Раскроем общее содержание, цели и задачи каждого занятия: Знакомство. «Затерянный мир» Цель



Скачать 182.39 Kb.
Дата22.02.2016
Размер182.39 Kb.
Раскроем общее содержание, цели и задачи каждого занятия:
1. Знакомство.

«Затерянный мир»
Цель - создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

Представление о своей личности, как известно, является важнейшей детерминантой жизненного пути человека, его профессионального и личностного роста, а также предпосылкой для самореализации в будущем.

На первом занятии раскрывается сущность методов арт-терапии и вырабатываются правила работы в тренинговой группе.

Примерный список основных правил:


  1. Внимательно слушать друг друга;

  2. Не перебивать говорящего;

  3. Уважать мнения друг друга;

  4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;

  5. Все должны чувствовать себя комфортно;

  6. Все высказанное на занятии должно оставаться конфедициальным.

Участники садятся в круг.

Далее участникам предлагается выполнить методику М. Куна Т. Мак-Партланда «Кто Я?», направленную на исследование личностной идентичности. (Приложение 1). Эта исследовательская методика не занимает много времени, дает обширный материал для качественной интерпретации.


Индивидуальная работа
Техника «Каракули»

Цель: данная изобразительная техника в сочетании с музыкой побуждает личность взрослого ребенка к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения.
Описание техники:

Участникам сессии предлагается выбрать бумагу и изобразительные материалы по желанию, послушать ритм и настроение музыкального произведения, представить себе образ, о котором рассказывает музыка, затем изобразить его экспрессивно (с помощью каракулей, клякс, линий, точек, пятен, отпечатков и др.)

На этапе обсуждения участники рассказывают о своем рисунке, отмечают, получилось ли передать задуманный образ, получилось ли у них что-либо неожиданное, и на что оно может быть похожим, что обозначает выбранный для рисунка цвет.

Другие участники терапевтической группы тоже подключаются к обсуждению, и интерпретации работ, рассказывают о своих впечатлениях от творческого процесса, отмечают эмоциональный климат в группе.

Техника «Метафоричный Автопортрет».

Цель: осознать самих себя– своею внешность и внутренние характеристики, повышение уверенности в себе. Нередко работа над автопортретом помогает выразить те эмоционально окрашенные аспекты к себе, которые трудно поддаются вербализации.

Участникам объясняется суть слова метафора.



Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — фигура речи, использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса, в том числе, чтобы кратко выразить объемное значение описываемого объекта. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Далее индивидуальная работа над своими автопортретами.

Когда портреты готовы, они размещаются в аудитории, и участникам группы предлагается что-либо сочинить от имени автопортрета и воспроизвести текст для всей группы. Данный момент работы, связанный с произнесением обращения в присутствии других членов группы, хотя и предъявляет дополнительную психологическую нагрузку на подростков, часто обеспечивает ощущение безопасности и поддержки, помогая справиться со сложными переживаниями, вызванными «встречей» с самим собой.

После зачитывания обращений происходит обмен впечатлениями и обсуждение рисунков и текстов. Нередко такая работа также помогает актуализировать цели будущего, дать самому себе определенную позитивную установку и закрепить полученные терапевтические эффекты.



Рефлексивный анализ

Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе занятия.


2. Арт-занятие

"Цветные звуки моего тела"
Задачи:

  1. создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

  2. Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

  3. Обучению сознавание реакций моего тела, общего состояния и способам выражать свое состояние.

Материалы: Половина листа ватмана каждому участнику. Акварельные краски или гуашь, кисти. Фломастеры. Баночки для воды.
1 этап: Настрой («разогрев»)

Свободное рисование на листе бумаги форматов А3. «Рисуйте цветные линии автоматически, не задумываясь, в свободной манере. Опишите рисунок от своего лица. Начните описание словами: «Я – картинка, по всей моей поверхности расположены линии…».


2 этап: Индивидуальная работа.
Техника «Цветные звуки моего тела»

Инструкция 1:

«Знаете ли вы, что наше тело может звучать как целый оркестр? Каждая часть тела, голова, руки, ноги, грудь, живот, даже спина звучит по-своему. Нужно только уметь его слушать. И это не сложно. Давайте послушаем тело прямо сейчас.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Сейчас, я буду говорить на чем сосредоточиться, а вы начинайте слушать свое тело.

Итак, послушайте свое темя…. Представьте себе, какая мелодия или просто звуки могут звучать внутри них. Эта мелодия или звуки возникнут сами собой. Не прогоняйте их. Просто слушайте…

Теперь сосредоточьтесь на затылке…

Теперь сосредоточьтесь на своих глазах… Слушайте их….

Теперь сосредоточьтесь на губах…

Перейдите к носу…

Теперь послушайте свою шею…

Теперь- плечи..

Теперь перейдите к рукам….

Послушайте грудь…спину…

Прислушайтесь к своему животу…. Пояснице….

Теперь послушайте свои ноги….. отдельно послушайте свои стопы…

А теперь постарайтесь послушать все тело целиком….

Теперь откройте глаза. »



Обсуждение 1: Поделитесь впечатлениями.

Комментарии для психолога:

При обсуждении психолог может обратить внимание на то, что «беззвучные» места – это те части тела, которые мы плохо сознаем. Но иногда человек просто не умеет слышать звуки. У него все тело «молчит». Такому участнику можно порекомендовать потренироваться дома. Обычно после нескольких тренировок тело начинает «звучать».

Вообще, молчащие участки – это яркий диагностический признак, требующий психотерапевтической работы с мышечными зажимами, с запретами и страхами. Но на тренинге мы, конечно, не интерпретируем «глухоту». В крайнем случае, если это вызывает беспокойство самого участника, наедине, после тренинга, мы можем порекомендовать психолога, знакомого с телесно-ориентированной психотерапией.

Инструкция 2: «Мы можем не только слышать свое тело, но и видеть его в самых разнообразных красках. Сейчас возьмите ватман, кисти и краски.

Нарисуйте фломастером на всем пространстве ватмана силуэт вашего тела: как будто вы легли, а вас обвели, только в уменьшенном размере.

Изобразите красками, как вы чувствуете каждый участок тела. Для этого сфокусируйте внимание на ощущение в данном участке головы и тела, слушайте его звучание и одновременно смотрите, какой образ и какого цвета возник перед вашим внутренним взором. Постарайтесь нарисовать этот образ, использую эти цвета внутри силуэта. Не заботьтесь, чтобы образ был изображен точно. Пусть будет как получится. Это лишь символ того, что вы чувствуете. Так постепенно закрасьте весь силуэт.»
3 этап: Вербализация.
Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях. «Покажите, что у вас получилось. Какие участки вам не нравятся? Почему? Где вы видите диссонанс? В чем он выражается? Какие участки тела вам нравятся? Расскажите, что по вашему мнению означают цвета, которые вы взяли для каждой части?»
Резюме психолога: «Мы можем слышать свое тело и видеть его в разных красках. Когда вы делаете такое упражнение вы не только начинаете лучше понимать свое состояние, выражать его без слов, но и снимать стрессовое напряжение и лучше принимать свое тело.»

Комментарии для психолога: При создании рисунка можно включить фоновую музыку. Она должна носить нейтральный характер. Лучше всего если это будет трансовая музыка (не путать с релаксационной). Такая музыка больше напоминает некое приятное сочетание звуков, а не мелодию. Каждый слышит ее в соответствии со своим состоянием.

Рисунки участников- очень хорошая диагностика для психологов. Но участникам не следует озвучивать свои наблюдения. Если есть время и вам кажется необходимым, можете стимулировать выражение чувств.




  1. Арт-занятие

«Рисуем имя…»

В центре внимания – феномены идентичности, идентификации, самоидентификации, самоприятия. Данное занятие имеет высокий диагностический потенциал, является многоцелевым.


Приоритетные цели:

  1. исследование личностной идентичности;

  2. содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

  3. расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;

  4. содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «я», самопринятия.

Материалы: белая бумага формата А4, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти.
1. Настрой («разогрев»)
Упражнения «Зеркало».

Участникам предлагается в течении 2-3 минут походить по классу, выбрать наиболее комфортное для себя место.

Работа в парах с поочередным обменом ролями: ведущий – ведомый.

Тема: воображаемый рисунок имени. Сначала ведущий пишет в воздухе собственное имя, а ведомый, будучи его зеркальным изображением, повторяет все его движения. Важно постараться воспроизвести на только движения, но и чувства, перемены настроения. Это способствует развитию умения «вчувствоваться другого» посредством переноса на себя внешнего рисунка поведения партнера.

Далее каждому участнику предлагается индивидуально выполнить следующие инструкции:



  • Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфическим почерком по очереди левой и правой рукой, а затем двумя руками одновременно.

  • Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа налево. Печатными и прописными буквами разного размера. Подумайте, изменился ли образ имени, какое чувство это вызывает.

  • Возьмите в руку воображаемую кисть, представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?). напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от пола до потолка.

  • Закройте глаза и представите наиболее приятный из возникших образов Вашего имени, сделайте еще один воображаемый рисунок в пространстве. Пожалуйста, запомните этот образ, цвет, размер букв, звучание и другие признаки. Подумайте, как часто и кто из окружающих людей называет вас этим именем.

  • Изобразите свое имя на бумаги.


2. Индивидуальная работа.
Сначала участникам предлагается визуализировать имя, которое вызывает отрицательные эмоции, по каким-либо причинам неприятно, не нравится, и абстрактно изобразить его, используя цвет, форму, линию. Рисунок должен отражать спонтанную реакцию на имя.

Далее инструкция повторяется с той разницей, что нужно представит и нарисовать необходимо имя, которое всегда вызывает положительные эмоции, нравится. Третий рисунок – собственное имя.



3. Этап вербализации
Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях.

4. Заключительный этап:
Занятие можно завершить популярным в гештальт-терапии приемом «письмо Волшебнику» Каждому участнику предлагается написать нерабочей рукой письмо, в котором обращается к волшебнику с самой сокровенной просьбой о помощи, а затем рабочей рукой написать ответ самому себе от имени Волшебника. Понятно, что ни вопрос, ни ответ далее не обсуждаются, эта информация конфедициальна. Данный прием основан на механизме символического удовлетворения, что позволяет уменьшить эмоциональное напряжение, связанное с негативными переживаниями.


  1. Арт-занятие

«Рисуем маски…»
Цель- создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

Предполагаемый психологический результат:

Способствовать расширению представлений о себе, как личности, формированию адекватной самооценки, расширению представлений в сфере взаимоотношений подросток-взрослый и саморазвитию.




  1. Настрой («разогрев»)

Используется прием визуализации:



Цель: создать условия для совместного и в тоже время индивидуального существования.

Участники садятся в круг. Предлагается сесть удобно и закрыть глаза. Психолог: «Закройте глаза. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь. А теперь представьте себя на Маскараде. Представьте, как будто ваша душа покидает ваше тело, вы смотрите на себя со стороны. Что вы видите, чувствуете? А теперь вернитесь обратно в ваше тело, посмотрите на себя изнутри. Что вы есть на самом деле? Почувствуйте свое настроение, что хочется делать? Не открывая глаз, еще раз осмотритесь. Зафиксируйте свои ощущения и на счет «три» откройте глаза».

Открыв глаза, участникам объясняется задание.


  1. Индивидуальная работа.


Материалы: листы плотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши, клей, цветная бумага, цветные нитки, кисти, различные журналы с картинками, цветная фольга, ножницы.

Далее психолог предлагает каждому подростку самому сделать маску, главное, чтобы маска отражала его "внутренний мир", несла некоторое содержание о хозяине. Предлагается создать маску Персоны (проявление того, что мы предъявляем миру; это характер, который мы считаем приемлемым)или Тени (ее содержание включает себя желания, воспоминания, опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с идеалами). Предлагается подумать и решить, какую маску – своей Персоны или Тени – они будут делать, каким им представляется этот образ. Если кто-то из участников хочет изготовит обе маски – это не возбраняется.

Пока участники работают над своими масками, подготавливается следующий этап – примерку масок. Для этого необходим еще один участник процесса – зеркало. Важно поставить его таким образом, чтобы каждый мог к нему подойти и увидеть себя.

Приглашается каждый участник, надев маску, подойти к зеркалу (в любом порядке, по мере готовности). Каждый у зеркала проводит столько времени, сколько ему необходимо. Следующий подросток подходит к зеркалу только тогда, когда оно свободно.




  1. Этап вербализации

Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях. Делятся, какую маску создавали, почему был сделан именно такой выбор. Какие эмоции человек испытал, надев маску, глядя на себя в зеркало? Подросткам предлагается по кругу высказаться о положительных сторонах, качествах масок партнеров.


4. Заключительный этап:

Упражнение «Два письма»

Участникам предлагается еще раз проанализировать свои выявленные противоречия и изобразить на одном листе качества (характеристики), от которых желательно избавиться, а также те, которые необходимо приобрести. Затем часть рисунка с образом ненужных, «плохих» качеств уничтожиться. Лучше, по словам Ф.С. Сомера, использовать ритуальный прием сжигания.

Оставшаяся желаемая, «хорошая» часть помещается в конверт с адресом автора. Эти письма через некоторое время психолог отправит каждому участнику занятия, как напоминание о взятой им ответственности за собственные положительные изменения, личностный рост.



  1. Арт-занятие

«Мой герб»
Цель: осозниние и исследование своей идентичности, актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности, повышение самооценки.


  1. Настрой («разогрев»)

Каждому участнику предлагается занятьместо за столом, приготовит бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования.



  • Возьмите карандаш (краски, пастельные мелки), закройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фмгуры, знаки. Не ограничивайте движения руки. Можно просто «калякать».

  • Рассмотрите свой рисунок. Если хочется дорисовать или обьяснить словами, сделайте это.

  • Возьмите другой лист бумаги, карандаши другого цвета, который в данный момент соответствует вашему настроению, и снова нарисуйте «каракули», только теперь с открытыми глазами. Подойдите к любому из участников группы и предложите дополнить его таким образом, чтобы получить узнаваемое изображение.

Считается, что такое упражнение стимулирует спонтанное самовыражение, помогая лучше настроиться на внутренний мир.

Создание герба может рассматриваться в качестве своеобразного, символического автопортрета, отражающего особенности восприятия им самого себя.




  1. Индивидуальная работа.


Инструкция для создания герба: создать герб, чтобы он мог отразить положительные качества своей личности, свои достижения, принадлежность к определенному сообществу людей, свои убеждения и ценности.

Создание гербов и их последующее обсуждение с психологом и группой является одним из факторов, повышающем самоуважение, укрепление веры в его силы.

При создании герба, можно обратить внимание на наличии участников общих интересов, ценностей и жизненных целей.

В начале каждому участнику группы предлагалось создать 3 индивидуальных герба:



  1. Представление о себе в настоящий момент, по возможности подчеркнуть свои положительные качества;

  2. Представление о прошлом – акцентируя внимание на достижения и положительном опыте;

  3. Представление о будущем и положительных жизненных целях.

Можно сделать 3 герба, можно один разделить на 3 части (средняя часть должна отражать себя в настоящий момент, левая Я- в прошлом, правая – Я в будущем.). так же на гербе предоставляется написать девиз, который отражает свое жизненное кредо.

Затем участникам предлагалось объединиться в пары или тройки и создать общие гербы с девизом по тем же принципам, что и в индивидуальной работе.


3. Этап вербализации

Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях.



4. Заключительный этап:
Релаксация «Водопад».

Участники садятся в круг.



«Закройте глаза. Вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Вы стоите под этим водопадом и чувствуете, как прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течет по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными…(пауза). А нежный свет течет дальше по груди, по животу. Пусть свет гладит ваши руки, пальцы. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией».


  1. Арт-занятие

Коллаж «Все грани моего Я»
Цель: отработка навыков невербальной коммуникации, эмоциональный подход к заданной теме, развитие креативности, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

Необходимые материалы: листы бумаги и картона большого формата, журналы, газеты, ножницы, фломастеры, клей, скотч и т.д.


  1. Настрой («разогрев»)

Участникам предлагается занять удобное для себя положение.



  • Закройте глаза. Представтецвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было бы варазить собственное состояние «здесь и теперь».

  • Встаньте в общий круг. Попробуйте описать и показать свои ощущения.



  1. Индивидуальная работа.

Участникам было предложено вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, часть текста, и из них составить композицию на предложенную тему. Если для завершения композиции не хватало материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), разрешалось дорисовать ее фломастерами и карандашами.



Примечание: Оформление коллажа может происходить в молчании: каждый руководствуется только своими идеями, кладет на определенное место тот или иной материал.
Упражнение «Избавимся от комплексов»

Цель: данное упражнение направленно на релаксацию. Оно способствует лучшему пониманию себя, своего внутреннего мира и желаний, повышение самооценки, избавление от комплексов.


Участники садятся в круг и закрывают глаза.

Займите удобное положение, закройте глаза и прослушайте следующую историю, пытаясь ее визуализировать в своем воображении.


«Представьте, что вы выходите из своего дома. Ты идешь по дороге, спускаясь в долину. Твоим глазам открывается удивительный и чарующий вид — впереди чудесный сад, наполненный разнообразными деревьями, экзотическими цветами, добрыми животными и прекрасной музыкой. Ты наслаждаешься красотой и покоем. Вдруг ты замечаешь большую Дубову дверь. Пытаешься открыть ее, и она тебе поддается. Когда ты входишь в нее то обнаруживаешь что находишься на берегу моря. Ты ощущаешь телом дуновение сырого морского ветра. Слышишь плеск волн и крики чаек вдали. На твоем пути встречается лодка, ты решаешь поплыть на ней подальше от берега. Плывешь, плывешь, наслаждаясь голубыми просторами. Но понимаешь, что что-то мешает твоему дальнейшему путешествию, лодку тянет ко дну. Ты обнаруживаешь на лодке тяжелые ящики с надписью твоего комплекса.. Сколько их? Какого они размера? Ты пытаешься всеми силами выкинуть их за борт….(пауза). После того как ящики выброшены за борт, мы решаем вернуться на берег. Ступаем ногами на песчаный пляж. Чувствуешь легкость в твоей походке, ощущаешь себя свободной и окрыленной, душа улыбается. И ты обновленная, красивая и счастливая возвращаешься сад и закрываешь за собой дверь. Сделай глубокий вдох. Глубокий выдох. Почувствуй себя Здесь и Сейчас. Свежая, бодрая и с хорошим настроением!»

  1. Этап вербализации

Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях.


Домашнее задание: подготовка к последнему занятию – перформансу. Оглашается тема: «Я другой(ая)…», чтобы подумали и приготовились создавать образы, которые не свойственны им.


  1. Арт-занятие: Перформанс

«Я другой(ая)…»
Цель: ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями, ритуальный характер действий членов группы.

В нашей работе перформенс - своеобразный итог всего арт-терапевтического процесса.

Тема: «Я другой(ая)…»

Необходимые материалы: журналы, газеты, ножницы, фломастеры, клей, бумага, скотч, грим, маски, музыкальные инструменты, кассеты, CD —диски, парики и т.д.

Ведущий в течение некоторого времени рассказывает участникам о том, что же такое перформанс и какие он имеет особенности.

Перформанс (от англ. performance, представление, исполнение, действие, спектакль) — вид творчества, приближенный к театральному представлению, или спонтанное театральное действие, направленное на глубокое выражение темы. Перформанс имеет ряд особенностей:

• в перформансе всецело доминирует сам художник, объектом творчества которого является не создаваемое им произведение, а он сам, и главным оказывается не результат его работы (картина, скульптура и т.п.), а процесс этой работы;

• перформанс предполагает реальность действий и предметов, а также спонтанность в работе;

• перформанс не имеет известного сценария, может быть индивидуальным и групповым. Очень важной особенностью перформанса является то, что тема перформанса всегда задается.


1.Настрой («разогрев»)

Упражнение «Шанхайцы»

Материалы: веревка такой длины, чтобы можно было несколько раз обмотать всех участников, плотно прижавшихся друг к другу. Обычно это несколько метров.

Эта игра получила название по явлению, которое имело место в 19 веке. Тогда капитаны кораблей стремились любым путем пополнить команду матросами, прибегая к помощи разных уловок. Особенно славился обманными способами шанхайский порт, поэтому матросов, которых завербовали против их воли, стали называть «Шанхайцами».

1. Сначала просим группу принять нужную позу. Для этого все встают в шеренгу и берут друг друга за руки. Затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится “спираль”, которую тренер плотно обматывает веревкой на уровне бедер, чтобы звенья “спирали” почувствовали, что весьма крепко друг к другу привязаны.

2. Задание: в этом положении участники должны пройти некоторое расстояние по определенной траектории. Необходимо обеспечить безопасность.

3. По пути каждый участник должен поздороваться и рассказать о себе что-нибудь необычное. Несмотря на необычный способ передвижения, каждый должен запомнить все, что будут говорить другие.

4. Когда цель будет достигнута — веревка развязывается. Участники встают в круг. Ведущий просит рассказать о том, что запомнилось в ходе передвижения. Можно показывать на кого-то и спрашивать, что именно этот участник рассказал во время движения.

5. Формирование контекста взаимодействия членов группы. Участникам объясняется, что вся работа по созданию образов будет совершаться без слов.




  1. Индивидуальная работа.

Каждому участнику группы предлагается подготовить и исполнить свой перформанс на тему: «Я другой(ая)…». Участники создают образы, которые не свойственны им, чтобы прожить другие роли прочувствовать их.

Выступления отдельных участников, следует один за другим, являлись составной частью единого процесса и создается оптимальная среда для выражения и проработки личного и группового психологического материала.

По окончании всех выступлений происходило ритуальное завершение процесса, после чего участники группы переходили к обсуждению чувств и смыслов, связанных с выступлениями.



Работа по подготовке и исполнению перформансов являлась важным событием, которое помогало ребятам в предельно сконцентрированной форме как бы заново пережить свою жизнь, используя для этого средства изобразительного искусства, повествования, музыки, движения и танца. За относительно короткое время они могли сфокусироваться на своих внутриличностных конфликтах, а затем попытаться их выразить и разрешить в драматическом действии.
Презентация перформанса
Презентация перформанса с использованием широкого спектра различных способов коммуникации, включая вербальный, проективносимволический, драматическиролевой, что способствует более полному выражению переживаний участников и их активному взаимодействию.

Выход из драматической реальности: переодевание, смена голоса, мытье рук и т.д. Осознание участниками условности происходящего.

Примечание: Важным моментом перформанса является наличие полярностей, что создает или обостряет конфликт. Поэтому важным представляется “объединяющий” момент, создание “объединяющего” перформанса в конце занятия, которое проводится, как правило, по просьбе участников.

  1. Этап вербализации


Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница