Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление
(Урок физики. VIII класс)
Альфред ХИСАМИЕВ,
учитель физики высшей кваликационной категории средней школы им.Р.Зарипова с. Байлангар Кукморского района
Тип урока:комбинированный.
Цель урока: установить зависимость сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения, рода вещества и ввести понятие удельного электрического сопротивления.
Задачи урока
Образовательные: вывести формулу расчета сопротивления проводника; формировать навыки работы с компьютерными моделями; формировать навыки анализировать данные, выявленные в результате эксперимента, делать выводы.
Воспитательные: активизировать познавательную деятельность учащихся; способствовать развитию внимательности, самооценки; мотивировать учащихся для осознанной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Развивающие: формирование навыков исследовательской работы с использованием интерактивного компьютерного эксперимента; развитие навыков анализа, обобщения, умения рассматривать причинно-следственные связи.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знание формулы для расчета сопротивления проводника, умение решать качественные, расчетные и экспериментальные задачи по теме (как прямые, так и обратные)
Постановка цели урока, умение работать с таблицей, сравнивать результаты виртуального эксперимента, применять знания в новой ситуации, работать в малых группах. Развитие элементов творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, развивать навыки практической работы
Развитие самостоятельности и личной ответственности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Я называю утверждения. Кто не согласен с этим утверждением – встает; если вы согласны с данным утверждением, то пожали друг другу руки. Такие утверждения встречаются в ОГЭ.
1. Чем длиннее проводник, тем больше его сопротивление.
2. Чем больше удельное сопротивление, тем лучше вещество проводит электрический ток.
3. Чем больше площадь поперечного сечения, тем меньше сопротивление.
4. Сопротивление не зависит от длины проводника.
Если ответ на вопрос «амперметр», то поднимаем руки «домиком», если «вольтметр», то «галочкой».
1. Чем длиннее проводник, тем больше его сопротивление. (Да)
2. Чем больше удельное сопротивление, тем лучше вещество проводит электрический ток. (Нет)
3. Чем больше площадь поперечного сечения, тем меньше сопротивление. (Да)
4. Сопротивление не зависит от длины проводника. (Нет) 1. Включается в цепь параллельно. (V)
2. Измеряет силу тока. (А)
3. Включается в цепь последовательно. (А)
4. Измеряет напряжение. (V)
VI. Закрепление полученных знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Презентация.
Начало электроники.
Слайды 5 – 7
Практическая работа
Составление схемы фонарика: измерение напряжения, силы тока и расчет сопротивления лампочки.
Решение задач.
Длина алюминиевого провода, использованного в осветительной сети – 100 м, площадь поперечного сечения его 2 мм². Чему равно сопротивление такого провода?
Никелиновая проволока длиной 50 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм²вкючена в цепь с напряжением 24 В. Определить силу тока в проводнике.
На электронной доске, составление схемы фонарика, измерение напряжения, силы тока и расчет сопротивления лампочки.