Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная психология» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»



Скачать 227.8 Kb.
Дата14.02.2016
Размер227.8 Kb.
ТипРабочая учебная программа


Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,


профессор Ярыгин Н.В.


__________________________

«___»________________2007г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Социальная психология»

для студентов дневного отделения факультета клинической психологии

для специальности 030302 «Клиническая психология».
Кафедра общей психологии

Курс 2 Семестр 3
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».
Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«____»______________ 2007г., протокол № ________

Зав. кафедрой, профессор ___________________________ Е.В. Орестова

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 «Клиническая психология»

«____»_______________ 2007г., протокол № ________

Председатель комиссии:

профессор _________________________________________ Н.А. Сирота

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ

«____»_______________ 2007г., протокол № ________



Председатель ЦМС:

Член-корр.РАМН, профессор _________________________ Э.В. Луцевич



1. Цель и задачи дисциплины: формирование у студентов представлений о закономерностях поведения людей, обусловленных их совместной деятельностью и включением в социальные группы.

Задачи дисциплины:

  • формирование представлений о месте социальной психологии в системе других наук;

  • изучение развития представлений о социальной природе человека;

  • исследование специфики поведения и деятельности личности в контексте социальной группы;

  • изучение психологических особенностей социальных групп;

  • формирование теоретических и методологических предпосылок для анализа психических явлений с точки зрения их социальной обусловленности;

  • усвоение студентами методов и понятийного аппарата социальной психологии как науки;


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) студент должен знать и уметь использовать:

  • Психологический тезаурус (понятийный аппарат);

  • Основные направления, школы, концепции и подходы к рассмотрению проблем личности и группы;

  • Известных исследователей, внесших существенный вклад в развитие социальной психологии как науки;

  • Методы социальной психологии;

б) уровень компетентности:

  • Обладание целостным представлением о специфике человеческого общения и особенностях влияния друг на друга социальных субъектов различного уровня в процессе их взаимодействия;

в) коммуникативность:

Умение грамотно использовать полученные знания и умения, а также учитывать изученные социально-психологические явления



г) студент должен иметь навыки:

  • Самостоятельной работы с научной литературой;

  • Ведения научной дискуссии;

  • Теоретического обоснования своей позиции в соответствии с современными психологическими концепциями;

  • Анализа социальных явлений с точки зрения наиболее адекватных психологических подходов;

  • Практического применения методов социально-психологического исследования.

д) студент должен иметь представление о:

  • Основных проблемах социальной психологии;

  • Соотношении природных и социальных факторов в становлении психики;

  • Современном состоянии социальной психологии как науки;

  • Специфике отечественной и зарубежной социальной психологии;

  • Методах изучения различных сторон человека;

  • Закономерностях при общении с коллегами и клиентами.

е) основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, естественнонаучным дисциплинам, в том числе по: социологии, философии, культурологии, педагогике, истории, антропологии, медицине и др.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3




Общая трудоемкость дисциплины

120

120




Аудиторные занятия:

    • лекции

    • практические занятия

    • лабораторные работы

76

20

56



-

76

20

56



-




Самостоятельная работа

44

44




Формы текущего контроля

Контрольные работы

Вид итогового контроля:

зачет




+






4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п


Разделы дисциплины

Количество часов

Всего

лекции

Пр. зан.

Сам. раб.

1

Социальная психология как наука

2

2

4

8

2

Социальная психология личности

6

18

14

38

3

Социальная психология больших групп и массовых явлений

6

12

8

24


4

Социальная психология малых групп

4

12

10

26

5

Практические приложения социальной психологии

2

12

8

24



4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Социальная психология как наука.

Предмет и основные проблемы социальной психологии. Принципы социальной психологии. Роль социальной психологии в системе наук о человеке. Социальная психология и проблемы общества. Социально-психологические факты, закономерности и механизмы. История становления социальной психологии как науки. “Психология народов” М. Лацаруса, Г. Штейнталя и В. Вундта. “Психология масс” Г. Лебона и С. Сигеле. Теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы XX в. в России. Развитие социальной психологии в ХХ веке за рубежом. Представления о социальной психологии К. Левина.

Современные психологические направления и социальная психология. Механизмы социального научения в необихевиоризме: Н. Миллер, Дж. Доллард, Д. Берковиц, А. Бандура. Модели диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли. Психоаналитический подход к анализу социальных явлений. Теории групповых процессов Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. Позиции Э. Фромма, Дж. Салливана, Э. Эриксона. Интеракционистский подход к изучению социально-психологических явлений: Т. Сарбин (теория ролей), Г. Хаймен, Р. Мортон, (теория референтных групп) Символический интеракционизм М. Куна и Г. Блумера. Роль когнитивизма в развитии социальной психологии. Теории когнитивного соответствия Ф. Хайдера, Т. Ньюкома, Д. Фестингера, Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Теория деятельности и ее применение в социальной психологии.

Методология и методы исследования в социальной психологии. Построение программы социально-психологического исследования.



Раздел 2. Социальная психология личности

Проблема личности в социальной психологии. Концепция личности как основа социально-психологических исследований. Понятие имплицитной теории личности. Социально-психологические свойства и качества личности. Проблемы социально-психологической типологизации личности. Понятия когнитивного стиля и когнитивной сложности личности. Социально-психологическая компетентность личности. Мотивация аффиляции и локус контроля. Методы диагностики социально-психологических свойств личности.

Проблема общения в контексте общественных и межличностных отношений. Структура общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Речь как средство коммуникации. Коммуникативные барьеры общения. Проблема интерпретации информации и каузальная атрибуция. Общение и деятельность.

Проблема социализации личности. Социально-психологические аспекты социализации. Факторы и механизмы социализации. Институты социализации. Стадии процесса социализации.

Личность в контексте межличностных отношений. Механизмы регуляции социального поведения личности. Потребности, ценностные ориентации, социальные установки личности. Эмоциональные, когнитивные и поведенческие характеристики социальных установок (аттитюдов). Динамика межличностных отношений. Межличностные отношения и деятельность.

Проблемы межличностного восприятия. Факторы, влияющие на восприятие человека человеком. Механизмы аттракции, идентификации, эмпатии, рефлексии, каузальной атрибуции. Эффекты восприятия: ореола, стереотипизации, первого впечатления, последовательности и новизны информации. Межличностное взаимодействие и его виды. Межличностное взаимодействие в контексте деятельности. Проблемы ролевой дифференциации. Методы изучения особенностей межличностного взаимодействия.

Проблема межличностного конфликта. Мотивационная и когнитивная концепции возникновения конфликта. Динамика конфликта. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Стратегии поведения в конфликте: противоборство, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество (К. Томас). Конструктивная и деструктивная стороны конфликта. Деструктивные формы поведения в конфликте: агрессия, проекция, избегание, фантазия, регрессия, замена цели. Разрешение межличностного конфликта. Основные способы регуляции конфликта: переговоры, посредничество, арбитраж.

Раздел 3. Социальная психология больших групп и массовых явлений

Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп. Условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, организованные и стихийные, становящиеся и сложившиеся группы. Проблема больших групп в социальной психологии. Особенности психологии больших общностей. Признаки большой группы. Классификация больших социальных групп. Особенности социализации личности в контексте принадлежности к большой социальной группе.

Понятие социальных движений. Механизмы присоединения к движению: теории относительной депривации и мобилизации ресурсов. Виды общественных движений. Проблема соотношения позиций большинства и меньшинства. Проблема лидера. Психология социальных классов и имущественных групп. Понятие классовых ценностей, потребностей, интересов, “социальных чувств”, привычек, обычаев и традиций. Идеология с точки зрения социальной психологии. Проблема стратификации и имущественной дифференциации групп в обществе. Социально-психологические аспекты политики. Партийно-политические установки граждан и типы партий. Социальная психология государственного аппарата. Психологические аспекты поведения госслужащих.

Социальная психология гендерных групп. Понятия половой идентичности, дифференциации, гендерной роли. Социально-психологическая характеристика мужчин и женщин. Проблема гендерной социализации. Социальная психология возрастных групп. Социально-психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Социально-психологические особенности этнических и религиозных общностей. Понятие национального характера. Проблема национальных традиций и обычаев в условиях глобализации и интеграции культур. Психология межэтнических отношений. Структура и функции религиозной группы. Социально-психологические особенности различных религиозных движений.

Проблема массового сознания: понятие, состав, структура, формы. Психология масс в культурно-историческом контексте. Социально-психологическая характеристика “русской души”. Психология массовых настроений. Психология стихийных групп: масса, публика (аудитория), толпа. Проблема поведения личности в толпе. Механизмы заражения, внушения и подражания. Массовая паника и массовая агрессия.

Социальная психология общества. Понятия общественного сознания и самосознания, менталитета народа, социально-психологического климата, общественной активности, социально-психологической напряженности. Проблема социально-психологической регуляции развития общества. Понятие духовной культуры общества.



Раздел 4. Социальная психология малых групп

Теоретические основы изучения малой группы. Проблема определения границ малой группы. Основные характеристики малой группы. Проблема классификации малых групп. Основные направления исследований малых групп. Формальная и неформальная структура группы. Типы коммуникативных сетей в малой группе.

Личность в контексте малой группы. Проблема нормообразования и механизмы детерминации индивидуального поведения. Феномен группового давления и его изучение. Проблема конформизма и конформности. Явление подчинения авторитету. Позиция, роль и статус личности в группе. Методы изучения и коррекции положения личности в группе.

Динамика развития малой группы. Механизмы групповой динамики. Факторы возникновения и сохранения малой группы. Группа как развивающаяся система. Модели развития группы. Формы внутригрупповой дифференциации. Психологическая характеристика групповой сплоченности и проблема лидерства и руководства. Процесс принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности.

Психология межгрупповых отношений. Подходы к исследованию межгрупповых отношений: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный. Межгрупповое взаимодействие и динамика внутригрупповых процессов. Проблема межэтнического взаимодействия.

Раздел 5. Практические приложения социальной психологии

Проблема соотношения фундаментальных и прикладных исследований в социальной психологии. Специфика прикладных исследований. Основные направления практической социальной психологии. Применение социальной психологии в промышленном производстве и управленческой деятельности. Социальная психология профессиональной деятельности. Проблема самореализации личности в профессии.



Применение социальной психологии в педагогической, научной, политической, предпринимательской, правоохранительной, воинской деятельности. Психология религии, моды, слухов и сплетен, массовой коммуникации, рекламы и PR-воздействия.
4.3. Тематический план лекций по семестрам

2курс, 1 семестр

  1. Предмет, основные проблемы и методы исследования социальной психологии.

  2. Основные направления современной социальной психологии. Концептуальные основы построения программа социально-психологического исследования.

  3. Личность в социальной психологии.

  4. Основные характеристики общения как социально-психологического феномена.

  5. Понятие, факторы и механизмы социализации личности.

  6. Личность в контексте межличностных отношений.

  7. Механизмы межличностного восприятия.

  8. Межличностный конфликт: понятие, динамика, стратегии поведения.

  9. Проблема группы в социальной психологии.

  10. Психология социальных движений.

  11. Социальная психология гендерных, возрастных и религиозных групп.

  12. Социальная психология межэтнических отношений.

  13. Психология масс и феномен массового сознания.

  14. Социальная психология общества.

  15. Основные характеристики малой группы.

  16. Взаимодействие личности и малой группы: проблемы конформизма.

  17. Динамика развития малой группы.

  18. Психология межгрупповых отношений.

  19. Общая характеристика практической социальной психологии; специфика прикладных исследований.

  20. Основные направления практической социальной психологии.


4.4. Тематический план практических занятий по семестрам

2курс, 1 семестр

  1. Социальная психология в системе наук о человеке.

  2. Методы исследования в социальной психологии.

  3. Социально-психологические свойства личности.

  4. Проблемы типологизации личности в социальной психологии.

  5. Проблемы мотивации личности.

  6. Методы диагностики социально-психологических свойств личности.

  7. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.

  8. Общая характеристика вербальной и невербальной коммуникации.

  9. Каузальная атрибуция и коммуникативные барьеры общения.

  10. Экологическая модель социализации личности.

  11. Потребности и ценностные ориентации как механизмы регуляции социального поведения личности.

  12. Социальные установки (аттитюды) и их роль в индивидуальной и общественной жизни.

  13. Социально-психологическая характеристика динамики межличностных отношений.

  14. Факторы, влияющие на восприятие человека человеком.

  15. Субъективные и объективные предпосылки возникновения эффектов восприятия.

  16. Виды межличностного взаимодействия.

  17. Ролевая опосредованность межличностного взаимодействия.

  18. Методы изучения различных форм межличностного взаимодействия.

  19. Межличностный конфликт: формы, динамика, стратегии поведения.

  20. Способы регуляции конфликта.

  21. Подходы к изучению группы в социальной психологии. Основы для классификации групп.

  22. Специфика изучения больших групп в социальной психологии.

  23. Психология социальных движений. Механизмы присоединения к движению.

  24. Психология социальных классов.

  25. Психология политических партий.

  26. Социальная психология гендерных групп.

  27. Социальная психология возрастных групп.

  28. Социальная психология этносов и межэтнических взаимоотношений.

  29. Социальная психология религии и религиозных групп.

  30. Психология масс и проблемы изучения массового сознания.

  31. Проблема поведения личности в толпе.

  32. Социальная психология общества.

  33. Понятие малой группы в социальной психологии.

  34. Основные направления исследований малых групп.

  35. Формальная и неформальная структура группы: специфика межличностного взаимодействия.

  36. Проблема структуры внутригрупповой коммуникации.

  37. Конформизм и групповое давление: позитивные и негативные стороны.

  38. Личность в контексте группы: позиция, статус, роль.

  39. Механизмы развития малой группы.

  40. Проблема лидерства и руководства в малой группе.

  41. Социально-психологическая характеристика процесса принятия группового решения.

  42. Общая характеристика и подходы к исследованию межгрупповых отношений.

  43. Отношения между группами как фактор внутригрупповых процессов.

  44. Проблема межэтнического взаимодействия и возможные подходы к ее решению.

  45. Специфика фундаментальных и прикладных исследований в социальной психологии.

  46. Социальная психология промышленного производства и управленческой деятельности.

  47. Социальная психология профессиональной деятельности.

  48. Социальная психология в образовании.

  49. Социальная психология в науке.

  50. Социальная психология в политике.

  51. Социальная психология в правоохранительной деятельности.

  52. Социальная психология в медицине.

  53. Социальная психология в воинской деятельности.

  54. Социальная психология моды.

  55. Социальная психология массовой коммуникации.

  56. Социальная психология рекламы и PR-воздействия.


4.5. Самостоятельная работа студентов

п/п

Наименование темы

Содержание самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Научное и житейское знание в социальной психологии

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка письменных работ с описанием и анализом наблюдаемых социально-психологических явлений

Представление письменной работы

4

2.

Основные направления в социальной психологии

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка докладов на основе анализа основных подходов к изучению социально-психологических явлений

Собеседование

Представление докладов



12

3.

Методологические проблемы социальной психологии

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка доклада с изложением и анализом достоинств и недостатков основных методов социальной психологии

Собеседование Представление рефератов, докладов

6

4.

Проблемы личности в социальной психологии

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка рефератов по темам: “Предпосылки формирования локуса контроля”, “Социально -психологическая характеристика механизма каузальной атрибуции”, “Конформизм и проблема свободы личности”, “Конструктивное и деструктивное в межличностном конфликте”

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов, докладов

10

5.

Проблемы межэтнического взаимодействия в современной России

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка реферата

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов, докладов

4

6.

Личность в условиях малой группы: позиция, статус, роль

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка реферата

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов, докладов

4

7.

Применение наработок социальной психологии в медицине

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка реферата

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов, докладов

4

ВСЕГО

44


5. Лабораторный практикум – не предусмотрен
6. Перечень практических знаний и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины

  1. Работа с учебной и научной литературой;

  2. Владение понятийным аппаратом социальной психологии;

  3. Навыки построения программы социально-психологического исследования;

  4. Владение методами исследования социальной психологии;

  5. Умение анализировать социально-психологические явления;;

  6. Умение обосновать свою точку зрения на основе существующих в социальной психологии концепций;


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.

  2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2006.

  3. Московичи С. Социальная психология.- СПб., 2007.

  4. Тейлор Ш., Пипло С., Сирс Д. Социальная психология.- СПб., 2004.


б) Дополнительная литература:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.

  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. - М., 2002.

  3. Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. – М., 1998.

  4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991.

  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2006.

  6. Гулевич О.А., Безменова И.К. Атрибуция: общее представление, направления исследований, ошибки. – М., 1999.

  7. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М., 1988.

  8. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2001.

  9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.

  10. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.

  11. Методы социальной психологии //Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л., 1977.

  12. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000.

  13. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб., 2001.

  14. Пайнс К., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2001.

  15. Перспективы социальной психологии / Ред.-сост. Хьюстон М., Штребе В., Стефенсон Дж.М. – М., 2001.

  16. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

  17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982 .

  18. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 1999.

  19. Совместная деятельность // Под ред. А.Л. Журавлева, П.Н. Шихерева, Е. В. Шороховой. - М., 1988

  20. Чалдини Р. Психология влияния.- СПб., 2006.

  21. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 2000.



7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

    • Учебные комнаты

    • Учебная и научная литература


8. Материально-техническое обеспечение

Не требуется.


9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Основными формами обучения студентов являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.

Практическое занятие со студентами состоит из следующих этапов:


  • проверка и уточнение имеющихся знаний (с помощью контрольных вопросов);

  • обсуждение наиболее значимых для психологии проблем, определение положительных и отрицательных сторон различных психологических концепций; свободная дискуссия;

  • подведение итогов занятия.

Для успешного освоения дисциплины студенты обеспечиваются учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебной и научной литературой).

В рамках аудиторных занятий проводятся деловые игры, круглые столы, посвященные актуальным проблемам современной психологии.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет около 1/3 от обще трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме.

Оценка знаний проводится с помощью контрольных работ, сделанных докладов, в процессе обсуждения темы занятия. По окончании изучения дисциплины (в конце 7 семестра) проводится зачет.



Рабочая учебная программа по дисциплине “Социальная психология” составлена А.А. Денисовым, к.психол.н., доцентом кафедры общей психологии факультета клинической психологии МГМСУ.
Каталог: userdata -> manual -> doc -> rab i uch program
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Философия и история образования» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Психологическое консультирование и психотерапия посттравматического стрессового расстройства и кризисных состояний»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по курсу «Культурология» для студентов факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология телесности» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Клиническая психология в экспертной практике» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Б иоэтика» для студентов факультета клинической психологии для специальности 030302 Клиническая психология
rab i uch program -> Рабочая программа по Психофизиологии (шифр-030302 ) для специальности: Клиническая психология
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Экспериментальная психология» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология аномального развития» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница