Рабочей программы ”Биоэнергетика клетки“ Наименование дисциплины



Скачать 112.11 Kb.
Дата15.02.2016
Размер112.11 Kb.
Аннотация рабочей программы ”Биоэнергетика клетки“
1.Наименование дисциплиныБ1.В.ДВ.17.2Биоэнергетика клетки

2.Цели и задачи изучения дисциплиныЦель: получение современных представлений об основных системах биологического окисления эукариотической клетки; формирование понимания роли митохондриальной системы окисления в биоэнергетике клетки и клеточной биологии; формирование представлений о ткане- и органоспецифических особенностях структурно-функциональной организации митохондрий; получение современных представлений о микросомальной системе окисления и ее роли в биоэнергетике и биохимических процессах клетки; формирование понимания роли активных форм кислорода, образующихся при работе систем биологического окисления клетки, в процессах регуляции клеточного метаболизма при разных физиологических состояниях организма.

Задачи:

- изучение основных систем биологического окисления клетки: митохондриальной системы окислительного фосфорилирования и микросомальноймонооксигеназной системы;

- знакомство с основными методами изучения ферментных систем, обеспечивающих сопряженное и несопряженное окисление;

- получение знаний об особенностях структурно-функциональной организации генома митохондрий и его отличиях от геномов других ДНК-содержащих органелл эукариотической клетки (хлоропластов и ядра);

- получение знаний об особой роли митохондрий в ретроградной регуляции экспрессии ядерных генов;

- детальное знакомство с ролью кислорода и его активных форм как факторов регуляции метаболических процессов;

- изучение повреждающих эффектов активных форм кислорода, образующихся в митохондриях, в отношении основных типов информационных биополимеров (ДНК, РНК и белков);

- получение знаний о клеточных системах контроля активных форм кислорода и сигнальной роли активных форм кислорода;

- изучение взаимоотношений систем окислительного фосфорилирования, микросомального окисления и фотосинтеза у растений.

3.Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОПК-2 Способность использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения.

ОПК-4 Способность применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владение знанием механизмов гомеостатической регуляции; владение основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем.

ПК-13 Умение организовать работу в биохимической лаборатории в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- структурно-функциональную организацию основных систем биологического окисления клетки;

- роль активных форм кислорода, образующихся при работе клеточных систем биологического окисления, в процессах регуляции клеточного метаболизма при разных физиологических состояниях организма;

- способы, используемые организмом для поддержания физиологического редокс-потенциала в клетках и тканях;

- важность определения содержания активных форм кислорода как высокоинформативного диагностического и физиолого-биохимического параметра в медицине и биологии.



Уметьиспользовать знания дисциплины для решения научно-исследовательских задач профессиональной специализации;

- использовать полученные знания для расширения своего кругозора и совершенствования общей профессиональной подготовки.



Владеть: - знаниями в области биохимических механизмов преобразования энергии с участием митохондрий;

- информацией о связи процессов трансформации энергии в клетке с механизмами эволюции, механизмами старения организма и возникновения болезней;

- навыками работы с основными информационными базами данных, аккумулирующих сведения по биоэнергетике клетки;

- навыками решения учебных задач по отдельным темам дисциплины.



4.Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

8










Аудиторные занятия (всего)

63

63










Лекции

24

24










Практические занятия (ПЗ)

32

32










КСР

7

7










Самостоятельная работа (всего)

45

45










Реферат (при наличии)

6

6










Другие виды самостоятельной работы

39

39










Контроль

36

36










Вид промежуточной аттестации (экзамен)
















Контактная работа

67

67










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



144

4


1444










5.Краткая характеристика содержания учебной дисциплины

Раздел 1.Биоэнергетическая классификация мембран.

Тема 1. Сопрягающие мембраны. Сопрягающие ионы.

Тема 2. Основные кислород-утилизирующие системы.

Тема 3. Особенности липидного компонента мембран митохондрий.



Раздел 2.Специфические методы мембранной биоэнергетики.

Тема 1. Измерение дыхания митохондрий.

Тема 2. Измерение трансмембранного потенциала митохондрий.

Тема 3. Измерение проницаемости внутренней мембраны митохондрий.



Раздел 3. Первичные генераторы трансмембранного потенциала в митохондриях.

Тема 1. Дыхательная цепь.

Тема 2. Механизм генерации мембранного потенциала.

Тема 3. Формы использования мембранного потенциала. Синтез АТФ.



Раздел 4.Митохондриальная система окисления и ее биологическая роль.

Тема 1. Редокс-потенциал и фосфатный потенциал в митохондриях и цитоплазме.

Тема 2. Генетическая функция митохондрий.

Тема 3. Взаимоотношения митохондрий и хлоропластов у растений.



Раздел 5.Кислород и дыхательные системы клетки.

Тема 1. Активные формы кислорода (АФК) и их биологическая роль

Тема 2. Мягкое разобщение митохондрий.

Тема 3. Роль АФК в нарушении митохондриальных функций.



Раздел 6. Роль АФК в защите от вирусныхинфекций

Тема 1. Генераторы АФК в клетке.

Тема 2. Митоптоз.

Раздел 7.Альтернативная оксидаза (АОХ).

Тема 1. Альтернативный путь переноса электронов в растительных митохондриях.

Тема 2. Роль АОХ в предотвращении окислительного стресса

Раздел 8. Горизонтальный перенос генов в растительных митохондриях.

Тема 1. Роль горизонтального переноса генов у про- и эукариот.

Тема 2. Мембранные механизмы переноса ДНК в митохондрии.

Раздел 9.Микросомальное окисление эндогенных и экзогенных субстратов.

Тема 1. NAD(P)H-цитохром Р-450-оксидоредуктаза. Семейство цитохромов Р-450.

Тема 2. Метаболизм ксенобиотиков.

Раздел 10. Биохимические механизмы эволюции и роль кислорода.

Тема 1. Кислород как мутагенный фактор. АФК и их обезвреживание.

Тема 2. К- и r-стратегии.

Раздел 11.Связь биоэнергетики с биотехнологией, биомедициной и сельским хозяйством.

Тема 1. Митохондриальные болезни и митохондриальная медицина.

Тема 2. Цитоплазматическая мужская стерильность (ЦМС). Типы ЦМС.

Тема 3. Перспективы клонирования генов в митохондриях.



6. Форма промежуточной аттестации экзамен
Разработчики программы:

профессор Ю.М. Константинов
Каталог: filearchive -> edu files
edu files -> Рабочей программы дисциплины б. 30 «русский язык и культура речи» направления подготовки 06. 03. 01
edu files -> Организация работы с молодежью в. Од. 14 «Политическая психология» Цели и задачи дисциплины
edu files -> Организация работы с молодежью б. 30 «Общая педагогика и психология» Цели и задачи дисциплины (модуля)
edu files -> Б. 4 Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки) Цели и задачи изучения дисциплины Целью
edu files -> В. дв функциональная асимметрия мозга Цели и задачи дисциплины (модуля)
edu files -> Организация работы с молодежью в. Дв 1 «Молодая семья объект молодежной политики» Цели и задачи дисциплины
edu files -> Организация работы с молодежью б. 16 «Социология молодежи» Цели и задачи дисциплины
edu files -> Организация работы с молодежью б. 20 «Менеджмент в молодежной политике» Цели и задачи дисциплины
edu files -> Организация работы с молодежью б. 14 «Психологические основы работы с молодежью» Цели и задачи дисциплины (модуля)
edu files -> Организация работы с молодежью б. 25 «Карьерные стратегии молодежи» Цели и задачи дисциплины (модуля)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница