Рабочей программы дисциплины Методологические проблемы психологии



Скачать 307,77 Kb.
страница1/13
Дата24.04.2016
Размер307,77 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13







АННОТАЦИЯ

Рабочей программы дисциплины

«Методологические проблемы психологии»

По направлению подготовки 030300.68 — ПСИХОЛОГИЯ
Цели и задачи дисциплины

Целью изучения учебной дисциплины «Методологические проблемы психологии» является развитие у обучающихся методологической культуры мышления, понимания особенностей научного познания, его возможностей и ограничений, специфики психологического знания и способов его получения и обоснования.

Дисциплина знакомит обучающихся с наиболее общими путями и средствами исследования в психологии, организацией психологического знания, процессами его порождения и развития. Особое внимание студентов обращается на методологические основания собственных исследовательских – магистерских работ. Овладение методологическим знанием и навыками его использования позволит более осмысленно и глубоко ставит проблемы психологического исследования/практики, находить эмпирический материал и теоретические концепции его понимания.


Задачами дисциплины являются:

  1. продемонстрировать актуальность и значимость методологической культуры мышления психолога-исследователя и психолога-практика в его профессиональной деятельности;

  2. познакомить обучающихся с проблемами демаркации научного познания от ненаучного и вненаучного (на примере психологической науки);

  3. познакомить обучающихся с историческими тенденциями развития методологической рефлексии научного знания и их отражения в историческом развитии психологической науки;

  4. познакомить обучающихся с проблемами нахождения психологической наукой объекта своего изучения и принципиальных подходов его познания;

  5. познакомить обучающихся с методологическими основаниями основных психологических школ XIX-XXI вв.;

  6. сформировать у обучающихся профессиональные умения и навыки методологической рефлексии теоретических концепций (теорий) и конкретных эмпирических (экспериментальных) исследований, их анализа и сопоставления.


2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной

программы магистратуры
Дисциплина «Методологические проблемы психологии» (М.1.Б.01) относится к базовой части общенаучного цикла структуры ООП магистратуры.

Учебная дисциплина является основой подготовки обучающихся к планированию, организации и выполнению собственной научно-исследовательской работы.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимы базовые знания, умения и компетенции, полученные в рамках изучения учебных дисциплин по курсам «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Актуальные проблемы общей психологии», «Научные школы и теории в современной психологии».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся – высшее образование (степень магистра или специалиста). Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Методологические проблемы психологии» должны иметь представления об основных психологических школах XIX-XX вв., планировании и проведении психологических исследований, а так же, об основных закономерностях развития и функционирования психических явлений.

Знания и умения, формируемые у обучающихся в ходе изучения дисциплины «Методологические проблемы психологии», определяют качество освоения последующих дисциплин «Планирование теоретико-эмпирического исследования», «Статистические методы в психологии», а также способствуют успешной подготовке и выполнению научно-исследовательской работы и прохождению научно-исследовательской практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ФГОС ВПО.




Код компетенции

Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

ОК-1

Совершенствование своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности

Знать:

стремление к повышению квалификации, личностному и профессиональному совершенствованию



Уметь:

Ориентироваться в проблемах методологического характера, связанных с организацией и проведением исследований в различных отраслях психологии



Владеть:

основами методологии научного психологического познания при работе с индивидом, группами



ОК-3

Активное общение в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности

Знать:

роль психологии в современном наукознании



Уметь:

выстраивать общение с представителями разных социальных групп



Владеть:

культурой общения в профессиональной деятельности



ПК-3

Совершенствование и разработка категориального аппарата психологии

Знать:

структуру категориальной системы психологической науки, историю и теорию формирования категориального аппарата психологии.



Уметь:

проводить анализ категориального аппарата психологии на предмет логической и содержательной связи между категориями



Владеть: навыками работы с научным текстом.

ПК-12

Сопоставление психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития

Знать:

внутреннюю логику развития психологических школ, концепций и их взаимоотношения




Уметь:

выявлять общее и специфическое при сравнении психологических школ, концепций.



Владеть:

навыками работы с научным текстом.



ПК-22

Постановка инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности

Знать:

структуру научной деятельности, закономерности ее развития.




Уметь:

формулировать цели и задачи научно-исследовательской деятельности, выявлять критерии их достижения.



Владеть:

навыками планирования научно-исследовательской деятельности.




4. Объем дисциплины и форма отчетности

Трудоемкость дисциплины

Форма отчетности

Количество зачетных единиц

Количество часов

2

72

экзамен










АННОТАЦИЯ

Рабочей программы дисциплины

«Планирование теоретического и эмпирического исследования»

По направлению подготовки 030300.68 — ПСИХОЛОГИЯ
Цели и задачи дисциплины

Целью изучения учебной дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования» является ознакомление студентов с основами организации и планирования теоретических и эмпирических исследований научного и прикладного характера в области психологии.
Задачами дисциплины являются:

  1. формирование у студентов представления о том, какие существуют виды теоретических и эмпирических исследований в области психологии;

  2. освоение требований, предъявляемых к различным видам психологических теоретических и эмпирических исследований;

  3. ознакомление с основами планирования различных видов исследований в психологии;

  4. формирование умений, касающихся организации и планирования психологических исследований;

  5. получение достаточно представления о том, каким образом результаты психологических исследований внедряются в практику;

  6. освоение студентами средств контроля и оценки правильности организации и проведения теоретических и эмпирических исследований в области психологии.



2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы магистратуры
Учебная дисциплина «Планирование теоретического и эмпирического исследования» относится к базовой части общенаучного цикла структуры ООП магистратуры (М.1.Б.02).

Она обеспечивает общую концептуальную и практическую готовность магистранта к организации научных, теоретических и эмпирических исследований различных типов.

Учебная дисциплина является основой подготовки обучающихся к организации и проведению самостоятельных научных, фундаментальных и прикладных исследований в области современной психологии.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимы базовые знания, умений и компетенции, полученные в рамках изучения учебных дисциплин по курсам «Методологические проблемы психологии», «Актуальные проблемы общей психологии», «Детская и возрастная психология», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Статистические методы в психологии».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся – высшее образование (степень бакалавра, магистра или специалиста). Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования» должны иметь представление о методологии и содержании научного знания по психологии, ориентироваться в основных научных направлениях отечественной и зарубежной социальной психологии, знать теоретические и экспериментальные исследования по разной психологической проблематике.

Знания и умения, формируемые у обучающихся в ходе изучению дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования», определяют качество освоения последующих дисциплин: «Качественные и количественные методы исследований в психологии», «Научные школы и теории в современной психологии», «Психология индивидуальных различий».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ФГОС ВПО.




Код компетенции


Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

ОК-4

Свободное применение русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности

Знать:

логику и последовательность изложения научного материала



Уметь:

анализировать историю научных дискуссий по ключевым вопросам психологического познания



Владеть:

системой научных понятий; содержанием, аргументацией и критическим анализом базовых положений изученных научных направлений



ОК – 5


Использование на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом


Знать:

1. Научные основы планирования исследований.

2. Виды научных исследований.

3. Требования, предъявляемые к разным видам научных исследований.



Уметь:

1. Определять тип исследования.

2. Устанавливать нормы, которым исследование должно соответствовать.

3. Составлять план и программу предстоящего исследования.



Владеть:

1.Системой требований, предъявляемых к современным научным исследованиям.

2. Совокупность приемов по организации и проведению научного исследования.

3. Технологией организации и проведения современных научных исследований.





ОК-6

Принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация

Знать:

о возможности при необходимости принимать ответственность за собственную профессиональную деятельность



Уметь:

методически и психологически изменять вида и характера своей профессиональной деятельности



Владеть:

способностью анализировать возникающие проблемы, разрабатывать и осуществлять план действий



ОК-7

Адаптация к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей

Знать:

об особенностях адаптации к новым ситуациям и личных адаптационных возможностях



Уметь:

использовать полученные знания в процессе социально-психологического анализа личности, причин и проявлений социально-психологической дезадаптации



Владеть:

достижениями естественных и общественных наук с последующим их применением в профессиональной деятельности



ОК-8

Позитивное воздействие личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни

Знать:

современное представления о факторах, влияющих на психическое и физическое здоровье



Уметь:

использовать различные подходы для формирования установки быть здоровым



Владеть:

технологиями по выработке стратегии и тактики сохранения здоровья



ОК-11


Оформление и представление в устной и письменной форме результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований

Знать:

1. Правила и нормы оформления и представления результатов научных исследований.

2. Правила построения таблиц и оформления рисунков.

3. Требования, предъявляемые к устным и письменным презентациям научных исследований.



Уметь:

1. Оформлять и представлять результаты исследования в устной и письменной форме.

2. Анализировать результаты исследований.

3. Оценивать достоинства и недостатки проведенных научных исследований.





Владеть:

1. Навыками оформления итогов научных исследований.

2. Умениями, связанными с представлением результатов исследования в письменной форме.

3. Навыками презентации результатов исследования в устной форме.



ПК-1

Способность к обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии

Знать:

1. Виды научных гипотез.

2. Требования, предъявляемые к научным гипотезам.

3. Способы представления и обоснования научных гипотез.



Уметь:

1. Самостоятельно определять тип гипотезы в зависимости от особенностей проводимого научного исследования.

2. Формулировать гипотезы в соответствие с предъявляемыми к ним логическими требованиями.

3. Оценивать гипотезы исследования с точки зрения их соответствия предъявляемым требованиям.



Владеть:

1. Навыками правильной формулировки научных гипотез.

2. Умениями, связанными с анализом и оценкой гипотез исследования.

3. Способностью к правильной формулировке задач научного исследования.



ПК – 2

Разработка программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств




Знать:

1. Требования, которым должна отвечать развернутая программа современного научного исследования.

2. Способы оформления программ научного исследования.

3. Различия, существующие между программами теоретических и эмпирических (экспериментальных) исследований.



Уметь:

1. Составлять программу научного исследования в зависимости от его специфики.

2. Оценивать правильность составления (разработки) программ научного исследования.

3. Сравнивать проводимое исследование с заранее составленной его программой и, при необходимости, вносить в них коррективы.



Владеть:

1. Навыками составления исследовательских программ.

2. Умением анализировать составленные программы научных исследований.

3. Способностью адекватной оценки составленных программ научных исследований.



ПК-4

Создание нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки

Знать:

особенности методологических подходов на современном этапе развития психологии



Уметь:

сформулировать определение понятия, гипотезу, объект и предмет исследования



Владеть:

навыками обобщения результатов исследования, формулирования выводоы



ПК-5

Определение проблемного поля и компетентный выбор тем научно-исследовательских и проектных работ

Знать:

современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии



Уметь:

анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологии



Владеть:

методами анализа и синтеза информации при отборе тем научно-исследовательских и проектных работ



ПК-6

Модификация и адаптация существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии

Знать:

технологии научно-исследовательской и практической деятельности



Уметь:

адаптировать психологические технологии под задачи собственной практической и исследовательской деятельности



Владеть:

приемами модификации методов исследования и практической работы психолога



ПК-7

Планирование и проведение прикладного исследования в определенной области применения психологии

Знать:

современные компьютерные технологии, применяемые при решении профессиональных психологических задач



Уметь:

самостоятельно использовать компьютерные технологии для решения различных профессиональных задач



Владеть:

критериями и приемами выбора адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы



ПК–11

Овладение навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога



Знать:

1. Требования, предъявляемые к научно-исследовательской деятельности психолога.

2. Способы анализа научно-исследовательской работы психолога.

3. Критерии, в соответствии с которыми научно-исследовательская деятельность может быть признана правильной (соответствующей требованиям) или неправильной (не соответствующей требованиям).



Уметь:

1. Анализировать собственную научно-исследовательскую деятельность.

2. Выявлять недостатки в собственной научно-исследовательской работе.

3. Исправлять недостатки в собственной научно-исследовательской деятельности.



Владеть:

1. Умением психологического самоанализа исследовательской деятельности.

2. Самостоятельно выявлять недостатки в своей научно-исследовательской работе.

3. Самостоятельно и вовремя исправлять обнаруженные в собственной научно-исследовательской работе ошибки (недочеты).




4. Объем дисциплины и форма отчетности

Трудоемкость дисциплины

Форма отчетности

Количество зачетных единиц

Количество часов

2

72

зачет










АННОТАЦИЯ

Рабочей программы дисциплины

«Качественные и количественные методы исследований в психологии»

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница