Рабочая учебная программа по социологии лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»



Скачать 479,31 Kb.
страница1/2
Дата14.02.2016
Размер479,31 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО СОЦИОЛОГИИ

Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор НИУ ВШЭ

________________/В. В. Башев/

«____» __________________ 2015 г.






Программа учебного предмета
Социология (углубленный уровень)


Автор(ы): Иконникова Н.К.

Сорвин К.В.


Оганесян М.Р.


  1. Пояснительная записка

Учебный курс «Социология» ориентирован на школьников 10-11 классов, обучающихся по специальным программам, разработанным НИУ ВШЭ и планирующих сдавать ЕГЭ по обществознанию, принимать участие в конкурсах и олимпиадах по данному предмету.

Данная рабочая учебная программа предмета (далее Программа) предусматривает дальнейшее развитие всех основных видов деятельности обучаемых в старшей школе. Курс опирается на знания и умения, полученные ранее по предмету «Обществознание», а также по другим предметам гуманитарного и социально-экономического профиля. Однако Программа имеет особенности, обусловленные с одной стороны задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, а с другой психологическими и возрастными особенностями обучаемых. На старшей ступени полного общего среднего образования интенсифицируется включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обусловливает дальнейшее развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий таких, как умения видеть и ставить проблемы, наблюдать явления и события, классифицировать и сравнивать их, анализировать, обобщать, систематизировать, делать аргументированные выводы, объяснять и др. Содержательно Программа основывается на социологических темах курса Обществознание для старшей школы, которые изучаются на углубленном уровне.

Программа рассчитана полтора годы при пятидневной учебной неделе из расчета 4 недельных учебных часов, в первый учебный год - 136 часов, во второй – 68 часов, всего - 204 часа. Программа конкретизирует содержание учебного материала, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса

Программа ориентирована на использование следующих учебно-методических комплектов в качестве основных:

- Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвщенеие, 2011.

- Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвщенеие, 2011.

- Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. 5-е издание, стереотипное. В помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ и студентам младших курсов. – М.: Русская панорама, 2015.

В качестве дополнительной литературы используются классические работы (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, П. Сорокин и др.), работы современных социологов (Ионин Л.Г., Радаев В.В., Шкаратан О.И., ), наиболее известные учебники по социологии (Смелзер Н., Гидденс Э.). Подобное сочетание позволяет наиболее полно познакомить школьника с классикой социологии, и в то же время ввести его в мир современной науки. В пособии Сорвина К.В., Сусоколава содержится подробный учебно-методический материал, связанный с методикой отработки навыков написание обществоведческих текстов различного формата.


2. Общая характеристика учебного предмета


Основной целью курса «Социология» является формирование у учащихся целостного представления о социологии как академической дисциплине и овладение ими на этой основе навыками творческого применения полученных знаний для анализа социальных и социокультурных реалий современности.

По своему формату курс сочетает в себе как лекционные, так и семинарские занятия, включая значительную долю самостоятельной проектной и исследовательской работы учащегося. Курс является синтетическим, в нем сочетается обращение к истории социально-философской и социологической мысли с анализом современных социологических концепций общества и человека. Освоение курса должно не только способствовать лучшей профориентационной подготовке школьника, но и повысить его конкурентоспособность на профильных конкурсах, олимпиадах, экзаменах. С этой целью большое внимание на занятиях отводится овладению школьниками навыками подготовки письменных работ обществоведческого содержания, подготовки докладов и выступлений. Около четверти часов курса отводится проведению социологического практикума.

Работа учащегося по освоению данного курса включает в себя следующие учебные процессы:

- прослушивание лекций по соответствующим темам курса;

- работа на уроках, организованных по семинарскому принципу;

- участие в дискуссиях и обсуждениях;

- изучение указанных в программе источников;

- выполнение творческих заданий различного формата и различного тематического содержания.

- ознакомление со спецификой основных видов письменного контроля знаний;

- выработка навыка успешной работы с тестовым форматом контроля знаний;

- выработка навыка написания обществоведческих текстов различного объема, жанра, формата.

Завершение изучения каждой темы предполагает либо участие в дискуссии с заранее сформулированными вопросами, либо написание самостоятельной / контрольной работы, включающей в себя тестовые задания, либо написание короткого эссе (не менее 6000 знаков), либо подготовку и защиту проекта. Существующий в рамках курса социологический практикум завершается подготовкой и защитой группой исследовательской работы.



2. Цели и задачи курса
Основной целью курса «Основы социологии» целостного представления о социологии как академической дисциплине и формирование на этой основе навыков творческого применения полученных знаний для анализа социальных и социокультурных реалий современности.

Как по содержанию, так и по форме курс приближен к классическим университетским курсам со значительной долей самостоятельной проектной работы. Освоение теоретического материала опирается на реалии окружающей школьника социальной жизни. Отнюдь не ставя перед собой задачу дать школьнику бакалаврскую подготовку по общей социологии, данный курс, в то же время, должен представить основные темы и понятия современной социологии. Курс является синтетическим, в нем сочетается обращение к истории социально-философской и социологической мысли с анализом современных социологических концепций общества и человека. Освоение курса должно не только способствовать лучшей профориентационной подготовке школьника, но и повысить его конкурентоспособность на профильных конкурсах, олимпиадах, экзаменах. С этой целью большое внимание на занятиях отводится овладению школьниками навыками подготовки письменных работ обществоведческого содержания, подготовки докладов и выступлений.



  1. Место учебного предмета в учебном плане

Курс «Социология» в 10-11 классах опирается на социально-гуманитарные знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура», «Политология», «Право», «Экономика». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Социология» в 10-11 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. Знание литературы позволяет анализировать художественные образы в контексте категориального аппарата социологической науки, основы географии дают четкое понимания культурно-аналитической парадигмы социологической теории. Знания политической, экономической и правовой сферы позволяет видеть системные связи общества. Объект и содержание вышеуказанных наук позволяют иллюстрировать теоретические концепции и понятия социологической науки.

  1. УМК

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

В учебно-методический комплект входят:

Программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., -М.: «Просвещение», 2007.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая., ИКТ.

Е.Н. Сорокина «Помощь школьному учителю», «Поурочные разработки по обществознанию, Москва: «Вако», 2015
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
4.1. Личностные результаты освоения учебного предмета

Изучение социологии в старшей школе направлено на достижение следующих целей учениками личностном плане :

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;

формирование способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин

воспитание национальной идентичности, гражданской ответственности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

освоение системы знаний о социально и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;


  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, первичного анализа и использования социальной информации;


4.2. Метапредметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения социологии ученик должен



Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

аргументировать свою точку зрения относительно различных социальных явлений, процессов, институтов и т.д.

анализировать источники, выделяя в них основные мысли авторов, дифференцировать существенное, основное от вторичного, производного.

излагать письменно свою точку зрения относительно различных социальных явлений, и процессов в соответствии с требованиями академического письма

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности, ценностной мотивации.

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

понимать методы социологического исследования и уметь их адекватно применять в любой форме от исследовательской деятельности (личной, журналистской, деловой и т.д.)



  • выполнять познавательные и практические задания и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации

4.3. Предметные результаты освоения учебного предмета

Учебный курс «Социология» направлен на формирование таких учебных результатов как уметь

определять основные понятия социологической науки такие как (социальная группа, социальные роли, социальные нормы и ценности, социальный контроль, социализация, социальный конфликт, девиантное поведение, социальная стратификация, культура и общество, социальные институты, глобализация и другие);

классифицировать основные категории на подвиды, выделять их типологии;

выделять характеристики отдельных типов групп, обществ, стадий социальный явлений и т.д.;

дифференцировать функции и дисфункции социальных явлений, институтов, социальных структур и социальных систем;

отбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов;


  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме как в адаптированных источниках различного типа, так и в классических источниках;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • письменно формулировать свою точку зрения в такой форме проверки знаний как эссе, открытые вопросы, рефераты, презентации, мини-исследования;

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



Педагогические технологии:

В процессе учебного курса используются следующие педагогические технологии:


1.Технология интерактивного урока.

2.Технология урока-исследования.

3.Технология проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Урок-объяснение(обучение)

6.Технология коллективного способа обучения КСО.

7.Технология коммуникативного обучения

8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).



5. Содержание учебного предмета

Тема1-5. Основные этапы развития социально-философской и социологической мысли.
Возникновение социальной философии в Древней Греции. Что можно сказать о современном обществе с точки зрения социальных учений Платона и Аристотеля? Социально-философские учения эпохи Возрождения (Мор, Макиавелли) и Нового времени (Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье). Интеллектуальные предпосылки возникновения социологии: идея научного метода, представление об обществе как объективной реальности, идея прогресса. Формирование основных принципов научной социологии в трудах Конта, понятие позитивного метода, социальная статика и социальная динамика, теория прогресса. Сильные и слабые стороны социологии Конта. Учение Маркса о законах функционирования и развития общества, концепция классовой борьбы и социальной революции. Материалистическое понимание истории. Развитие Дюркгеймом теории социологического метода, учение о коллективном сознании, теория религии. Понятие аномии. Социологическая концепция самоубийства. Что нового сказал Дюркгейм об обществе и человеке? Концепция Вебера о роли религиозного фактора в функционировании и развитии общества на примере влияния протестантской этики в формировании западного капитализма. Современные тенденции в развитии религии в свете методологических подходов М. Вебера.
Основная литература

1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов и др.М.: Просвещение, 2009, с. 30 – 34; 55 – 57.

2. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов и др.М.: Просвещение, 2010, с. 7 – 12.

3. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 254 – 276.



Дополнительная литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993, 39-72.

2. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 21 – 32 .

3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М. – Книжный дом «Университет», 2001, с. 61 – 132, 163 – 190.

4. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – АСТ, 2006, с. 64 – 81.

5. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 14 – 24.



Тема 6. Специфика человеческой жизнедеятельности.

Чем человек отличается от животного? Подходы к осмыслению их различия, встречавшиеся в истории социальных наук. Теория животных-автоматов и сформировавшаяся на ее основании концепция творческой природы мыслящих существ. Зачем в науках о человеке появилась теория души? Дилемма естественнонаучного и этического взгляда на человека, проблема свободы. Формирование теорий социальной природы человека. Сообщества животных и сообщества человека. Особенности взаимодействия между людьми. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Понятие социального наследования. Что значит фраза Конта: «Живые управляются мертвыми»? Современные концепции антропогенеза. Орудие как основание нового способа взаимодействия с природой. Все ли объясняет «трудовая теория?». Зачем появлялись «избыточные» (неутилитарные) предметы? Понятие символических предметов, их роль в возникновении и жизни человека и общества. Проблема мифа и религии в современных теориях антропогенеза. Особенности социологического подхода к человеку, предмет и метод социологии. Модель социологического человека. Структура современного социологического знания.

Каталог: data -> 2015
2015 -> Александрова Лада Анатольевна
2015 -> Программа дисциплины Теория отраслевых рынков  для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Иностранный язык»
2015 -> 1 Область применения и нормативные ссылки
2015 -> Преподаватель: А. А. Абрашкин Число кредитов
2015 -> Программа дисциплины "Культура России Нового времени"
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 01. 03. 04 «прикладная математика» подготовки бакалавра
2015 -> Занятие № Становление и развитие юридического образования и науки в Российской империи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница