роль информационно-коммуникационных технологий

в обучении математики
Не вызывает сомнения тот факт, что наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Вместе с тем, в практике современного воспитательно-образовательного процесса педагоги нередко сталкиваются с отсутствием познавательного интереса у учащихся, что во многом определяет низкое качество усвоения знаний и способов деятельности. Причин тому великое множество. Многие из них определяются возросшими требованиями к учащимся в рамках школьных учебных предметов, и, как следствие этого, наблюдается снижение уровня учебной мотивации у учащихся вплоть до полного психологического отказа от учебной деятельности вследствие неспособности личности усвоить весь объем знаний в соответствии с требованиями современных государственных образовательных стандартов.

Одним из выходов из данного «образовательного тупика» может стать использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе  определена  в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность -  один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности предоставляет большие возможности в развитии творчества как учителя, так и учащихся, так как их использование позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать навыки самоподготовки обучающихся. По мнению многих специалистов, ИКТ на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.

Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ.

Использование ИКТ на уроке математики позволяет сделать процесс обучения интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме. Эффективно решается проблема наглядности обучения; расширяются возможности восприятия учебного материала за счет воздействия на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала. Кроме того, использование электронных обучающих средств обеспечивает экономию времени урока.

Используя компьютерные технологии на уроках математики на протяжении ряда лет, могу отметить большой мотивационный потенциал к их использованию еще и по той причине, что информация, представленная в электронном виде, как правило, не воспринимается школьниками в качестве дополнительной нагрузки.

Возможности компьютерных технологий безграничны, они позволяют использовать компьютер как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Именно это и определяет место компьютерных технологий не только в организации учебного процесса, но и в домашних условиях.

Так, на уроке математики, проходящем в кабинете информатики, можно организовать работу учащихся с использованием мультимедийных учебных пособий, которые по сути своей являются идентичными электронными версиями печатных учебников. Для проверки знаний используется тест. Учащиеся сначала решают задачу, а затем набирают ответ в числовом или аналитическом виде или выбирают его из числа предложенных программой. Именно в этом заключается неоспоримое преимущество использования компьютера в педагогике: мы получаем индивидуального наставника персонально для каждого ученика. Однако, если ответ неверен, то программа лишь констатирует этот факт, но она не в состоянии провести анализ ошибок.

Для усиления наглядности в учебном процессе всегда использовались технические средства обучения. Использование компьютера в этих целях позволяет решать обозначенную проблему на более качественном уровне.

Так, одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства помогают эту проблему решить.  Трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Интерактивный курс по стереометрии, предложенный компанией "Физикон", призван помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся.

Использование готовых чертежей при проведении устной работы (можно использовать слайдовые презентации) способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.

Наглядной, понятной и запоминающейся становится информация, используемая на уроках алгебры и начал анализа, к примеру, по теме «Функции и графики». Использование презентаций способно проиллюстрировать построение графиков элементарных и более сложных функций, а также наглядно продемонстрировать преобразование  графиков.

Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, творческого, наглядно-действенного, наглядно-образного). У учащихся формируются умения принимать оптимальное решение из возможных вариантов; развиваются умения осуществлять  экспериментально-исследовательскую  деятельность (к примеру, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования). Немаловажное значение для жизни в современном обществе является формирование у обучающихся информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Таким образом, использование учителем информационно-коммуникационных технологий приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения; способствует активизации познавательного интереса у обучаемых, повышает результативность учебно-воспитательного процесса.

Рыжова Светлана Владимировна

Использование ИКТ в образовательном процессе

Мир развивается очень быстро. Научные технологии, индустрия и общество прогрессируют с огромной скоростью, а знания развиваются еще быстрее. Неизвестно точно, в чем возникнет потребность у наших учеников в будущем, но уже известно точно, что они должны быть способны воспринять, переработать и использовать колоссальный объем информации.

Компьютер вошел в нашу жизнь. Как сделать, чтобы наши ученики получили и усвоили больше знаний, быстрее нашли нужную информацию? Этот вопрос очень важен, и ответ на него стараются найти все учителя.

Необходимо организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учёта их личных особенностей до досуговых занятий, игр. Компьютер также является мощным средством повышения эффективности обучения.

 Очень важно понять роль и место информационных технологий в школе, в деятельности учителя и администрации, в подготовке учащихся к жизни в обществе.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Функции компьютера при использовании ИКТ

При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

При этом компьютер выполняет следующие функции:



1. в функции учителя компьютер представляет собой:

  • источник учебной информации;

  • наглядное пособие;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

  • средство подготовки текстов, их хранение;

  • графический редактор;

  • средство подготовки выступлений;

  • вычислительная машина больших возможностей.

Преимущества использования ИКТ

-        индивидуализация обучения;

-        интенсификация самостоятельной работы учащихся;

-        рост объема выполненных на уроке заданий;

-       возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков.

-        повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.

-        Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

-         Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

-         Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

-          Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

-          Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов.  

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.



Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

-        Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей.

-        У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

-        Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

-        Отсутствие контакта с учителем информатики.

-        Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

-        Не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.

-        Не хватает компьютерного времени на всех.

-      При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

-        Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.



Каталог: izd d
izd d -> Рассказовского района рейтинговая система оценки деятельности учителя и ученика
izd d -> Рассказовского района материалы районной экспериментальной площадки «школа социализации личности»
izd d -> Рассказово, 2008 год Составители сборника : Попова Н. С., начальник му «Информационно-методический центр»
izd d -> Методически й
izd d -> Рассказовского района (материалы научно-практической конференции) Рассказово, 2010 г
izd d -> Педагогические проекты
izd d -> Серов Александр Иванович, учитель географии. 11-19 стр. Дополнительная образовательная программа
izd d -> Обеспечение повышения качества подготовки учащихся по математике и физике к сдаче егэ и гиа в новой форме
izd d -> Справочник «Тамбов: в лицах и названиях»
izd d -> Рассказовского района информатизация образования материалы научно практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница